Блоги
Чулихина Елена 26.04.2015 18:07

И вновь об интерактивной доске и иже с ней… Из практики учителя массовой школы.

Читаю профессиональные педагогические форумы, сообщения, рассуждения, споры и дискуссии в виртуальных педагогических сообществах и методических объединениях об использовании электронных средств обучения и все больше убеждаюсь в истинности высказывания К.Баретта, которое цитирую очень часто: «Все технические достижения не стоят ровным счетом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя». Именно педагоги делают уроки интересными, детей - заинтересованными, а интерактивная доска - это только очень удобный инструмент. 
 
Много вопросов возникает у учителя, как только ИД и иже с ней появляются в оборудовании вверенного ему кабинета: Что даёт ИД ученику и учителю? Экономят ли электронные средства обучения время учителя для подготовки к уроку? Какие возможности и инструменты программного обеспечения помогают учителю реализовать на различных этапах урока планируемые результаты?...
 
Я, как учитель-практик, использующий эти средства обучения уже не первый год, хочу поделиться с Вами, уважаемые коллеги-мои читатели, своими идеями, которые, надеюсь, помогут ответить на вышеперечисленные вопросы.
 
Что может быть убедительнее, чем собственный пример? В рамках этого поста покажу фотофрагменты  моих рабочих уроков (3 класс).
 
В апреле большой блок уроков русского языка посвящен изучению глагола: изменению его по числам, временам, изучаем неопределённую форму глагола.
 
22 апреля. В начале урока даю задание (обращаю ваше внимание на то, что этот слайд сделан в программе PowerPoint и несёт на себе только визуальную функцию (никакого интерактива)):


Ребята прочитали слова: выдвинули версии по поводу деления слов на группы. Версий было две: 
1. По наличию/отсутствию в слове приставки (но она сразу была отвергнута, так как в задании сказано, что нужно разделить слова на три группы).
2. Временные формы глагола.

Третьеклассники стали работать в тетрадях самостоятельно, а я, включив на пульте проектора функцию паузы (кнопка Freeze), получила возможность подготовить этот слайд к проверке (ученики на доске видят этот слайд, а я могу работать на компьютере в другой программе и даже с другими слайдами).
 
За то время, пока учащиеся выполняли задание, я с помощью функционала и инструментов программного обеспечения интерактивной доски успела этот статичный слайд превратить в рабочий (интерактивный) слайд для проверки правильности выполнения задания и дальнейшей самооценки третьеклассников:

1. С помощью инструмента «Захват экрана», «сфотографировала» фрагмент слайда, где расположены слова
2. Затем с помощью того же инструмента «сфотографировала» каждое слово отдельно.
3. С помощью инструмента «Линии»  свободную часть слайда «разбила на 3 колонки».
4. С помощью инструмента «Текст» подписала колонки.

Вся подготовка заняла около 1,5 минуты!!!



Через несколько минут началась проверка. Благодаря функции ПО ИД  «Drag-and-drop» (в переводе с английского означает буквально тащи-и-бросай; Бери-и-Брось), ребята перемещали слова в соответствующий столбик, устно доказывая свою правоту.






Ну и как итог, я попросила ребят оценить свою работу по образцу на ИД (критерии оценки ребята знают). В результате на полях появляются зёленые, жёлтые и красные кружки на полях, многие из которых превращаются в весёлые рожицы.








23 апреля. Продолжаем изучать формы глагола по разным признакам. В начале урока задание (снова слайд в РР):



И снова ставлю изображение на паузу (кнопка Freeze на пульте проектора), а сама открываю программу ИД, «фотографирую» слова, активирую документ-камеру (окошко для изображения с документ-камеры располагаю на свободной части слайда). 


Всё! Жду, когда ребята закончат выполнять задание. «Пробегаю» по рядам, выбираю правильно выполненную работу (образец), кладу под документ-камеру, прошу ребят оценить свою работу в соответствии с образцом.





P.S. Очень надеюсь, что данный пост не прочитают завучи, а если и прочитают, то поймут меня правильно. Ведь приведённые мной фрагменты уроков прошли без моей предварительной подготовки до урока. Слайды в РР я использовала не свои (спасибо коллегам-учителям  и Интернету), а слайды в программе ИД я подготовила непосредственно на уроке, пока ребята выполняли задание самостоятельно. 

Этими примерами я хотела показать, что ИД и иже с ней не затрудняют работу учителя, а наоборот, экономят время на подготовку к уроку, а также позволяют эффективно провести различные этапы урока.
2814 11
Комментарии:
Спасибо за пост! С удовольствием прочитала. Тоже часто пользуюсь кнопкой -заморозкой, чтобы можно самой подготовить новое задание. Иногда это материал из Интернета (перехожу на тренажёр, ссылку на который сделала дома). Интерактивная доска действительно делает урок интересными! Документ-камеры у меня нет, купить некому. Так что по-доброму Вам завидую.
Я совершенно согласна, что ИД заметно экономит время на подготовку к уроку. Главное, научиться применять технологические приёмы работы с интерактивной доской, а это, поверьте мне, не так уж сложно. Главное - захотеть!
Согласна с коллегами! Интерактивная доска существенно экономит время на уроке, а так же позволяет быстрее заинтересовать учеников предметом.
Согласна с коллегами! Интерактивная доска – эффективный и удобный инструмент помогающий педагогу проектировать урок в соответствии с современными требованиями. При использовании интерактивной доски у меня не возникает необходимости тратить время на смену наглядных материалов, разлиновку доски, запись новых упражнений, не тратится время и на очистку доски, как раньше.
Спасибо, очень полезная информация
Понравились примеры из практики, вы очень творческий учитель. Вашим ученикам комфортно работать на уроках
Спасибо за пост. И хочу заметить, что те, кто говорит, что "все эти технологии- долго, трудно и ни к чему" (как моя методистка из РОО) просто не хотят этим заниматься. А нам, людям увлечённым- всё легко и просто! Потому что МЫ ХОТИМ ЭТО ДЕЛАТЬ и будем делать. Несмотря на всех "высоких" тёть :)
Всем, кто начинает задаваться вопрос "Что даёт ИД ученику и учителю? " и много рассуждает, я говорю о себе лично , что работа с ИД перевернула всю мою педагогическую деятельность, и не дает мне возможности профессионального выгореть! Я всегда найду интересную работу и мне не скучно!
А вообще писала сказать, что вы молодец!
Simply clever!
просто, доступно, гениально!
Завучам на зависть Ваш ритм работы и профессионализм, которые позволяют так грамотно и методически верно выстраивать занятия. То, что Вы позволяете себе тратить 1,5 минуты, говорит о том, что ДО этого Вы потратили многие часы, чтобы достичь такого уровня! Браво!

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.