Форум
RSS
Знаменательные и памятные даты
 
5 июня
5 июня 1873 года  под нажимом Англии закрыт Занзибарский рынок рабов, самый большой в мире.
                 Занзибар известен своими невольничьими рынками с 12 века. 
Само название острова "Занзбар", в переводе с арабского означает берег черных людей. 
Через работорговый рынок Занзибара ежегодно проходили до 50 000 рабов, захваченных по всей Восточной и Центральной Африке. 
Большинство из них использовались в качестве рабочей силы на гвоздичных плантациях, остальные же продавались на острова Маврикий, Реюньон и в голландскую Ост-Индию. 
По некоторым подсчетам, в 60-х годах XIX столетия через занзибарский невольничий рынок ежегодно проходили от 10 до 30 тысяч рабов.
С 1830 по 1873 гг. (в 1873 г. англичане официально запретили на острове работорговлю) на Занзибаре были проданы почти 600 тысяч рабов! 
Немало отмене рабства на Занзибаре поспособствовал Ливингстон.
Но нелегальная работорговля продолжалась еще 30 лет, вплоть до начала XX века. 
Позднее на месте невольнечьего рынка была построена англиканская церковь, церковь Спасения.

При наблюдении красоты великолепного собора, важно помнить, что оно было построено на деньги, полученные от эксплуатации и порабощения коренных африканцев.

Помещения, где содержали рабов были жутковатым местом. Людям приходилось сидеть и лежать друг на друге, так плотно их набивали в эти клетки-камеры. Дети и подростки являлись наиболее ценными рабами, поэтому частенько детей отделяли от родителей и продавали отдельно.

Многие тут же и умирали. Теперь на месте, где некогда содержались рабы, расположен небольшой памятник.
Старый Рынок рабов / Англиканский собор, Stonetown, Занзибарский архипелаг фотографии
Африканская мечта детства     
 
5 июня
5 июня 1897 года на верфи «Новое Адмиралтейство» в Петербурге начато строительство крейсера «Аврора». Руководил постройкой инженер-кораблестроитель К. М. Токаревский.

     Название крейсер получил в честь парусного фрегата "Аврора",      защищавшего Петропавловск-Камчатский во время Крымской войны 1853–1856 гг. Оно было выбрано лично императором Николаем II из 11 предложенных вариантов. Крейсер строился на балтийском заводе. В основе проекта – новейший на тот момент тип английских крейсеров. Спущен на воду 11 (24) мая 1900 г. в присутствии Николая II, в июле 1903 г. вступил в строй боевых кораблей флота России, участвовал в Цусимском сражении. Вернувшись на Балтийское море, долго плавал как учебный корабль, на котором проходили практику гардемарины Морского корпуса. Принимал участие в боевых действиях на Балтийском море в годы Первой мировой войны. В 1917 г. экипаж "Авроры" участвовал в февральских и октябрьских революционных событиях. Холостой выстрел с крейсера стал сигналом к штурму Зимнего дворца. "Аврора" – один из символов Октябрьской революции. В настоящее время находится на вечной стоянке у Петроградской набережной в Санкт-Петербурге и является объектом культурного наследия Российской Федерации.

Л.Л. Поленов. Крейсер «Аврора»

[img]http://aivazovski.ru/cms.ashx?req=Image&imageid=693f3bb9-2cca-4053-9d83-9f1e86fba07a[/img]




В настоящее время филиал ЦВММ "На крейсере "Аврора" официально закрыт на реконструкцию.



 
День работников водного хозяйства и мелиорации Азербайджана 

Согласно распоряжению Президента Азербайджана Ильхама Алиева от 14 мая 2014 года ежегодно 5 июня в Азербайджане установлено празднование Дня работников водного хозяйства и мелиорации. Надо сказать, что до этого 5 июня в Республике этот профессиональный праздник отмечался как День мелиоратора, согласно распоряжению Президента Азербайджана №2199 от 24 мая 2007 года. Но согласно новому распоряжению, в связи с учреждением Дня работников водного хозяйства и мелиорации, распоряжение Президента Азербайджана от 24 мая 2007 года было отменено. Мелиорация и водное хозяйство играют важную роль в экономике Азербайджана. В рамках 10-летней программы развития регионов Азербайджана, за последние 3 года сумма зарубежных капиталовложений в этот сектор увеличилась в несколько раз. 


Без преувеличения можно сказать, что история мелиорации в Азербайджане насчитывает несколько веков. Например, в Мильской и Муганской степях сохранились следы оросительных каналов, относящихся к первым годам нашей эры. Позднее, в 7 веке, с образованием государства Гирдыман экономическая жизнь Атропатены и Албании вновь заметно оживилась: расширились посевные площади, строились ирригационные сооружения, развивалось садоводство, шелководство. После прихода арабских захватчиков в конце 7 века и покорения Азербайджана в 8 веке, были полностью уничтожены пашни, сады, разрушены оросительные каналы и дамбы. В результате захвата Азербайджана монголами в 12 веке и позднее, в 1237-1238 годах, орошаемое земледелие пришло в упадок. В результате этих нашествий во многих каналах произошли заиления, почвы подвергались заболачиванию и засолению. Река Аракс является одной из основных источников орошения и гидроэнергии в Республике (Фото: Doin Oakenhelm, Shutterstock) Заметное восстановление системы каналов началось в 15 веке, но до 19 века развитие мелиорации шло в основном в предгорных районах, вдоль больших и малых рек, а также вблизи от всевозможных источников воды в низменностях, где не требовалось строительства крупных оросительных сетей и длинных каналов. Первые современные технические оросительные системы были сооружены в 1901-1917 годах на территории Мугана. В 1920-1930-х годах расширилось строительство дренажных сооружений. В 1958 году был введен в эксплуатацию Верхнее-Карабахский магистральный канал с забором воды из Мингечаурского водохранилища по тоннелю длинной в 1,3 километра. Длина канала – 172 километра, он был рассчитан на орошение 100 тысяч гектаров земель. И в настоящее время к вопросам мелиорации и водного хозяйства руководство Республики проявляет особое внимание. В Азербайджане разработана и действует программа развития регионов, в соответствии с которой на развитие мелиорации выделяются значительные средства и инвестиции. Редакционная коллегия проекта «Календарь событий» искренне поздравляет всех мелиораторов с профессиональным праздником. Желаем расширения и углубления деятельности во благо нуждающихся в вашем труде земель. 

Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/2176/
© Calend.ru
 
5 июня
5 июня 1718 года родился Томас Чиппендейл 
        (ум. 1779), английский мебельщик, создатель уникальной мебели стиля рококо.
Детство и юность Томаса прошли со столярными инструментами в руках, среди стружек и лаков, в окружении свежепахнущих резных деталей кресел, стульев и зеркальных рам в стиле "королевы Анны", на изготовлении которых специализировался Чиппендейл-старший. Семья мечтала о том, что их сын продолжит дело отца.
Ни родственники, ни соседи не предполагали, что сын простого резчика прославится на весь мир, и через несколько лет после его смерти в их краях будет поставлен памятник "Великому гражданину города Отли". О ранних годах жизни мастера почти ничего не известно. Нет ни семейных хроник, ни портретов. С уверенностью можно сказать лишь то, что Томас обучался грамоте, счету и рисованию, наблюдал за работой отца и помогал ему, постигая секреты ремесла.
Чиппендейл прожил в Отли 21 год. В 1739 году Томас покинул дом и уехал из Отли в Лондон. Там Чиппендейл вначале работал резчиком по дереву, но к 1735 году молодой человек всерьез увлекся мебельным делом и довольно скоро стал ведущим краснодеревщиком эпохи, прославившись, как мастер-практик и, как автор многочисленных дизайнерских проектов.
В 1749 году Томас Чиппендейл открывает в Лондоне собственную мастерскую, но вскоре они покидают культурную столицу и вместе с женой и ребенком сначала снимают очень небольшой скромный дом в Conduit Court, но уже к середине лета 1752 они перебираются в большой респектабельный особняк в Somerset Court. Томас занимается в это время изготовлением мебели для многих фирм, продающих мебель, непосредственно с клиентами он в то время еще не работает. Также возможно что он работал для одной из таких фирм как внештатный дизайнер.
Для самых первых работ Чиппендейла (примерно до 1750 года) материалом служили дуб, бук, орех и ясень. В дизайне преобладали формы, характерные для "стиля королевы Анны" (Анна Стюарт, чье правление пришлось на 1702-1714 годы), который мало чем отличался от барокко континентальной Европы, особенно Голландии. Однако отличия все же были, и определились они большим, чем это наблюдалось на континенте, стремлением английской аристократии и буржуазии к рациональности, комфорту, уюту в домашней обстановке. Как следствие, английская мебель была немного компактней, не перегружалась сложным резным декором. Она носила буржуазный характер. Охотно использовались простые точеные или прямоугольные в сечении ножки, спинки стульев и диванов чаще всего делались "прорезными", применялись более простые обивочные ткани. И все же мебель была слишком массивной, производила впечатление неуклюжести. Зато англичанами активно изобретались новые по назначению стулья и столы, наилучшим образом приспособленные для разных бытовых целей и ситуаций.
На протяжении 1753 года Томас Чиппендейл работал над созданием своей основной работы, ставшей впоследствии шедевром мебельного искусства и имевшая уже в то время огромную популярность.

Речь идет о альбоме эскизов мебели, в котором были использованы многочисленные разработки Томаса в области проектирования мебели, рокайльных, готических, но, в основном, китайских мотивов. Этот альбом предназначался для клиентов в качестве ознакомительного материала при выборе мебели и одновременно как пособие для мастеров - краснодеревщиков. Альбом вышел под названием "The Gentleman and Cabinet Maker’s Director", что в переводе означает "Руководство для клиентов и производителей мебели", представляющий собой каталог с 160 гравюрами его эскизов мебели. Впоследствии он дважды переиздавался - первый раз в 1759 году, второй раз в 1762. Этот альбом вскоре принес Томасу Чиппендейлу всемирую славу и очень большие средства, что позволило автору жить в достатке, поскольку издания были недешевыми, и покупали их в основном люди очень обеспеченные, в основном богатая знать, и другие мебельные фирмы.




[img]http://img-fotki.yandex.ru/get/4405/zamanaliuzhe.3d/0_4f02c_1d5883cb_orig[/img]


Вот такое путешествие в мир профессий=увлечений
Изменено: Елена Харьковская - 04.06.2016 20:20:52
 
5 июня
5 июня 1819 года родился  Джон Кауч Адамс

      (5.6.1819 - 21.1.1892), английский астроном и математик.
Родился в Ланеасте, около Лаунсестона, в Корнвалисе; прошёл университетский курс в Кембридже, в 1841 г. держал экзамен на магистра.
В это же время занялся исследованием неправильности движения планеты Уран и, продолжая занятие от 1844 до 1846 года, убедился в существовании новой планеты, более отдалённой от Солнца, создававшей эти неправильности. 
Наблюдения свои Адамс сообщил профессору Шалли, а тот — королевскому астроному Айри. Оказалось, что Шалли в августе не раз наблюдал эту планету, не придавая этому значения, но он и Айри обратили внимание на труды Адамса в то время, когда уже упомянутая планета была открыта в Берлине, Галле, по указанию Леверье. 
О первенстве открытия между английскими и французскими астрономами возник спор, решенный в пользу Леверье.
Адамс, пробыв много лет преподавателем при Кембриджском университете, в 1858 г. сделан профессором астрономии. Большинство его сочинений находится в записках обществ Астрономического и Королевского в Лондоне. Сочинение о пертурбациях Урана в 1847 г. издано отдельной рукописью; в 1851 г. напечатано в «Nautical Almanach» под названием «The observed irregularities in the motion of Uranus».
Его наиболее известным достижением было предсказание существования и положения в пространстве Нептуна при помощи одной лишь математики (планета, открытая «на кончике пера»). Расчёты были проведены для объяснения отклонений в орбите Урана от законов Кеплера и Ньютона.
Независимо от него такие же расчёты проделал Урбен Леверье. В 1846 Иоганн Галле по указаниям, полученным от Леверье, обнаружил Нептун. 
 Был президентом Королевского астрономического общества. 
На протяжении многих лет Адамс занимался вопросами численного интегрирования дифференециальных уравнений, в его честь назван разработанный им «метод Адамса» в теории дифференециальных уравнений.
       В его честь был назван кратер Адамс на Луне.
 
5 июня

5 июня 1898 года родился Федерико Гарсиа Лорка 

      (5 июня 1898 — 19 августа 1936) — испанский поэт и драматург, известный также как музыкант и художник-график. Центральная фигура «поколения 27 года», один из самых ярких и значительных деятелей испанской культуры XX века. Убит в начале Гражданской войны в Испании.


В Советском Союзе Лорка был одним из самых издаваемых зарубежных поэтов. Объясняется это тем, что поэта в 1936 году расстреляли фашисты - и этот расстрел имел огромный резонанс во всем мире. Это был какой-то знаковый расстрел, с него в мире как бы началась кровавая фашистская бойня, стали объединяться антифашистские силы. Тогда громко прозвучали слова чилийского поэта Пабло Неруды «Погиб поэт. И какой поэт! Простодушный и артистичный, одинаково не чуждый и космическому и провинциальному, необыкновенно музыкальный, великолепный мим, робкий и суеверный, мучающийся и веселый, он словно вобрал в себя все возрасты Испании, весь цвет народного таланта, все то, что дала арабско-андалузская культура». 
Вторая причина успеха поэзии Лорки у русского читателя заключается в том, что вообще такая ярко эмоциональная испанская поэзия близка душе русского человека. Говорят, русские и испанцы давно симпатизируют друг другу, что в ментальности обоих народов есть что-то общее. Может быть. По крайней мере, поэзия Лорки хорошо у нас известна, барды наши написали немало песен на его стихи, художники наши нарисовали много полотен на испанские темы Лорки, а петербургский живописец А. А. Мыльников за свой триптих «Коррида. Распятие. Гарсиа Лорка» получил Государственную премию, и эта яркая работа сейчас украшает один из залов Третьяковской галереи. 
Федерико Гарсиа Лорка родился 5 июня 1898 года в андалузской деревушке Фуэнте-Вакерос, что значит Источник Пастухов. Его отец был состоятельным арендатором. Мать - школьной учительницей. Первые впечатления детства мальчика были связаны с музыкой. Все началось с песен, которые под гитару пел отец. Мама играла на фортепиано. Очень много в детстве Лорка слышал плачей, романсов, колыбельных, которые пели простые люди Андалузии скромные служанки, крестьяне. 
В шесть лет будущего поэта и драматурга поразил спектакль театра марионеток. 
После переезда семьи в Гранаду, которую Лорка всю жизнь будет считать историей, поэзией и чистой красотой Испании, в юноше начинается бурный процесс созревания поэта он целыми днями бродит по древним легендарным улицам, по залам Альгамбры, по площади Марианны Пинеды. . . В Гранадском университете Федерико увлекся поэзией Рубена Дарио, Мануэля Мачадо, Хуана Рамона Хименеса, сам начал сочинять. 
Летом 1917 года Федерико с группой студентов объездил Галисию, Кастилию, Леон. Он слушал, наблюдал, запоминал и искал свой способ выражения, свой голос. Из путевых дневников по Испании и родился его первый сборник, но не стихов, а прозы. Книгу он назвал «Впечатления и картины». Книга вышла с рисунками автора. 
Потом он написал пьесу «Злые чары бабочки», постановка которой провалилась в мадридском театре «Эслава». 
В 1919 году Лорка был зачислен в мадридскую Студенческую резиденцию, это было привилегированное учебное заведение, что-то типа испанского Оксфорда. Здесь он попал в круговорот споров о современном искусстве, здесь он познакомился с Сальвадором Дали, Хосе Гильеном, Рафаэлем Альберти, сюда приезжали читать лекции Поль Валери, Альберт Эйнштейн, Ле Карбюзье, нередко бывали выдающиеся испанские писатели старшего поколения Антонио Мачадо и Мигель де Унамуно. 
В 1921 году вышла первая книга стихов, которая так и называлась «Книга стихов». В ней еще чувствовалось ученичество, но что-то уже намечалось и глубоко самобытное и самостоятельное. Самобытность заключалась в соединении поэтом книжной и стихийной, народной культуры. Стихи Лорка писал как песни - для голоса и слуха. Он даже свои стихи в опубликованном виде меньше ценил, чем в устном исполнении, большое значение придавал жесту, звуковым ассоциациям. 
В 1923 году поэт сдал экзамен на степень лиценциата права. Отец был очень доволен сыном, но к этому времени сам сын гораздо большее значение придавал, например, фестивалю народной андалузской песни, который он затеял с известным композитором Мануэлем де Фальей. Они вместе ездили по Испании и отыскивали и приглашали на праздник канторов - исполнителей редчайшего и древнейшего в Европе типа первобытных песен «канте хондо». Потом у Лорки выйдет книга стихов «Стихи о канте хондо». Он считал этот тип первозданных песен «глубинным пением» и в стихах своих тоже стремился к «глубинному пению». 
Начинается 
плач гитары. 
Разбивается 
чаша утра. 
Начинается 
плач гитары. 
О не жди от нее 
молчанья, 
не проси у нее молчанья! 
Неустанно 
гитара плачет, 
как вода по каналам - плачет, 
как ветра над снегами - плачен, 
не моли ее о молчанье! 
Так плачет закат о рассвете, 
так плачет стрела без цел, 
так песок раскаленный плачет 
о прохладной красе камелий. 
Так прощается с жизнью птица 
под угрозой змеиного жала. 
О гитара, 
бедная жертва 
пяти проворных кинжалов! 
Это стихотворение - «Гитара» - перевела на русский язык Марина Цветаева. 
Славу Лорке принесла книга «Цыганское романсеро», изданная в 1928 году. Почти все романсы этой книги были известны читателям еще по спискам, которые ходили по стране по рукам, передавались по памяти, читались и пелись в самых глухих уголках Испании. 
Лорка рано, в 1924 году, написал свое «Прощанье» 
Если умру я - 
не закрывайте балкона, 
Дети едят апельсины. 
(Я это вижу с балкона.) 
Жницы сжинают пшеницу. 
(Я это слышу с балкона.) 
Если умру я - 
не закрывайте балкона. 
В 1936 году в Испании вспыхнул фашистский мятеж. Лорка был арестован. Поводом послужил романс про испанскую жандармерию. 19 августа 1936 года поэта расстреляли. Его могила неизвестна. Лишь спустя десятилетия состоялось открытое чествование Федерико Лорки в его родном поселке. 

ФЕДЕРИКО ГАРСИЯ ЛОРКА - 100 великих казней

   MEMENTO

 
      Когда я мир покину,
с гитарой схороните
мой прах в песках равнины.
 
Когда я мир покину
среди росистой мяты,
у рощи апельсинной.
 
Пусть мое сердце станет
флюгаркой на ветру,
когда я мир покину.
 
Когда умру...


 "Успех делает нас нетерпимыми к неудаче.
 Неудача делает нас нетерпимыми к успеху."

Письма и рукописи



 Городской вид с автопортретом



Известные люди Федерико Гарсиа Лорка Док фильм


 
5 июня
5 июня - в России День эколога — профессиональный праздник всех российских специалистов по охране окружающей среды. 

День эколога был учрежден в РФ в 2007 году, инициатива проведения праздника принадлежала Комитету по экологии Государственной думы Российской Федерации.
Выбор даты празднования Дня эколога в России учредители данного праздника объяснили тем ,что 5 июня ежегодно отмечается и Всемирный день окружающей среды, поэтому Россия таким образом присоединяется к мировым мероприятиям, сопровождающим это международное экологическое событие.
Впервые День эколога в России отмечался в 2008 году. Тогда же было озвучено предложение объявить этот день национальным Днем природы России. Ныне ежегодные мероприятия в честь Дня эколога в России призваны привлечь внимание властей и жителей страны к проблемам охраны окружающей среды в РФ.

Экологический календарь


5 июня отмечается Всемирный день окружающей среды (World Environment Day). Он был учрежден Генеральной ассамблеей ООН в 1972 году.
Выбор даты связан с тем, что в этот день в Стокгольме (Швеция) открылась Конференция ООН по проблемам окружающей человека среды.
Конференция приняла декларацию, содержащую 26 принципов, которыми должны руководствоваться все государства в своей деятельности, направленной на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. В ней впервые было провозглашено, что охрана и оздоровление окружающей среды для нынешних и будущих поколений является первостепенной задачей человечества.







В этот же день Генеральной Ассамблеей ООН была утверждена Программа ООН по окружающей среде (United Nations Environment Programme, ЮНЕП).


 
6 июня
6 июня 1761 года М. В. Ломоносов, наблюдая прохождение Венеры по солнечному диску, обнаружил наличие у неё атмосферы.

     
Открылась бездна, звезд полна:
Звездам числа нет, бездне - дна.

                          М.В. Ломоносов
  26 мая (по старому стилю) 1761 года, наблюдая прохождение Венеры по солнечному диску, М. В. Ломоносов обнаружил наличие у неё атмосферы.Это космическое явление было заранее вычислено и с нетерпением ожидаемо было астрономами мира.

 Исследование его требовалось для определения параллакса, позволявшего уточнить расстояние от Земли до Солнца (по методу, разработанному английским астрономом Э. Галлеем), что требовало организации наблюдений из разных географических точек на поверхности земного шара — совместных усилий учёных многих стран.Они производились в 40 пунктах при участии 112 человек. 


На территории России организатором их был М. В. Ломоносов, обратившийся 27 марта в Сенат с донесением, обосновывавшим необходимость снаряжения с этой целью астрономических экспедиций в Сибирь, ходатайствовал о выделении денежных средств на это дорогостоящее мероприятие, он составил руководства для наблюдателей и т. д.


 Результатом его усилий стало направление экспедиции Н. И. Попова в Иркутск и С. Я Румовского — в Селенгинск. Немалых усилий также стоила ему организация наблюдений в Санкт-Петербурге, в Академической обсерватории, при участии А. Д. Красильникова и Н. Г. Курганова. В их задачу входило наблюдение контактов Венеры и Солнца — зрительного касания краёв их дисков. 


М. В. Ломоносов. более всего интересовавшийся физической стороной явления, ведя самостоятельные наблюдения в своей домашней обсерватории, обнаружил световой ободок вокруг Венеры.Эффект увидели многие наблюдатели: Шапп Д’Отерош, С. Я. Румовский, Л. В. Варгентин, Т. О. Бергман, но только М. В. Ломоносов правильно понял его и объяснил рефракцией солнечных лучей, происходящей в наличествующей у Венеры атмосфере. В астрономии этот феномен рассеяния света, отражение световых лучей при скользящем падении (у М. В. Ломоносова — «пупырь»), получил его имя — «явление Ломоносова»

Интересен и другой эффект, наблюдавшийся астрономами с приближением диска Венеры к внешнему краю диска Солнца или при удалении от него. Данное явление, открытое М. В. Ломоносовым, не было удовлетворительно истолковано, и его, по всей видимости, следует расценивать как зеркальное отражение Солнца атмосферой планеты — особенно велико оно при незначительных углах скольжения, при нахождении Венеры вблизи Солнца. Учёный описывает его следующим образом:

 "
Ожидая вступления Венерина на Солнце около сорока минут после предписанного в эфемеридах времени, увидел наконец, что солнечный край чаемого вступления стал неявственен и несколько будто стушеван, а прежде был весьма чист и везде ровен. Полное выхождение, или последнее прикосновение Венеры заднего края к Солнцу при самом выходе, было также с некоторым отрывом и с неясностью солнечного края."


Труд М. В. Ломоносова «Явление Венеры на Солнце, наблюденное в Санктпетербургской Императорской Академии Наук Мая 26 дня 1761 года» (Санкт-Петербург: Типография Академии наук, 1761) был напечатан на русском и немецком языках (нем. Erscheinung der Venus vor der Sonne beobachtet bei der Kaiserlichen Akademie der Wissenschaften: Aus dem Russischen ?bersetzt. St. Petersbourg, 1761) и, следовательно, был известен в Западной Европе, поскольку публикации Академии рассылались в её крупнейшие научные центры, однако открытие атмосферы на Венере приписывалось И. И. Шретеру и Ф. В. Гершелю. 



Председатель Американского химического общества профессор Колумбийского университета А. Смит в 1912 году писал: «Открытие, сделанное при этом Ломоносовым о наличии атмосферы на этой планете, обычно приписывают Шретеру и Гершелю».

 Любопытно, что сам М. В. Ломоносов этому открытию не придавал большого значения, во всяком случае, оно даже не упомянуто в составленном им списке работ, которые он относил к наиболее важным в своём научном творчестве (см. раздел «Итог»)Академик С. И. Вавилов, изучавший труды Ломоносова многие годы, сделал вывод, что «…по объёму и оригинальности своей оптико-строительной деятельности Ломоносов был … одним из самых передовых оптиков своего времени и, безусловно, первым русским творческим опто-механиком». 


Учёным было сконструировано и построено несколько принципиально новых оптических приборов, им создана русская школа научной и прикладной оптики. 

(И-1)     (И-2)



Научное, творческое дарование великого ученого России можно сравнить с бездонным небом, полным сияющих звезд. 
Очень точно сказал о Ломоносове другой гений, А.С. Пушкин:
"Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец - он все испытал, все проник".

 
6 июня

6 июня 1799 года родился Александр Сергеевич Пушкин 

      (26 мая (6 июня1799Москва — 29 января (10 февраля1837Санкт-Петербург) —русский поэтдраматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления[6], критик и теоретик литературы, историк, публицист; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века.
Пушкин в своем творчестве, являющемся художественной энциклопедией российской действительности, не только поддержал некоторые идеи декабристов, но и затронул коренные общественные проблемы своего времени:самодержавие и народ, личность и государство, трагическое одиночество передовой дворянской интеллигенции Золотого века.
Ещё при жизни Пушкина сложилась его репутация величайшего национального русского поэта[7][8]. Пушкин рассматривается как основоположник современного русского литературного языка.



Отец, Сергей Львович Пушкин (1770-1838г.)
В 1796г. капитан-поручик лейб-гвардейского Егерского полка, с 1800г. - в Комиссариатском штате в Москве, в 1811г. - военный советник, в 1824г. - начальник Комиссариатской комиссии резервной армиии в Варшаве, с 1817г. в отставке, статский советник.
 Сергей Львович был тесно связан с литературными кругами, знаком с Д.И. Фонвизиным, К.Н. Батюшковым, П.А. Вяземским, В.А. Жуковским, Н.М. Карамзиным и многими другими литераторами. 
Он знал Мольера наизусть, любил его декламировать. Пушкин-отец писал стихи и даже целые поэмы, оставил краткие воспоминания о сыне.

С сыном Александром отношения  были сложные. В молодости Пушкин жаловался, что отец не дает ему денег из-за скупости, а ему не на что жить. Когда Пушкина изюжной ссылки отравили в Михайловское, то поручили отцу за ним надзор. Тому это совсем не нравилось, но он согласился. Пушкин упрекал отца в шпионстве. Даже был момент, когда Пушкин замахнулся на него. Они поссорились и помирились только в 1828 году.



Но все же Сергей Львович, будучи воспитан очень жестоким отцом, не брал с него пример и никогда не наказывал физически своих детей.



Он вместе с братом всё сделал для того, чтобы Пушкина приняли в Царскосельский лицей – место, куда очень трудно было попасть. Благодаря его усилиям будущий поэт получил приличное образование.



Люди видели незадолго до роковой дуэли, как расстроенный Пушкин что-то рассказывал отцу, а потом прижался к нему, уткнулся лицом в плечо, и отец его гладил по спине, утешал.



Известие о смерти сына застало С.Л. Пушкина в Москве. Горе отца было беспредельно. Будучи в гостях у московского знакомого В.Д.Корнильева и увидев в кабинете хозяина бюст своего сына, он «встал, подошел к нему, обнял и зарыдал».



В смерти сына Сергей Львович винил вдову. Говорят, что он считал возможной ее связь с императором, которая, по мнению многих, и стала основной причинной самоубийственной дуэли. Сергей Львович отсудил у нее Михайловское, а она за него не боролась.



Сергей Львович Пушкин умер 29 июля 1848 года, семидесяти восьми лет, и похоронен рядом с женой и сыном на холме Святогорского монастыря, расположенного неподалеку от Михайловского.
Мать, Надежда Осиповна Пушкина (1775-1836г.)
Урожденная Ганнибал, внучка любимца Петра I – Ибрагима (Абрама) Ганнибала. 
В 1796г. вышла замуж за С.Л. Пушкина, в 1814г. вместе с детьми, Ольгой и Львом, переезжает из Москвы в Петербург, постоянно навещает сына Алекссандра в Лицее.
 Принимает участие в судьбе ссыльного поэта, с одобрения В.А. Жуковского и Н.М. Карамзина, но без ведома сына.
Выйдя замуж за капитана Измайловского полка Сергея Львовича Пушкина (1770–1848 ), Надежда Осиповна приобрела девичью фамилию своей матери (это была другая ветвь той же семьи).


Отношения между Пушкиным и его матерью всегда были прохладными. Ни семейные письма, ни другие свидетельства не оставили нам никакого ласкательного имени, которым бы называли Александра Пушкина. Сашка, monsieur Alexandre, Александр, позже Пушкин – вот как звали его родные.
Любимцем старших Пушкиных был сын Лев, и многое сходило ему с рук, хотя близок с матерью и он не был. Старшему же сыну, Саше, часто и сурово доставалось от матери.
В этом мальчике было что-то, что раздражало нетерпеливую Надежду Осиповну. Ей хотелось, как и многим матерям, чтобы её сын был приятным, покладистым ребенком, чтобы он был, как все. А это ему было трудно с самых ранних лет. Мать хотела угрозами и наказаниями победить раздражавшую её упрямую лень, заставить мальчика принять участие в играх его сверстников.
У Саши Пушкина была скверная привычка тереть ладони. Надежда Осиповна за спину завязывала ему ручки и так оставляла на целый день, даже не позволяла есть.
Тем не менее, позднее и мать, и отец гордились талантом старшего сына.
Живя в Петербурге, в последующие годы Пушкин навещал их довольно часто. Надежда Осиповна в переписке с дочерью Ольгой рассказывала о встречах с сыном и его очаровательной женой и дружелюбно отзывалась о них.
Пушкин сблизился с матерью во время последней её болезни, а после её смерти тяжело переживал утрату. Единственный из всей семьи он сопровождал тело матери для погребения в Святогорский монастырь. Тогда же рядом с её могилой он купил участок земли для себя.
Пушкин и его мать, по меткому выражению приятеля поэта А. Н. Вульфа, «лежат теперь под одним камнем, гораздо ближе друг к другу, чем были при жизни».




А. С. Пушкин. Автопортрет. Чернила.Февраль 1824












Живой А.С. Пушкин. Выпуск 1
(Фильм, созданный к 200-летнему юбилею А. С. Пушкина,
 включает натурные съемки мест, связанных с жизнью поэта,
 чтение исторических материалов, отрывки из игровых фильмов. 
Часть материала снята как игровой немой фильм. Ведущий Леонид Парфенов комментирует )

 ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ МУЗЕЯ, ПОСВЯЩЕННЫХ ПУШКИНСКОМУ ДНЮ РОССИИ


Картинки:



2. Фотогалерея http://litsait.ru/photos/1069#






 
6 июня

6 июня 1436 года родился Региомонтан ( подлинное имя — Йоганн Мюллер) 


     
 (6 июня 1436Кёнигсберг БаварскийСвященная Римская империя — 6 июля 1476РимСвященная Римская империя) — выдающийся немецкий астролог, астроном и математик.
Имя Региомонтан, которое представляет собой латинизированное название родного города Йоганна Мюллера (лат. Regiomontanus = нем. K?nigsberg), по-видимому, впервые употребил Филипп Меланхтон в предисловии к своему изданию книги «Сфера мира» Сакробоско.



Йоганн Мюллер родился в городе Кёнигсберге в Баварии. Уже в 11 лет он стал студентом Лейпцигского университета. Весной 1450 года в 14 лет он перешёл в Венский университет. В 15 лет после окончания факультета свободных искусств Региомонтан стал бакалавром. С 1453 года слушал лекции по математике и астрономии Георга Пурбаха, с которым впоследствии сотрудничал до скоропостижной смерти последнего в 1461 году. В 1457 году Региомонтан становится магистром и сам приступает к чтению лекций. В этом же году он приступает к систематическим астрономическим наблюдениям.



В 1461 году Региомонтан знакомится с кардиналом Виссарионом, от которого получает предложение совершить поездку в Италию, и в составе его свиты уезжает в Рим. В течение всего времени, которое Региомонтан провёл при кардинале, он вёл активный розыск древнегреческих рукописей. Летом 1463 года Виссарион едет в Венецию в качестве папского легата, а Региомонтан его сопровождает. Здесь Региомонтану первому в Европе удалось обнаружить текст уцелевших шести книг «Арифметики» Диофанта. В 1464 году Региомонтан читает в Падуе лекции по астрономии аль-Фаргани

В это же время он знакомится с феррарским астрономом и математиком Джованни Бьянкини и ведёт с ним переписку.

Летом 1467 года Региомонтан приезжает в Венгрию по приглашению епископа Яноша Витеза и работает в Буде при дворе венгерского короля Матвея Корвина. С 1471 года Региомонтан жил в Нюрнберге, где он вместе со своим учеником Бернхардом Вальтеромосновал научную типографию и одну из первых в Европе обсерваторий в доме, который впоследствии приобрёл знаменитый художник Альбрехт Дюрер (сейчас дом-музей Дюрера). Умер Региомонтан в 1476 году в Риме, куда приехал для выработки календарной реформы.



Основным математическим трудом Региомонтана было сочинение «О всех видах треугольников» (1462—1464). Это был первый труд в Европе, в котором тригонометрия рассматривалась как самостоятельная дисциплина. В печатном виде это сочинение было опубликовано в 1533 году.
Первая книга этого сочинения посвящена решению плоских треугольников. Во второй книге вводится теорема синусов для плоских треугольников и рассматривается ряд задач о плоских треугольниках, приводящих к квадратным уравнениям. Третья книга излагает основы сферической геометрии. Её содержание в значительной мере совпадает со «Сферикой»Менелая и с аналогичными работами арабоязычных авторов. Центральной теоремой четвёртой книги является сферическая теорема синусов. В пятой книге доказывается теорема, эквивалентная сферической теореме косинусов. Две последние книги в основном опираются на работы математиков стран ислама, таких как ал-Баттани и ат-Туси.
Другим важным математическим трудом Региомонтана были составленные им семизначные таблицы синусов с шагом 1? и таблицы тангенсов.



Совместно с Георгом Пурбахом Региомонтан выполнил новый перевод «Альмагеста» Клавдия Птолемея. В 1474 году Региомонтан издал «Эфемериды» — таблицы координат звёзд, положений планет и обстоятельств соединений и затмений на каждый день с1475 по 1506 годы. Это были первые астрономические таблицы, изданные типографским способом; ими пользовались Васко да ГамаКолумб и другие мореплаватели. Региомонтан написал ряд работ об астрономических инструментах: универсальной астролябии (так называемая «сафея», описанная аз-Заркали), солнечных часах,армиллярной сфере (сам Региомонтан называет это устройство «метеороскопом»).



В астрологии он описал новую систему астрологических домов, названную позднее его именем, которая применяется в астрологии до сих пор, вытеснив популярную на тот момент систему Алькабитиуса.

  • кратер на Луне
  • обсерватория в Нюрнберге
  • несколько средних школ в Германии
  • немецкий астрономический журнал «Regiomontanusbote».
Имя Региомонтана носят следующие математические объекты:
  • теорема Региомонтана (теорема тангенсов).
       



Рассказы о календаре
 - 


Картинки:

2.   Математический набор инструмента из 1700-х годов. 
Читают тему (гостей: 2)