Форум
RSS
Знаменательные и памятные даты
 
15 сентября
15 сентября 1613 года родился Франсуа VI де Ларошфуко
   ...    

 (15 сентября 1613Париж — 17 марта 1680Париж),герцог де Ларошфуко — французский писатель, автор сочинений философско-моралистического характера. Принадлежал к южнофранцузскому роду Ларошфуко. Деятель войн Фронды. При жизни отца (до 1650) носил титул учтивости принц де Марсийак. Правнук того Франсуа де Ларошфуко, который был убит в ночь св. Варфоломея.
 Время, когда жил Франсуа де Ларошфуко, обычно называют "великим веком" французской литературы. Его современниками были Корнель, Расин, Мольер, Лафонтен, Паскаль, Буало. Но жизнь автора "Максим" мало походила на жизнь создателей "Тартюфа", "Федры" или "Поэтического искусства". Да и профессиональным писателем он именовал себя только в шутку, с некоторой долей иронии. В то время как его собратья по перу были вынуждены искать себе знатных покровителей, чтобы существовать, герцог де Ларошфуко часто тяготился особым вниманием, которое оказывал ему король-солнце. Получая большой доход с обширных поместий, он мог не беспокоиться о вознаграждении за свои литературные труды. А когда писатели и критики, его современники, были поглощены жаркими спорами и резкими столкновениями, отстаивая свое понимание драматургических законов, - совсем не о тех и отнюдь не о литературных схватках и баталиях вспоминал на покое и размышлял наш автор. Ларошфуко был не только писателем и не только философом-моралистом, он был военачальником, политическим деятелем. Сама его жизнь, полная приключений, воспринимается ныне как захватывающая повесть. Впрочем, он сам и рассказал ее - в своих "Мемуарах".
-Читать больше и читать книги     


Литературное наследие
Максимы
Результатом жизненного опыта Ларошфуко явились его «Максимы» (Maximes) — сборник афоризмов, составляющих цельный кодекс житейской философии. Первое издание «Максим» вышло анонимно в 1665 году. Пять изданий, каждое последующее из которых дополнялось автором, появились ещё при жизни Ларошфуко. Ларошфуко крайне пессимистически смотрит на природу человека. Основной афоризм Ларошфуко: «Наши добродетели — это чаще всего искусно переряженные пороки». В основе всех человеческих поступков он усматривает самолюбие, тщеславие и преследование личных интересов. Изображая эти пороки и рисуя портреты честолюбцев и эгоистов, Ларошфуко имеет в виду преимущественно людей своего круга. Общий тон его афоризмов — крайне ядовитый. Особенно характерны его жестокие определения, острые и циничные; например: «Все мы обладаем достаточной долей христианского терпения, чтобы переносить страдания других людей». Литературное значение «Максим» считается существенным в историографии французской литературы.
Мемуары
Другим важным трудом Ларошфуко явились его «Мемуары» (M?moires sur la r?gence d’Anne d’Autriche), первое издание — 1662 года. Они считаются ценным источником сведений о временах Фронды. В них Ларошфуко подробно описывает политические и военные события, о себе он говорит в третьем лице.
Историю о подвесках королевы Анны Австрийской, лёгшую в основу романа «Три мушкетера», Александр Дюма взял из «Мемуаров» Франсуа де Ларошфуко. В романе «Двадцать лет спустя» Ларошфуко выведен под своим прежним титулом — принц де Марсийак, как человек, пытающийся убить Арамиса, также пользующегося благосклонностью герцогини де Лонгвиль. Согласно Дюма, даже отцом ребёнка герцогини был не Ларошфуко (как настойчиво утверждали слухи того времени), а именно Арамис (вымышленный персонаж, не имевший прототипа).






"Тот, кто думает, что может обойтись без других, 
сильно ошибается;
 но тот, 
кто думает, 
что другие не могут обойтись без него, 
ошибается еще сильнее."





Со страниц многих работ Ларошфуко предстает как заядлый интриган, гордый и заносчивый человек, образец высокомерия. 
"Во Франции было немного людей более надменных, чем герцог де Ларошфуко", - утверждал его исследователь У.Г. Льюис. Ларошфуко не сумел сделать карьеры при дворе, "в основном по собственной  глупости", поскольку был совершенно непоследователен, то поддерживая королеву, то борясь против нее. Интрига была его стихией, "в которую Ларошфуко и окунается с огромным наслаждением".
 Он, очертя голову, "кинулся во Фронду без убеждений, но рьяно, из-за любви и злости на королеву"
. А иные полагают, что он лишь притворялся влюбленным, цинично используя страсть герцогини де Лонгвиль, одной из красивейших дам при дворе, фрондерки и сестры Великого Конде, для достижения собственных целей. Но даже вся его гордость не помешала ему, разорившись, отдать дочь в жены своему бывшему слуге, лишь бы только не лишиться его финансовой помощи (этот брак не был признан официально, но не считался секретом в обществе). - ЗАГАДОЧНЫЙ ЛАРОШФУКО А.В. Стогова




Галантный философ -  





 
15 сентября
15 сентября 1789 года родился  Джеймс Фенимор Купер 

   ...     
(15 сентября 1789 годаБерлингтонСША — 14 сентября1851 годаКуперстаун, США) — американский романист и сатирик. Классик приключенческой литературы



Сын крупного землевладельца. Учился в Йельском колледже. В 1806-1811 годах служил во флоте. Годы 1826-1833 Купер провел в разных европейских странах. Литера­турную деятельность начал с романа «Предосторожность» (1820). Однако известность писателю принес исторический роман «Шпион» (1825), в котором говорится об американ­ской революции и ее рядовых героях. В этом романе автор делает простого человека свершителем великого граждан­ского подвига: коробейник Гарви Берч во время Войны за независимость становится разведчиком американской армии, одновременно играя роль английского шпиона.
В 1823 году вышел первый роман (в дальнейшем 4-я часть) пенталогии Купера о Кожаном Чулке — «Пионеры, или истоки Сусквечанны». Цикл из 5 романов, принесших писателю мировую известность, объединяется общим геро­ем Натти (Натаниэлем) Бампо, выступающим под именами Зверобой, Соколиный Глаз, Следопыт, Кожаный Чулок, Длинный Карабин.
После создания своего лучшего морского романа «Лоцман» (1823) и романа «Лайонель Линкольн» (1825) Купер вновь обратился к образу Кожаного Чулка и написал вторую и пятую части цикла романов: «Последний из могикан» (1826) и «Прерия» (1827). «Последний из моги­кан» — наиболее популярный роман Купера, название которого стало нарицательным. В романе выведены муже­ственные, честные индейцы: друг Натти Бампо — Чингач-кук (Великий Змей) и его сын Ункас, героическая гибель которого воплощает трагическую судьбу индейского наро­да, уничтожаемого буржуазной цивилизацией.
Через 13 лет писатель вернулся к своему герою в романах «Следопыт, или Озеро-море» (1840) — 3 часть, и «Зверобой, или Первая тропа войны» (1841) — 1 часть.
Охотник и следопыт Натаниэль Бампо — чудесный образ, рожденный благородной мыслью и живым творчес­ким воображением художника. Он переходит из романа в роман, и читатель видит, какими путями он идет по жизни в течение шестидесяти лет — с 1745 по 1805 год.
В первой части пятикнижия Купер создает образ пол­ного сил юного Зверобоя, который неотделим от жизни лесов, рек, озер, от романтического мира индейских ле­генд, от сурового, но по-своему справедливого народа, которому еще чужды пороки цивилизации. Автор четко различал, что нравственно и что безнравственно в жизни его героев. Безнравственное связано для него так же, как и для Натти, с жадностью, приобретательской страстью, ожесточающей людей. Читатель узнает в «Зверобое» о незавидной судьбе Джудит и ее матери, которые пали жертвой безнравственного духа поселений и военных фор­тов. А Хетти, болезненно наивная, как бы отчужденная от цивилизованного мира расчетливых, нечистых страстей, непосредственная и детски откровенная, — нравственно чиста, верна в любви и дружбе.
В следующих двух романах Натти — гроза враждебных англичанам индейских племен. Он — знаменитый следо­пыт и разведчик Соколиный Глаз, знающий каждую лес­ную тропинку, обычаи и военные хитрости индейцев, вступивших на «тропу войны». Он чувствует себя хозяином в девственных лесах, он хочет быть полезен людям. Но именно здесь с наибольшей силой выражено отношение Натти и самого автора к горестной судьбе гордого, отваж­ного и поэтического народа, каким представлял его себе Купер. Благородны, чужды корысти и эгоизма Чингачкук и его сын Ункас, последний из могикан, — верные друзья Натти.
В «Пионерах» писатель рассказал печальную историю семидесятилетнего Натти и его друга индейца Джона, при­ютившихся в поместье судьи Темпля. Натти Бампо очень стар, но он благороден и честен, хотя и беспомощен в этом чуждом для него мире новых законов и сложных отноше­ний укрепляющегося собственнического государства. Именно в этом романе читатель ощущает трогательность, но и историческую «неуместность» попыток Натти уйти от страстей и предприимчивости напористых и волевых коло­нистов, по существу закладывающих основы будущей вы­сокоразвитой промышленности страны.
В «Прериях» старому Натти не удается избежать встреч с хищными, жадными захватчиками земель, буквально все сметающими на своем пути, потерявшими всякие нравст­венные устои. В этом романе читатель прощается с Ната­ниэлем Бампо, нашедшим последний приюту полюбивше­го его вождя индейского племени. Его смерть торжественна, потому что полна для автора символическо­го значения: вместе с Натти уходит в небытие чистая жизнь, слитая с первозданной природой.
М.Горький так отзывался о герое этой эпохи: «Натти Бампо всюду возбуждает симпатии читателей честной про­стотой своей мысли и мужеством деяний своих. Исследо­ватель лесов и степей Нового Света, он проложил в них пути людей, которые потом осудили его как преступника за то, что он нарушил их корыстные законы, непонятные его чувству свободы. Он всю жизнь служил великому делу географического распространения материальной культуры в стране диких людей и оказался неспособным жить в условиях этой культуры, тропинки для которой он впервые открыл. Такова — часто — судьба многих пионеров-развед­чиков — людей, которые, изучая жизнь, заходят глубже и дальше своих современников. И с этой точки зрения без­грамотный Бампо является почти аллегорической фигурой, становясь в ряды тех истинных друзей человечества, чьи страдания и подвиги так богато украшают нашу жизнь».





    
Рисунок на обложке и иллюстрации В. Высоцкого.

   http://fenimore-cooper.ru/




Джеймс Фенимор Купер / James Fenimore Cooper. Гении и злодеи.
 
17 сентября
17 сентября 1743 года родился Николя де Кондорсе
   ...    

 полное имя Мари Жан Антуан Николя де Каритамаркиз де Кондорсе (17 сентября 1743РибмонЭнаФранция — 28 марта 1794Бург-ла-РенИль-де-ФрансФранция) — французский философ, учёный-математик, академик и политический деятель. Его супругой была София де Кондорсе.

По настояниям дяди-прелата, на девятом году поступил в иезуитскую школу в Реймсе. Заметив в нём наклонность к духовному поприщу, родные поспешили отдать его в Наваррский коллеж, с тем, чтобы в дальнейшем тот мог посвятить себя военной карьере.


Научная деятельность
Но Кондорсе предпочёл занятия наукой. Мемуар «Essai sur le calcul int?gral» доставил ему в 1769 г. кресло в Академии. В 1777 г. он получил премию Берлинской академии за свою «Th?orie des com?tes». В том же году Кондорсе избран секретарем Академии за свои (1775) — ряд биографий: Гюйгенса, Роберваля, Пикара, Мариотта, Рёмера и др. Тогда же он пишет похвальное слово незадолго перед тем умершим Фонтенелю и Бюффону. Беспристрастие, мастерская обрисовка главных черт характера, рассмотрение деятельности замечательных людей в связи с историей человеческого ума — вот главные достоинства этих биографий. Лучшими биографиями, написанными Кондорсе, являются биографии Тюрго и Вольтера.
В начале своей деятельности Кондорсе занимался преимущественно математическими науками, но уделял внимание также вопросам справедливости и нравственности, занимавшим его ум ещё в детстве. Кондорсе отличался добротой и сдержанностью в выражении своих чувств, что дало повод Д'Аламберу сказать о нем: «это — вулкан, покрытый снегом». Другой отличительной чертой его характера было полное отсутствие тщеславия и честолюбия. Всегда снисходительный к другим, мягкий, деликатный, он, однако, умел говорить правду, был беспристрастен в своих приговорах даже по отношению к друзьям. Таким был он, например, в своих сношениях с Вольтером, знакомство с которым у него началось с 1770 г. и перешло затем в дружбу, продолжавшуюся до самой смерти Вольтера. Эта дружба отвлекла Кондорсе от его прежних работ и возбудила в нём желание заниматься литературой. В 1774 году он написал и издал анонимно «Письмо теолога» к автору «Словаря трёх веков», которое современниками было приписано Вольтеру — доказательство достоинств этого произведения.
Из всех привязанностей Кондорсе самой сильной была привязанность к Тюрго. Под его влиянием Кондорсе занялся политико-экономическими науками. Когда Тюрго был назначен министром финансов (1774), Кондорсе занял место председателя комитета по уравнению мер и весов, где он оставался и по отставке Тюрго, до 1791 г. Работая вместе с Тюрго над разрешением некоторых политико-экономических вопросов, он принимал деятельное участие и в его борьбе с современниками, стараясь путём печати выяснить свои и его взгляды на важнейшие вопросы. В сочинениях этого периода («Письмо земледельца из Пикардии к протекционисту», «Рассуждение о хлебной торговле», «Биография Тюрго», «Рассуждения о барщине» и др.) он развивал мысли о праве каждого человека свободно располагать своим умственным и физическим трудом, о свободе торговли хлебом, о правильном вознаграждении рабочих, о реформе уголовного суда, свободе печати, об уничтожении крепостного права и пр., и везде являлся сторонником взглядов школы физиократов. Занимая пост председателя комитета по уравнению мер и весов, Кондорсе хорошо познакомился с внутренним механизмом Франции, видел много несовершенств в этом механизме, убедился в косности парижского парламента и горячо восстал против него (в «Письмах американского гражданина»), так как последний систематически препятствовал проведению тех реформ, которые предлагали Тюрго и сам Кондорсе.
Несмотря на эту продолжавшуюся и после отставки Тюрго борьбу с противниками, Кондорсе снова вернулся к научным занятиям и в 1780 издал свои знаменитые примечания к 29-й книге «Духа законов» Монтескьё, где говорит о свойствах ума, необходимого законодателю, даёт критерий для сравнения законов, высказывает соображения, которые должно иметь в виду при составлении законов, и т. д. В 1787 г.
Кондорсе женился на Софии де Груши, общественной деятельнице, более известной как София де Кондорсе.
Около этого же времени Кондорсе, убедившись, что монархия не может и не хочет помочь народу в его бедствиях, перешёл на сторону Республики.


Принцип Кондорсе
Кондорсе впервые применил математические методы к общественным наукам. В 1785 он опубликовал одну из наиболее известных своих работ «Рассуждения о применении анализа к оценке выборов большинством голосов» (фр. Essai sur l’application de l’analyse ? la probabilit? des d?cisions rendues ? la pluralit? des voix). В работе были впервые изложен «метод Кондорсе» — алгоритм голосования, обеспечивающий выбор реальным большинством голосов. Там же был описан «парадокс Кондорсе» — случай нетранзитивности выбора в случае трех вариантов.
Работа Кондорсе положила начало целому направлению математических исследований в области социологии, психологии, политики и экономики.


Родоначальник теории прогресса
Во время своего пребывания в доме Вернэ Кондорсе написал свою политическую исповедь «Советы осужденного дочери», где высказал все свои мысли о главных вопросах жизни. В это же время написал он и свое знаменитое сочинение: «Esquisse d’un tableau historique des progr?s de l’esprit humain», за которое он признается родоначальником теории «прогресса», одним из творцов философии истории. Многие мысли, проводимые здесь, Кондорсе высказывал и раньше, но тут он привёл их в систему. Две идеи проходят красной нитью через все сочинение: о необходимости уравнения гражданских и политических прав всех людей и о бесконечном совершенствовании рода человеческого. «Картина успехов человеческого ума» состоит из двух частей: первая заключает в себе всю картину прогресса, в самых общих чертах; во второй части и следующих за ней Кондорсе предполагал изложить факты, которые могли бы служить для развития и подтверждения мыслей, высказанных в введении. В первой книге Кондорсе делит всю историю человечества на десять эпох, причём к последней относит время с основания французской республики. Вторая часть была написана Кондорсе по памяти, но дальнейшее продолжение труда было невозможно за отсутствием книг. Собрание его сочинений было издано в 1804 и 1847 гг.
Парадокс Кондорсе

Парадокс Кондорсе
 — парадокс теории общественного выбора, впервые описан маркизом Кондорсе в 1785 году.
Он заключается в том, что при наличии более двух альтернатив и более двух избирателей коллективная ранжировка альтернатив может быть цикличной (не транзитивна), даже если ранжировки всех избирателей не являются цикличными (транзитивны). Таким образом, волеизъявления разных групп избирателей, каждая из которых представляет большинство, могут вступать в парадоксальное противоречие друг с другом.
Обобщён теоремой «о невозможности» Эрроу в 1951 году.
На практике идея о необходимости ранжирования кандидатов реализована в голосовании по методу Шульце.


Принцип Кондорсе
Кондорсе определил правило, по которому сравнение выбираемых альтернатив (кандидатов) производится с учетом полной ординалистской информации о предпочтениях избирателей.
-читать дальше   (ИНТЕРЕСНО)







Педагогические идеи и школьные проекты Французской Революции











Последний ужин маркиза де Кондорсе
Худ. Шейла Терри (Sheila Terry)
 
17 сентября
17 сентября 1913 года родился Александр Лейманис 
   ...       
(17 сентября 1913, село Гаврилово, Смоленская губерния — 17 июня1990) — советский и латвийский кинорежиссёр. Народный артист Латвийской ССР



Бушевала Гражданская война. На запад шел эшелон с боеприпасами, карательными отрядами и добром из сожженных деревень, наворованным для адмирала Колчака и его команды. Из теплушек доносились пьяные голоса солдат. Обходчик посигналил зеленым флажком: всё в порядке, путь безопасен и вдруг, раздался взрыв, состав громыхнул буферами, накренился и вагоны вместе с паровозом полетели под откос.
На месте аварии был обнаружен белый флажок, на котором корявым детским почерком были выведены два слова: "Армия Трясогузки"..


Слуги дьявола на чертовой мельнице (1972) 
Тобаго меняет курс (1965) Приключения
 
17 сентября 


17 сентября 1923 года родился Хэнк Уильямс


   ...    

(англ. Hank Williams; полное имя Хайрам «Хэнк» Кинг Уильямс; (17 сентября 1923 — 1 января 1953) —американский автор-исполнитель, «отец современной музыки кантри»[1]. За пять лет активной музыкальной карьеры, прерванной его смертью в 29-летнем возрасте, Уильямс написал большое число песен, определивших облик музыки хонки-тонк и кантри в целом. Его традиции продолжает семья Уильямса — сын Хэнк Уильямс-младший, дочь Джетт Уильямс, а также внуки Хэнк Уильямс IIIХолли Уильямс и Хиллари Уильямс.


Впервые заявить о себе как о многообещающем молодом исполнителе кантри Хэнк Уильямс смог в 1937 году, одержав с первой из написанных им самим песней “WPA Blues” победу на конкурсе талантов “Empire Theatre”, проходившем в Монтгомери, Алабама. Оттачивает же своё мастерство молодой певец на улице в парке перед офисом радиостанции WSFA, где почти каждый вечер поёт и играет на гитаре для прохожих. Стратегия вскоре оправдывает себя — радио-продюсеры замечают нахального молодого человека и приглашают сыграть в эфире.
Успех уличного музыканта превосходит всякие их ожидания. На WSFA просто обрушивается волна обращений слушателей, желающих снова послушать “того поющего пацана”, и Хэнку Уильямсу предлагают работу на собственном 15-минутном кантри-шоу, за участие в котором никому не известному артисту сходу выкладывают зарплату в 120 долларов в месяц (больше тысячи в пересчёте на сегодняшние доллары). Этот солидный заработок и доступ к слушателям становятся двигателями успеха Хэнка Уильямса. - Это здесь:



Увидеть можно здесь
Слушать здесь
А я кантри люблю...
 
18 сентября
18 сентября 1852 года - первая публикация в печати Л. Н. Толстого (повесть «Детство», журнал «Современник», № 9).

Она была напечатана под заглавием «История моего детства» и подписана инициалами «Л. Н.»


Вернутся ли когда-нибудь та свежесть,
 беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели — невинная веселость и беспредельная потребность любви — были единственными побуждениями в жизни?
...    




15  июля  1852  года Лев  Толстой с Кавказа отправил  в  журнал  «Современник» Н.А.  Некрасову свое  первое  произведение  —  повесть  «Детство».  Свое  письмо  он  заканчивает  словами:
«...я  с  нетерпением  ожидаю  вашего  приговора.  Он  или  поощрит  меня  к  продолжению  любимых  занятий,  или  заставит  сжечь  все  начатое».
Работал  над  «Детством»  —  как  и  над  другими  своими  произведениями  —  Толстой  в  самом  деле  «упорно».  Хотя  во  второй  редакции  повесть  носит  вполне  завершенный  характер,  Толстой  ею  недоволен  и  многие  еще  месяцы  занят  ее  переделкой  и  доработкой.  Ответ  от  Некрасова  приходит  очень  скоро.  Он  обрадовал  Толстого  «до  глупости».  Вот  что  пишет  Некрасов  Толстому: 
«Я  прочел  Вашу  рукопись.  Она  имеет  в  себе  настолько  интереса,  что  я  ее  напечатаю.  Не  зная  продолжения,  не  могу  сказать  решительно,  но  мне  кажется,  что  в  авторе  ее  есть  талант.  Во  всяком  случае,  направление  автора,  простота  и  действительность  содержания  составляют  неотъемлемые  достоинства  этого  произведения...».

Вслед  за  первым,  менее  чем  через  месяц,  пришло  второе  письмо  Некрасова.  Повесть  уже  прочитали  другие  ведущие  сотрудники  «Современника»,  и  она  им  более  чем  понравилась.  Еще  раз  перечитал  повесть  и  сам  Некрасов.  Теперь  он  считает  возможным  отбросить  всякую  осторожность: 
«...нашел,  что  эта  повесть  гораздо  лучше,  чем  показалась  мне  с  первого  взгляда.  Могу  сказать  положительно,  что  у  автора  есть  талант...»  .

Повесть  Толстого  была  с  восторгом  и  надеждой  встречена  многими  и  самыми  авторитетными  читателями.  Тургенев  писал  Некрасову  28  октября  '1852  г.: 
 «Ты  уже  из  2-го  моего  письма  можешь  видеть,  какое  впечатление  произвело  на  меня  «Детство».  Ты  прав  —  это  талант  надежный.  В  одном  упоминании  женщины  под  названием  Ратаноте,  которая  появляется  в  конце  повести,—  целая  драма.  Пиши  к  нему  —  и  поощряй  его  писать.  Скажи  ему,  если  это  может  его  интересовать,—  что  я  его  приветствую,  кланяюсь  и  рукоплещу  ему». 
 Позднее,  когда  была  написана  и  вышла  в  свет  вторая  часть  биографической  трилогии  Толстого  —  повесть  «Отрочество»,  Тургенев,  который  любил  быть  и  умел  быть  пророком  в  делах  литературных,  в  письме  к  Аннепкову  скажет,  что  скоро  
«одного  только  Толстого  и  будут  знать  в  России».


Государственный музей Л.Н. Толстого (ГМТ)


 
19 сентября
19 сентября 1936 года в Калуге открыт дом-музей Константина Эдуардовича Циолковского.


В доме, где сегодня располагается музей, на протяжении 29 лет жил русский ученый, основоположник теоретической космонавтики Константин Эдуардович Циолковский. Здесь он написал свои главные работы по воздухоплаванию, авиации, космонавтике и реактивному движению.

Весной 1904 года Циолковский поселился на окраине Калуги, недалеко от реки Оки, в одноэтажном доме с одной жилой комнатой. Спустя четыре года здание сильно пострадало от наводнения. Во время ремонта Циолковский пристроил второй этаж с верандой, где разместил рабочий кабинет и устроил мастерскую.

Спустя год после смерти ученого, в 1936 году, в доме открылся научно-мемориальный музей Константина Циолковского, но экспозицию пришлось закрыть осенью 1941 года, когда Калугу оккупировали фашисты. В доме Циолковского были уничтожены некоторые памятные предметы, книги и фотографии, однако часть наиболее ценных экспонатов сотрудники музея и родные ученого сумели сохранить. Сразу после освобождения города в музее начались восстановительные работы, и вскоре он открылся снова.

В 1957 году вся страна отмечала 100-летие со дня рождения Константина Циолковского. К этой дате ученый и главный конструктор первых ракет-носителей Сергей Королев вместе с Академией наук СССР подготовил для музея новую экспозицию. Уникальные экспонаты открывшейся выставки продемонстрировали, как научные идеи Циолковского претворились в жизнь.

Когда в 1967 году в Калуге открылся Государственный музей истории космонавтики имени Циолковского, мемориальный дом стал одним из его отделов. 












Попутно:


«…Музыка есть сильное, возбуждающее, могучее орудие, подобное медикаментам. Она может и отравлять и исцелять. Как медикаменты должны быть во власти специалистов, так и музыка.
   Давно известно, когда сочетание простых звуков дает приятное впечатление (аккорд) и когда неприятное (диссонанс). Простой музыкальный звук или тон происходит от равномерного определенного числа колебаний в секунду. Для краткости будем это число, определяющее высоту звука, называть просто тоном.
    Для получения приятного сочетания, одновременного производимого, нужно, чтобы отношение тонов было самое простое (1:2:3:4:5). Чем оно проще, тем впечатление от этого сложного звука приятнее и обратно: при отношении тонов от шест
    … Музыка вступит в новую фазу тогда, когда мы произведем строгую сортировку музыкальных фраз и против каждой из них, выраженной нотами той или иной длины и содержания, поставим название вызываемого ей чувства. Уже из этих фраз составляется музыка, или звуковая иллюстрация какого-либо литературного произведения, живописи, скульптуры, картин природы и проч. Кроме того, каждая музыкальная фраза будет иметь определенное значение, как медицинское средство при лечении душевнобольных и в других случаях…»
                     К. Э. Циолковский «Происхождение музыки и ее сущность» 
 «…В общем, космос содержит только радость, 
довольство, 
совершенство 
и истину… 
оставляя для остального так мало, 
что его можно считать,
как чёрную пылинку на белом листе бумаги»


«Монизм Вселенной» — философский трактат К. Э. Циолковского




Человек с планеты Земля (1958 ) Полная версия
Изменено: Елена Харьковская - 18.09.2016 18:07:29
 
Со временем меняется общество и меняются взгляды... Вот и покер признан видом спорта. Не спорю, игра интеллектуальная. Однако, общество привыкло считать карточные игры особо опасным азартным занятием.
 
23 сентября


23 сентября 1939 года во время Всемирной ярмарки в Нью-Йорке была заложена капсула времени, которую должны вскрыть в 6939 году. В капсулу вложили женскую шляпку, мужскую курительную трубку и 1100 микрофильмов.




Трудно сказать, когда зародилась традиция закладывать в землю или в какие-то прочные сооружения, способные простоять века, посылки для потомков - коллекции документов и предметов, которые когда-нибудь смогут рассказать о настоящем, давно ставшем глубоким прошлым. Возможно, начало традиции положили древние египтяне, снабжавшие своих фараонов всем необходимым для загробной жизни - обычай, теперь сильно радующий археологов, а в древности - грабителей могил. А может быть, традиция идет от жителей древнего Шумера, закладывавших в фундаменты храмов и дворцов послания будущим правителям. Представляя собой таблички из обожженной глины, эти послания неплохо сохранились до наших дней.
Другие страны, безусловно, уступают Египту и Шумеру и по древности, и по ассортименту "посылок в будущее". Так, в России известна регулярно сменяемая примерно раз в 50-100 лет при ремонте шпиля Адмиралтейства в Санкт-Петербурге подборка газет за текущее число в шаре на верхушке шпиля. Нередко оставляют письма потомкам (как правило, довольно банального содержания) в основания х строящихся зданий.



В наше время дело закладки "капсул времени" поднято на недосягаемую высоту. В буквальном смысле слова - изделия современной человеческой цивилизации, несущие разнообразную информацию о нашей жизни, заброшены на некоторые планеты Солнечной системы и отправлены с автоматическими зондами далеко за ее пределы. Если повезет, через сотни тысяч или миллионы лет представители иных цивилизаций найдут компакт-диски с земными посланиями.
А на Земле коллекции предметов, рассказывающие о текущем моменте, нередко закладывают в фундаменты крупных сооружений - и не всегда удачно. Так, в сентябре 1930 года в основание строящегося небоскреба "Эмпайр Стейт Билдинг" заложили медный ящик с сувенирами того времени. В помещенном в ящик послании к людям будущего говорилось: "Если это здание когда-либо снесут, чтобы построить еще более величественное, люди того времени смогут ознакомиться с нашей эпохой". Однако медный ящик вскрыли в начале 80-х годов, когда ремонтировали фундамент небоскреба. Оказалось, что туда проникла вода и уничтожила почти все содержимое.







Но одна из самых известных "капсул времени" заложена в Нью-Йорке в 1939 году, когда там готовилась очередная Всемирная выставка. Идея возникла у известной компании "Вестингауз". В сосуд из огнеупорного стекла "пайрекс" (тогда это была новинка, а сейчас из него делают кастрюли для обычных и микроволновых печей) длиной 228 сантиметров вложили обширную коллекцию предметов. Здесь и документальный фильм, и энциклопедия на микрофильмах (в общей сложности 22 тысячи страниц), 75 образцов текстиля и других материалов, а также 35 мелочей повседневного пользования. Снаружи запаянную стеклянную капсулу защищает оболочка из медного сплава, прочностью не уступающего стали, но превосходящего ее по устойчивости к коррозии. Капсулу, из-за ее формы названную "бомбой времени", должны вскрыть через 5000 лет после закладки, в 6939 году. Второй экземпляр с точно таким же содержимым хранится в музее фирмы "Вестингауз".

В 1945 году "бомбу времени" хотели откопать, чтобы добавить туда последнее потрясающее (в буквальном смысле слова) достижение науки и техники - атомную бомбу, точнее ее описание, но все же было решено этого не делать. Зато по случаю новой Всемирной выставки, проходившей в Нью-Йорке в 1964 году, вблизи первой капсулы заложили вторую. Среди ее сувениров кроме данных о ядерном и термоядерном оружии - кредитная карточка, противозачаточные таблетки, искусственный сердечный клапан, пластинка группы Битлз и кусок облицовки космического корабля "Меркьюри". Открыть обе капсулы завещано одновременно.
А в здании мэрии города Джуно на Аляске в 1994 году заложили целую "комнату времени". В ней тысячи объектов повседневной жизни: меню местных ресторанов, сигареты, мячики для гольфа, карманные плейеры... Организаторы этой подборки утверждают, что о таких крупных изобретениях, как атомная бомба или космические корабли, люди будут помнить и через много веков без всяких археологических раскопок. Газеты, книги, энциклопедии и разные документы, скорее всего, сохранятся в архивах и библиотеках, а вот повседневная жизнь утекает бесследно, и наиболее интересны для людей будущего окажутся именно бытовые предметы нашего времени. В "комнате времени" два окна, через которые посетители мэрии могут видеть всю коллекцию. Вскрыть эту герметично закрытую комнату должны уже довольно скоро - в 2094 году.
По случаю встречи ветеранов американс кой Гражданской войны, состоявшейся в 1879 году в Чикаго, в стеклянную бутылку заложили сигару почетного гостя встречи - тогдашнего президента США Улисса Гранта. В 1979 году бутылку разбили, и сигару выкурили три внука одного из ветеранов, организатора этой встречи.
А в конце ноября 2000 года в стену Петропавловской крепости заложили несколько сотен посланий от граждан, имеющих лишние 30 долларов и желающих отправить в будущее на 50 лет свои письма, не признанные в наше время произведения или просто завещания своей родне. Получить через полвека замурованное послание сможет тот, кому автор письма передаст мельхиоровый жетон - своеобразный ключ от петербургской капсулы времени.






В 1938 году во рамках подготовки к Всемирной выставке в Нью-Йорке компания Westinghouse Electric создала первую в истории «официальную» временную капсулу. Это был полый цилиндр длиной 2,3 метра и внутренним диаметром 16 сантиметров. Его корпус был сделан из фирменного сплава компании — 99,4% меди, 0,5% алюминия и 0,1% серебра. Интересно, что целью Westinghouse Electric было наглядно продемонстрировать преимущества сплава — мол, он такой же твёрдый, как сталь, но при этом может сопротивляться коррозии на протяжении многих веков. В капсулу заложили 35 некрупных предметов, характеризующих эпоху (карандаш, пачка сигарет, доллар мелочью и так далее), 75 образцов различных материалов, съедобных и несъедобных, и комплект микрофильмов о быте первой половины XX века. Свои сообщения потомкам в капсуле оставили Альберт Эйнштейн и Томас Манн. 





Второй экземпляр с точно таким же содержимым хранится в музее фирмы «Вестингауз».
В 1945 году «бомбу времени» хотели откопать, чтобы добавить туда последнее потрясающее (в буквальном смысле слова) достижение науки и техники - атомную бомбу, точнее ее описание, но все же было решено этого не делать. Зато по случаю новой Всемирной выставки, проходившей в Нью-Йорке в 1964 году, вблизи первой капсулы заложили вторую. Среди ее сувениров кроме данных о ядерном и термоядерном оружии - кредитная карточка, противозачаточные таблетки, искусственный сердечный клапан, пластинка группы «Биттлз» и кусок облицовки космического корабля «Меркьюри». Открыть обе капсулы завещано одновременно.











 
24 сентября
24 сентября 1893 года в России состоялся первый официальный футбольный матч
24 сентября 1893 года в столице Российской империи Санкт-Петербурге, на ипподроме, на Семёновском плацу (ныне Пионерская площадь, на которой расположен Петербургский ТЮЗ имени А. Брянцева) между командами «Спорт» и петербургским кружком спортсменов состоялась одна из первых в России игр в «ножной мяч» - футбол.


24 сентября 1893 года на Семеновском велодроме проводились гонки. После пятого заезда был объявлен антракт, во время которого публику развлекали спортсмены игрой в ножной мяч. Записалось 20 человек. Суть игры состоит в том, что одна партия играющих старается загнать громадный шар, подбрасывая его ногами, головой, всем, чем удобно, – в ворота противной партии.
Площадь для игры была покрыта сплошь грязью, господа спортсмены в белых костюмах то и дело шлепались в неё со всего размаха и вскоре превратились в трубочистов.
В публике стоял нескончаемый смех» – примерно так выглядит одно из первых упоминаний о футболе в петербургской прессе.
Уже через год футбол проник в спортивную жизнь петербуржцев гораздо глубже и даже занял свое место в Кружке любителей спорта Петра Москвина. К осени 1897 года в Петербурге у «Спорта» уже была своя футбольная команда, составленная в основном из россиян. Ее-то и вызвало на бой Василеостровское общество футболистов, представленное в основном англичанами...

Наверное, это было незабываемое развлечение для присутствующих на матче. Тогда футбол назывался английской игрой на воздухе или ножным мячом. Тем не менее, несмотря на дату первого официального футбольного матча, футбол в России существовал еще раньше. Как и в других странах в России были игры с мячом, похожие на футбол. Кожаным мячом, который был набит перьями, в лаптях играли первые футболисты. Как и в Англии, футбол пытались запретить. В одном из церковных постановлений XVI века было написано так:
«Аще кто в праздники, или в недели, или в святые вечера на игрища ходит или на конские ристания или личину наденет на себя, семь лет да запретится, поклонов сто на день и двести молитв».
А протопоп Аввакум и вовсе предлагал сжигать футболистов. Указ царя от 1648 года повелевал: «А которые люди от сего богомерзкого дела держаться и по нашему указу тем людям велено делати наказание... и вы б тех велели бить батогами, а которые люди от такова бесчиния не отстанут, а вымут такие богомерзкие игры и вдругорядь, и вы б тех ослушников велели бить батогами; а которые люди от того не отстанут, а объявятся в такой вине и в третие и четвертые, и тех, по нашему указу, ведено ссылать в украйные города».


В 60-х годах XIX века писатель Николай Помяловский в своих «Очерках бурсы» описывает первый русский футбол: 
«На левой стороне двора около семидесяти человек играют в килу кожаный, набитый волосом мяч, величиной в человеческую голову. Две партии сходились стена на стену; один из учеников вел килу, медленно передвигая ее ногами, в чем состоял верх искусства игре, потому что от сильного удара мяч мог перейти в противоположную сторону в лагерь неприятеля, где и завладели бы им. Запрещалось бить с носка при этом можно было нанести удар в ногу противника. Запрещалось бить с закилька, то есть забежав в лагерь неприятеля и выждав, когда перейдет на его сторону мяч, прогонять его до города назначенной черты. Нарушающему правила игры мылили шею… Кила! закричали ученики, это означало, что город взят. Победители в восторге и с гордостью возвращались на свое место. Им весело...».

Постепенно футбол захватывал российские города. Первые футбольные команды в России появились в Петербурге, Одессе, Николаеве, Риге, а потом в Москве. В начале XX века состоялись первые соревнования среди футбольных команд. А в 1911 году лиги Петербурга, Москвы, Киева, Николаева, Твери, Харькова, Одессы, Севастополя объединились во Всероссийский футбольный союз. Впереди был знаменитый футбол СССР…

 

«Господа спортсмены в белых костюмах, бегая по грязи, то и дело шлепались со всего размаха в грязь и вскоре превратились в трубочистов. Все время в публике стоял несмолкаемый смех…»
"В забавных играх русского народа отразились простодушная суровость его нравов, богатырская сила и широкий размах его чувств."...














Читают тему (гостей: 3)