Блоги

Новые возможности оценивания в классе. Оценивание для обучения

Приходит время, когда перед каждым учителем встаёт вопрос: где и какие курсы повышения квалификации проходить?

Здесь важно учитывать несколько аспектов. Первый – тема, которую хотелось бы глубже изучить, второй – статус организации, которая проводит курсы и третий – цена.

Для себя определилась с выбором несколько лет назад. Обучаюсь на дистанционных курсах издательского дома «Первое сентября»
В этот раз один из модулей курса посвящён формирующему оцениванию. Автор курса - Пинская Марина Александровна (кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института развития образования НИУ ВШЭ, руководитель проекта «Разработка программ помощи школам с низкими результатами» НИУ ВШЭ).

Многое, из того, что описывается в курсе, уже было известно и применялось мной в учебном процессе, но некоторые факты удивили.

Часто мы осваиваем что-то новое для себя с помощью проб и ошибок, подчас не зная, что всему есть описание и дано название. Так оказалось, что некоторые формы работы, которые я использую уже давно на своих уроках, являются техниками формирующего оценивания.

Система формирующего оценивания построена на следующих основаниях:
1)    оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику;
2)    оценивание  может быть только критериальным.  Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;
3)    критерии оценивания алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся и могут вырабатываться ими совместно;
4)    система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Формирующее оценивание происходит в ходе обучения и является его частью. Это «оценивание для обучения».

Методы, приёмы и техники формирующего оценивания имеют универсальный характер и могут быть адаптированы к потребностям учеников разных классов.

В начале урока мы выясняем потребности учеников, чтобы учитывать их в ходе обучения. Это может быть беседа с детьми, в ходе которой учитель наблюдает и оценивает, как происходит учение или таблицы «ЗИУ», о пользе использования которых я уже писала ранее.

7.png

Во время урока письменные работы детей обсуждаются и оцениваются вместе с детьми, т.е. проводится анализ работ. Мы это делаем, начиная с 1 класса, используя документ-камеру.

1.png

Данный вид работы очень мотивирует и стимулирует детей. Когда в классе доброжелательная обстановка и анализ работы проходит по точным, заранее всем известным критериям, дети не зажимаются и не боятся, что у них вдруг кто-то обнаружит ошибку. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает! – вот наш девиз.

Проведение экспресс-опроса или опроса по заготовленным вопросам, позволяет сразу же оценить вместе с детьми их знания, получить мгновенную обратную связь, которая является основой формирующего оценивания.

2.jpg

В этом нам помогает система опроса  ActivExpression 2 или онлайн-сервис Plickers.

Вовлечение детей в рефлексию позволяет развивать навыки самооценивания и взаимооценивания.

3.png

Данный вид работы для нас с детьми тоже не нов, но для себя открыла ещё один инструмент - «Опросник самодиагностики работы с партнёром». Он очень простой (дети сразу же поняли, как с ним работать), но позволяет решать много задач:
1.    Работа с инструкцией. Именно с неё начинается работа с этим опросником.
2.    Не только контроль со стороны учителя, но и проверка собственных знаний детьми.
3.    Определение учениками степени своего знания/незнания и осознание необходимости дополнительной работы, повторения материала.
4.    Развитие навыков сотрудничества.
5.    Умение аргументировать свою точку зрения.
6.    Умение прислушиваться к мнению своего партнёра.
7.    Находить и исправлять ошибки.

Инструкция
1. Сначала работай индивидуально! При каждом ответе отметь знаком «галочка», верным или неверным ты считаешь данное утверждение. Обоснуй!
2. Объясни партнёру свой выбор. Слушай внимательно, когда он будет тебе объяснять свой выбор. Если ты обнаружишь ошибку, исправь её!
3. Если ты что-то исправляешь в своих ответах, используй для этого карандаш другого цвета, чтобы учитель мог определить, кому из вас, возможно, нужна помощь.

5.png6.png
 
Конечно, на распечатку подобных таблиц уходит много бумаги и краски. Поэтому, помимо бумажных таблиц самодиагностики начали использовать для этих целей систему опроса ActivExpression 2.

4.png

Дети, анализируя диаграммы результатов ответов, могут самостоятельно сравнивать качество и результативность своей работы на уроке с работой детей класса и ставить перед собой цель: улучшить этот результат на следующем уроке. Именно так наши ученики вырабатывают в себе привычку к самоконтролю.
Таким образом, оценивание – один из важнейших элементов процесса обучения. Без него не получает обратной связи о результатах своей деятельности ни ученик, ни учитель, которая так необходима для корректировки как учения, так и преподавания.
 
Литература
М.А. Пинская, Материалы курса «Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта»: курс на 36 часов. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. – 96 с.
3627 12
Комментарии:
Кто еще не прошел, рекомендую курсы Курсы программы Intel® «Обучение для будущего» из серии «Элементы» https://edugalaxy.intel.ru/?act=elements "Методы оценивания в классе 21 века"
Спасибо, Наталья! Существует новая версия книги, в которой приводятся примеры новых техник и описания методов работы с ними. Была ссылка на нее в закладках, но найти пока не могу((
Юлия Николаевна,спасибо за интересный материал.
Расскажите,пожалуйста ,как выглядели (если они были) эти листы в первом классе. У меня это идет с трудом.
Марина Валентиновна, в 1 полугодии 1 класса мы с ребятами работали устно. В конце урока я называла критерии, они отвечали. Это был фронтальный опрос. Конечно, сначала отвечали те, кто более активен и мотивирован, через некоторое время подтягивались остальные. С некоторыми детьми обязательно беседовала на переменах или после уроков. Так мы учились анализировать свою работу. С января уже начали работать с листами. Проблем не возникало.
Сейчас добавлю в текст лист оценивания в 1 классе.
Спасибо Юлия Николаевна!Видимо,я поспешила. Устно работаем, используем шкалу настроения со смайликами,есть отличная возможность оценивания в личных ежедневниках первоклассника по ОС Школа 2100.Вся устная работа продвигается довольно динамично,а с листами пока сложно. Надо ,наверное,пока притормозить.
Интересную тему Вы подняли.
Очень интересная система опроса. Было бы неплохо использовать имея соответствующее оборудование.
Спасибо,Юлия Николаевна. Старшая школа догоняет началку в реализации новых требований ФГОС. В то же время надо знать все тонкости новых требований и к уроку , и к оцениванию. Сейчас старшее звено учится у малышей. Ваши статьи кстати , как всегда .Спасибо за дельные советы и обмен опытом.
Юлия Николаевна, вы подняли очень острую тему, особенно для среднего и старшего звена.Спасибо за предоставленный материал о формирующем оценивании, ведь, как известно, учиться никогда не поздно. Сегодня учителя начальных классов имеют богатейший опыт, поэтому педагогам-предметникам смело можно его заимствовать. Обязательно использую ваш опыт в работе с педагогическим коллективом. Спасибо коллегам за ссылки. В работе все пригодиться.
Принимала участие в очных семинарах по формирующему оцениванию у Пинской М.А. При знакомстве с той или иной оценочной техникой пыталась ловить, переложима ли она на систему опроса и тестирования. Нашла много вариантов. Например, техника "Билет на выход", когда ученик пишет на листочке вопрос, который у него возник после урока. Следующий урок учитель начинает с ответов на такие вопросы учеников. Режим "Текстовый вопрос" на пультах позволяет вводить вопросы, фиксировать ответы и выводить их на экран. Проверено - очень хорошо работает.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.