Форум
RSS
Древние памятники и исторические места, экскурсия по историческим местам
 
Музей-усадьба «Ботик Петра I» в Переславле-Залесском - память о «потешном» флоте
«Ботик Петра I» на берегу Плещеева озера был создан в 1803 году и считается одним из первых российских музеев. Его построили за счет средств владимирского дворянства. Сегодня этот музей, пожалуй, самый популярный на маршрутах «Золотого кольца России» и непременное место остановок всех экскурсий по Переславлю-Залесскому. Тысячи путешественников приезжают в небольшое село Веськово, чтобы своими глазами увидеть деревянный ботик, построенный руками Петра I.

Царская «потешная» флотилия
Первым кораблям на Плещеевом озере предшествовали «потешные» войска Петра I. Он создал их, будучи еще тринадцатилетним подростком, в 1685 году в селах Воробьеве и Преображенском. Интерес юного государя к военному делу рос, и 1686 году он завел при своей «потешной» армии артиллерию. В этом же году на реке Яузе появились первые «потешные» суда.
Ботный дом
В 1688 году в родовом селе Измайлово Петр I нашел старый английский ботик. Но для восстановленного по приказу государя деревянного судна Яуза была маловата. И царь поехал на Плещеево озеро. Именно тогда у него родилась идея использовать переславские просторы для своего «потешного» флота. Для строительства кораблей царем был объявлен сбор денег с монастырских вотчин. Он составлял по гривне с каждого двора.
Тогда же шестнадцатилетний царь повелел основать на просторном Плещеевом озере судостроительную верфь. А руководить постройкой судов государь поставил корабельных мастеров из Голландии Карштена Брандта, Класса и Корта. Корабли начали делать возле села Веськово. Через год почти все суда были уже готовы. Но Петр был вынужден уехать в Москву, как того требовали неотложные государственные дела - в столице произошел стрелецкий бунт. Строительство возобновили в 1691 году. На берегу озера появились также деревянный дворец, другие постройки и даже небольшая церковь. Большие корабли достраивали прямо на берегу, а для спуска меньших от судоверфи к озеру был прорыт специальный канал.
В начале мая 1692 года первые «потешные» суда уже осваивали озерные просторы, а царь продолжал учиться основам судостроения и судовождения. Новый флот приветствовали громом артиллерийского салюта. И возвышенность, где тогда стояли пушки, назвали горой Гремяч. Спустя год, Петру I захотелось еще большего простора, Он уехал в Архангельск, а его первая флотилия была позабыта.
Монумент в память о пребывании Петра I на берегах Плещеева озера
Точное количество «потешных» судов и их внешний вид не известны. Историки говорят о сотне разноразмерных кораблей, имеющих все необходимое вооружение и укомплектованных обученными экипажами. В некоторых источниках упоминается большой корабль «Марс», оснащенный тридцатью пушками, и яхта «Анна». Сохранился указ Петра I от 1722 года призывающий переславских воевод сохранить «потешный» флот для будущих поколений. Но судьба распорядилась по-своему - большой пожар, произошедший в 1783 году, уничтожил все корабли, которые хранились тогда в Переславле.
История создания музея


Музей организовали в августе 1803 года. К тому времени уцелел только один бот с громким именем «Фортуна». Это произошло потому что он находился отдельно от других кораблей, в селе Веськово, в обычном лодочном сарае.
По инициативе Ивана Михайловича Долгорукова, бывшего в те времена Владимирским губернатором, для него на средства дворян выстроили каменный Ботный дом. Это здание обладает всеми признаками классицизма. Вход в него обозначен портиком с четырьмя колоннами. А на крыше установлен шпиль, на котором реет Андреевский флаг. В Ботном доме разместили само судно, а также рули, якоря и уцелевшие мачты от других кораблей «потешной» флотилии.
Торжественное открытие нового музея проходило пышно. В нем участвовали архимандрит Никитского монастыря Анатолий, а также знатные чины и преуспевающие граждане Переславля-Залесского. В 1842 году рядом с музеем построили кирпичную сторожку для матросов, несших здесь охранную службу.
Выставочно-презентационный зал "Ротонда"
Экспозиция музея
Сейчас в составе музея-усадьбы находятся Ботный дом, современный памятник и старинный обелиск, посвященные Петру I, сторожка, Белый дворец, Триумфальные ворота и деревянное здание Ротонды.
Ботик «Фортуна» размещен в каменном Ботном доме. Это довольно большая шлюпка, сделанная из прочного дуба, которая управлялась при помощи навесного руля и усилиями пяти гребцов. Кроме того, на ботике можно было закрепить мачту для парусов.
Белый дворец выстроили в 1853 году, на пожертвования. Он предназначался для торжественных приемов, в том числе и гостей из царской семьи. Музей-усадьбу в разное время посещали российские императоры Александр II и Николай II, а также великие князья.
С приходом советской власти в нем размещалась географическая станция Московского государственного университета. В середине 1920-х годов в этом доме жил и писал рассказы Михаил Михайлович Пришвин. Перед Великой Отечественной войной в Белом дворце открыли дом отдыха. А в военное время сюда доставляли детей из блокадного Ленинграда.
Сейчас в Белом дворце находится музейная экспозиция. Это несколько залов, где размещены различные вещи конца XVII века – судостроительные инструменты, деревянная резьба с кораблей, оружие того времени и парусные снасти. В одном из залов реконструирована комната Петра I. Здесь можно увидеть мебель, бытовые предметы и утварь петровских времен.
Белый дворец
Триумфальная арка и гранитный обелиск, посвященный Петру I и увенчанный двуглавым орлом, были построены при участии архитектора Петра Сантиновича Кампиони в 1852 году. На церемонии открытия присутствовали жители Переславля-Залесского и окружающих озеро деревень, гости из столицы, а также представители городской и губернской власти.
В 1990-е годы на подходе к усадьбе со стороны Плещеева озера установили новый памятник, посвященный царю Петру I. Он знаменует то время, когда юный государь только приехал в Переславль, мечтая построить свой «потешный» флот.
В зале «Ротонда» круглогодично проходят выставки и экскурсионные программы. Интерьеры «Ротонды» восстановлены по традициям петровской эпохи. И сейчас она является настоящей жемчужиной музея-усадьбы.
График работы
Музей-усадьба открыта с мая по сентябрь - со вторника по воскресенье с 10.00 до 18.00, по субботам с 10.00 до 20.00; а в другое время года - с 10.00 до 17.00. По понедельникам - выходной день. Нужно иметь в виду, что касса заканчивает работу на полчаса раньше времени закрытия музея.
Вход в усадьбу во время высокого туристического сезона с 1 мая по 1 октября платный, в остальное время года – бесплатный. Посещение Ботного дома и Белого Дворца платное круглый год. Посетители могут проводить любительскую фото- и видеосъемку на всей территории бесплатно.
Бот "Фортуна"
 
Музей паровозов в Ярославской области – история российских узкоколеек
В селе Талицы, в 18 км от старинного Переславля-Залесского есть музей, которых хранит громоздкие «экспонаты» - паровозы и дрезины, дизельные локомотивы и вагоны, автомобили и тракторы, выпущенные в конце XIX и первой половине XX века. Здесь часто снимаются кинофильмы и телесериалы. И в России, пожалуй, трудно найти другое место, где бы так берегли историю узкоколейных железных дорог.

История создания музея паровозов
Музей паровозов официально именуется переславским железнодорожным музеем. А раньше эта необычная коллекция носила название «Музей узкоколейных железных дорог». Местные жители говорят о нем просто – «Кукушка». Ведь именно так называли раньше паровозы или поезда, ходящие по узкоколейкам.

Музей был основан в 1991 году как частное предприятие. Несколько первых лет работы он представлял коллекцию, осмотреть которую можно было только по приглашениям. Но с 1998 года музей паровозов открылся для всех желающих. И сегодня количество его гостей доходит до восьми сотен в день. Посещение этого музея платное. А на территории разрешена бесплатная любительская фото- и видеосъемка.
Сейчас здесь собрано более 50 редких экспонатов железнодорожной и автомобильной техники. Сотрудники музея в Талицах находят их по-разному. Когда-то сведения о ржавеющих в лесу раритетах поступают от старожилов. Но часто приходится организовывать целые экспедиции по нанесенным на старые карты веткам узкоколеек. Найденная техника доставляется в музей преимущественно автотранспортом, и начинается долгий процесс ее реставрации и восстановления. Вся музейная коллекция демонстрируется на путях небольшой талицкой станции узкоколейки и в депо.

«Кукушки»
Первые узкоколейки появились в России на Алтае в начале XVIII века, и использовались для развития рудничного дела. Позже их стали строить массово в тех местах, где не было другого транспорта. Но к концу прошлого века экономически использовать узкоколейки стало не выгодно, и большинство из них разобрали.
Подобная история узкоколейных железных дорог существует в разных странах мира. Но сегодня оставшиеся участки путей стараются сохранить. Их специально выкупают, восстанавливают и делают туристическими аттракционами. Музеи узкоколейных дорог есть, например, в Грифице (Польша), в пригороде Пярну - Лавассааре (Эстония), в Аникщай (Литва), в карпатской Колочаве (Украина). Узкоколейки пользуются большой популярностью, так как дают возможность почувствовать то единство природы и старой техники, которого нет у обычных железных дорог.

Переславская «Кукушка» - единственное на российских просторах место, где сохранился не только участок путей, но и старая железнодорожная техника. Причем экспонатов, собранных здесь, не мало. Многие из них уникальны и сертифицированы как памятники истории техники. Благодаря труду сотрудников музея, его гости могут составить полное представления о том, как была устроена сеть узкоколейных дорог, какие поезда и вагоны по ней ходили, а также как она обслуживалась и развивалась.
Переславская узкоколейная железная дорога – это 2 км ветка, которая ведет от Талиц на поляну, находящуюся в середине Блудова болота – места, описанного писателем Михаилом Михайловичем Пришвиным в рассказе «Кладовая солнца». Эта узкоколейка была построена и использовалась для торфоразработок.

Железнодорожный музей
Особенность переславского музея в том, что здесь нет стендов, макетов и нарисованных таблиц. Его коллекцию составляют натурные образцы железнодорожной и автомобильной техники. Они либо уже восстановлены до рабочего состояния, либо находятся в процессе реставрации. Причем, реставрационные работы – это всегда процесс длительный. Потому что нужно вначале найти и ознакомиться с чертежами. Потом - подобрать необходимые запчасти или придумать технологические решения, когда нужных деталей уже не достанешь. Кроме того, по мере необходимости, паровозы и вагоны перемещаются по музейной территории. Так что экспозиция музея паровозов получается «живой».
Даже не восстановленные пока экспонаты, которые на взгляд непосвященного посетителя представляют собой лишь ржавые развалины, на самом деле имеют большую историческую ценность. Хотя бы потому что большинство из них дошло до нашего времени в одном единственном экземпляре.

Что же можно увидеть в талицком музее? Прежде всего, это конечно, старинные паровозы, выпушенные на заводах России, Польши, Германии и Финляндии с 1862 по 1958 год, в том числе фрагменты танк-паровозов конца XIX – начала XX века. В музейной коллекции есть также старые российские мотовозы и тепловозы, выпускавшиеся в середине прошлого века. Самодвижущийся подвижной состав представлен пассажирскими, пожарными и участковыми мотодрезинами довоенного и послевоенного лет выпусков.


Обычных людей, не знакомых подробно с историей железнодорожного транспорта, в музее ждет много интересных открытий. Например, большое удивление вызывает автомобиль-дрезина, специально созданный в 1960-е годы для поездок начальства по узкоколейным дорогам.

Обтекаемый по форме кузов от легкового автомобиля ЗиМ (ГАЗ-12) очень экзотично смотрится на узкоколейном полотне. Желающие могут даже прокатиться около 1 км (туда и обратно) на ручной дрезине, вместимостью до 6 человек. Такая поездка занимает 10-15 минут.
Большой раздел музейной экспозиции - это вагоны. Они здесь самые разные - пассажирские и товарные, снегоочистители и лесовозные вагонетки. В музее есть вагоны, которые использовали для перевозки торфа, цистерны для жидкостей, вагоны-самосвалы и вагоны-платформы. Самые старые экспонаты в этом разделе выпушенны в конце XIX века в России и Германии.
Кроме того, в Талицах можно увидеть станционное оборудование – ручной пожарный насос, произведенный в Санкт-Петербурге в 1890-е годы, колокол, весы, которыми взвешивали багаж пассажиров (1928 г.), одно- и двухцилиндровые локомобили, сделанные на немецких и английских заводах в конце XIX и в начале XX века, а также комплект электрожезловых аппаратов системы Теггера. Их применяли для регулирования движения поездов.

Музейный автопарк
Кроме железнодорожной техники музей собрал много старых автомашин. В свое время большинство из них были активными «партнерами» узкоколеек. Многие автомобили полностью восстановлены усилиями коллекционеров, и сейчас они используются для киносъемок. Всю автоколлекцию можно осмотреть на отдельной выставочной площадке, в стороне от основной экспозиции.
До полностью рабочего состояния восстановлены грузовики ЛиС-5 (1937 г.), ГАЗ-51 (1963 г.), ГАЗ-63 (1960 г.), бронеавтомобиль ФАИ-М (1938 г.), легковая машина ГАЗ-67Б (1948 г.), а также американские легковые машины времен Второй мировой войны Dodge WC-52 и Willis MB (1944 г.). Сейчас специалисты музея проводят реставрацию знаменитой Эмки – ГАЗ-М1 (1939 г.) и колесного трактора Универсал-2, произведенного на тракторном заводе во Владимире (1947 г.). Кроме того, в музее можно увидеть два грузовика-полуторки – ГАЗ-ММ, выпущенные в 1940 и 1949 гг.

Сувенирная вагон-лавка
Даже сувениры в музее паровозов продают в необычном месте. Небольшой магазин с железнодорожной символикой, игрушками и прочими памятными мелочами размещен в передвижном вагоне-лавке. Этот крытый двухосный вагон сам по себе необычен. Он был сделан в 1934 году на заводе в Висмаре, на берегу Балтийского моря.
Такие вагоны-лавки существовали со времен создания железной дороги и обеспечивали живущих на дальних станциях и в окрестных поселках людей всем необходимым – продуктами, керосином, одеждой и обувью. Обычно вагон-лавку цепляли к небольшому поезду, и продавали товар прямо во время остановок. Покупатели могли даже оставить заказ – что привезти на их глухой полустанок в следующий раз.
График работы музея паровозов
Музей открыт с 10.00 до 18.00. Выходные дни – понедельник и вторник. Экскурсии проходят по предварительной заявке.
Как добраться до музея паровозов
Музей паровозов находится в 18 км от Переславля-Залесского в селе Талицы (ул. Лесхозная, 1). Доехать до него можно либо на личном автомобиле, либо на такси.

Сначала по Ярославскому шоссе (М8) нужно добраться до Переславля-Залесского. Из города - повернуть в сторону Плещеева озера (ул. Просторная) по указателю «Ботик Петра I». Далее по асфальтированной дороге, проложенной вдоль западного берега Плещеева озера, через Веськово и Веслево доехать до села Купанское. Отсюда до Талиц через лес ведет грунтовая дорога. На повороте висит указатель «Музей паровозов 3 км». Грунтовка вполне проходима для легковых машин.
 
Храм Изумрудного Будды в Бангкоке — главная святыня ТаиландаВат Пхра Кео, или Храм Изумрудного Будды напоминает сказочный буддистский город с дворцами-теремами, золотыми ступами и керамическими башнями (прангами). С 1782 года в этом святилище хранится главная реликвия Таиланда — статуя Изумрудного Будды.


На самом деле, небольшая скульптура Просветлённого высотой 66 сантиметров высечена не из изумруда, а из цельного куска нежно-зелёного нефрита. История появления «Изумрудного Будды» загадочна и туманна. По легенде, в 1431 году одну из ступ (ступа — хранилище для праха) в храме Чинграя разрушила молния, и среди её обломков было найдено прекрасное изваяние Будды из зелёного камня.Веками «Изумрудный Будда» путешествовал по Азии: вначале статуя была перенесена в г. Лампанг на севере Таиланда, а потом король Тилок из Ланнатхая привёз её в Чиангмай и установил в ступе храма Чеди Луанг. В 1547 году «Изумрудный Будда» оказался в Лаосе и оставался там более 200 лет. В 1778 году будущий король Таиланда, генерал Чакри предпринял экспедицию в Лаос, чтобы вернуть реликвию обратно. Поход завершился успехом. В 1782 году после коронации генерала специально для статуи был построен Храм Изумрудного Будды.
Сияющая резиденция Изумрудного Будды
Храм Изумрудного Будды представляет собой внушительный архитектурный ансамбль, опоясанный зубчатой каменной стеной. Позолоченные, изящно изогнутые крыши святилищ отделаны жёлтой, красной и зелёной черепицей. Внешние стены зданий пышно оформлены орнаментами и мозаиками из разноцветного стекла, дерева и керамики. Храмовый комплекс блестит и искрится на солнце из-за обилия позолоты, лаковых узоров, рельефнойажурной филиграни и цветных стеклянных панно. У основания строений стоят демоны-стражники и позолоченные фигуры гаруд — полуптиц-полулюдей, а снаружи вход в храм охраняют два огромных бронзовых льва, привезенных изКамбоджи королём Рамой I. «Изумрудный Будда» — маленький, но могущественный. В роскошном зале, мерцающем золотом и драгоценными камнями, «Изумрудный Будда» восседает в позе лотоса на позолоченном пятиярусном троне. Просветлённый облачен в перекинутую через плечо тогу, сотканную из золотых нитей, а его голову украшают пять корон, одна выше другой. Над троном Будды нависает нарядный балдахин в виде шатрового свода, увенчанного длинным шпилем. Святыню окружают множество фигурок божеств, чаши с благовониями, подношения и дары от титулованных особ и простых людей. По обе стороны от пьедестала статуи, а также слева и справа от средней части алтаря воздвигнуты большие, позолоченные скульптуры, символизирующие тайских королей правящей династии Чакри. Стены и потолок зала покрыты фресками, изображающими сцены из жизни Будды. Кроме обычного входа, через который в зал проходят рядовые посетители, есть ещё и парадные двери, доступные исключительно для короля и королевы. Парадный вход выполнен из тикового дерева идекорирован перламутром. Узор на дверных створках воспроизводит эпизоды из мифологического эпоса «Рамакиен». Этой же тематике посвящена настенная живопись и других залов Храма Изумрудного Будды.
 
Абу-Симбел — пещерный храм Рамсеса II и его супруги Нефертари

На западном берегу Нила, в 280 км от г. Асуан находится деревушка Абу-Симбел, известная на весь мир двумя скальными храмами. Большой храм, открытый востоковедом И.Л. Буркхардтом в 1812 году, был построен в ознаменование победы Рамсеса II над хеттами.


Святилище носит тронное имя фараона — «Усер-маат-Ра», что в переводе означает «Могущественный правдой Ра, избранник Ра». Над входом в храм высечено изображение бога Амона-Ра в виде человека с головой сокола. В правой руке он держит знак «усер» («мощь»), а в левой — перо богини Маат, олицетворяющее справедливость.
Храм Рамзеса II посвящён богам Амону, Ра-Хорахти и Птаху
Фасад храма обрамляют четыре огромные статуи, одна из которых увековечивает самого фараона, с улыбкой смотрящего в пустыню, а три другие покровительствующих ему богов — Амона-Ра, Ра-Хорахти и Птахи. 20-метровые каменные изваяния полностью вырублены в толще скалы. У ног колоссов размещены многочисленные меньшие фигуры, изображающие членов семьи и детей Рамсеса II, которых у него было около 200. Внутри храм состоит из четырёх последовательно уменьшающихся залов.
Храм Нефертари посвящён богине Хатхор
Зал, предшествующий самому сакральному месту — святилищу — предваряет коридор с колоннами. Они выполнены в виде стоящих фигур Осириса, однако лицу бога приданы черты Рамсеса II. Первый зал был доступен для всех, второй — только для вельмож, а третий — для жрецов. В последний зал мог входить только сам фараон с придворными. Стены святилища богато украшены цветными барельефами, иллюстрирующими воинские подвиги фараона в победоносных сражениях с хеттами и ливийцами.На рельефах изображены эпизоды пеших и колесничных боёв, а также ручной лев Рамсеса II, который ездил с повелителем на боевой колеснице и даже участвовал в битвах, нападая на врагов. В самой потаённой части храма установлены скульптуры тех же богов, что и на фасаде: обожествлённый египетский царь и «триада» — Птах, Амон-Ра, Ра-Хорахти. Храм Рамсеса II построен таким образом, что дважды в год, в дни рождения и коронации фараона (22 февраля и 20 октября), на восходе солнца солнечные лучи освещают все три статуи святилища, кроме Птаха. Являясь подземным божеством, он должен оставаться в тени.
Малый храм «великой супруги царской»
Малый храм фараон приказал высечь «из тонкого и твёрдого белого камня для Нефертари Мери-эн-мут («Самой прекрасной в мире»). Святилище посвящёно богине женственности и красоты — Хатхор, но ей приданы черты лица Нефертари — супруги Рамсеса II. У фасада храма стоят шесть десятиметровых статуй, изображающих Рамсеса II и его жену, а у ног фараоновой четы помещены изваяния их детей. На одном из рельефов запечатлена коронация Нефертари: богини Хатхор и Исида возлагают на голову царицы убор священной звезды Сириус. На многих скульптурных композициях присутствует образ обожествлённого Рамсеса II с небольшим бараньим рогом, обрамляющим ухо, что считается признаком божественности. Стены расписаны храмовыми картинами подношения даров.
Спасение памятников Абу-Симбела
В 1960-х годах строительство Асуанской плотины поставило храмы Абу-Симбела под угрозу затопления. Силами международной компании, возглавляемой ЮНЕСКО, храмы аккуратно распилили на 1036 блоков (весом от 5 до 30 тонн) и вновь смонтировали на более высоком месте, в 180 метрах от берега. Также сюда перевезли 1112 известняковых плит, вырезанных из скал, окружавших храмы.
 

Чанд Баори в Индии



Одно из 7 чудес света находится в Индии в маленькой деревушке. Это грандиозное произведение архитектурной мысли по сути своей является колодцем. Этот своеобразный колодец напоминает пирамиду, которая не устремляется в небо, а уходит под землю на глубину почти 40 метров. Ступени по стенам этой пирамиды приведут человека к небольшому водоему на дне сооружения. Ученые до сих пор не могут определиться с возрастом этой постройки: одни датируют ее средними веками нашей эры, другие же утверждают, что она была создана за несколько веков до нашей эры.



Форт Кумбалгарх в Индии



Чудеса света в Индии на этом не заканчиваются, и форт Кумбалгарх тому подтверждение. Эта древняя военная крепость окружена стеной, которую можно сравнить с «великой китайской стеной». За всю многовековую историю и различные войны эта очень широкая стена не была разрушена, и через нее ни один враг не попал на территорию форта.



Старый мост в Боснии и Герцеговине



Третье место в нашем списке 7 чудес света занимает Старый мост в Боснии и Герцеговине, построенный во время правления султана Сулеймана Великолепного. Этот пешеходный мост — один из самых высоких в мире, и местные юноши развлекают туристов, прыгая в воду с самой высокой точки моста.



Дворец Парламента в Румынии




Наши чудеса света включают в свой список и такой памятник архитектуры, как Дворец Парламента в Румынии. Дворец возвышается над землей на 90 метров, а также уходит под землю на 100 метров. Классифицировать архитектурный стиль этого грандиозного сооружения практически невозможно, так как этот ансамбль включает множество архитектурных стилей. Для отделки интерьеров этого здания было использовано огромное количество мрамора, хрусталя, древесины дорогих пород.



Дженненская соборная мечеть в Мали



Список 7 чудес света будет неполным без этого интересного сооружения. Мечеть, сделанная полностью из глины, — памятник архитектуры под эгидой ЮНЕСКО.



Деравар в Пакистане



Крепость Деравар в Пакистане и чудо света — понятия-синонимы, поскольку это действительно уникальное сооружение. Эта крепость находится в пустыне, имеет строго квадратную форму и огромные стены высотой с многоэтажный дом. Несмотря на внушительность размеров этого сооружения, не только туристы, но и многие местные жители не знают о существовании этой крепости.



Мечеть шейха Лютфуллы в Иране



И завершает наш список 7 чудес света этот величественный памятник персидской архитектуры. Мечеть строилась специально для женщин из шахского гарема, возможно, именно поэтому она имеет некоторые архитектурные особенности, не присущие исламской архитектуре. Так, у этой мечети нет минаретов, внутреннего дворика, а ко главному входу ведут ступени.


Изменено: Гюльнара Аббасова - 04.10.2016 19:43:35
 
Тадж-Махал: история любви, увековеченная в мраморе

Есть храм, где в каждом камушке мозаики, каждом самоцвете и преломленном луче солнца читается одна молитва – молитва о безграничной любви. Любви, обретшей бессмертие благодаря красивейшему архитектурному сооружению мира. Тадж-Махал в Индии – памятник величайшему чувству и гимн бессмертной верности.
«Величайший Дворец» (именно так переводится с персидского Тадж-Махал) при дневном свете идеально белый, на закате кажется, будто бы мечеть парит в небе в розово-пурпурном свете, а когда всходит луна – стены отливают серебром.
История любви, которой покорилось время
Падишах Империи Великих Моголов Шах-Джахан очень любил свою жену Мумтаз-Махал. Еще будучи наследным шехзаде, он сделал своей любимой женой 19-летнюю красавицу Арджуманад Бану Бегам, дочь первого визиря. Отец Шах-Джахана, тогдашний падишах Джангир, назвал девушку «украшением дворца» — Мумтаз-Махал.
Пышная свадьба состоялась 10 мая 1612 года, в день, который выбрали астрологи, как «самый благоприятный для счастливого брака».
В распоряжении будущего падишаха был гарем с бесчисленным количеством самых красивых девушек со всего мира, но он не видел никого, кроме своей любимой Мумтаз. Восемь мальчиков и шесть девочек родила ему любимица. Мумтаз-Махал была не только верной женой, она сопровождала своего падишаха в военных походах. Шах-Джахан считал ее своим самым лучшим советником, надежной опорой и утешением. Самое главное – она была ему близким другом.
17 лет счастливой семейной жизни прожили падишах и его супруга. Когда Мумтаз было 36 лет (на то время женщины за 30 считались «в возрасте»), она забеременела 14-м ребенком. Но роды оказались очень тяжелыми. Смерть жены потрясла падишаха. Горе Пятого императора Шах-Джахана было велико. Он объявил 2-летний траур и закрылся от мира. А через год решился воплотить в жизнь обещание, которое дал жене – построить в память о ней самое красивое сооружение в мире.
Новое чудо света – по праву
В 2007 был реализован беспрецедентный проект. Всемирное голосование через Интернет, определило новые 7 чудес света. По мнению 90 миллионов человек по всему миру, в этот список вошел мавзолей-мечеть Тадж-Махал, восточная архитектура которого поражает уже много веков.
По приказу Шах-Джахана, первый камень был заложен в 1632 году. За 20 лет на безжизненном пустыре появился мраморный комплекс, символизирующий красоту Мумтаз, и благоухающий сад с фонтанами, олицетворяющий рай на земле. Комплекс состоит из мавзолея, мечети, главного входа, садов и гостевого дома. Над главными вратами входа в Тадж-Махал – 22 башни, символизирующие количество лет строительства храма.
Храм Тадж-Махал — это пятикупольный ансамбль высотою 74 м, по четырем сторонам величественно возвышаются 40 метровые минареты. Идеально гладкие стены – это композиция из полированного полупрозрачного мрамора. Его привозили с горной разработки, находившейся за 300 км от места строительства.
Это интересно! Стоимость этого, беспрецедентного по своему масштабу, строительства обошлась империи в 32 миллионов рупий.

Архитектура Тадж-Махала – гениальное сочетание персидского, индийского и исламского стилей, считается жемчужиной мусульманского искусства и творчества. Удивительная ювелирная работа мастеров инкрустации, отнявшая зрение у десятков мастеров, одна из лучших в мире.
Весь комплекс венчает огромный 35 метровый белый мраморный купол.
Это интересно! Над строительством трудились 20 000 рабочих: ремесленников, архитекторов, каллиграфов, мастеров инкрустации, каменотесов.
Для украшения мечети инкрустированными самоцветами (использовались бирюза, агат, малахит) и мозаичного искусства, были приглашены самые лучшие мастера со всего мира. Белый мрамор украсили 28 типов драгоценных и полудрагоценных камней. А резьба по камню заставляет склонить голову перед мастерством талантливых рук, выполнивших это. Вдохновение для украшения Тадж-Махала черпалось буквально со всего мира.
Идеально симметричный восьмиугольник – это внутренний зал мечети. Высота потолка здесь 25 м. На убранство храма падишах не жалел средств, ведь Тадж-Махал – история любви.
Сегодня Тадж-Махал – это музей, который посещают 20 000 туристов каждый день. Храм открыт для гостей все дни, кроме пятницы, когда здесь совершается священный намаз. Открыт комплекс и в ночное время. А в дни полнолуния можно увидеть сияющее серебряное великолепие Тадж-Махала.
 «Солнце и луна уронили слезы из своих глаз»
Именно так считал падишах, глядя на свое произведение. 8 лет после смерти любимой жены прожил Шах-Джахан, созерцая Тадж-Махал – свою большую, запечатанную в мрамор, любовьвсей жизни. Когда падишах упокоился с миром, его тело похоронили рядом с горячо любимой им Мумтаз – усыпальница для Шах-Джахана была построена еще тогда, когда хоронили жену. Поэтому, внутри мечети рядом друг с другом находится две гробницы.
Великолепие Тадж-Махала описать словами невозможно. С первого взора пленяет и навсегда остается в мыслях. Чудо света – в чем его секрет? В красоте или величии? В масштабности и богатстве? Отнюдь. Тадж-Махал – это величайший символ любви. Проходят годы, идут столетия, сменяются века. А прекрасный мрамор в лучах вечернего солнца всегда отливает пурпурным светом – символом двух бьющихся в камне сердец. Это сказка, которую стоит увидеть хотя бы раз в жизни!
 
Усадьба Тролльхауген: тихая обитель Эдварда Грига

Живописные фьорды Норвегии, привлекающие своим величием и удивительной красотой множество туристов, когда-то были предметом вдохновения выдающегося норвежского композитора. Творчество Эдварда Грига проникнуто любовью к родной земле. Последние годы жизни музыкант провёл в своей усадьбе на берегу фьорда с чудесным видом на залив Нуросваннет.
Как появилась усадьба Грига
Знаменитый музыкальный деятель, прославивший свою страну, Эдвард Григ, находясь на пике своей творческой зрелости, много сил отдавал музыкально-общественной деятельности. Широкую известность ему принесла драма «Пер Гюнт», над музыкальным оформлением которой Григ работал почти полтора года. Успех постановки был грандиозным, всем очень нравилась музыка. О композиторе даже заговорили, как о полноправном создателе спектакля.
Растущая слава в какой-то момент стала причинять музыканту определенные неудобства, отвлекать от творческого процесса. Живя и работая в Бергене, он мечтал переехать в уютное спокойное местечко, горное поселение, чтобы всего себя посвятить творчеству. Осуществить желаемое композитору помог его троюродный брат, талантливый архитектор Шак Булль.
При проектировании усадьбы горячо обсуждалась каждая деталь, вплоть до последних мелочей. Все пожелания музыканта и его супруги были учтены. Результатом стал уютный дом мечты четы Григ, находящийся в одном из самых романтичных и таинственных уголков Норвегии – Тролльхауген.
Примечательно, что, располагая приличными средствами, Григ отказался от водопровода, электричества и даже телефона. Композитор слишком уставал во время многочисленных концертов. Находясь в дорогой сердцу летней резиденции, он стремился полностью погрузиться в атмосферу тишины и спокойствия. Треск электрических лампочек и звон телефона могли нарушить гармонию. Все удобства находились во дворе. В самом доме были огромные окна. А непритязательная обстановка комнат позволяла сохранить отличную акустику.
Из чего состоит усадьба Тролльхауген
Усадьба Эдварда Грига стала доступна для посещения туристам в 1928 г. На её территории сохранился двухэтажный дом, ставший тихой обителью музыканта в последние годы жизни. К дому прилегает живописный парк, в котором располагается концертный зал и небольшая мастерская композитора.
Вилла, построенная специально для Грига, не похожа ни на одно из зданий Норвегии тех времён. Стиль, в котором она выполнена, больше напоминает викторианский. К дому пристроена просторная веранда, а на крыше расположена небольшая терраса с разбитым на ней садиком. Для посетителей дома-музея доступен лишь первый этаж, который включает гостиную, столовую и мемориальную комнату.
Внушительных размеров окна заполняют естественным светом залы, где развёрнута экспозиция. Интерьер довольно-таки скромный, минимум мебели. На стенах развешаны семейные портреты, фотографии, картины и скульптуры. В гостиной разместился прекрасный рояль – подарок семейной паре Григ на серебряную годовщину свадьбы. Сердце наполняется трепетом, когда замечаешь повсюду личные вещи композитора и его жены. Создаётся впечатление, что находишься в гостях у семьи Григ, а хозяева просто ненадолго отлучились.
В отдалении от виллы у самого берега фьорда располагается маленькая хижина, служившая Григу при жизни чем-то вроде рабочего кабинета. Здесь композитор мог уединиться и полностью погрузиться в творчество. Из обстановки здесь только письменный стол, пара стульев, крохотная библиотека с оркестровыми партитурами, софа для отдыха и небольшое пианино.
Удобное расположение усадьбы позволяло музыканту не только любоваться видами столь близкой сердцу суровой природы, но и совершать пешие прогулки в горы. Он любил бывать в крестьянских горных поселениях, где занимался изучением норвежского фольклора. На столе в его рабочем домике до сих пор лежит сборник народных песен, который при жизни представлял для Грига большую ценность.
Музыка Эдварда Грига очень точно передаёт не только красоту родных для него пейзажей, но и национальный дух Норвегии в целом. В его композициях угадываются потоки хрустальных водопадов, удары волн фьордов о могучие скалы, рокот бушующего Северного моря и вместе с тем незатейливые напевы крестьян, топот деревенских ребятишек.
На территории усадьбы через несколько десятков лет поле смерти композитора достроили концертный зал. Снаружи он имеет причудливый вид: череда ступенчатых скатов крыши полностью покрыта мхом, а сам он как будто врастает в скалу. Возле концертного зала стоит памятник Эдварду Григу, выполненный Ингебригтом Виком.
От усадьбы Тролльхауген можно спуститься вниз к фьорду. По пути встречается семейная могила Эдварда и Нины Григ. Урны с их прахом хранятся в скале, в гроте. Всё выглядит очень естественно, как бы символизируя целостность, единство человеческой личности с создавшей его природой.
Вдали от городской суеты в любимом доме на берегу залива великий композитор восстанавливал силы и здоровье, черпал вдохновение для будущих произведений. Это место стало для него и последним пристанищем перед уходом в вечность.
 
ИчериШахар



Ты истории нашей начало,

Ты красив, уникален и прост,

Ты стоишь у седого Хазара

В современность из прошлого мост.

Каждый камень хранит твой немало

Тайн и подвигов прошлых лет,

Башня Девичья лишь рассказала

Нам легенду, открыв свой секрет

Стены Крепости помнят, наверно,

Топот мчащихся быстрых коней,

Смелых воинов, защищавших,

Землю эту под звон мечей.

Как мне дороги старые стены,

Каждый дворик в Ичери Шахар,

Ты мой город любимый и древний,

Год от года становишься стар.

Я походкою тихой, неспешной

По булыжной иду мостовой,

Вспоминается что-то из детства

И в душе наступает покой.

Сила этого города в людях,

Что столетиями здесь живут,

Наших предков святые души

Город свой всегда берегут.


Аделя Иманова













 

Храм Валадье в пещере Святого пристанища



Храм Валадье в пещере Святого пристанища
Крошечный храм Валадье - идеальное место для тех, кто ищет уединения и покоя. Он построен в пещере Святого пристанища (итальянский регион Марке), которая была известна как место религиозного культа уже в 10 веке. Расположенный в самом сердце древнего грота посреди известняковых скал, храм выглядит как настоящая жемчужина.





Храм Валадье в пещере Святого пристанища

Чтобы попасть к храму, нужно преодолеть непростой подъем, однако увиденное сполна компенсирует все физические трудности. Ученые предполагают, что в этой пещере жители близлежащего города Дженга спасались от вторжения венгерских племен, поэтому и наделяли место заступнической силой.




Храм построен в 19 веке, но паломники приходили в пещеру с 10 века

Восьмигранный храм был возведен в 1828 году по велению папы Льва ХІІ. Некогда в храме стояла мраморная статуя Мадонны с младенцем работы знаменитого итальянского скульптора Антонио Кановы, однако со временем ее переместили в один из музеев Дженга, а на ее месте выставлена копия.




Внутреннее убранство храма

Во время строительства храма в 19 веке рабочими были обнаружены древние останки людей - кости детей и взрослых, элементы печей, два мешочка с зернами и несколько бронзовых и железных монет, что подтверждает теорию о том, что пещера служила своеобразным убежищем.




Крохотный восьмигранный храм

Архитектурный ансамбль, помимо храма Валадье, включает небольшой скит и часовню. 
Позади храма располагается система пещерных ходов, которая манит странников загадочными подземными сводами. 

Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/280615/25073/?image=http%3A%2F%2Fstatic.kulturologia.ru%2Ffiles%2Fu12645%2Fcave-church-1.jpg
 
Заброшенная железная дорога в Париже



Что то похожее мы уже рассматривали в Нью-Йорке. Помните, что такое «Зеленая змея» Манхеттена ? Давайте теперь вернемся в Париж …
Мало кто из парижан знает, что их m?tro было близко к тому, чтобы вовсе исчезнуть из-под земли – в том смысле, что могло стать наземным транспортом. В середине 1800-х годов каждый крупный город западного мира пытался решить про- блему транспортировки своих и прибывающих из пригородов жителей по перегруженным городским улицам. Париж оказался впереди планеты всей, поскольку еще в 1852 году открыл наземную железную дорогу, проложенную по городским окраинам, – отсюда и название: Petite Ceinture, или «малый пояс». Поначалу она перевозила лишь животных на скотобойни и грузы, но постепенно была адаптирована к перевозке пассажиров и проявила себя в пол- ной мере во время прусской осады 1870–1871 годов, когда французские солдаты прорыва- лись на паровозах для защиты городских кварталов. То был первый опыт механизированных военных действий.
Давайте вспомним, как это все происходило и что представляет из себя эта дорога сейчас …

Фото 2.

Кликабельно
 
Эта линия образовывала круг только внутри укрепленного периметра города и соединяла другие железные дороги. Это был потрясающий успех, и в течение почти 100 лет линия служила одним из главных средств передвижения в Париже. Но в начале 20-го века необходимость в ней неизменно начала уменьшаться, и к 1934 году линию практически забросили. За прошедшие годы Малый пояс остался почти нетронутым. Он зарос мхом и плющом, и даже немногие парижане знают о его существовании. Почти 32 километра железной дороги, несколько туннелей и мостов скрыты в гуще городской застройки.
Разбитые возле Бастилии сады, Coul?e Verte, как раз тянутся вдоль старой железной дороги. Парки Монсури (Montsouris) на юге и Бют-Шомон на севере пересекают заброшенные рельсы, а музыкальный фестиваль Флеш-д’Ор в Двадцатом округе проходит как раз на бывшей станции Petite Ceinture
 
Фото 3.

 
Километры железнодорожных путей, почти полностью закрытых для движения поездов еще в эпоху общеевропейского упадка, случившегося в 1934 году, функционировали очень недолго – всего-то с 1852 года. А когда-то «поясок» шел параллельно бульварному кольцу и окружал весь город, последовательно соединяя в одну сеть все городскиe вокзалы. Строительство инициировал тогдашний премьер-министр Адольф Тьер – отчасти, как фортификационные укрепления, отчасти, как средство передвижения горожан. С приходом к власти Наполеона III и установлением Второй Республики, строительство окружной железной дороги пошло бурными, по местным понятиям, темпами.
Причем не за счет внутренних средств, а за счет других городов – Наполеон III сделал все, чтобы выжать деньги из Руана, Страсбурга, Орлеана и Лиона, честно аргументируя необходимость дотаций тем, что «до Парижа враги не дойдут, а наличие железной дороги позволит, в случае чего, поддерживать коммуникации между регионами и снабжать продовольствием захваченные районы». Во французах так жива была еще память о войне 1814-1815 годов, что все безропотно согласились. Правда финансирование, как и многое во Франции, шло такими неторопливыми темпами, что соединилось кольцо лишь в 1867 году, аккурат ко Всемирной выставке. И именно тогда Париж действительно во всех смыслах стал центром Франции, куда приезжали поезда – тогда чуть ли не единственное технологически продвинутое средство передвижения в мире – со всей страны.
 
 
 
 
 
Фото 4.

 
Сейчас для посещений официально открыты всего лишь несколько километров путей – от вокзала Отёй (Gare d’Auteuil) до вокзала Муэтт (Gare de la Muette), они охраняются мэрией и давно уже превратились в оазис, где произрастают более 200 видов растений и живут, поедая травку и своих меньших собратьев, 70 видов живых существ, включая белок, ежей, лис, енотов и прочей, не совсем что бы городской, живности. Теперь это, скорее, парковая зона, благоустроенная для посещений, чем экшн, который может случиться в самых тихих и состоятельных округах – шестнадцатом и семнадцатом.
 
 
 
Фото 5.

 
А сейчас есть другая, более захватывающая часть, которая действительно может стать увлекательным путешествием в ту часть Парижа, которая мало известна даже местным жителям. И начало ему будет, скажем, прямо возле донельзя популярного заведения авторства Филиппа Старка под названием Mama Shelter, куда так полюбили ходить парижане, чтобы выпить пару коктейлей на террасе. И, кстати, куда рекомендуем заглянуть и мы. На маленькой улочке под названием Флориан (rue Florian) имеются большие и никогда не закрытые серые ворота. Два шага – и вы в совершенно ином мире, наполненном цветами и граффити, гуляя по которому, можно без зазрения совести заглядывать в окна мастерских художников.
 
 
 
 
Фото 6.

 
Другой способ проникнуть в параллельную реальность Парижа, это оказаться на старой, недействующей станции вокзала Шарон (Gare de Charonne), ныне превращенного в модное рок-н-ролльное заведение La Fl?che d’Or.
 
Фото 7.

 
А что же сегодня может ждать эту дорогу ?
Нью-Йоркские архитекторы показали миру пример того, как старую железнодорожную инфраструктуру можно превратить в современное место для отдыха горожан. Речь идет о ставшем знаменитым и породившем множество подражаний по всей планете парке High Line. Схожий проект появился и во Франции. Там, возможно, в будущем будет возрождена кольцевая линия поездов La Petite Ceinture.
 
Фото 8.

 
Как мы уже говорили 30-километровая кольцевая железнодорожная линия La Petite Ceinture была построена в 1857 году, чтобы соединить несколько вокзалов Парижа. Но в 1930-х она была закрыта – ее функции стал выполнять метрополитен. С тех пор этот инфраструктурный объект постепенно разрушался без ремонта, пока архитекторы Amilcar Ferreira и Marcelo Fernandes не предложили запустить по модернизированным рельсам новые поезда.
Фото 9.

 
Конечно, с транспортной точки зрения в этом нет никакого смысла. Но авторы проекта предлагают использовать поезда на La Petite Ceinture не для перевозки пассажиров, а для уличной торговли. Каждый такой состав станет мобильным торговым центром, переезжающим с одной станции в центре Парижа к другой. В киосках, встроенных в вагоны, можно продавать антиквариат, сувениры, фаст-фуд, сладости и прочие популярные среди туристов товары.
 
Фото 10.

 
Туристы также смогут использовать этот поезд для передвижения по Парижу. Ведь железная дорога La Petite Ceinture проходит через самый центр этого города неподалеку от основных достопримечательностей столицы Франции.

Читают тему (гостей: 2)