Форум
RSS
Знаменательные и памятные даты
 

    Лятиф Мухтар оглы Иманов
 
 
Лятиф Мухтар оглы Иманов (азерб. Letif (Imanov) — азербайджанский и советский физик, академик Академии наук Азербайджанской ССР (1976), Заслуженный деятель науки Азербайджанской ССР (1979).

Лятиф Иманов родился в 1922 году в Шуше. В 1944 году окончил Азербайджанский университет. С этого же года работал в Институте физики Академии наук Азербайджанской ССР. А с 1950 года одновременно с работой преподавал в университете. С 1954 года Лятиф Иманов являлся заведующим сектором радиофизики и спектроскопии. В 1979 году Лятифу Иманову было присвоено имя заслуженного деятеля науки Азербайджанской ССР. Скончался учёный через год, в 1980

Среди работ Иманова можно выделить работы, посвящённые радиоспектроскопии, и особенно изучению энергетических и структурных характеристик молекул, а также процессов молекулярного движения и взаимодействия в конденсированных средах. Лятиф Иманов установил существование одной молекулы (Н-пропанола в пяти неэквивалентных ротамерных состояниях.

В классе ароматических соединений Лятиф Иманов нашёл диэлектрические критерии степени локального упорядочения. Он также определил присутствия поворотных изомеров, совместимости низко- и высокомолекулярного компонентов и интервала концентраций, в котором происходит механическое упрочнение стекловидной системы. Лятифом Имановым также построена модель динамической структуры уксусной кислоты и водных растворов аминокислот.



Изменено: Гюльнара Аббасова - 13.03.2016 13:23:21
 
15 марта 
15 марта (В некоторых календарях - 14 марта) 1830 года — Вышел 13-й номер «Литературной газеты» — последний, который редактировал А. С. Пушкин.


Поначалу А. А. Дельвиг и О. М. Сомов издавали в Санкт-Петербурге альманах «Северные цветы» (1825—1832), среди авторов которого сплотился определенный круг поэтов, близкий к идеям декабристов; в числе их были А. С. Пушкин и кн. Вяземский. В этом кружке зародилась идея создания нового издания, в котором литература рассматривала бы социальные аспекты времени, обращалась бы к жанру публицистики и критики. Инициатива создания такого органа принадлежала Пушкину[1] и тут же была поддержана другими членами авторского круга альманаха.
Так зародилась «Литературная газета», возникновению которой весьма способствовал А. С. Пушкин
Особый интерес "Литературная газета" представляет именно в связи с издательской, редакторской и публицистической деятельностью в ней А.С. Пушкина. Официальный редактор газеты А.А. Дельвиг подготовил первые два номера и, выехав временно из Петербурга, поручил газету Пушкину, который и стал фактическим редактором первых 13 номеров.

Литературный отдел газеты определяли публикации выдающихся русских и зарубежных авторов. В отделе прозы впервые выступил с печати Н.В. Гоголь. Были напечатаны переводы из В. Скотта, Э.Т. Гофмана, Л. Тика, В. Гюго и др. В отделе поэзии публиковались стихи Вяземского, Дельвига, Е.А. Баратынского, Ф.Н. Глинки, А.З. Кольцова и (анонимно) сосланных декабристов А.А. Бестужева и В.К. Кюхельбекера. На страницах газеты впервые увидели свет отрывки из "Евгения Онегина", "Арап Петра Великого" и другие произведения Пушкина.

Заметное место занимала в газете литературная критика: рецензии, заметки, разборы П.А. Катенина, Вяземского, А.С. Пушкина.

 Первый год существования "Литературная газета" вела резкую полемику с журналом Н.А. Полевого "Московский телеграф" и газетой Ф.В. Булгарина "Северная пчела". Полемика с последним стала для "Литературной газеты" и ее первого редактора роковой. Обиженный критическим замечанием в адрес собственного творчества, прозвучавшим в одной из критических статей Пушкина, Ф. Булгарин начал кампанию против газеты. Указания на "неблагонадежность" авторов газеты прямо появлялись в полемических статьях Булгарина, одновременно с его тайными доносами лично цензору Бенкендорфу. Пушкин отвечал эпиграммами и памфлетами, в герое которых, французском сыщике Видоке, легко угадывался "шпион" Булгарин. 

В результате действий Булгарина "Литературная газета" была взята под наблюдение III Отделением. После публикации четверостишия Делавиня Бенкендорф в гневе выгнал Дельвига, угрожая Сибирью всему кругу авторов газеты. Дельвиг, потрясенный случившимся, вскоре заболел и 14 января 1831 года скончался.

(ИСТ)
Пушкин опубликовал в «ЛГ» главу из «Путешествия в Арзрум» и «Арапа Петра Великого», отрывок из восьмой главы «Евгения Онегина», «Стансы», «Арион» и другие стихи.

Сайт издательства
 
"Литературная газета"
 

http://archive.is/www.lgz.ru
http://pressa.ru/ru/magazines/literaturnaya-gazeta#/ -читать газету
 
15 марта
 15 марта 1937 года родился Валентин Распутин 

Валентин Григорьевич Распутин (15 марта 1937, село Усть-Уда[2][3]Восточно-Сибирская область — 14 марта 2015,Москва) — русский писатель, публицист, общественный деятель. Представитель «деревенской прозы».

 С двух лет жил в деревне Аталанке Усть-Удинского района, которая, как и старая Усть-Уда, впоследствии попала в зону затопления после строительстваБратской ГЭС.
 Окончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа (об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского», 1973).
 После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета.
 В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки» был опубликован в альманахе «Ангара» (1961).
В 1979 году вошёл в редакционную коллегию книжной серии «Литературные памятники Сибири» Восточно-Сибирского книжного издательства. В 1980-х годах был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета».
В 1994 году выступил инициатором создания Всероссийского фестиваля «Дни русской духовности и культуры „Сияние России“» (Иркутск)[5].
Первая книга Валентина Распутина «Край возле самого неба» вышла в Иркутске в 1966 году
(Читать больше)
"- Человек - царь природы.
- Вот-вот, царь. Поцарюет, поцарюет да загорюет."

"Человек стареет не тогда, 
когда он доживает до старости,
 а когда перестает быть ребенком."
"Для учителя, может быть, самое важное - 
не принимать себя всерьез, понимать, 

что он может научить совсем немногому."
(Цитата из произведения "Уроки французского")

Читать книги 
Документальный проект "Уроки Распутина". Сюжет первый.- https://www.youtube.com/watch?v=z6Y4plFbP_U
Источники:
http://www.aforizmov.net/xfsearch/valentin-rasputin/
http://www.aphorisme.ru/by-authors/rasputin/?q=4006
 http://www.calend.ru/person/2163/
 
15 марта

15 марта 1890 года родился Борис Николаевич Делоне
 (15 марта 1890 года, Петербург — 17 июля 1980 года, Москва) — русский и советский математик; альпинист. Член-корреспондент АН СССР с 1929 года. Сын математика Николая Делоне, отец физика Николая Делоне, дед поэта и правозащитника Вадима Делоне.
В 1947—1948 годах первый заведующий кафедрой высшей математики ФТФ МГУ (в дальнейшем — МФТИ).
Работал в области алгебры, вычислительной геометрии и математической кристаллографии. В его честь названа триангуляция Делоне.
Награждён премией имени Н. И. Лобачевского в 1977 году.

Один из основоположников советского альпинизма, Мастер спорта СССР по альпинизму (1935, мастер советского альпинизма), автор книги «Вершины Западного Кавказа». В честь него названы пик Делоне и перевал Делоне на Катунском хребте Горного Алтая.
В 1904 году его отец взял сына на Международный конгресс математиков в Гейдельберг, где Борис Делоне видел Давида Гильберта и Германа  Минковского и присутствовал на их лекциях.
 Позже Борис Делоне экстерном окончил гимназию в Киеве.
Студентом, увлекаясь идеями Н.Е. Жуковского, построил 5 планеров.
Серьезно увлёкся математикой в ранней юности. Увлекался  естествознанием и техникой, изготовил несколько телескопов-рефлекторов, самостоятельно отшлифовав для них линзы и зеркала. 
Он был одним из первых русских планеристов и, начиная с семнадцатилетнего возраста, занимался проектированием и постройкой планеров и полётами на них. Альпинисты знают Делоне не только как заслуженного мастера спорта по альпинизму, но и как вдохновителя и организатора первых ленинградских альпинистских лагерей и экспедиций, автора книг по технике восхождения на вершины Кавказа, активного участника разработки классификации восхождений. 
Внёс крупный вклад в различные разделы алгебры, геометрии и теории чисел, а его работы в кристаллографии являются образцом применения математических методов в естествознании. 
По свидетельству его студентов, в возрасте за 70 лет, читая лекцию студентам, Б. Н. Делоне с периодичностью раз в полчаса делал перерыв и… вставал в стойку на руках на кафедре. Постояв так некоторое время, он легко спрыгивал на пол и говорил: «Ну, продолжим!»…
 Если бы мы попытались перечислить яркие моменты и факты из его биографии, то хронологически одним из первых шел бы 1897 год — семилетний мальчик читает в подлиннике «Фауста» Гете, знает наизусть отдельные главы поэмы, пишет маслом первые пейзажи. Где-то в конце списка был бы отмечен 1975 год — 6 июля Борис Николаевич на 86-м году жизни проводит ночь на Тянь-Шане при 25-градусном морозе на высоте 4200 метров на леднике под семитысячником Хан-Тенгри. Утром на вертолете он спускается к озеру Иссык-Куль, откуда тут же перелетает во Фрунзе, ныне Бишкек, где стоит 40-градусная жара. 

«Для меня лечащим врачом всегда была и есть природа. Поход за городом помимо физической нагрузки хорош и тем, что позволяет переключиться, дать разрядку нервной системе»
Источники:
http://vikent.ru/author/2374/
http://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/431055/Mnogogrannyy_Delone
http://www.vtourisme.com/altaj/issledovanie-altaya/142-delone-boris-nikolaevich
Изменено: Елена Харьковская - 13.03.2016 18:26:53
 
15 марта 
15 марта 1986 года родился Владимир Андреевич Фаворский                                                                                                (18861964) — российский и советский график, мастер портрета, ксилографии и книжной графики, искусствовед, сценографживописец-монументалист, педагог и теоретик изобразительного искусства, профессор.Академик АХ СССР (1962член-корреспондент 1957). Народный художник СССР (1963). Лауреат Ленинской премии (1962).
"Начал я рисовать, потому что рисовала мать, а она рисовала потому, что дед был художником. ...Таким образом, создалась художественная линия в семье. Я воспринимал рисование, как приятное занятие, не собирался кого-нибудь поучать или вести за собой... А когда вошёл в мир искусства и понял красоту его, то захотелось, чтобы другие также видели его, научить их видеть этот мир."
Был создателем произведений во многих видах изобразительного искусства - в монументальной живописи (в техниках фрески, сграффито, мозаики), театрально-декорационной живописи, скульптуре, декоративном искусстве. 

Первые серьезные навыки в рисовании Фаворский получил в московской студии Юона (1903-1905), параллельно посещая и вечерние занятия по скульптуре в Строгановском художественно-промышленном училище (СХПУ). После окончания гимназии Фаворский в 1905 году поступил в Мюнхенский университет. Занимаясь на искусствоведческом отделении философского факультета, он одновременно учился в школе Ш. Холлоши и в дальнейшем считал его своим основным учителем по искусству. Вернувшись в 1907 году в Москву, Фаворский продолжил искусствоведческое образование в Московском университете и в 1913 году защитил дипломную работу "Джотто и его предшественники".
Буквицы к "Суждениям господина Жерома Куньяра" Франса, выполненные в 1918 году, принесли Фаворскому известность. Растущая потребность нового общества в иллюстрированной литературе подсказывала художнику основное направление творчества. В 1920-х годах им были созданы иллюстрации к книгам "Кремль. Свердловский зал" (1921), "Эгерия" П. П. Муратова (1921), "Домик в Коломне" Пушкина (1922), "Рассказы о животных" Л. Н. Толстого (1929).
В 1950 году он создает наиболее "монументальную" свою работу этого периода - оформляет "Слово о полку Игореве"; затем иллюстрирует "Бориса Годунова" А. С. Пушкина (1954-1955).
Последняя работа в области книжной графики - "Маленькие трагедии" А. С. Пушкина (1959-1961).
Иллюстрации к "Каменному гостю" можно отнести к шедеврам творчества Фаворского.

Источники:
Wiki
http://www.c-cafe.ru/days/bio/1/031.php



«Слово о полку Игореве» в изобразительном искусстве
Картинки:
1. «Портрет Ф.М.Достоевского»  1929
2.«Барон»  Иллюстрация к «Маленьким трагедиям» А. С. Пушкина. «Скупой рыцарь» 1961
3.  "Минин и Пожарский."
4.Иллюстрации В.А.Фаворского к "Борису Годунову" 
5.
Иллюстрация "Чудо четвертое - Почта" к стихотворению "Семь чудес" Самуила Маршака. Цветная ксилография - Владимир Фаворский. 1929 г.

6. "Натюрморт с полевыми цветами"
7.
БОГАТЫРЬ ШИН-ШИРИН (из иллюстраций к калмыцкому эпосу "Джангар") акварель, карандаш

8.
9."Натюрморт с книгами"
 
16 марта
16 марта 1803 года родился Николай Языков


Николай Михайлович Языков (4 [16] марта 1803Симбирск — 26 декабря 1846 [8 января 1847], Москва) — русский поэт эпохи романтизма, один из ярких представителей золотого века русской поэзии, называвший себя «поэтом радости и хмеля», а также «поэтом разгула и свободы». В конце жизни был близок к славянофилам.
На 12-м году Николай был отдан в институт горных инженеров в Петербурге, а по окончании в нём курса поступил в инженерный корпус; но не чувствуя призвания к занятиям математикой и увлекаясь поэзией, решил, по совету профессора словесности в Дерптском университете, известного литератора А. Ф. Воейкова, перейти в этот университет (1820). В 1819 году дебютировал в печати (на страницах «Соревнователя просвещения и благотворения»).
 В 1826 году гостил в Псковской губернии, в Тригорском у Прасковьи Осиповой, матери А. Вульфа. Здесь он встречался с отбывавшим ссылку Пушкиным. В это время было написано знаменитое стихотворение «Тригорское». Впоследствии Языков с удовольствием вспоминал об этой поездке в проникновенном стихотворном послании к Арине Родионовне.
 Гоголь называл Языкова своим любимым поэтом: «Имя Языков пришлось ему недаром. Владеет он языком, как араб диким конём своим, да ещё как бы хвастается своею властью». «Землетрясение» Языкова великий писатель называл «лучшим русским стихотворением»
(Читать больше)
Для Пушкина Николай Языков, наряду с Дельвигом и Баратынским, вошел в «плеяду» поэтов, «
поставленную им почти вне всякой возможности суда, а еще менее, какого-либо осуждения
»
 


Читать стихи
Источники:

http://www.liveinternet.ru/users/4373400/post317310019/
 http://www.calend.ru/person/2167/
 
16 марта
16 марта 1917 года Компания «Maybelline» выпускает тушь для ресниц, «первую современную косметику для глаз на каждый день» 
Компания «Maybelline» создана нью-йоркским фармацевтом Т. Л. Вильямсом в 1915 году. На втором десятке лет Вильямс заметил, как его младшая сестра Мэйбел (англ. Mabel) прикладывает смесь из вазелина и угольной пыли к ресницам, чтобы сделать их более тёмными. Он воспроизвёл эту смесь в своей небольшой лаборатории и продал её под названием «Lash-Brow-Ine».  

Несмотря на то, что продукт стал местным хитом, непривлекательное название отпугивало новых покупателей. Тогда Вильямс переименовал его в «Мэйбеллин», (англ. Maybelline, от англ. Mabel иангл. vaseline). По другой версии первую тушь Вильямс создал специально для Мэйбел и именно она помогла девушке очаровать своего жениха. Соответственно, название данного косметического продукта содержало часть имени сестры создателя и именно под этим названием «Maybelline» достигла своего легендарного статуса в области косметики.

Источники:
http://quotesbook.info/calendar/16-3
ещё
 
16 марта
16 марта 1936 год - 80 лет назад
С конвейера Горьковского автомобильного завода (ГАЗ)
сошла первая советская легковая автомашина
– лимузин марки «М-1»(«Эмка»)  
Автомобиль ГАЗ М-1 является уникальным памятником техники. 
Это первый отечественный легковой автомобиль собственной конструкции. Машина была рамной, «классической» компановки. Кузов лимузина был цельнометаллическим. В закрытого типа «седане» с удобством могли расположиться  пять пассажиров.
 Машина создавалась на базе Ford-40, но в конструкцию были внесены существенные изменения. «Эмку» можно вполне считать оригинальной разработкой. Одним из конструкторов был знаменитый 
Андрей Александрович Липгарт –  - в будущем, конструктор “Победы”.
В 1937 году ГАЗ М-1 достойно представил СССР на Всемирной промышленной выставке в Париже.
Двигатель «Эмки» был настолько усовершенствован, что стало возможным его использование на грузовых автомобилях.  В годы войны  двигатель использовали на легких танках и самоходных установках.
Сегодня "Эмку" можно увидеть в Москве в Политехническом музее. Это один из старейших музеев мира и крупнейший технический музей России.
«М-1» выпускался с 1936 по 1941 годы. Всего было собрано 63 тысячи таких автомобилей. 

Сайт политехнического музея Москвы: https://polymus.ru/ru/ -(ЗДЕСЬ ИНТЕРЕСНО ОЧЕНЬ ДЛЯ НАС)
Источники:
1.
2.


16 марта 1839 года родился Сюлли-Прюдом (наст. имя Рене Франсуа Арман Прюдом;  
16 марта 1839Париж — 7 сентября 1907Шатне-Малабри) — французский поэт и эссеист, член группы «Парнас», в 1901 году стал первым лауреатом Нобелевской премии по литературе.
Обучался классическим языкам в лицее Бонапарта, а потом в политехнической школе и в 1856 году получил звание бакалавра наук. После этого поступил на службу на один из заводов Крезо, однако вскоре оставил это место и возвратился в Париж, где некоторое время изучал нотариальное право. Там же увлекся философией и поэзией.
В 1860 году получил должность клерка в одной из нотариальных контор Парижа и таким образом смог себя финансово обеспечить. В свободное от работы в конторе время пишет стихи и публикует их в сборнике «Парнас».
В 1869 году выходит в его переводе и с его предисловием первая книга поэмы Лукреция «О природе вещей» и в том же году сборник «Одиночество».
В философской лирике поэт затрагивает метафизику и этику, стараясь примирить разум и чувства, предпочитая при этом чувства. 
Кроме художественных произведений Сюлли-Прюдому принадлежат работы теоретического характера: «Выразительность в искусстве» (1883), «Размышления об искусстве поэзии» (1892) и «Поэтическое завещание» (1901), в которых он выступал против бездумного новаторства в поэзии.
В 1890-е годы поэт был достаточно популярен в России. Самое знаменитое стихотворение Прюдома «Разбитая ваза» перевёл А. Н. Апухтин, переводил его стихи также И. Ф. Анненский.
В последние годы жизни, находясь под влиянием Блеза Паскаля, он полностью посвятил себя философии. Таким образом появился трактат «Истинная религия Паскаля» (1905) и другие философские работы, такие как «Проблема конечной цели» (1903) и «Психология свободного выбора» (1906).
В 1901 году ему была присуждена Нобелевская премия по литературе «за выдающиеся литературные добродетели, особенно же за высокий идеализм, художественное совершенство, а также за необыкновенное объединение душевности и таланта, о чем свидетельствуют его книги». Известие о том, что выбор Шведской академии пал на Сюлли, было воспринято в мире крайне неоднозначно. Многие считали, что первая премия достанется более крупному таланту, чаще всего называлось имя Льва Толстого. Группа шведских писателей (включая будущую нобелевскую лауреатку Сельму Лагерлёф) во главе с Августом Стриндбергом выступила с открытым письмом, протестующим против решения Академии и выступающим в поддержку Толстого.[1] Само собой разумеется, такое решение вызвало жёсткую критику и самого Сюлли-Прюдома, которой он не заслуживал.
(ИСТ)

Разбитая ваза

Та ваза с гибнущей вербеной
Задета веером была.
Удар бесшумный и мгновенный
Чуть тронул зеркало стекла.
Но рана, легкая сначала,
Что день, таинственно росла:
Хрусталь точила, разъедала
И мерным кругом обошла.
Беда не вовремя открыта:
Цветок безмолвно умирал,
По капле кровью истекал… —
Не тронь её: она разбита!
Так часто милая рука
Нам сердце любящее ранит, —
И рана тонко-глубока,
И, как цветок тот, сердце вянет.
Но долго гибельный огонь
От равнодушных взоров прячет, —
Болит и тихо-тихо плачет…
Оно разбито ведь – не тронь!
Источники:

1.
Изменено: Елена Харьковская - 14.03.2016 08:42:42
 
16 марта  2014 года 2014 г.– В Крыму прошел референдум о статусе полуострова.


 Россия признала референдум, ссылаясь на прецедент с признанием многими странами и Международным судом ООН правомерности провозглашения независимости Косова, также осуществлённого вопреки центральным властям[8][15][16]
 17 марта Россия признала независимость Республики Крым, провозглашённой на основании Декларации о независимости и результатов референдума, а 18 марта подписала с крымскими властями договор о присоединении Крыма к России.
Источники:
1,
http://quotesbook.info/calendar/16-3
 
16 марта
1915 г.– из-за драки, которую устроилВладимир Маяковский, полиция Петрограда закрывает клуб артистов и поэтов «Бродячая собака».
«Бродячая собака» («Художественное общество Интимного театра») – самое известное литературно-артистическое кабаре Петербурга Серебряного века, была открыта 31 декабря 1911 года на углу Итальянской улицы и Михайловской площади в подвале старинного дома Дашкова.


«Бродячая собака» стала истинным символом Серебряного века с его пьянящей и завораживающей атмосферой, лихорадочным и немного истерическим весельем. Единственным из поэтов-современников, кто отчетливо недолюбливал знаменитое кабаре, был Александр Блок.
Но для большинства представителей творческих профессий «Бродячая собака» была поистине вторым (а иным и первым) домом. «Собаке», посвящено множество стихотворений самых разных авторов. Так, например, мотивы «Бродячей собаки» постоянно возникали в творчестве Анны Ахматовой – от стихотворения «Все мы бражники здесь, блудницы…» до первой части «Поэмы без героя».
По распространенной легенде, 16 марта 1915 года полиция Петрограда закрыла арт-клуб «Бродячая собака» из-за драки, устроенной Владимиром Маяковским. На самом деле все было гораздо более прозаично.
В 1914 году началась Первая мировая война. Праздник, длившийся в «Бродячей собаке», все больше противоречил суровым будням. Многие из постоянных посетителей кабачка ушли на фронт. Посетителей с каждым днем становилось все меньше.
Весной 1915 года кабачок «Бродячая собака» по распоряжению петроградского градоначальника, генерал-майора князя Оболенского, был закрыт по простой причине — за незаконную торговлю спиртными напитками во время «сухого закона», введенного с началом войны.
В 2001 году помещение легендарного артистического кафе было восстановлено; сейчас в Санкт-Петербурге на площади Искусств, 5 находится клуб Подвал «Бродячей собаки».   
В 2015 году заведение отметило своё  100-ЛЕТИЕ

Источники:

1.
2.
3.
Читают тему (гостей: 3)