Форум
RSS
Знаменательные и памятные даты
 
16 мая
16 мая 1816 года - День рождения индоевропеистики


Этим днём датировано предисловие работы Франца Боппа «?ber das Conjugationssystem der Sanskritsprache in Vergleichung mit jenem der griechischen, lateinischen, persischen und germanischen Sprache».

      Бопп Франц увлекся санскритом и отправился для его изучения в Париж, где пробыл 5 лет. Уже первый труд Боппа, «?ber das Konjugationsystem der Sanskritsprache in Vergleichung mit jenem der griech.-lat., pers. und german. Sprache» (Франкф.-на-M., 1816), составил эпоху в языкознании. Родство поименованных в заголовке языков было известно уже до него, но Бопп первый возвел сравнительное языкознание на высоту науки, приняв за основание для сравнения не случайное созвучие слов, но весь общий строй языка, насколько таковой проявляется во флексиях и словообразовании, и первый объяснил, «что сходство языков обозначает происхождение их от одного общего первобытного языка».


Предтечами индоевропеистики считаются Маркус ван Боксхом (1647) и Уильям Уоттон (1713), подошедшие к идее родства греческого, славянских, германских и романских языков, а также предложившие некоторые верные методологические принципы (например, игнорировать заимствования при сравнении языков).


 Древнеиндийский афоризм гласит: «Все определяется словом, коренится в слове, вышло из слова. Кто лжет в слове, тот лжет во всем». 

Картинки:
1. Образец санскритского текста
 
18 мая МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ МУЗЕЕВ
В России культурная публика отмечает этот праздник в формате "ночи музеев".

Но поскольку 18 мая 2016 года выпадает на среду, то в некоторых городах решено провести этот праздник 20-21 мая.
 
16 мая 

16 мая 1924 года вышел первый номер журнала "Мурзилка"

    «Мурзилка» — популярный детский литературно-художественный журнал. Издается с 16 мая 1924 года. Адресован детям от 6 до 12 лет.
В конце XIX века канадский художник и писатель придумал цикл стихов со своими иллюстрациями про маленький народец «брауни». Чуть позже русская писательница Анна Хвольсон по мотивам рисунков Кокса написала рассказы про маленьких лесных человечков, где главным героем был Мурзилка (имена писательница придумала сама) — человечек во фраке, с тросточкой и моноклем.
16 мая 1924 г. в СССР вышел первый номер журнала «Мурзилка». Здесь Мурзилка впервые предстал перед советским читателем в образе  маленькой белой собачки и появлялся вместе со своим хозяином — мальчиком Петей.

     В 1937 г. художник Аминадав Каневский создал ставший известным в СССР образ корреспондента Мурзилки — жёлтый пушистый персонаж в красном берете, с шарфом и фотоаппаратом через плечо.
В журнале начинали свой творческий путь такие писатели, как Самуил Маршак, Сергей Михалков, Елена Благинина, Борис Заходер, Агния Барто, Николай Носов.
В 1993 г. издательством Квеста выпущена книга под авторством Александра Хвольсона — «Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков».
В 2011 г. журнал был занесен в книгу рекордов Гиннесса. Он был признан изданием для детей с самым длительным сроком существования.

(Иногда мы думаем, что чего-то уже нет, а оно есть... И это здорово!)

Картинки:
На сайте много всего. Мурзилка проводит.
 
16 мая

16 мая 1718 года родилась Мария Гаэтана Аньези 

                                  (16 мая 1718Милан — 9 января 1799) — итальянский математик,философ и филантроп. Родилась в зажиточной купеческой семье, в которой был 21 ребёнок. Мария Гаэтана была старшей из детей. Её отец был профессором математики и с детства поддерживал математические способности дочери, озаботившись хорошим образованием Марии Гаэтаны. В 21 год Мария Гаэтана пожелала уйти в монастырь, но столкнулась с сопротивлением отца и, подчинившись его воле, занялась математикой.


В 1748 году она опубликовала свою работу Instituzioni analitiche («Основы анализа»). Кривая верзиера названа именем Марии Гаэтаны («локон Аньези»), которая исследовала эту кривую. Она имела также достижения в дифференциальном исчислении.


В 1748 году Папа римский Бенедикт XIV присвоил ей звание профессора математики, натуральной философии и физики Университета Болоньи, чем она никогда не воспользовалась. Она стала второй женщиной со степенью профессора после Лауры Басси.

Судьбы многих женщин, оставивших след в математике, чем-то похожи. Это связано с тем, что для женщин на протяжении многих веков общество не одобряло увлечение такой “сомнительной’’ вещью, как математикой. Да и вообще женское образование не приветствовалось, достаточно было уметь читать и писать. Большинство женщин-математиков никогда не были замужем, и причина этого, видимо, все та же: редкий мужчина мог осмелиться предложить руку и сердце такой интеллектуальной даме, на которую косо посматривали.
Марии Гаэтане Аньези повезло несколько больше, чем остальным. Она родилась в Италии, давшей начало Ренессансу, где женщины имели доступ в академическое сообщество.
Самая известная работа Марии Аньези, которую она писала почти 10 лет, называется “Instituzioni analitiche ad uso della giovent? italiana” (“Основы анализа для итальянской молодежи”). Работа содержит 1000 страниц. В написании этого труда Марию поддерживал ее учитель, итальянский математик Рамиро Рампинельи. Говорят, что Аньези начала писать книгу как учебник для своих младших братьев. В итоге получилось ясное и систематизированное изложение всех разделов математики начала XVIII века с большим количеством примеров. Книга имела большой успех. 
Мария Гаэтана Аньези известна благодаря кривой, которая носит ее имя. По-русски эта кривая называется “локон Аньези’’. С ней связана интересная история.
Эту кривую упоминал уже Ферма в 1703 году, а построение ее привел Гранди, который в 1718 г. за ее форму назвал ее на латыни “versoria’’, что значит “канат, который поворачивает парус’’. По-итальянски Гранди привел название “ versiera’’, И конечно же, в своей книге Аньези совершенно правильно назвала кривую “la versiera’’. Книгу Аньези переводил на английский язык Джон Кольсон, который неправильно заменил “la versiera’’ на “l’aversiera’’, что значит “ведьма’’, или “жена дьявола’’. Таким образом, в Англии эта кривая стала известна как “ведьма Аньези’’ (witch of Agnesi).

Добродетели Марии Аньези были воспеты лишь после ее смерти. Если вы развернете атлас Венеры, то увидите кратер, названный ее именем, — это общепринятая дань уважения великим ученым, которые, по мнению потомков, достигли вершин славы.
Книга Аньези считалась наиболее понятной и полной со времен публикации труда маркиза Лопиталя, изданного более чем 50 годами ранее. Важно и то, что труд Марии иллюстрирован гравюрами, которые делают изложение куда более доходчивым. В те времена, когда искусство книгопечатания еще только развивалось, использование гравюр в учебнике было настоящей роскошью. Публикацию оплатила семья Аньези. Мария перевезла печатные машины к себе домой, чтобы полностью контролировать процесс. Книга имела широкие поля, была отпечатана большим и легко читаемым шрифтом.

Интересный факт
Трамплин-рампа российского авианосца Адмирал флота Советского Союза Кузнецов образован верзьерой Аньези. Когда самолет сходит с рампы, он находится в идеальном угле атаки при скорости 180-200 км/ч (для Су-27). Теоретически, с рампы-трамплина может взлететь самолет любой взлетной массы.



Одна из сестер Марии Гаэтаны — Мария Тереза была известным музыкантом и композитором. Она была знакома с Моцартом, Гайдном и Сальери.
 
16 мая
16 мая 1960 года Теодор Мейман построил и запустил свой первый твердотельный лазер.

  
Принципиальная возможность создания квантовых усилителей и генераторов электромагнитных волн была доказана еще в 1916 г. Альбертом Эйнштейном, создавшим теорию взаимодействия излучения с веществом. Примерно об этом же писал Алексей Толстой в своем знаменитом романе «Гиперболоид инженера Гарина». Первая попытка экспериментально обнаружить индуцированное излучение была осуществлена только в 1928 г.


Весомый вклад в изучение принципов квантового усиления и генерации внесли советские физики А. Прохоров и Н. Басов. В 1955 г. наши ученые разработали квантовый генератор — мазер, что в сокращении означает усилитель микроволн с помощью индуцированного излучения, активной средой которого были пары аммиака. В 1957–1958 гг. Таунс и Шавлов занимались поисками способа получения мазерного эффекта на видимом свете и в декабре 1958 г. опубликовали в журнале «Physical Review» статью «Инфракрасные и оптические мазеры», в которой объяснили, как это можно сделать. Работая параллельно в том же направлении, Александр Прохоров в 1958 г. использовал для создания мазера резонатор Фабри—Перо, представляющий собой два параллельных зеркала, одно из которых полупрозрачно. Таунс, Басов и Прохоров были в 1964 г. удостоены Нобелевской премии за свою работу в области квантовой электроники, которая привела к изобретению лазера в 1960 г.

Пока шли работы по мазерам, американский физик Теодор Мейман совершил смелый прорыв в область оптических частот. Это был прыжок по частоте в 10 тысяч раз и в миллион раз — по мощности, хотя никто не думал тогда, что он может быть выполнен так быстро. Дело было в использовании совершенно нового рабочего тела — рубинового кристалла, причем без криогенного охлаждения. Тем самым Мейман сделал решающий шаг в эру современного приборостроения.


Мейман построил и запустил свой первый твердотельный лазер 16 мая 1960 года. Активным веществом в его устройстве служил рубиновый цилиндрический стержень, а возбуждение осуществлялось с помощью оптической накачки (ламп фотовспышки). Для обеспечения в кристалле рубина инверсной населенности энергетических уровней лампы работали в режиме сверхъярких коротких импульсов.


Родился Теодор Мейман в Лос-Анджелесе (Калифорния) 11 июля 1927 года в семье инженера-электронщика. После учебы в колледже, работы в ремонтных мастерских и службе во флоте он обратился наконец к науке. В 1949 году закончил Университет штата Колорадо (University of Colorado) и получил звание бакалавра в области технической физики. Затем продолжил учебу на физическом факультете Стэнфордского университета (Stanford University) и стажировался под руководством лауреата Нобелевской премии Уиллиса Ламба (Willis Lamb).


Создать свой первый лазер Мейману удалось после девяти месяцев непрерывной гонки, работая в лаборатории Hughes Research, которая соревновалась с другими ведущими компаниями, такими как Lincoln Labs, IBM, Westinghouse, Siemens, RCA Labs, GE, Bell Labs, TRG. Затем ему еще долго пришлось бороться за свой приоритет, который в конце концов стал вполне общепризнанным. После работы в Hughes Research Мейман основал свою собственную компанию Korad по производству лазеров. Затем создал фирму Maiman Associates, которая в 1976 году объединилась с компанией TRW, и стал ее вице-президентом по новейшим технологиям.


Кроме основного патента на создание первого в мире лазера Мейман получил также патенты на многие типы мазеров, лазеров, лазерных дисплеев, приборов оптического сканирования. Позже был удостоен многих престижных премий, включая премию Международного оптического общества — SPIE, награды президента США, Japan Prize (аналога Нобелевской премии в странах Азии) и др. Последние годы занимался применением лазеров в медицине.

История изобретения лазера
 
16 мая

16 мая 1821 года родился Пафнутий Львович Чебышёв 

                               (4 (16) мая 1821ОкатовоБоровский уездКалужская губерния — 26 ноября(8 декабря1894Санкт-Петербург) — русский математик и механик, основоположник петербургской математической школы, академик Петербургской академии наук (с 1859 года) и ещё 24 академий мира.
Чебышёв — «величайший, наряду с Н. И. Лобачевским, русский математик XIX века». Он получил фундаментальные результаты в теории чисел (распределение простых чисел) и теории вероятностей (центральная предельная теорема,закон больших чисел), построил общую теорию ортогональных многочленов, теорию равномерных приближений и многие другие. Основал математическую теорию синтеза механизмов и разработал ряд практически важных концепций механизмов.

Первоначальное воспитание и образование получил дома: грамоте его обучила мать Аграфена Ивановна, арифметике и французскому языку — двоюродная сестра Авдотья Квинтилиановна Сухарёва. Кроме того, с детства Пафнутий занимался музыкой. Одним из детских увлечений будущего учёного было изучение механизмов игрушек и автоматов, причём он и сам придумывал и мастерил разные механические игрушки. Этот интерес к механизмам сохранялся у Чебышёва и в зрелые годы.
В 1832 году семья переехала в Москву, чтобы продолжить образование взрослеющих детей. В Москве с Пафнутием математикой и физикой занимался П. Н. Погорельский — один из лучших учителей Москвы, у которого в том числе учился, в пансионе Вейденгаммера, и Иван Тургенев.
Летом 1837 года Чебышёв начал изучение математики в Московском университете на втором физико-математическом отделении философского факультета. 

В 1840/1841 учебном году, участвуя в студенческом конкурсе, Чебышёв получил серебряную медаль за работу по нахождению корней уравнения n-й степени (сама работа была написана им ещё в 1838 году и сделана на основе алгоритма Ньютона).

В 1841 году Пафнутий Чебышёв окончил Московский университет. В это время дела его родителей из-за голода, охватившего в 1840 году значительную часть России, пришли в расстройство, и семья больше не могла материально поддерживать своего сына. Однако выпускник университета, невзирая на своё крайне стеснённое материальное положение, упорно продолжал заниматься наукой. В 1846 году он успешно защитил магистерскую диссертацию «Опыт элементарного анализа теории вероятностей».
В 1847 году Чебышёв был утверждён в звании адъюнкт-профессора Петербургского университета. Чтобы получить право чтения лекций в университете, он защитил ещё одну диссертацию — на тему «Об интегрировании с помощью логарифмов», после чего читал лекции по высшей алгебретеории чиселгеометриитеории эллиптических функций и практической механике. Не раз он читал и курс теории вероятностей, изъяв из него расплывчатые формулировки и неправомерные утверждения и превратив его в строгую математическую дисциплину
...
П. Л. Чебышёв умер 26 ноября (8 декабря1894 года за письменным столом.


Чебышёву принадлежит создание свыше 40 различных механизмов и около 80 их модификаций. 
На Всемирной выставке в Филадельфии в 1876 году экспонировалась сконструированная Чебышёвым паровая машина, обладавшая рядом конструктивных преимуществ.
Среди созданных Чебышёвым механизмов — «стопоходящая машина», имитировавшая движение животного при ходьбе. Эта машина была с успехом показана на Всемирной выставке в Париже в 1878 году, а в настоящее время хранится в московском Политехническом музее.
Модель инвалидной коляски — самокатное кресло, построенное П. Л. Чебышёвым, была показана на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году, а автоматический арифмометр, изобретённый им и ставший первым арифмометром непрерывного действия, хранится в Парижском музее искусств и ремесел. Помимо самокатного кресла, на Чикагской выставке демонстрировались изобретённые П. Л. Чебышёвым сортировалка (механизм для сортировки зерна по массе) и семь механизмов для преобразования вращения в другие виды движения.

В качестве члена Учёного комитета Министерства народного просвещения (1856—1873) П. Л. Чебышёв рецензировал учебники, составлял программы и инструкции для начальных и средних школ.

Для Чебышёва не меньшее значение, чем конкретные научные результаты, всегда имела задача развития российской математической школы. Как отмечали Б. В. Гнеденко и О. Б. Шейнин, «П. Л. Чебышёв был не только хорошим лектором, но и замечательным научным руководителем, обладавшим редкой способностью удачно выбирать и точно ставить перед молодыми исследователями новые вопросы, рассмотрение которых обещало привести к ценным открытиям». Чебышёв стал одним из влиятельнейших членов Московского математического общества (создано в 1864 году, издавало первый в России математический журнал — «Математический сборник») и оказывал обществу значительную помощь.


Некоторые механизмы, включая знаменитую «Стопоходящую машину», хранятся в Политехническом, а разобраться в хитрых принципах их работы можно с помощью интернет-проекта 

«Механизмы П.Л. Чебышева», 
созданного фондом «Математические этюды».
http://ss69100.livejournal.com/2438206.html



     

"Погуляйте" ЗДЕСЬ!!!!!



Картинки:
1. Модель стопоходящей машины П. Л. Чебышева
2. Самогребущая лодка
Изменено: Елена Харьковская - 16.05.2016 13:47:31
 
16 мая
16 мая 1887 года родился Игорь Северянин 

         (большую часть литературной деятельности автор предпочитал написание Игорь-Северянин; настоящее имя — Игорь Васильевич Лотарёв; 4 (16) мая 1887Санкт-Петербург — 20 декабря 1941Таллин) — русский поэт «Серебряного века».

Это страшно

Это страшно!- все одно и то же:
Разговоры, колкости, обеды,
Зеленщик, прогулка, море, сон,
Граммофон, тоска, соседей рожи,
Почта, телеграммы про победы,
И в саду все тот же самый клен...

Из окна коричневая пашня
Грандиозной плиткой шоколада
На зеленой скатерти травы.
Где сегодняшний и где вчерашний
Дни? Кому была от них услада?
Я не знаю! Знаете ли вы?
 

 
17 мая
17 мая 1718 года Джеймс Пакл запатентовал свое ружье, ставшее прообразом пулемета. 

  Первым изобретателем, предложившим пулемет, конструкция которого прошла дальше теоретической стадии, был английский нотариус  Джеймс Пакл, родившийся в царствование Карла II и умерший в 1724 году.
Мало того, что в спецификации к патенту № 418 за 1718 год, сохранившейся в Бюро патентов, имеются иллюстрации и подробное описание его пушки, но как его первый экспериментальный металлический образец, так и полностью укомплектованная пушка были сохранены герцогом Бакклохом и отправлены в лондонский Тауэр.

Орудие, названное в спецификации «Защита», было установлено на треножнике, имевшем до удивления современную конструкцию. Верхняя часть турели свободно вращалась в горизонтальной плоскости, будучи вставлена в закрепленную на основании трубу.

 
17 мая


17 мая 1866 года, 150 лет назад, основано Русское техническое общество
        Открыто Русское техническое общество: состоялось его первое общее собрание. Насчитывало до тысячи членов и 30 отделений в городах России. При обществе существовали Технический музей и Передвижной музей учебных пособий; издавались шесть журналов, книги и справочники.

Императорское русское техническое общество (ИРТО) — научное общество, основанное в Санкт-Петербурге, ставившее перед собой задачу содействия развитию техники и промышленности в России. Закрыто в 1929 году.

Хронологически РТО являлось хронологически пятым общероссийским русским научным обществом. Ему предшествовали: 
1765 г. — Императорское Вольное экономическое общество (Екатерина II);
1845 г. — Русское географическое общество (Николай I);
1859 г. — Русское энтомологическое общество;
1864 г. — Императорское Русское общество акклиматизации животных и растений под покровительством Его Императорского Высочества великого князя Николая Николаевича старшаго, а Почетным председателем являлся великий князь Сергей Александрович. 

V отдел ИРТО: пятый отдел (светописи и ее применений) Императорского русского технического общества (ИРТО) — первое в России, по времени возникновения, фотографическое общество. 
Цель общества: «Соединение науки с практикой, содействие развитию русской промышленности и техники, создание отечественных технических кадров».


Средства для ее достижения:

  1. «Чтения, совещания и публичные лекции о технических предметах;
  2. Распространение теоретических и практических сведений посредством периодических и других изданий;
  3. Содействие к распространению технического образования;
  4. Предложения к разъяснению технических вопросов, особенно интересующих русскую промышленность, с назначением премий и медалей за решение их;
  5. Устройство выставок мануфактурных и заводских изделий;
  6. Исследование заводских и фабричных материалов, изделий и особенно употребляемых у нас способов работы как по собственному изобретению, так и по запросам от других об-в и частных лиц;
  7. Учреждение технической библиотеки и по мере средств химической лаборатории и технического музея;
  8. Посредство между техниками и лицами, нуждающимися в их помощи;
  9. Содействие сбыту мало известных туземных произведений;
  10. Ходатайство перед правительством о принятых мерах, могущих иметь полезное влияние на развитие технической промышленности России».

Уставом совету общества и отделениям была предоставлена самостоятельность. Программа деятельности общества составлялась на год. Программа утверждалась советом и обеспечивала отделам РТО «в своих границах полную самостоятельность».

Составление программы работы общества на год вперед имело и вторую цель: «Общества, подобное Техническому, в переработке того громадного материала, который ему предоставляется, не должно ждать, чтобы подлежащие ему вопросы возбуждались посторонними, только случайными указаниями. Не должно рассчитывать, чтобы его заседания и его записки достаточно наполнились, если оно облечется пассивной ролью слушателя и ценителя чужих работ, возникших без его участия. Таких работ у нас найдется немало, а запросов касательно техники можно ожидать тем более, чем деятельность общества будет живее и практичнее».
Отделы
Первоначально в РТО было 4 отдела:
  1. I — химической технологии и металлургии,
  2. II — механики и механической технологии,
  3. III — инженерно-строительного и горного дела,
  4. IV — техники военного и морского дела.

Затем были созданы отделы:
  • 1878 — V — фотографии и её применения
  • 1878 — VI — электротехники
  • 1880 — VII — воздухоплавания
  • 1881 — VIII — ж.-д. дела
  • 1884 — IX — технического образования
К 1914 были организованы ещё 5 отделов:
  • сельского хозяйства
  • промышленно-экономический
  • содействия труду
  • горный
  • техники горного и земского хозяйства
В 1916 образовались отделы:
  • мелиорации
  • топлива
 
17 мая

17 мая 1911 года вышел первый сборник Маяковского "Я"
    

Сборник “Я!“ был написан от руки, снабжен рисунками В.Н.Чекрыгина и Л. Шехтеля и размножен литографическим способом в количестве 300 экземпляров. В качестве первого раздела этот сборник вошел в книгу стихов поэта “Простое как мычание“ (1916).    



А вот в МУЗЕЕ указан год издания - 1913:

  
Первый  поэтический  сборник  Маяковского   был издан   в мае  1913 года. 

Оформили книгу Василий Чекрыгин и Лев Жегин. Чекрыгин переписал 

стихи для литографской печати. Обложку нарисовал сам Маяковский. В 

своих воспоминаниях Л. Жегин «расшифровал» изображение на обложке 

книги: «На ней весьма декоративно расположены какое-то черное пятно и 

надпись: В. Маяковский, “Я!”. Это пятно, которое можно признать просто за 


растекшуюся чернильную кляксу, имеет в основе реальный прообраз: это 

галстук «бабочкой», который тогда носил Маяковский. На фотографиях, 

сохранившихся от того времени, галстук этот запечатлен. Тогда Маяковский 

немного   придерживался   стиля  "vagabond". 

Байроновский   поэт-корсар, сдвинутая на брови широкополая черная шляпа, 

черная рубашка (вскоре смененная на ярко-желтую),

 черный галстук и вообще все черное – таков был 

внешний облик поэта...». 


Не пропустите: 3D экскурсию



 - может пригодится...



Я задержалась в МУЗЕЕ. Очень интересно
Читают тему (гостей: 4)