Блоги
Теплова Марина 06.08.2017 21:28

Электронное образование в России... Перфоманс о несуществующем.

Постижение истинных смыслов, которые вкладывает государство в цифровое образование  в рамках школы - началось для меня с попытки создать собственный учебник, ну или электронное пособие…  Даже не знаю, зачем оно мне надо было – все это приключение с  МЭШ!)))  Но об этом  чуть позже.
 
Итак,  в свое время появился новый закон об Образовании и федеральный стандарт, которые говорили о том, что можно сочетать различные формы обучения. Правда, в отличие от общепринятого во всем мире E-LEARNING, у нас  электронное образование – стало обозначать только технические средства обучения и цифровую среду, а вот способ обучаться удаленно – воплотил в себя термин дистанционного обучения. То есть, если ты сидишь с планшетом в классе – электронное, а если сидишь с планшетом дома в этом же уроке – дистанционное.  Ладно, пусть так..
 
Добрые напутственные слова в ответ на мою попытку с учебником сказали Закон «Об образовании»  в статье 13: « Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения»  и  Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015  в  пункте №11. «При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение»
 
Я изучила также Концепцию Федеральной целевой программы развития образования (теперь уже на  2016 - 2020 годы). Там есть очень  страшные слова про то, что произойдет в образовании, если не применить проектно-целевой подход, который они выбрали (ну как в воду глядели!)) 
Цитирую из Концепции:
«В случае отсутствия проектно-целевого подхода:
 
  • использование информационных технологий, современных форм и методов обучения в сфере образования останется эпизодическим, не сформируется целостная электронная образовательная среда, образование быстрыми темпами будет отставать от всего мира в области развития дистанционных образовательных технологий;
  • сохранится и усугубится неравный доступ граждан Российской Федерации к качественному образованию, провоцируя при этом усиление складывающегося социального неравенства. Причем это неравенство будет нарастать начиная с дошкольного образования;»

 
Вот такие апокалипсические признаки цифрового образования, могут возникнуть в случае, если…. а если они уже возникают, а?..
 
Кстати, заглянула на государственные библиотеки образовательных цифровых ресурсов, отыскала вот это из государственного: http://fcior.edu.ru/catalog/osnovnoe_obshee  Предлагается посмотреть содержание ресурсов с помощью прогаммки от ФЦИОР, вы идете по ссылочке – а она (УУУпс!!)  не работает!... Ну ладно починят к 2020 году, когда надо будет отчитываться за Концепцию развития)))
 
 Но ФЦИОР предлагает еще варианты!!! Говорит, можно пойти вот на этот еще государственный  ресурс  http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/4e69531c-f5bc-4b32-a93e-000f621bb569/111095/ Вау! По английскому обнаруживаю учебник кого бы вы думали – Биболетовой (Титул), которую как раз выпихнули из федерального  Перечня учебников, что очень жаль! Ну ладно, пусть Биболетова – наживаю «посмотреть», НО!!! Выскакивает табличка и говорит, что надо найти в интернете софт  «Стратум 2000» и тогда я увижу картинку…
Слушайте, это что – шутка на государственном уровне??? Или несчастным разработчикам дали три копейки, чтобы создать этих  неработающих уродцев?... Мдяя…
 
Благо, есть МЭШ! Московская электронная школа – действительно роскошное благо и ресурс класса люкс (хоть и со своими косяками)  по сравнению с этим п*рно в стиле государственных образовательных ресурсов….
Но у меня вопрос возник: Для кого все  эти ресурсы? Для учителей? Тогда - где цифровые учебные материалы от издательств из государственного перечня? Для учеников – да они вообще не поймут, что  им со всем этим делать!.. Остается ответ – для чиновников! Для них, родимых – штоб было!!! Что они сделали ЭТО!! Это - как бы оно…. цифровое государственное образование!
 
Идем дальше. Про нормативную базу.  А все ж нет!))  Пусть сначала будет рекламная пауза про Южную Корею, образовательный феномен наших дней, который я сейчас активно изучаю. Так вот, когда они затевали электронное образование, первое,  что они сделали – они провели высокоскоростной интернет во все глухие уголки своей страны. А второе знаете, что? Они сделали – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ! С несколькими каналами, где один из каналов – чистое обучение школьников. И среди школьных уроков закреплено время на просмотр этих передач! 
 
В нашей стране, где в определенное время года ни на санях ни на конях не доедешь в отдельные всеми забытые уголки земли, но там не должны быть ЗАБЫТЫЕ ВСЕМИ ДЕТИ (!!!) понимаете…. Они могут хотя бы смотреть телевизор или использовать интернет, когда нет учителя или нет возможности добраться в школу….
 
И в Южной Корее как минимум три министерства подключены к программам  реализации электронного обучения, есть масса общественных и юридических документов, регулирующее обучение с применением технологий.
Ладно, рекламная пауза закончилась))
 
Теперь о цифровых образовательных ресурсах. Об авторском праве. В законе об АП прописано, что в образовательных целях на занятиях можно использовать любой мультимедийный образовательный контент в эпизодах  и не спрашивать разрешения авторов – и это правильно! И это же правило должно касаться цифровых образовательных библиотек! Потому что российские школьники, должны иметь доступ к новейшим технологиям и к информации в ее лучшем виде, потому что для обучения нужны образцы высокого качества. Ведь не каждый  учитель не может себе позволить делать видео например самостоятельно.
 
Другое дело, когда вопрос заходит о монетизации достижений того или иного учителя. Он вполне может иметь право на вознаграждение, если все использованные им материалы в уроках были авторскими. Не сомневаюсь, что все московские учителя получившие грант, получили его именно за то, что придумали и разработали сами для уроков.
 
Кстати, здесь же – о критериях электронных уроков. Я не согласна с критериями, но  не буду здесь обсуждать уже… Надоело об этом.
 
Теперь дальше об авторском праве, например, завтра – я перестану быть учителем московской школы, а соответственно и Московской электронной школы. При том, что я разместила там более 100 авторских материалов, в том числе и собственные мультимедиа,  достаточно новаторские на мой взгляд - я могу в какой-то момент даже не получить доступа к собственным размещенным материалам)))  Смешно, да?   Тогда я решила вынуть авторские материалы из библиотеки, лицензировать технологию и разместить на любом удобном мне ресурсе, и возможно использовать их в частной практике. Но не тут-то было!...
Мне сказали, что надо писать отдельно методистам методцентра, пусть они нажмут там у себя кнопочку – и я тогда смогу убрать материалы из библиотеки. Написала… Жду… Дни идут))))
 
Теперь о собственном (пусть даже электронном!) учебнике или электронном пособии. Закон на этот счет достаточно строг в отношении «самозванцев» вроде меня - относительно создания собственного пособия в статье №18 пункта 4 273-ФЗ. Правда, в МЭШ пособие все равно можно сделать, хоть и нормативно не отрегулированное, хотя может и отрегулированное, если МЭШ смогла пролезть в юридическую лазейку статьи 20-й  этого же закона)
Что наверное грустнее всего, что нет ни одной государственной  площадки-форума, где учителя могли бы делиться мнениями, вносить свои предложения… хотя может они и не станут – инициатива часто бывает наказуема…
 
Ну а об электронном образовании…. Оно наверное все-таки есть, но хотелось бы, чтобы оно было – красивым…
 
И вопрос  (на посошок!))) об электронных учебниках… Вот об этих издательствах, которые вошли в федеральный перечень учебников.  Это большие деньги…. Но неужели даже и их мало, чтобы предоставить школам  России для интерактивных досок электронную версию учебников. Почему издательства только зарабатывают на школах? А когда же школы будут зарабатывать на издательствах. Ах, простите! Я - меркантильна…
 
Копию этой статьи я вкладываю в файл для общественного обсуждения к Приказу о порядке… электронного обучения и прочее на сайте http://regulation.gov.ru , поскольку формат не задан был – выбрала вот этот свой любимый – повествовательно-развлекательный!))
 
Всем удачи!
 
 http://marinateplova.blogspot.ru/2017/08/blog-post_6.html
  • Теги:
74 4
Комментарии:
А в нашей "столице" и аналога МЭШ нету.
В итоге делаю сама ЭОР без какого-либо оформления где-то и у кого-то, имею с этого только "удовольствие", коллеги порой воспринимают меня как блаженную, выступаю на разных мероприятиях, размещаю все на своем сайте. А на высшую категорию в ближайшую аттестация, скорее всего, баллов не наскребу: часов на предмет по минимуму, следовательно, Всероссийскую олимпиаду (по моему предмету - содержит только программирование, а не сам курс предмета) мои дети не выигрывали, ДКР пишут средненько, а за разработку ЭОР дадут только 10 баллов.
Все мы в такой ситуации... не смешно...
08.08.2017 12:13
Да, Елена Анатольевна. Согласна с Вами...
Правда сегодня вышла довольно оптимистичная статья для регионов, что собираются на базе МЭШ сделать вариант для всех через полтора года (при том, что надо было уже вчера начать пользоваться - но лучше поздно наверное, чем никогда) https://rg.ru/2017/08/07/rossijskie-shkoly-nachnut-rabotat-po-novym-obrazovatelnym-standartam.html
Марина, к сожалению, Северная столица, как и Москва, город Федерального значения, то есть к регионам не относится и будет ли эта возможность для питерцев, и будет ли это учитываться при аттестации... поживем увидим...
Хотя к моей аттестации, скорее всего, не успеет, у меня срок до ноября.
08.08.2017 20:40
Елена Анатольевна, не в первый раз слышу про не-оснащенность школ Петербурга, что нет у многих интерактивных досок и своей информационно-образовательной среды... не знаю отчего это зависит, наверное это все-таки руководство города должно поддерживать финансирование этих вещей...

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.