Блоги
Чулихина Елена 17.05.2015 14:41

Пять минут, пять минут... Это много или мало??? (подражая Л.Гурченко)

Я вам песенку спою про пять минут,
Эту песенку мою пускай поют,
Пусть летит она по свету,
Я дарю вам песню эту,
Эту песенку про пять минут.
Слова В. Лившица, музыка А. Лепина
Из кинофильма «Карнавальная ночь»

Признаюсь честно, люблю я читать ссылки и комментарии к ним, размещённые в соцсетях, касающиеся образования. Сама часто комментирую их, высказываю своё мнение, задаю вопросы.
 
Недавно в Facebook я перепостила ссылку на статью в «Российской газете» ТИХИЙ ЧАС ДЛЯ 1-ГО "А", в которой говорится о том, что В СанПиНы, которые касаются образовательных организаций, подготовлены и внесены изменения. Очень интересны комментарии и обсуждения .

В частности, в Проекте изменений в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические  требования к условиям и организации  обучения в общеобразовательных учреждениях» теперь есть информация, которая напрямую регламентирует нормы использования интерактивной доски в урочной деятельности.

Цитирую:
"24. Пункт 10.18. после таблицы 5 дополнить абзацем в редакции:
…Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1-4 классах не должна превышать 5 минут, в 5-11 классах – 10 минут. Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1-2 классах составляет не более 25 минут, 3-4 классах и старше – не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60-80%, физкультминутки, офтальмотренаж).
С целью профилактики утомления обучающихся не рекомендуется использовать на одном уроке два и более вида электронных средств обучения"
(цветом выделила ту часть информации, которая касается начальной школы, так как эти стоки волнуют меня более всего в силу специфики моей профессиональной деятельности).

Для информации привожу Таблицу 5


Обращаю внимание на то, что как в СанПиНах, принятых в 2010 г., так и в Проекте изменений 2015 г. перед фразой «продолжительность работы с…» стоит слово «НЕПРЕРЫВНАЯ», которую я всегда трактую так: поработали 5 минут, отдохнули/переключились на другой вид деятельности и можно ещё 5 минут работать с ИД.
 
Тем не менее, решила все же провести эксперименты, используя ИД на различных этапах урока,  под девизом: «Пять минут, пять минут – это много или мало?» и посмотреть, что реально можно успеть сделать на ИД, работая на ней суммарно не более 5 минут на уроке.
Напомню, у меня 3 класс.

1 урок. Русский язык. Тема: «Части речи. Повторение изученного».
Вспомнили какие части речи изучали, по каким признакам их можно отличить друг от друга (на какие вопросы отвечают, что обозначают, какую роль в предложении выполняют).

Начинаем выполнять задание на ИД. Время начала выполнения 09.04.14.




Слов немного, всего 9, но 9 человек выходили к ИД, перемещали слово в нужную корзину, попутно доказывая, почему место этого слова в этой корзине.
 
Закончили выполнять задание, мой инструмент для фотографирования (смартфон) зафиксировал время – 09.05.35. Мы использовали чуть меньше 1,5 минут!
Выключила экран, попросила ребят устно привести примеры слов, которые могли бы «лететь» в корзинах, обозначающих различные части речи (смена вида деятельности).
 
Затем записываем предложение под мою диктовку в тетрадях, самостоятельно определяем и подписываем части речи в этом предложении. Проверить выполнение этого задания можно различными способами:

1.Одну из тетрадей положить под документ-камеру, изображение вывести на экран, учащиеся сравнивают и проверяют эту работу и свою.
2.Учащиеся устно называют слово и его принадлежность к той или иной части речи.
3.… (думаю, коллеги назовут ещё 2-3 способа проверки).
Я выбираю 4 способ (проверка с помощью ИД, тем более осталось ещё 3,5 минуты, «разрешённых» для работы на этом инструменте).


Предложение было взято мной из набора заданий к повторяемой нами теме в электронном приложении к учебнику «Русский язык. 3 класс» (автор Канакина, Горецкий) специально, чтобы можно было работать с ним на ИД. В предложении 6 слов, поэтому ещё 6 человек вышли к ИД. Время начала проверки 09.12.09, закончили в 09.13.54. Затрачено чуть больше 1,5 минут.

Итого 3 минуты (да ещё и с перерывом)! Оставшиеся 2 минуты из 5 «возможных» мне не понадобились.

2 урок. Математика. Тема «Письменные приёмы деления трёхзначного числа на однозначное»
 
На этапе устного счёта выполнили задание на Интерактивной доске из созданного мной ресурса «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ РАСКРАСКИ. Сборник дидактических игр  для устного счёта (3-4 классы)»






 Время затраченное на выполнение этого задания – почти 4 минуты! ИД выключаю, продолжаем устный счёт по заданиям на полях учебника.

Так как урок по теме первый, ребятам нужно показать, как правильно записывается пример на деление в столбик, без линованной доски не обойтись. В кабинете нет такой доски, поэтому снова включаю ИД, открываю страницу с разлиновкой в клетку, показываю алгоритм записи примера. Время – чуть менее 1 минуты.



Суммарно 5 минут использованы, выключаю ИД, продолжаем работать по учебнику устно (в учебнике тоже показана запись примера на деления в столбик), затем приходится снова включить ИД, чтобы кто-то из ребят решил первый пример из упражнений для тренировки и закрепления на разлинованной в клетку поверхности (на решение с объяснением двух примеров затратили 2,5 минуты). 



Затем продолжаем решать примеры на деление в столбик на нелинованной маркерной доске.
 


Итог: на математике время использования ИД - 7,5 минут.

3 урок. Окружающий мир. Используем ИД и систему опроса и тестирования ActivExpression2 для проверки домашнего задания по теме «Страны в центре Европы».

Использую ресурс Тест 53. В центре Европы (система опроса ActivExpression2) .

Время, затраченное на опрос:  5,5 минут + 1 минута на объявление оценок  = 6,5 минут

4 урок. Физкультура. «Обошлось» без использования ИД и других электронных средств обучения.
 
Итоги и выводы импровизированного эксперимента:

1.Время использования ИД:
(русский язык – 3 минуты; математика – 7,5 минут, окружающий мир – 6,5 минут) – требования СанПиН не выполнены.
 
2.Суммарное время использования ИД за учебный день – 17 минут (можно до 30 минут) – требования СанПиН выполнены!
 
3.На одном уроке использовались два электронных средства обучения (на окружающем мире  - ИД и система опроса) – требования СанПин не выполнены.
  
Вспомнились слова героя «Бриллиантовой руки» Семена Горбункова: «А у вас есть такой же, только с перламутровыми пуговицами? Будем искать...»
Да, да. Будем искать другие формы и приёмы использования ИД, чтобы и СанПиН соблюсти и овцы целы….
 
Пять минут, пять минут -
Разобраться если строго,
Даже в эти пять минут
Можно сделать очень много!
слова В. Лившица, музыка А. Лепина
из кинофильма «Карнавальная ночь»
6717 3
Комментарии:
Как всегда учитель меж двух огней, на сей раз СанПины и ФГОС.
Уважаемая Елена Александровна!
Спасибо за такой подробный пост! Многим учителям будет полезен Ваш опыт.
С уважением, Полушкина Г.Ф.
Уважаемая Елена Александровна! Тоже мучаюсь этой неразрешимой дилеммой! Понимаю, что часто допускаю нарушения СанПиНов, но Ваш опыт показывает, что соблюсти их возможно, если взять за ключевое слово "непрерывно".
Спасибо, будем стараться все соблюдать!

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.