Блоги
Чулихина Елена 12.04.2015 18:24

Электронный учебник…Ему быть!.. Но каким???

«Интернету надо бы поклоняться точно так же, как вину и огню. Потому что это гениальное изобретение». (Я. Вишневский)

Именно эти слова я вспомнила когда «случайно» попала на Семинар-совещание по вопросам внедрения иэксплуатации информационных систем, который регулярно проходит в Департаменте образования г.Москвы. Естественно, попала я на него не случайно, а благодаря сетевому знакомому, который и записал меня на этот семинар. (Не имей сто рублей, а имей сто друзей).


В соответствии с требованиями Министерства образования Российской Федерации (приказ Министерства образования и науки №1559 от 08 декабря 2014 года), все учебники, входящие в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, должны быть продублированы электронными версиями.

В программе семинара 30 марта 2015 года был анонсирован открытый урок по электронному учебнику русского языка для 2-го класса В.П.Канакиной и В.Г.Горецкого, который показывала учитель начальных классов школы № 2054 г.Москвы А.А.Роянова.


Сначала об электронном учебнике рассказал Соловейчик А.С., вице-президент издательства «Просвещение». Данный учебник разработан к УМК «Школа России», который выпускает издательство «Просвещение». Во вступительном слове Артём Соловейчик напомнил о смысле проведения онлайн-уроков: формат ставит целью показать, как может быть использован учебник в практике учителя, какие проблемы он помогает решать и каких целей достигать.

К моему великому сожалению я не смогла побывать в роли ученицы, а наблюдала за уроком со стороны, учениками же выступили молодые педагоги Москвы. Но все действия «учеников» и учителя были на большом экране.




Одновременно с трансляцией открытого урока на сайте Департамента образования г.Москвы, шла трансляция- вебинар «Открытый урок с «Просвещением». Как работать с электронным учебником. Урок №4» на сайте изд. «Просвещение». По данной ссылке вы можете подробно ознакомиться с ходом урока, я же поделюсь своими собственными мыслями и впечатлениями. Как у учителя-практика у меня возникло много вопросов по ходу урока, по целесообразности и эффективности использования учебника в электронном формате, были у меня вопросы и по технической составляющей. На все заданные мной вопросы я получила исчерпывающие ответы.



Некоторые ответы не удовлетворили меня как учителя, но А.Соловейчик заверил, что учебник дорабатывается, принимаются замечания, идеи по его доработке и усовершенствованию.

Очень тяжело по 20-минутному фрагменту урока судить о всем учебнике в целом, но….пока вот мои мысли:
- много текста,
- мало интерактивности,
- простейшие тесты и тренажеры,
- нет встроенного журнала для отслеживания результатов выполнения упражнений,
- учебник привязан к девайсу (но здорово, что контент можно устанавливать и на личные устройства детей (есть возможность использовать учебник не только в школе, но и, например, дома )
- в облаке контент не хранится.

Я опубликовала ссылку на запись этого открытого урока в Facebook. С весьма интересными комментариями к моему посту можно познакомиться здесь.

С 15 апреля по 31 мая каждая школа Российской Федерации получит возможность провести уроки с электронными учебниками издательства«Просвещение». Издательство предоставляет бесплатные временные лицензии на электронные формы учебников. Принять участие в мероприятии смогут все педагоги страны.

Библиотека электронных учебников будет доступна на сайте проекта «Школа цифрового века». Если вы не являетесь участником данного проекта, то вам необходимо зарегистрироваться на сайте https://my.1september.ru/registration/. Начиная с 15 апреля, в личном кабинете можно будет скачать электронные учебники. Участие в апробации бесплатное.

Вся подробная информация здесь.
14 апреля 2015 года в 18 часов (по Москве) пройдет вебинар «Как стать участником апробации электронных форм учебников. Пошаговая инструкция». Регистрация здесь

Наша школа является зарегистрированным участником проекта «Школа цифрового века», поэтому я жду 15 апреля и непременно приму участие в апробации электронных учебников.

Ссылка на все вебинары издательства "Просвещение", посвященные электронным учебникам (были проведены открытые уроки-вебинары по учебникам не только для начальной школы, но и по электронным учебникам литературы, математики, обществознания).
5702 13
Комментарии:
Спасибо. Очень актуально. Интересно, а могут попробовать апробацию учителя не из Москвы и московской области?
Снимаю вопрос. Да, могут принять участие все педагоги страны.
Всё больше родителей покупают детям смартфоны! Может быть, электронные учебники оторвут детей от виртуальных игр. На каком-то вебинаре наи показывали учебники, гле учитель может сам в электронный учебник добавлять интерактивные материалы и ссылки.
Смотрел уроки математики и обществознания в подобном формате. Не впечатлило. Почти все формы работы продемонстрированные учителями "притянуты за уши". Если это лучшие образцы использования электронного учебника, то что ждать от основной массы учителей, которым, как обычно, придется осваивать электронные учебники путем проб и ошибок, да еще под давлением органов управления образованием, которые будут требовать непременного использования их в работе. Ведь деньги на электронные учебники (скорее всего бюджетные и немалые) будут истрачены.
Алексей Васильевич, +100500!
Посмотрела трансляцию онлайн-урока "Как работать с электронным учебником.Урок 4." Стало страшно.
Коллеги, так работать нельзя!
Коллеги!
Позволю себе высказать мнение в поддержку электронного учебника. В первую очередь, хотелось бы отметить, что это "Учебник". И именно потому в нем "много текста". Ведь это не ЦОР. Именно потому, уверен, коллеги, "не впечатлили" показанные уроки (я тоже смотрел их трансляции). Но задачи этих трансляций - продемонстрировать простоту работы с этой формой учебника. Продемонстрировать всем, что работать с обычным учебником и учебником электронным - практически одинаковое действо, но с электронным есть еще и дополнительные бонусы.
Я лично рад, скажу только свое мнение, оно никому не навязывается, что в учебнике не было замысловатых, модных сегодня встроенных систем опроса и тестирования и отправка всех результатов на планшет учителя, не было сложных интерактивных модулей, встроенного журнала и другого, чего, признайтесь не было никогда, нет и не должно быть (опять-таки мое мнение) в "учебнике". Все эти "навороты" могут быть на устройстве или "аппаратной платформе" для электронного учебника, отдельно. И правильно сделали разработчики, что не стали усложнять свой продукт, который и так станет новшеством для многих наших коллег.
Мы с вами, коллеги, часто наблюдали, как приводили в качестве эпиграфа выдержки разных лет относительно внедрения пера с чернилами, шариковой ручки и пр. Не будем же уподобляться авторам тех строк из дней минувших, и достойно примем новый инструмент, соответствующий времени и технологическому прогрессу. Допускаю, что в нем есть еще недочеты, но было бы странно, если бы их не было. И, думаю, одна из задач таких педагогических сообществ - помочь разработкам сделать для Нас и Наших учеников хороший, современный, правильный Учебник.
Просмотрела урок. Не скажу, что всё так страшно.
Хочу написать первые впечатления.
Я бы с удовольствием попробовала такой учебник и обучение с использованием планшетов. Полностью согласна, что электронный учебник должен быть прост в использовании, как для учителя, так и для ученика. А к нему должно быть приложение с диагностическими материалами и журналом отслеживания, интерактивными играми. Учитель будет иметь выбор использовать это или создавать что-то своё. Для многих учителей уже само использование электронного учебника вместо бумажного будет большим новшеством.
Электронный учебник и, возможно электронная рабочая тетрадь, решит мою самую большую проблему, когда желающих работать на интерактивной доске огромное количество.
Учитель, получивший планшет за неделю до урока, неплохо справился. Особенно, если учесть съёмку и работу онлайн. Я вспоминаю начало своей работы с системой опроса ActivExpression и мобильным классом. Обычно меня технические сбои всегда выводят из строя.
Понятно, что такое внедрение электронных учебников, это большие деньги для школы, поэтому для меня это только мечты!
Доброго времени суток, коллеги! Мы с детьми участвуем в апробации электронных учебников: геометрия 7-9 УМК Атанасян Л.С. и др., математика 6 УМК Никольский С.М. и др. Электронный учебник геометрии отличается от электронного приложения (диск идет в комплекте с новым изданием учебника) только интерфейсом и навигацией, содержание тренажеров и контрольных абсолютно совпадают.
Электронный учебник несомненно лучше, чем pdf- версии, которые дети скачивают из Интернета и устанавливают себе на планшеты.
Нам удобно работать с электронным учебником, т.к. почти половина класса имеют планшеты и у нас есть еще мобильный класс, включающий 15 нетбуков.
Один нюанс: перед апробацией пришлось обновить систему с Windows 8.0 до Windows 8.1.
Сегодня уже 4 мая (апробация идёт с 15 апреля), а версии для платформы iOs все нет! AppStore не находит приложение "Учебник цифрового века"...:-( На сайте есть такая информация:

Загрузите приложение «Учебник цифрового века» из магазина приложений вашей операционной системы:

Google Play, если у Вас планшет с Android (приложение уже в магазине!)
Магазин Windows, если у Вас планшет с Windows 8.1 (приложение уже в магазине!)
Apple App Store, если у Вас iPad c iOS (приложение станет доступно в ближайшее время, информация появится здесь).

А ведь на семинаре нам показывали работу с учебником, загруженным на iPad. Так почему же приложение не доступно на iOs???
27.05.2015 00:24
Я положительно отношусь к электронным учебникам. У меня сердце просто обливается слезами когда вижу, как моя девочка несет в школу ранец. Во-первых, он больше нее, а во-вторых - очень тяжелый. Ребенок должен идти радостным в школу, а не нести, как говорится, бремя. Все, бумажный вариант уже в прошлом, пора менять мировоззренческую парадигму.
ЭУ поможет в обучении. Положительное отношение.
01.10.2015 01:21
У нас в школе запустили в этом году электронный учебник, ничего многим учителям нравится. Можно подчеркивание делать, свои методики внедрять, детей дополнительно мотивировать. Думаю, что на след. год все школы Москвы перейдут на электронные учебники.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.