Блоги

КлеЮт или клеЯт. Вот в чём вопрос!

Русский язык. 4 класс. Тема «Спряжение глагола». Не случайно эта тема изучается во втором полугодии, так как является одной из самых трудных, думаю, не только для четвероклассников.
Начинаем с изучения неопределённой формы глагола, овладения спряжением глаголов. В процессе работы мне необходимо создать такие условия, при которых у детей начнёт формироваться устойчивый навык правописания безударных личных окончаний глаголов. Для этого должно возникнуть понимание важности этого навыка, основанное, конечно же, на интересе. Интерес, как обычно, вызываю с помощью проблемы, которая вдруг возникает перед детьми. КлеЮт или клеЯт. Вот в чём вопрос!
Итак, создаём условия, полагаясь на пирамиду обучения.


При изучении такой сложной темы, не стоит довольствоваться малым, поэтому выбираем те виды деятельности, которые способствуют достижению высоких результатов. А первый шаг к этому мы уже сделали в начале третьей четверти – поставили парты так, чтобы дети могли без проблем взаимодействовать друг с другом на любом этапе урока. Теперь они смотрят не в затылок друг другу, а в глаза.


Первый вид деятельности - групповое обсуждение, в ходе которого дети устанавливают последовательность действий, которая помогает определить, каким будет окончание глагола. Затем уточняем информацию по учебнику (второй вид – чтение).


Кстати, в нашем учебнике "К тайнам нашего языка" (авторы М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко) предлагают замечательную подсказку, которой и я уже пользуюсь много лет для определения личного окончания глагола в 3 лице множественного числа. Когда мы определили к какому спряжению относится глагол, подставляем слово подсказку. Для I спряжения - ЕдУТ, для II спряжения - ИспЯТ. Теперь дети точно знают, что слово клеят пишется с буквой я!



Чтобы установилась прочная связь между знаниями и применением их на практике при решении орфографических задач, необходим третий вид – выполнение практических заданий.
Интерактивная среда класса – вот, что нам поможет!
Пока одна группа выполняет задания на карточках, другая в этот момент упражняется у доски, а третья закрепляет полученные знания с помощью интерактивного стола ActivTable.



У каждой группы своё задание, но после того, как оно выполнено происходит смена видов деятельности, группы меняются местами. Но прежде, чем дети приступят к выполнению своего упражнения, они выполняют проверку работы предыдущей группы.
Таким образом, происходит многократное повторение алгоритма, применение полученных знаний на практике и обучение других, в случае, если были допущены ошибки. А это ещё один вид деятельности – самый продуктивный, в соответствии с пирамидой обучения.
Конечно, были и такие, кто допустил более трёх ошибок! Для них было подготовлено ещё одно задание - под контролем ученика-консультанта выполнить упражнение в LearningApps.org, заранее размещённое в блоге класса. К сожалению, беспроводного Интернета у нас нет, да и 3G связь детям недоступна, пришлось в очередной раз поделиться с детьми своим девайсом.


Не секрет, что работа в группе помогает ребёнку осмыслить учебные действия. Такая форма организации работы на уроке позволяет обеспечить условия для совместной учебной работы детей, предполагающей их непосредственное обращение друг к другу за советом и помощью, обмен мнениями между всеми учениками без вмешательства учителя. Наблюдая за детьми в ходе урока, отметила для себя, что, работая совместно, дети быстро спланировали свою деятельность, договорились о функции каждого члена группы и приступили к работе.
Таким образом, в ходе урока у детей формировались универсальные учебные действия, специальные учебные умения, обеспечивались личностные, метапредметные и предметные результаты.


Неожиданно, как это бывает при выполнении очень интересной работы, урок подошёл к концу. Дети взяли с меня обещание, что в следующий раз на уроке русского языка будут такие же интересные задания.
Вечером, размышляя над тем, чем же ещё можно удивить и заинтересовать моих Digital natives, вспомнила о замечательном ресурсе Елены Чулихиной «Сборник дидактических материалов по русскому языку. 4 класс», который легко переконвертировала в ActivInspire и на следующий день принесла на урок. ActivInspire работает на интерактивном столе, поэтому группам было чем заняться и на последующих уроках.




P.S. Проверочная работа по теме «Безударные личные окончания глаголов» показала качество знаний - 75%.
  • Теги:
14861 10
Комментарии:
поражаюсь вашей работой с учениками, здорово
Какие молодцы! И детки и учитель. Работая так скоро у Вас не останется никаких тайн в русском языке!!!

И на счет перестановки столов! Могу сказать одно: СМЕЛО!!!
Давно думаю об этом, но никак решиться не могу, из-за переполненности классов (по 32, 29 учащихся). А может все же рискнуть? Попробовать?

Новых идей Вам и Вашим деткам.
Я тоже долго не могла решиться на перестановку, в большей степени по той же причине - в классе 27 человек. Попробуйте! Ничего не сможет вам помешать расставить парты снова рядами, если что-то не понравится.
Альфуся Борисовна! В моём кабинете уже полгода парты стоят группами. Трудно было первые 2 недели. Сейчас привыкли. Например? здесь: каждая группа работает со своим столбиком слов, выбирает лишнее, объясняет почему оно лишнее...

Спасибо, коллеги, мне как раз такая поддержка и нужна была. Все! Завтра переставляю парты! Хоть они у меня "не стандартные" - их трудно будет так составить (как на фото), можно с небольшим сдвигом, там с ножками, не как у всех. Немного будут щели, ну и пусть. Но зато я смогу разноуровневые задания давать. Тем более с новой концепцией математического образования - без этого нам не обойтись.ссылка Боюсь только из-за 5 класса (в этом году мне попался такой класс :o , можно бронировать для меня место в Дурдоме, мало того, что их 32, а еще и уровень знаний, умений и навыков, на уровне "плинтусов", но тем не менее работаю, мне их жалко, поэтому пытаюсь заинтересовать их каким либо образом. А так я могу давать дифференцировано задания, посильные им) Если, что - переставлю назад.
Я тоже подтверждаю, что надо привыкнуть недели две примерно. Придется немного изменить и ход урока, настроиться на новый лад. А самое главное - постараться передать управление уроком ребятам, и двигаться от их потребностей. Дети на самом деле очень здорово могут учить друг друга. Надо только их направить. Удачи Вам, Альфуся Борисовна!
Спасибо, Валерия Евгеньевна.
Сегодня совершила ПОДВИГ - переставила парты. Три класса (8, 10 и 6 классы) опробовали. Понравилось всем, особенно 6-классникам, проблем с дисциплиной не было, боялась больше всего этого. А вот, что будет завтра, когда 5 класс придет :| - трудно предсказать."Будем посмотреть".

Да, больше всего удивились учителя, заглянувшие в класс, все думали, что у нас было какое-то мероприятие. Когда сообщила им, что теперь с детками буду работать так, очень подозрительно на меня глянули (Видимо указательным пальцем у виска покрутили...) А мне весело!
Альфуся Борисовна! Ждем с нетерпением ваши впечатления от новой формы организации урока.
Альфуся Борисовна, у меня до сих пор (5 недель уже так парты стоят) все, кто впервые заходит в класс, спрашивают, постоянно так стоят парты или для какого-то урока. Удивляются)))
Здравствуйте, коллеги!
Одно бесспорно - все учителя во всех школах одинаковые. Это АКСИОМА не требующее доказательства. Одни - "сумасшедшие" - в хорошем смысле, готовые на любые эксперименты, кстати, тут в сообществе почти все такие!!! Поздравляю, ;) получили от меня "подарочек-характеристику". Другие, якобы "нормальные", которые не любят вносить изменения в своем образе жизни, - все должно быть по накатанному, вот они то и "кидают" не двусмысленные взгляды, в адрес "сумасшедших". В общем, весело!

Мне нравится новая форма организации уроков. Даже и не ожидала такого результата. Дети в восторге! На вопрос: Может переставим парты как были ранее? Ответ один - громогласное НЕТ! В маленьких классах группы по 3-4 человека, а в 5 и 6 классах по 6 -7 человек. Даже мои хулиганчики (в моем родном 6 классе), объединившись в одну группу просто "рвут" другие группы, не отстают от других, если не лучше. А я еще и спекулирую тем, что если они либо сдадут позицию, либо будут получать замечания, что они позволяли ранее, то они распадаются как команда и переходят в другие группы. В общем, пока все довольны, и я, и дети. Нас не понимают только взрослые. Вот примерно так сейчас у нас на уроках (качество фотографий конечно хромает, чтобы загрузить пришлось их сжать):





Научите, как Вам удается загружать небольшие фотографии, при этом не теряя качества. Если я не сжимаю фото, то оно загружается "огроменное", а если сжимаю, то качество хромает? Может кто напишет объяснялочку. ;)

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.