Форум
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Техника мультипликации, На третьем этапе мы познакомимся с различными видами анимационной техники
 
Ротоскопирование 

Ротоскопирование 
— анимационная техника, при которой мультфильм создаётся путём обрисовки кадр за кадром натурного фильма (с реальными актёрами и декорациями). Первоначально заранее снятый фильм проецировался на кальку и вручную обрисовывался художником, сейчас для этих целей активно используется компьютер. В отечественной анимации его называют "эклер"

Джозеф Пирс — Семейный портрет 
https://vimeo.com/24697169 
https://youtu.be/ZIJWd91kvH8  

Ричард Линклейстер — Пробуждение жизни 
https://youtu.be/gZYLjAoYOTM   

Золотая антилопа 
https://youtu.be/hshlvj3xr7g?list=PLybqm3oUN5t17HfgSpD4piaXniNGGijoN 

Аленький цветочек 
https://youtu.be/tclZLLEeW8U 

Снежная королева 
https://youtu.be/4T1TdghHedo и др.
Техника мультипликации, На третьем этапе мы познакомимся с различными видами анимационной техники
 
Пластилиновая анимация 

Материалом для мультфильма может послужить не только пластилин, но и глина. Материал обычно лепится на каркас. Как и в любой объемной анимации объекты устанавливают на фоне декораций и передвигают, модифицируют между кадрами.

Чтобы достичь лучших результатов, нужно поддерживать иллюзию целостности, неразрывности. Для этого необходимо поддерживать постоянное освещение и следить за местоположением объектов.

В жанре пластилиновой анимации работали Александр Татарский, Гарри Бардин, Ник Парк. Большую роль в истории пластилиновой анимации сыграла студия Aardman Animations.

В пластилиновой анимации существует несколько техник:
  • перекладка: композиция состоит из нескольких слоёв персонажей и декораций, которые располагаются на нескольких стёклах, расположенных друг над другом, камера находится вертикально над стёклами. Персонажи и декорации для этого вида анимации делаются специальной, плоской формы. В настоящее время слои снимаются по отдельности и совмещаются при компьютерном монтаже. Этот вид анимации используется для удобства анимирования персонажей. В этой технике был снят знаменитый фильм «Падал прошлогодний снег».
  • объёмная анимация: классическая пластилиновая анимация, схожая по принципу с кукольной анимацией — объёмные, «настоящие» персонажи располагаются в объёмной декорации. Работать в этой технике гораздо сложнее, поскольку анимировать персонажей приходится в пространстве; их необходимо специально укреплять в декорации, иногда используя дополнительные опоры и подвески.
  • комбинированная анимация: персонажи анимируются по отдельности и снимаются на фоне синего экрана, после чего «вживляются» в снятые отдельно пластилиновые декорации. В данном виде пластилиновой анимации основной объём работы приходится не на работу с пластилином, а на работу с компьютером.

Изабелла Плучинска 
7 минут спустя 
https://vimeo.com/14609400 
 Марафон  
https://vimeo.com/26333937

Will Vinton and Bob Gardiner
Closed Mondays
 
Хуан Пабло Зарамелла — В опере 
 https://vimeo.com/17746950
 
Сергей Меринов — Зубы, хвост и уши 
 https://youtu.be/vWhEDkScHjk

А.Татарский, Г.Гладков 
"Пластилиновая ворона"
Техника мультипликации, На третьем этапе мы познакомимся с различными видами анимационной техники
 
Песочная анимация 

Хотя и более распространенное название данной техники — песочная анимация, оно не совсем верно, так как в качестве материала может выступать любой лёгкий порошек – песок, соль, кофе и т.д. Порошок тонкими слоями (обычно руками, но возможно кисточками или любыми другими подходящими инструментами) наносится на подсвеченное сзади или спереди стекло. С помощью диапроектора или световой доски изображение передают на экран. Между кадрами аниматоры видоизменяют очертания порошка.

Изобретателем данного метода является канадский мультипликатор Кэролайн Лиф. В середине 60ых она представила на суд общественности первый в мире песочный мультипликационный фильм «Петя и серый волк», положенный на композицию Прокофьева. Следующее творение Кэролайн, также мультфильм «Сова, которая женилась на утке», принесла художнице славу, ведь именно это произведение завоевало огромное количество призов на международных фестивалях всего мира. 
 
Советские художники, в лице супругов Владимира и Елены Петкевичей не отставали от своих коллег. Они стали авторами знаменитой «Сказочки про козявочку», отличающейся своим философским настроением и неоднозначностью образов. 
  
Особое применение искусству рисования песком предложил испанский художник Джо Кастильо (Joe Castillo). Он предлагал песочную анимацию для визуализации библейских мотивов и сопровождения церковной проповеди. https://youtu.be/LpRjEpqZbt0 
 
Значительных успехов в продвижении песочной анимации так же достиг венгерский аниматор и режиссер Ференц Цако (Ferenc Cak?), который посветил этому искусству более 30 лет. Именно он получил призы в Каннах за лучшую короткометражку, в Сан-Франциско «Golden Gate» и даже был удостоен чести номинироваться на Оскар. Выступления Ференца известны по всему миру. Цако стал создателем первого фильма песочной анимации «Ad Astra» с космической и антропологической тематикой, эта идея нашла своё продолжение в его произведение «Генезис» https://www.youtube.com/watch?v=GqmakQRRpZ0 .
Техника мультипликации, На третьем этапе мы познакомимся с различными видами анимационной техники
 
Кукольная анимация 

Кукольная анимация — метод объёмной мультипликации. При создании используется сцена-макет и куклы-актёры. Сцена фотографируется покадрово, после каждого кадра в сцену вносятся минимальные изменения (например, изменяется поза куклы). При воспроизведении полученной последовательности кадров возникает иллюзия движения объектов.

Этот тип анимации впервые возник в России в 1906 году. Первым русским мультипликатором (1906 год) был Александр Ширяев, балетмейстер Мариинского театра, создавший первый в мире отечественный кукольный мультфильм, в котором изображены 12 танцующих фигурок на фоне неподвижных декораций, изображающих сцену. Фильм снят на 17,5-миллиметровую плёнку. Время по его созданию заняло три месяца. За время создания Ширяев протёр ногами дыру в паркете, поскольку постоянно ходил от кинокамеры к декорации и обратно.
Данные фильмы обнаружены в архиве Ширяева киноведом Виктором Бочаровым в 2009 году. Там же найдены ещё несколько кукольных мультфильмов: «Играющие в мяч клоуны», «Художники Пьеро» и любовная драма со счастливым концом «Шутки Арлекина». Современные мультипликаторы ещё не могут разгадать секреты мультипликатора, поскольку куклы Ширяева не просто ходят по земле, но и прыгают и крутятся в воздухе.

Долгое время первым мультипликатором считался В. А. Старевич, начавший делать кукольные фильмы ещё в 1911. Некоторые его работы: "Месть кинематографического оператора" (1912), "Прекрасная Люканида, или война рогачей и усачей" (1912), "Стрекоза и муравей" (1913)
Среди наиболее выдающихся его последователей — А. Л. Птушко, чей «Каменный цветок» (1946) является одним из шедевров кукольной анимации.
В 1960-е в отечественную кукольную анимацию пришли новые имена: Роман Качанов, Владимир Дегтярёв, Вадим Курчевский, Николай Серебряков и другие. Фильм «Варежка» Романа Качанова завоевал ряд престижных зарубежных призов на фестивалях, а также заново открыл зарубежному зрителю российскую школу кукольной анимации. Его же фильмы «Чебурашка», «Крокодил Гена» и «Шапокляк» стали признанной классикой мировой мультипликации. На фильмах Качанова аниматором-куловодом начинал свою карьеру Юрий Норштейн.

В Чехословакии кукольной анимацией занимался Иржи Трнка ("Сон в летнюю ночь" . Венгр по происхождению Дж. Пал работал в этой области в Великобритании и в США.

Иржи Трнка — Рука 
https://youtu.be/Na5tHGNbxkQ

Кихатиро Кавамото — Огненный дом 
https://youtu.be/XLOGvmFR__o
 
Барри Первз — Следующий 
https://youtu.be/V3dQFR8oWb4  

Мати Кютт — Песня неба 
https://youtu.be/xY2zIXGtbIA 
 
Иван Уфимцев
38 попугаев

Домовёнок Кузя

Как создаётся кукольная анимация: 
1 часть
2 часть
3 часть
Техника мультипликации, На третьем этапе мы познакомимся с различными видами анимационной техники
 
Рисованная мультипликация 

Изначально, каждый кадр рисовался отдельно и полностью, что было очень трудоёмко и отнимало много времени даже у большого коллектива художников.
Винзор Маккей один из первых применил рисованную технику. Он был прекрасным рисовальщиком, поэтому его мультфильмы пользовались успехом. Именно в его работе «Динозавр Герти» впервые в истории мультфильма появился главный герой, наделённый характеристиками. 
Затем была придумана послойная техника рисования объектов и фонов на прозрачных плёнках, накладываемых друг на друга. На одном слое можно было разместить задний фон, на другом — неподвижные части тел персонажей, на третьем — подвижные и так далее. Это значительно уменьшило трудоёмкость работ, так как не нужно было рисовать каждый кадр с нуля. Впервые послойную технику применил Уолт Дисней.

Достоинством рисованной мультипликации является её техническая простота (в пределе достаточен показ самих рисунков, не требуется даже кинооборудование). Именно поэтому первые мультипликационные фильмы были рисованными, и появились ещё до возникновениякинематографа. Эмиль Рейно 20 июля 1877 года продемонстрировал, а 30 августа запатентовал свой аппарат — праксиноскоп, что считается днём рождения мультипликации. Одна из его сохранившихся работ называется "Больной Пьеро" (1892г).
 
В настоящий момент большинство рисованных фильмов производится в Японии (Аниме). 

У. Дисней
Параходик Вилли
Цветы и деревья 

Роман Давыдов
Маугли (1967—1971гг)

Исао Такахата, аниме
Могила светлячков 

Хаяо Миядзаки (очень много работ), аниме
Ходячий замок  (трейлер), полная версия
Техника мультипликации, На третьем этапе мы познакомимся с различными видами анимационной техники
 
Силуэтная анимация, или Теневая

Лаконичная и аскетичная разновидность техники плоской марионетки, использующая эстетику театра теней; покадровая съёмка картонной или целлулоидной марионетки, выглядящей как классический “силуэт” – чётко контурованная фигура без детализации внутри контура.
https://www.youtube.com/watch?v=qpa6ZfWUnIQ
Репортаж Силуэтная анимация из Тюбингена
https://www.youtube.com/watch?
Пальто для луны ?
Рукотворный силуэтный мультик по мотивам еврейской сказки. Сделан во время мастер-класса студии "Доброе утро!" в нижегородском "Циферблате" 18.03.2012.

Лотта Райнигер

Приключения принца Ахмеда (Die Abenteuer des Prinzen Achmed) (1924)
Папагено (Papageno), сцена из оперы Моцарта «Волшебная флейта» (1935)

Энтони Лукас
Загадочные географические исследования Джаспера Морелло (2005) — The Mysterious Geographic Explorations of Jasper Morello


 Игольчатый экран
 
Игольчатый экран представляет собой вертикальную плоскость, через которую проходят равномерно распределенные длинные тонкие иглы. Иглы могут перемещаться перпендикулярно плоскости экрана. Число игл может быть от нескольких десятков тысяч до миллиона. Иглы, обращенные острием к объективу — не видны, но неравномерно выдвинутые иглы отбрасывают тени разной длины. Если выдвинуть их — картинка темнеет, если втянуть — светлеет. Полностью втянутые иглы дают белый лист без теней. Перемещением источника света и двигая иглы, получают интересные картины.
Игольчатый экран был изобретён нашим бывшим соотечественником, который в годы революции эмигрировал во Францию, - Александром Алексеевым
 
Демонстрация игольчатого экрана 
https://www.youtube.com/watch?v=tWc7Q_FCG8c 


Александр Алексеев — Ночь на лысой горе 
https://youtu.be/wYbjW7XrWDo?list=PLybqm3oUN5t17HfgSpD4piaXniNGGijoN 
 
Жак Друэн — Пейзажист 
https://youtu.be/TCGAagRVejs
Техника мультипликации, На третьем этапе мы познакомимся с различными видами анимационной техники
 
Гравюра по гипсу 
Если аниматоры ранней эпохи искали способы упростить анимационный производственный процесс, то к концу XX века художники стали ставить перед собой ровно противоположные задачи. Так возникла в анимации техника гравюры по гипсу, изобретенная поляком Петром Думалой. Каждую картинку для своих фильмов Думала прорезает на гипсовых пластинах.

Петр Думала — Стены 
https://youtu.be/6p5H3oTpbb0 
 
Сравнительно недавно у Думалы появилась ученица и последовательница — португальская художница Режина Пессоа. Свой дебютный фильм «Ночь» она сделала на гипсе, а во второй, более известной работе, получившей в 2005 году «Кристалл» на фестивале в Аннеси, Режина уже изобрела свой, сложный пятиступенчатый процесс имитации гипсовой гравюры.

Режина Пессоа — Трагичная история со счастливым концом 
https://youtu.be/lVl1NhA_NhY 
 
Режина Пессоа — Ночью 
https://www.youtube.com/watch?v=PgZ8ra2SgdE
Техника мультипликации, На третьем этапе мы познакомимся с различными видами анимационной техники
 
Итак, наступил третий этап, когда вы на основе своей истории и отрисовок выбираете технику, в которой будет создан ваш мультфильм. В этой теме перечислены ряд техник, которых существуют с примерами и ссылками, где можно посмотреть работу. Не обязательно посмотреть абсолютно все видео, но прочитать было бы весьма кстати. 

Домашнее задание 

Ознакомиться с материалом и выбрать технику, в которой будет сделана работа. Если техник не хватает, то можно придумать свою 
Даты: 10-13 октября


*** *** *** 


Анимация предметов и объектов
Создание фильмов из бытовых предметов, которые оживают и действуют без человеческой помощи, было модно среди режиссеров уже на заре анимации. Так, самый первый анимационный фильм был выполнен англичанами. Это был рекламный ролик, призывающий служить в армии:  Matches an Appeal Arthur Melbourne Cooper 1899   

В разные времена аниматоры одушевляли обувь, веревочки, спички, пуговицы, куски мяса и кухонную посуду, разыгрывая между ними драмы, трагедии и комедии. Не ушла мода на анимацию объектов и сегодня.

Хавьер Мрад — Техлополис

https://youtu.be/m4YPDh8_Myw
  
Осторожно, двери открываются 
https://www.youtube.com/watch?v=w_cS7l3YT3I
 
Кирстен Лепур — Sweet Dreams 
https://youtu.be/o1GyJpnTN1I?list=PLybqm3oUN5t17HfgSpD4piaXniNGGijoN
 
Ex Libris 
https://youtu.be/UxIiI57rvUI

Гарри Бардин - Adagio 
https://youtu.be/1Ylb3Xahjnw?list=PLybqm3oUN5t17HfgSpD4piaXniNGGijoN
Раскадровка, Второй этап работы над анимационным роликом
 
Раскадровкаэто последовательность рисунков, служащая вспомогательным средством при создании фильмов. Она помогает визуально представить, каково видение режиссера, каким образом снимать фильм.

Как сделать раскадровку
  • Взять листок дешевой бумаги А4, перегнуть его пополам (альбомная ориентация или книжная, как удобнее)
  • Нарисовать 10 рамок, не заботясь о соотношении сторон, можно от руки (не по линейке)
  • Перенести сценарий в визуальную раскадровку, не задумываясь о деталях и красоте; задача на данном этапе — дойти до конца. В прямом смысле: если долго нельзя понять, каким должен быть данный кадр — рисовать первое, что придёт в голову и переходить к следующему.
  • Для того чтобы показать движение камеры, использовать стрелки
  • Комментарии и диалоги писать под рамкой
  • Затем, когда первый вариант раскадровки закончен, можно перерисовать, выбросив кадры
  • После того, как несколько раз перерисована и изменена раскадровка, и есть уверенность в том, что именно так и должен выглядеть мультфильм в будущем,  можно перейти к следующему этапу: выбор техники мультфильма, созданию персонажей и пр.

 
ВИДЕО
https://youtu.be/CMx8SEKfWSs?list=PLybqm3oUN5t3_rWtkRDGH0V9CBGxjoIE7

В процессе прорисовки необходимо помнить о принципах монтажа, чтобы отснятый материал можно было бы правильно скомпоновать.
https://www.youtube.com/watch?v=Ib6MzA3uMBE&index=2&list=PLybqm3oUN5t3_rWtkRDGH0V9CBGxjoIE7 

Также есть целый вебинар на edcommunity об основных принципах монтажа:
http://edcommunity.ru/learn/webinar/osnovy-montazha-dlya-sozdaniya/
 
 
Домашнее задание


Взять свой сценарий и сделать по нему раскадровку, чтобы понимать, что вы хотите увидеть в кадре, как сделать поинтереснее. Напоминаю, что раскадровка - это не произведение искусства, а прежде всего СХЕМА расположения персонажей, демонстрация важных вам деталей, понимание объёма работы. Может так случиться, что в процессе выполнения что-то поменяется в сценарии... Или придёт какая-то совершенно новая идея! Параллельно можно уже начинать думать про технику, в которой будет выполнятся работа. И обязательно посмотрите, будут ли монтироваться ваши нарисованные планы друг с другом?.  
Работы выкладываем, даём ссылку...

Даты: 5 - 10 октября
Финал, Показываем работы!
 
Цитата
Королева Елена Анатольевна пишет:
Цитата
Учебный центр, Мария Тумаева пишет:
Цитата
Королева Елена Анатольевна пишет:
Мария Владимировна, мне очень стыдно за то, что срываю все сроки. 
При монтаже домашний компьютер безбожно виснет, похоже не хватает оперативной памяти. Приходится монтировать по фрагментам, а потом уже буду соединять целое из видео-кусков. Собрала уже почти две минуты (фрагменты 30,30 и 50 секунд). Осталось материала еще на пару фрагментов, возможно разобью на три кусочка. А потом сделаю заставку и финальные титры.
Посмотрите, пожалуйста, то, что у меня получается. Окончательный монтаж сделаю обязательно, даже, если его не засчитаете как работу на МК.
Ссылка тут .
Прошу прощения за задержку ответа: была в отпуске. На мой взгляд, диалоги слишком длинные... И для динамики развития сюжета лучше вставлять короткие и быстро сменяющиеся планы. Ещё в некоторых кусочках замечен мягкий фокус (нерезкость). Если посмотреть фиксиков, то у них в процессе объяснения явления идёт меняющаяся картинка в зависимости от того, кто и что говорит. Если держать постоянно один план, то становится скучновато и затянуто. Посмотрите, как можно сократить, чтобы не исказить смысл, и повысить динамику.
Мария Владимировна, большое спасибо за рекомендации. Диалоги слово в слово по сценарию. Я как раз и пыталась придерживаться технологических идей "фиксиков". Старалась, чтобы был акцент на том, кто говорит. Видимо, получилось не очень явно. Мягкий фокус появился там, где я пыталась "мыльницей" делать укрупнение плана (наезд). Самые не резкие фотографии я уже отодвинула в сторону. Как с этим расстаться совсем, пока не знаю. Буду думать и дорабатывать. Но это все время..... время..... время. А еще работа, тоже отнимает время. И надо доделывать оставшиеся куски. Похоже, для меня этот МК затянется еще на долго. 
Когда, наконец-то, закончу, стоит выкладывать сюда на МК или просто как урок?
Дам маленькую рекомендацию: если хоть что-то затягивает развитие сюжета, то от него либо следует отказаться, либо изменить диалог :) Или же обыграть его так, чтобы ощущение затянутости пропало. Так бывает, что сценарий может измениться из-за того, что что-то затянуто. И это нормально ) 
Думаю, что работу лучше выложить на МК. Насчёт урока - не знаю, честно ) Вам решать )