Блоги

Учитель, ты готов к перевороту?

Коллеги, не случайно в заголовке этой статьи стоит вопрос. Предлагаю совместно порассуждать о смешанном обучении, о технологии "Перевёрнутый класс" и ответить в комментариях на вопросы:

1. Готовы ли вы перевернуть обучение в своём классе? Назовите причины.
2. Предположите, с какими проблемами вам придётся столкнуться при "перевороте".
3. Предположите, как отнесутся к "перевороту" ваши ученики.

Немного теории

Перевёрнутое обучение (перевёрнутый класс) – это модель современной технологии смешанного обучения. Её использование направлено на вовлечение обучающихся в активную учебную деятельность. Значимость перевёрнутого класса заключается в содействии повышению ответственности учеников за собственное обучение.
В ходе реализации модели перевёрнутого обучения происходит стремительное развитие личностных качеств учеников (самостоятельность, ответственность, активность), метапредметных (планирование своей деятельности, её контроль, корректировка) и коммуникативных навыков (взаимодействие с одноклассниками в ходе работы над совместным продуктом). При этом меняется и роль учителя – он выступает в качестве консультанта, тьютора, поощряя учеников на самостоятельные исследования и совместную работу.
Идея перевёрнутого обучения возникла в США несколько десятков лет назад. Суть данной модели обучения заключалась в том, чтобы обеспечить продуктивную деятельность учеников на уроке, взамен пассивному прослушиванию информации, поступающей от учителя и репродуктивному воспроизведению этой информации. Чтобы этого достичь, возникла необходимость поменять местами содержание урока и домашней работы. Теперь вместо домашнего решения задач и примеров, выполнения письменных упражнений, которые, можно с лёгкостью переписать у друга на перемене, ученики получают доступ к цифровым образовательным ресурсам: видеороликам (созданным самим учителем или найденным в сети), электронным библиотекам, on-line учебникам, журналам, энциклопедиям, словарям, научным статьям и т.п., необходимым для самостоятельного изучения.

Видеоресурсы для образования:

(В комментариях можно продолжить список)

[/LEFT]
Таким образом, для реализации технологии перевёрнутого обучения необходимо, чтобы у каждого ученика был дома компьютер (смартфон, планшет) с выходом в Интернет, что, к сожалению, ещё не всем доступно. Ориентируясь на возможности своих учеников, каждый учитель может разработать собственный сценарий переворота, который не требуют постоянного выхода в Интернет для изучения теоретического учебного материала. Можно собрать все необходимые видеоролики и записать их на диск или флеш-накопитель, предложить ученикам посетить библиотеку, распечатать и раздать тексты с дополнительной информацией по учебной теме, адаптированной для восприятия учеников.
Теперь на уроке у учителя появляется возможность организовать обсуждение проблем учебной темы, ответить на вопросы учеников, если они возникли, при изучении теоретического материала, проконтролировать понимание изученного материала (с помощью систем тестирования или онлайн-сервисов, на карточках с заданными параметрами) и организовать дифференцированную работу с детьми, провести индивидуальную или групповую консультацию, организовать совместную деятельность учеников над проектом или проведением экспериментов.
Использование на уроках технологии перевёрнутого обучения на первоначальном этапе требует от учителя больших временных затрат, пересмотра своей позиции на уроке и позиции учеников, изменение подходов в организации уроков. Другими словами, учителю предстоит перевернуть собственное сознание и дать возможность ученикам:
- изучать самостоятельно учебный материал дома;
- на уроке взаимодействовать с партнёрами, обсуждать проблемы и решать их;
- создавать совместные продукты;
- задавать вопросы и делиться полученными сведениями;
- оценивать собственную деятельность и деятельность своих партнёров;
- проявлять лидерство и нести ответственность;
- проявлять инициативность и самостоятельность, прежде всего за собственное обучение, что в свою очередь переворачивает и сознание ученика, потому что он начинает чувствовать ответственность за собственные образовательные результаты.
Преимущества использования перевёрнутой модели обучения неоспоримы:
- реализация требований ФГОС (в плане представления содержания обучения, выбора образовательных технологий и оценивания результатов образовательного процесса);
- обеспечение личностно-ориентированного обучения;
Учебное видео можно просмотреть несколько раз, вернуться к любому фрагменту, обдумать, записать вопросы, если что-то осталось непонятным. И всё это ученик выполняет в своём темпе, в удобное для него время. При наличии мобильного устройства, у ученика появляется возможность учиться даже в транспорте по дороге от школы до дома.
- собрав весь учебный материал, ссылки на учебное видео или ЦОРы однажды, учитель может пользоваться ими долгое время;
[JUSTIFY]- возможность качественной организации учебной деятельности с вовлечением учеников в разные виды работ, что обеспечивает дифференцированный подход в обучении.
При подготовке к урокам модели перевёрнутый класс необходимо помнить, что оставлять учеников один на один с новым материалом нельзя. Необходимо обеспечить каждый инструмент (видеоролик или статью, электронный образовательный ресурс или рабочий лист) чёткими инструкциями, которые должны быть понятны детям, чтобы им не приходилось каждый раз обращаться к учителю за разъяснениями. Инструкция может содержать вопросы и задания, которые необходимо выполнить в ходе или по завершению изучения учебного материала. Можно предложить ученикам конспектировать или визуализировать полученную информацию, чтобы на уроке было легче ею воспользоваться.

Полезные ссылки:

http://intel.ly/1nVeG3E

http://bit.ly/1QNHbvt

[/JUSTIFY]
6802 13
Комментарии:
О практической реализации написала здесь - http://edcommunity.ru/communication/blogs/detail.php?page=post&blog=uliya-blog-s1&id=1530
Я пробовала, точнее пробую маленькими шажками использовать что-то из "перевернутого класса". Даю самостоятельно разбирать темы, иногда ссылки на материалы, пробовали через сервис "Перевернутый класс", к сожалению, не всегда все задуманное получается у детей и у меня. Приходится вмешиваться в процесс, и объяснять материал самой. Думаю, что все же правильно, что Вы начинаете этому учить малышей, тогда и в среднем звене будет легче работать. Еще раз убеждаюсь, что от начальной школы зависит очень много.

Еще далеко до понятий перевернутого класса, мой учитель работал с нами ток же. Она всегда давала на дом нам разбирать темы, никаких номеров. а в классе мы успевали потом перерешать все, что дается в учебнике + еще доп. материал.

Идея хорошая, надо пробовать, разнообразить работу, чтобы всегда был интерес и тяга к знаниям.

Жаль, что Вы не работаете в нашей школе. Успехов Вам и вашим малявочкам.
Я тоже пробовала сервисы, позволяющие организовать "перевернутое обучение" . Писала об этом в блоге http://edcommunity.ru/communication/blogs/detail.php?blog=sherbakova-blog-s1&id=1330. Работала с бесплатными онлайн-редакторами видео. Но сложности возникают, так как многие из них англоязычные, тратится время на изучение, часть работают бесплатно ограниченное время.
Я тоже пробую "маленькими шажками". Слишком часто при этом сталкиваясь с низкой мотивацией школьников, которые попросту дома ничего не делали и в начале урока заявляли о том, что ничего не поняли. Обсуждение получалось при этом в виде монолога нескольких детей, дублировавших друг друга и полной пассивности "лентяйчиков". Затрачено куча времени, а результат скорее даже отрицательный: негатив родителей, загруженность одних и тех же школьников, усиление расслоения в детском коллективе, "расцвет" иждивенчества, еще один опыт школьников о возможности существования одних за счет других. Педагогически результативно, пока не получилось.
Елена Анатольевна, дети, которые дублировали друг друга, отвечали устно на поставленные вопросы? Что было на уроке кроме обсуждения?
Юля, спасибо!! Читаю..Вникаю..Интересно..Пока сложно понять..Но понять хочется и еще научиться)) Дальнейших творческих успехов!!!
Я тоже пытаюсь «шажками». Столкнувшись с той же трудностью ,что и Альфуся Борисовна ,в прошлом году поняла ,что надо внимательно отбирать темы для такого обучения. Тема должна быть доступна для самостоятельного изучения,либо учителю необходимо создать видеоурок с доступными объяснениями, а на это часто не хватает времени.
Марина Валентиновна, я часто пользуюсь видео сайта http://interneturok.ru/ .
Сейчас дети на карантине и есть возможность дать видео и задания для самостоятельного ознакомления. Пользуюсь интерактивными листами, формами (Гугл). Составляем совместные презентации и оформляем Wiki - газеты. А ещё есть Учи.ру — онлайн платформа, где ученики начальной школы всей России изучают математику в интерактивной форме.
Я применяю модель "Смену рабочих зон" (работаем с мобильным классом), но! так как нет Интернета на учебных компьютерах, то получается смешение двух моделей. Дети дома на портале "Школа" нашего ОмГПУ просматривают видеоуроки (по окружающему миру) и выполняют задания,а в классе уже отрабатываем тему, работая по зонам. С математикой проще...тренажёры загружены на ноутбуки и работают без Интернета. Единственная проблема была с родителями...когда начинали работать, то большинство пыталось помочь детям выполнить то или иное задание, ответить на вопросы теста и т.д. Приходилось убеждать на собрании, что их помощь только мешает.
Переворачивая обучение, нужно ещё перевернуть своё сознание, сознание учеников и, конечно же, их родителей!
Галина Евгеньевна, именно так и работаем:
http://naschklass14.blogspot.ru/2016/01/blog-post_30.html#more
Очень интересный вид работы, но к сожалению, не все наши дети готовы , а тем более их родители, к такому обучению. К сожалению, у нас в нашей школе я вижу низкую мотивацию обучения не только на традиционных уроках, а тем более "перевернутое" обучение.Хотя это очень интересно, а значит будем внедрять, применять маленькими шагами, но настойчиво Должно пойти. Если учителю интересно, значит и детям понравиться .

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.