Блоги
PASCO Russia 03.04.2020 18:38

SPARKvue и визуальный язык программирования Blockly

Мы уже сообщали о возможности писать небольшие коды для датчиков в ПО SPARKvue. Рассмотрим это подробнее.

Blockly – это визуальный редактор, разработанный в 2012 г. фирмой Google, который позволяет пользователям писать программы, соединяя блоки кода друг с другом. Это упрощает процесс создания кода и, благодаря этому, каждый может проявить творческий подход в процессе обучения.

Кодировщик Blockly интегрирован у ПО SPARKvue и Capstone, благодаря чему можно запрограммировать поведение любого датчика, который будет сопряжён с данной программой. При этом графическая среда программирования не позволит написать синтаксически неправильную программу, что значительно убыстряет процесс написания кода.

Напоминаем, что скачать и установить ПО SPARKvue и Capstone можно по ссылке на сайте компании-производителя.

В этой статье мы рассмотрим самые азы программирования при помощи Blockly на простом примере.

Итак, где найти вкладку с Blockly?
В Capstone она находится прямо на панели Функции в самом низу и называется «Ввести код»
Screenshot_39.jpg

В SPARKvue немного надо потрудится: подключите датчик, выберите любой шаблон отображения данных. Например, график.
Вы попадёте на страницу с тем самым графиком. Далее щёлкните по кнопке Управление экспериментом, расположенной справа на нижней панели Управление экспериментом_29.jpg
Откроется диалоговое окно, где надо щёлкнуть по кнопке Ввести код.
Ввести код.jpg

Именно так вы попадёте на страницу, где и будем писать простой код.

На странице вы увидите большое поле для написание кода и логические вкладки:
Screenshot_8.jpg

• Графический редактор Blockly оперирует двумя видами объектов: блоками и вставками. Всё это скрыто в боковой вкладке.
• Блоки представляют в языке операторы, управляющие конструкции, процедуры, функции, вызовы процедур.
• Вставки служат для оформления констант, выражений и вызова функций.
• Контроль типов осуществляется частично: редактор не позволяет использовать вставки там, где они не подходят по типу.

Рассмотрим каждую вкладку подробнее:

Основные логические блоки: определяют, какое действие следует выполнить, в зависимости от значения переменных в момент проверки условия.
Screenshot_9.jpg

Циклы
Набор блоков, позволяющих задать набор действий с заранее известным числом повторений, а также для обхода списков
Screenshot_10.jpg

Математика - набор блоков, позволяющих работать с числами.
Screenshot_11.jpg

Текст - набор блоков, позволяющих работать с текстами.
Screenshot_12.jpg

Списки - это набор переменных любого типа.
Screenshot_13.jpg

Переменная – это область памяти, где можно хранить определённое значение, чтобы позже к нему обратиться. По большому счёту, объект сам по себе является переменной.
Screenshot_14.jpg

Функции. Команды, вызывающие те или иные действия системы
Набор блоков, позволяющих создавать и вызывать функции.
Функции удобны для структурирования и множественного использования повторяющейся логики.
Screenshot_15.jpg

Аппаратное обеспечение – это команды для подключённых датчиков.
Screenshot_16.jpg

Код алгоритма - для создания набора данных раздела Введено пользователем.
Screenshot_17.jpg

Время – это команды для управления временем снятия показаний.
Screenshot_18.jpg

Для создания кода требуется сначала понять, по какому сценарию будет развиваться действие.

Для удобства понимания давайте создадим простой код, в котором датчик температуры будет измерять воду, а на экране мы будем видеть, подходит ли температура воды для купания или нет.

Схема размышлений такая:
если температура воды будет ниже 21 градусов, то нам отобразят слово «Холодно», если выше 45, то – «Горячо», а иначе – «Комфортно».

Для написания этого кода мы используем логический блок ЕСЛИ.Выносим его на рабочую область и расширяем его возможности при помощи колеса Настройки.
Screenshot_29.jpg

Далее нам надо указать, при каком значении температуры нам покажут «Горячо»
Screenshot_32.jpg

Для дублирования строки и блоков щёлкните правой мышкой и выберите в контекстном меню соответствующую команду:
Screenshot_25.jpg

Используйте вкладки Логические, Циклы, Математика, Аппаратное обеспечение, Время, чтобы в конечном итоге у вас получился такой код:
Screenshot_23.jpg

После того, как вы написали код, нажмите Готово. И создайте новую страницу со следующим шаблоном:
Screenshot_38.jpg

На готовой странице нажимайте ПУСК.
Screenshot_41.jpg

В зависимости от снимаемых показаний надписи будут меняться в соответствии с кодом.

Если вам надо отредактировать код, используйте кнопку Ввести код Screenshot_42.jpg, расположенную внизу страницы рядом с кнопкой Управления экспериментом.

Таким образом, вы можете писать различные коды для программирования датчиков.

Для вас мы подготовили видеоролик, как создаётся этот простой код:



Углубиться в работу с Blockly вам помогут следующие ресурсы:

http://blockly.ru/about-learning.html Всё о Blockly
https://blockly.games/?lang=ru обучающие программированию игры
https://developers.google.com/blockly на англ.яз., но можно использовать возможность автоматического перевода браузера Chrome.
http://anngeorg.ru/info/prog/young/blockly небольшая статья о Blockly

Успехов!

Ждём ваших шедевров!

369 0

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.