Форум
RSS
Сегодня и завтра. Даты, Знаменательные события в мире физики, химии, биологии, географии и ИКТ. Праздники Российские и мировые.
 
24 октября 1632 года родился Антони ван Левенгук, нидерландский натуралист, конструктор микроскопов, основоположник научной микроскопии, член Лондонского королевского общества (с 1680 года), исследовавший с помощью своих микроскопов структуру различных форм живой материи. В русской исторической традиции встречаются разные варианты написания имени ученого — Антон, Антоний и Антониус.

Антони ван Левенгук родился 24 октября 1632 года в Делфте, в семье мастера-корзинщика Филипса Тонисзона (Philips Thoniszoon). Предположения о еврейском происхождении Левенгука не находят документальных подтверждений. Антони взял себе фамилию Левенгук по названию соседних с его домом Львиных ворот (нидерл. Leeuwenpoort). Сочетание «гук» (hoek) в его псевдониме означает «уголок».

Отец умер, когда Антони было шесть лет. Мать Маргарет ван ден Берх (Grietje van den Berch) направила мальчика учиться в гимназию в пригород Лейдена. Дядя будущего натуралиста обучил его основам математики и физики. В 1648 году Антони отправился в Амстердам учиться на бухгалтера, но вместо учёбы устроился на работу в галантерейную лавку. Там он впервые увидел простейший микроскоп — увеличивающее стекло, которое устанавливалось на небольшом штативе и использовалось текстильщиками. Вскоре он приобрёл себе такой же.

В 1654 году он вернулся в родной Делфт, где затем жил до самой смерти. Купив лавку, он занялся торговлей. По ряду свидетельств, Левенгук дружил с художником Вермеером, а после его кончины стал его душеприказчиком.

Левенгук скончался 26 августа 1723 года в Делфте, похоронен в Старой церкви.

 
Самки сурикатов оказались настоящими тестостероновыми "мачо"

Сурикаты, небольшие плотоядные млекопитающие, оказались крайне необычными существами — доминирующие  самки в их группах производят в два раза больше тестостерона, чем самцы, говорится в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.

Сурикаты (Suricata suricatta) — представители семейства мангустовых, обитающие в пустыне Калахари на юге Африки. Сурикаты живут высокоорганизованными колониями по 20-30 особей, которые ученые называют кланами. Такой образ жизни помог им выработать стратегию "коллективной обороны", которая позволяет им заранее предупреждать сородичей о нападении хищников или других опасностях.

Система отношений сурикатов в клане выстроена иерархически, с доминированием одной самки и одного самца. Потомство приносит только эта самка, пристально следящая за половой жизнью ее подчиненных и убивающая "нелегально" заведенных детенышей. Поэтому этой альфа-самке часто приходится вступать в конфликты, драться и усмирять как самок, так и самцов.

Кристина Дреа (Christine Drea) из университета Дьюка в Дареме (США) и ее коллеги, наблюдая за жизнью нескольких кланов сурикатов, живущих в национальном парке Куруман на территории ЮАР, раскрыли, вероятно, уникальный пример того, как необычная для слабого пола агрессивная манера поведения влияет на работу организма подобных доминирующих особей.

Ученые периодически отлавливали сурикатов и брали у них пробы ДНК, крови и другие биологические материалы, пытаясь понять, как положение в "социальной пирамиде" клана могло влиять или быть связано с особенностями химического состава крови животных или работой генов. Эти простейшие замеры удивили биологов.

Оказалось, что в крови большинства доминирирующих самок в тех кланах, за которыми следили Дреа и ее коллеги, содержалось очень высокое количество тестостерона, гораздо больше, чем обычно у самок сурикатов, и почти в два раза больше, чем в организме подчиненных самцов.

Подобное открытие стало большой неожиданностью для ученых, так как высокая концентрация тестостерона в организме женщин и самок обычно ведет к негативным последствиям для их здоровья, понижению фертильности и даже к развитию бесплодия и повышенной уязвимости к паразитам, что наблюдается среди сурикатов. Что еще более удивительно то, что уровень тестостерона во время беременности становился еще выше.

Негативные последствия от "тестеронизации" самок, как раньше считали биологи, были причиной того, почему другие виды животных, где доминируют женские особи, не используют этот гормон для определения того, кто должен быть альфа-самкой. По всей видимости, сурикаты по каким-то причинам готовы мириться с подобной нагрузкой на организм самок.

Среди самцов наблюдалась обратная ситуация – они были, говоря образно, "феминизированы", так как в их организме эстроген, женский половой гормон, содержался в более высоком количестве, чем в теле самок. Это, как считают исследователи, объясняет, почему самцы сурикатов чаще заботятся о своем потомстве и реже пытают счастья на стороне, чем самцы других видов хищных животных и сами доминирующие самки сурикатов.

Как полагают ученые, все эти негативные изменения в работе организма самок и самцов не имеют большого значения для сурикатов по той причине, что они живут в больших социальных группах, где потомство воспитывается и выращивается коллективным образом. Благодаря этому пониженная плодовитость "мачо"-самок ведет не к исчезновению клана, а наоборот, к его укреплению и процветанию.




Изменено: Елена Сальникова - 23.10.2016 22:22:20
 
Ученые: люди начали употреблять марихуану уже 2,5 тысячи лет назад

Жители Центральной Азии употребляли марихуану как минимум 2500 лет назад, о чем свидетельствует могила одного из жителей северо-востока Китая, содержавшая в себе несколько стеблей и "заначек" листьев конопли, говорится в статье, опубликованной в журнале Economic Botany.

"Похоже, что употребление конопли и марихуаны в медицинских, или, по крайней мере, ритуальных целях было широко распространено среди народов Азии еще до появления христианства. На это указывают как наши находки, так и открытие других тайников с коноплей в могильниках на Алтае и в других захоронениях турфанской культуры", — заявляют Цзян Хуньгэнь (Jiang Hongen) из университета Китайской академии наук в Пекине и его коллеги.

Команда Хуньгэня совершила это открытие, проводя раскопки на северо-западе современного Китая, где во времена античности располагались селения так называемой турфанской культуры – группы кочевников-скотоводов из племени кучан, постепенно перешедшие к оседлой жизни и фермерству и говорившие на тохарском языке.

В одном из селений этого народа, Цзяи, китайские археологи обнаружили большое кладбище субэйси, на котором были захоронены люди, жившие примерно в 500 году до нашей эры или раньше. Так как климат в Турфанской впадине в целом и в Цзяи в частности является крайне засушливым, останки ее древних жителей и те артефакты, которые были захоронены вместе с ними, великолепно сохранились до наших дней.

Изучая эти следы культуры древних жителей Китая, археологи натолкнулись на необычный "клад" – могилу турфанца, в которой, помимо костей самого человека, кровати, подушки и ряда глиняных черепков и прочих предметов обихода, было захоронено несколько стеблей и листьев конопли.

Эти растения вряд ли попали в могилу случайно – они были явно вырваны руками, очищены от боковых корней и выглажены так, чтобы их было удобно складывать и отрывать от них листья. Конопля, скорее всего, была выдернута из земли в конце лета, так как в ее цветах уже начали образоваться плоды. Радиоуглеродный анализ показывает, что усопший турфанец и растения происходят из одной временной эпохи – возраст конопли не превышает 2400-2800 лет.

Как полагают ученые, конопля не была просто "декоративным" растением для жителей Цзяи, а скорее всего, употреблялась ими для каких-то ритуальных целей. В пользу этого говорит то, что все растения, находившиеся в могиле, представляли собой "женские" кусты конопли в фазе плодоношения, которые обычно используются для изготовления марихуаны.

Более того, в других захоронениях на кладбище в Цзяи ученые нашли остатки глиняной посуды, в которых ранились фрагменты стеблей и листьев конопли, которые вряд ли можно было использовать для других целей, кроме как для медицинских и ритуальных нужд. По словам Хуньгэня, существуют и другие могильники в Турфанской низменности, где ученые тоже находили емкости с цветами и листьями конопли.

Зачем древним людям нужна была конопля? Как объясняют ученые, помимо психоактивных свойств, марихуана могла использоваться древними турфанцами для отпугивания клещей и клопов, не выносящих запах конопли, борьбы с кишечными паразитами или для притупления боли у людей, страдавших от рака и прочих хронических и неизлечимых даже сегодня заболеваний.


Океанологи из России создали компьютерный "градусник" для мирового океана

Ученые из Института океанологии РАН создали компьютерную модель мирового океана и раскрыли с ее помощью аномалии в переносе тепла Северо-Атлантическим течением, влияющим на погоду в России зимой, говорится в статье, опубликованной в журнале "Океанология", передает пресс-служба Российского научного фонда.

Данная модель океана Земли, как рассказывает ее создатель Константин Лебедев из Института океанографии РАН в Москве, работает благодаря международному океанографическому проекту "Арго", запущенному в 1999 году американскими океанографами и их зарубежными коллегами, в том числе и российскими исследователями.

В его рамках ученые разработали и выпустили в воды мирового океана около трех тысяч постоянно работающих буев-измерителей, содержащих в себе датчики давления, температуры, направления ветра и других важных океанографических показателей, которые они почти в режиме реального времени передают по спутниковой связи во Всемирную метеорологическую организацию. 

Российская модель АМИГО, созданная Лебедевым и его коллегами, позволяет рассчитать на основе этих данных полный набор характеристик океана: его температуру, соленость, плотность и, что самое важное, скорость течений.

Наблюдения за изменениями в температуре вод мирового океана и скорости движения течений, неразрывно связанной с ней, сегодня особенно сильно интересуют океанологов и климатологов по той причине, что изменение климата и дальнейший рост среднегодовых температур может привести к радикальным перестройкам в характере течений в Атлантике и Тихом океане. В том числе может произойти и полная остановка глобального океанического "конвейера" течений, что вызовет серьезнейшие последствия и необратимые климатические изменения.

Используя АМИГО, российские океанографы показали, что в 2005-2014 годах в Атлантике наблюдались аномальные значения зимних переносов тепла "отростками" Северо-Атлантического течения, которым соответствуют аномально высокие или низкие значения зимних температур в омываемых ими регионах северо-западной Европы, севера европейской части России и Исландии. 

К примеру, сегодня большинство климатологов считает, что "качество" переноса тепла Норвежским течением является главным фактором, который сильнее всего влияет на погоду и климат севера европейской территории России.

С другой стороны, только сейчас российским океанологам удалось показать, что существует прямая взаимосвязь между экстремальными погодными явлениями и аномалиями и тем, как меняется характер переноса тепла этим течением. Вдобавок к этому, Лебедев и его коллеги подтвердили наличие связи между колебаниями давления в атмосфере над Исландией и Азорскими островами и тем, насколько мягкие бывают зимы на северо-западе Европы.

Как надеются российские исследователи, АМИГО и проведенные им расчеты помогут климатологам понять, как меняется мировой океан сегодня и как климат Земли меняется в целом. База данных АМИГО находится в свободном доступе на сервере ИО РАН.


Нейрофизиологи из Британии выяснили, почему люди завираются

Люди начинают завираться и становятся на "кривую дорожку" из-за того, что частое употребление лжи и полуправды снижает активность своеобразного "центра правды" в мозге человека, из-за чего они теряют способность отличать правду ото лжи, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Neuroscience.

"Мы давно знаем, что наш мозг использует прием, называемый "адаптацией", при обработке информации с органов чувств. К примеру, если вы заходите в прокуренную комнату, запах табака будет изначально очень сильным, но вы быстро перестанете его ощущать. Мы думаем, что нечто похожее происходит с эмоциями и принятием решений, которые нам неприятны", — комментирует свое исследование Нил Гарретт (Neil Garrett) из университетского колледжа Лондона (Великобритания).

Вниз по горам лжи
Многие народы мира имеют сказки и легенды, герои которых становятся олицетворением зла или вызывают катастрофы и трагедии благодаря тому, что они ступают на "кривую дорожку" и начинают совершать сделки с совестью, постепенно превращаясь в то, с чем они пытаются бороться.

Яркие примеры того, когда подобное "движение по кривой дорожке" происходило в реальности, можно найти и в современной истории, к примеру то, как жители Норвегии и других стран Европы мирились с немецкой оккупацией, соглашаясь на все большие уступки в свободах ради мира. Другой пример, как объясняет Гарретт – то, почему и как знаменитый велогонщик Лэнс Армстронг стал употреблять допинг.

Гарретт и его коллеги нашли в нашем мозге особую цепочку нейронов, которая объясняет, почему это так происходит, изучая то, что происходило в голове у восьми десятков добровольцев при помощи магнитно-резонансного томографа во время игры в психологическую игру.

В ее рамках ученые сажали участников опытов парами за два компьютера, на экран которых выводилась большая банка, заполненная однопенсовыми монетами. Первый участник игры должен был на глаз определить, как много денег содержится в банке, и передать эти данные  второму "участнику"  эксперимента, который, как заявляли ученые, тоже смотрит на эту банку и принимает решение о получении денег.

На самом деле второй "доброволец" был сообщником ученых. Он делал вид, что верит в то, что отправлял ему настоящий участник опытов, и что он не знает, что ученые "по секрету" рассказали его "напарнику" о том, что в банке всегда содержится от 15 до 35 фунтов стерлинга, и что они распределяют деньги не поровну, а так, как он сказал.

Соответственно, у первого участника была возможность соврать, приуменьшив или преувеличив количество монет в банке, получая от экспериментаторов ту сумму, на которую он смог "обмануть" второго участника опытов. Наблюдая за поведением добровольцев и активностью их мозга по мере течения игры, ученые пытались понять, как возможность соврать в свою пользу влияла на их мозг.

Не врать и не бояться
Ожидаемым образом, возможность безнаказанно обманывать партнера и извлекать из этого прибыль делала участников опытов все более смелыми, заставляя их постепенно увеличивать сумму,  которую они "подсчитывали" в банках. В это время в их мозге, как рассказывает Гарретт, происходили очень интересные процессы.

Как рассказывает ученый, ложь и прочие действия, противоречащие принципам человека и его совести, обычно вызывают сильную эмоциональную реакцию, которая на самом базовом уровне проявляется в виде повышенной активности миндалевидного тела, центра эмоций в мозге человека. Изначально подобная реакция была хорошо заметна в миндалевидном теле участников опытов однако потом ситуация изменилась.
Через 10-20 раундов игры активность миндалевидного тела начала снижаться, причем темпы ее падения были напрямую связаны с ростом "градуса" вранья. Подобный процесс, который Гарретт сравнивает с притуплением реакции мозга на физические раздражители, такие как неприятные запахи или сильный шум, происходил только в том случае, когда вранье приносило выгоду самому человеку и не несло за собой неприятных последствий. 

"Когда мы врем ради себя, наше миндалевидное тело создает неприятное чувство, которое ограничивает те масштабы вранья, на  которые готов пойти человек, сообщая кому-то ложные сведения. Оказывается, что эта реакция постепенно слабеет, и наша ложь постепенно становится все более и более масштабной. Именно так может возникать "кривая дорожка", ведущая от полуправды и небольшой лжи к жизни в мире иллюзий и самообмана", — рассказывает Тали Шаро (Tali Sharot), коллега Гарретта.

По мнению Гарретта, подобное притупление не является уникальной чертой именно вранья – вполне возможно, что нечто подобное происходит и с другими негативными поступками человека, в том числе склонностью к насилию или принятию рисков. В ближайшем будущем британские исследователи проверят, так ли это на самом деле.

 
25 октября работники кабельной промышленности России отмечают свой профессиональный праздник

В День работника кабельной промышленности рабочие, специалисты, служащие и руководители предприятий и организаций награждаются нагрудным знаком «Заслуженный работник кабельной промышленности» за значимый вклад в организацию, развитие и повышение эффективности кабельного производства, а также за создание конкурентоспособной продукции, внедрение новых технологий и техники.

Первое промышленное предприятие по производству кабеля начало свою деятельность на территории России в далеком 1879 году. В этот год 25 октября практикующий инженер К. Сименс, который являлся совладельцем фирмы "Сименс и Гальске", получил разрешение на выпуск изолированной проволоки и телеграфных кабелей и соответствующее ему свидетельство на изготовление кабельно-проводниковой продукции в Петербурге. В последствии производство переросло в промышленный завод "Севкабель".


В 1885 году кабельное производство пришло и в Москву. Предприятие "Москабель" было основано М.М. Подобедовым, инженером-технологом по специальности, ярым борцом за становление отечественной кабельно-проводниковой промышленности, независимой от иностранных инвесторов. Производство Москабеля уже тогда могло похвастаться широким ассортиментом кабельных изделий.

Начало XX века ознаменовалось интенсивным развитием российской кабельной промышленности. Один из ведущих ныне изготовителей кабелей, завод "Электрокабель", положил начало своей работе в 1900 году на Кольчугинском латунном и медно-прокатном заводе как маленькое ответвление по производству кабельной продукции.

В 1905 году фабрика промышленного товарищества "Владимир Алексеев" (совладельцем и директором которого был Николай Александрович Алексеев) наладила производство кабеля в Москве. Ранее она специализировалась на изготовлении золотоканительных изделий. На ее основе были созданы меднопрокатный и кабельный заводы, входившие в товарищество "Владимир Алексеев" и "П. Вишняков и А. Шамшин". Эти заводы ввели в производство инновационную для России кабельную продукцию - эмалированный провод, медные полосы и шины, алюминиевые проводники. Эта производственная база положила начало работе завода "Электропровод", первым председателем правления которого был назначен режиссер К.С. Станиславский. Вплоть до гражданской войны кабельное производство набирало обороты в России, на 1916 год кабельно-проводниковую продукцию выпускали четыре завода. Революция и война заставили производителей значительно уменьшить темпы производства. Новый производственный расцвет начался в 1920-е годы, когда тогдашнее правительство принялось воплощать в жизнь планы по электрификации страны.

Советские времена благоприятно отразились на развитии кабельно-проводниковой отрасли. Развитие кабельной промышленности России не прекращалось даже в тяжелейшие годы войны. Так, 9 июля 1941 года на базе бывшей артели «Технохимжирработник» приказом № 132 заместителя народного комиссара электропромышленности был основан Подольский кабельный завод, который с названием «Винилпровод» был принят в состав Главкабеля.

На небольшом участке площадью примерно в сотню квадратных метров установили шприц-пресс с диаметром шнека 50 мм, оборудованный охладительной ванной и приемоотдающим устройством.

И началось изготовление проводов. Одновременно завод начинает изготовление новых марок кабеля с изоляцией из хлорвинилового пластиката. Шел первый месяц войны. Фронт стремительно менял очертания своих линий. Для обеспечения связи между частями и подразделениями требовались в больших количествах легкие и недорогие полевые провода.

В конце августа 1941 года на фронт ушли первые партии новых проводов.

По приказу Народного комиссариата электротехнической промышленности от 12 февраля 1942 года, организованный в г.Подольске завод «Винилпровод» стал филиалом Московского завода «Электропровод» и должен был в кратчайший срок освоить выпуск проводов в пластмассовой изоляции.

На 1990 год Советский Союз занимал второе место на мировой арене по производству провода и кабеля.

В последующие годы нестабильности производство проводниковой продукции снизилось и к 1998 году составляло всего 25 % от уровня производства 1990 года. С 1998 года и по нынешний день, мы являемся свидетелями бурного наращивания производственных мощностей производителями кабельно-проводниковой продукции России. На сегодняшний эта отрасль машиностроения динамично развивается и представляет особый интерес для инвестиционных проектов.

В настоящее время кабельная промышленность в России насчитывает примерно 350 предприятий. Промышленность развивается динамично и в этой связи представляет выгодную платформу для инвестиций. 

 
25 октября 1653 году в царствование Алексея Михайловича издан Таможенный устав, установивший единую рублевую пошлину на территории России

Ныне отмечается как День таможенника (с 1995 года). История  российско-советской таможни начинается с конца X века, с первых упоминаний о торговых пошлинах, которыми были обложены в древнерусском государстве предметы потребления на пути их следования от производителя к потребителю. Самая древняя из них - Мыт или Мыто, упоминаемая в Русской правде Ярослава Мудрого (XI век). Она взималась с купцов, проезжающих с товаром по сухопутным и водным путям сообщения. Происходил сбор пошлины на заставах «мытниками» или «мытчиками». Сборщики мыта - предшественники таможенников, а заставы - таможен.

В середине XIII века монголо-татары вводят свою пошлину - тамгу. Тамга (с тюркского) означает знак собственности, клеймо или печать. Поначалу тамга бралась, когда при продаже требовалось приложение клейма (печати) князя или наместника. Постепенно тамга превратилась в одну из наиболее доходных пошлин, взимаемых со стоимости товара. Со временем название ее перешло на все сборы, получившие наименование таможенных, и на место их сбора - таможню. В середине XVII века в царствование Алексея Михайловича были приняты Торговый устав (25 октября 1653 года), Уставная  таможенная  грамота (1654 год) и Новоторговый устав (1667 год). Эти документы стали началом реформ в российской  таможенной  системе.

Рядом таможенных нововведений характеризуется правление Петра I. В 1699 году была учреждена должность таможенного бурмистра, с 1717 года  таможенные органы перешли в ведение Коммерц-коллегии (внешние таможни) и Камор-коллегий (внутренние таможни). В этот период появляются новые  таможенные должности: инспекторы, контролеры, страндрейторы, вагмейстеры, стемпельмейстеры, маклеры. Коренной перестройке таможенной системы в России способствовали реформы 1753-1757 годов. Согласно Манифесту императрицы Елизаветы Петровны от 20 декабря 1753 года были отменены внутренние таможни и 17 видов таможенных и мелочных внутренних сборов с торговли и перевозки товаров. На ввозимые и вывозимые товары вводился добавочный 13-процентный сбор русскими деньгами.

Окончательный прием таможен в казенное ведение произошел в августе 1762 года после подписания указа Екатериной II. В 1763 году для надзора над таможнями учредили Главную над таможенными сборами канцелярию, а с 1780 года управление таможнями было передано Таможенным экспедициям казенных палат и генерал-губернаторам. В ноябре 1796 года была восстановлена деятельность Коммерц-коллегии, и таможни переподчинили ей. С 1800 года министр коммерции стал главным начальником всех таможенных  учреждений  России. С 1811 года функция управления таможнями была передана в  Таможенное отделение Департамента внешней торговли Министерства финансов. С 1864 года руководство таможенными органами осуществлял Департамент  таможенных сборов.

В мае 1912 года утверждена последняя реорганизация  таможенной службы в царской России. В апреле 1918 года основные принципы новой организации внешней торговли были сформулированы в декрете Совнаркома «О национализации внешней торговли». Функции таможенной службы изменились. Основной упор делался на контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли и на борьбу с контрабандой. С декабря 1921 года в структуре Народного комиссариата внешней торговли было организовано Таможенное управление, осуществлявшее руководство деятельностью таможенных  органов. С 1946 года Главное таможенное  управление подчинялось Министерству внешней торговли СССР и функционировало до 1986 года, времени создания Главного управления Государственного  таможенного  контроля при Совете Министров СССР.

 
25 октября 1782 года родился Иосиф Иванович Шарлемань, русский архитектор, почётный вольный общник Императорской Академии Художеств, статский советник

Иосиф Иванович Шарлемань сын Жана-Батиста Шарлеманя, старший брат Людовика Ивановича Шарлеманя («2-го»), отец академика живописи Адольфа Шарлеманя и академика архитектуры Иосифа Шарлеманя. В 1797 году поступил пенсионером в Академию Художеств, где не раз отмечался высшими наградами, в том числе за проекты Медико-Хирургической Академии и карантинного лазарета.

1 сентября 1803 года Шарлемань был выпущен из Академии с аттестатом первой степени и шпагой, но занятий в Академии не прекратил, а, по личной своей просьбе, остался работать при ней, «дабы приобресть вящшие успехи не яко уже ученик, а как художник». Поступив затем на государственную службу, он по должности занимался составлением проектов и осуществлением строительства казённых зданий. Деятельность Шарлеманя не ограничивалась районом Санкт-Петербурга. Как придворный архитектор, он часто должен был ездить вместе с членами императорской семьи или по их поручениям. Например, 6 августа 1825 года, тотчас же после своей женитьбы, по случаю переселения императорского двора в Таганрог он вместе с Бабкиным был командирован туда для приготовления нужных помещений.

Состоял архитектором при Государственном Контроле и членом Общего Присутствия в Департаменте проектов и смет при Главном Управлении путей сообщения. Неоднократно награждался орденами, включая орден Святого Владимира третьей степени. 

Умер в Санкт-Петербурге 26 ноября 1861 года. Похоронен на Выборгском католическом кладбище при церкви святой Марии Магдалины.

Основные постройки: здание Министерства Внутренних Дел в Санкт-Петербурге; здание Медицинского Департамента в Санкт-Петербурге; пять кавалерских каменных домов, театр, казармы для гвардейского экипажа и деревянный придворный манеж в Петергофе; распланирован, а частью и застроен Новый Петергоф; Церковь Святого Иоанна в Мартышкино (Тюрё); чертежи и наблюдение за строительством многих павильонов в Павловске; Церковь Святого Равноапостольного князя Владимира при Орлово-Новосильцевском благотворительном заведении в Санкт-Петербурге на Выборгском шоссе; Надвратный храм с колокольней Великомученицы Екатерины и мученицы Августы в Введенском Тихвинском женском монастыре (Постройка с реконструкцией 1834—1836 гг.); дом князей Барятинских на Сергиевской улице (ныне Улица Чайковского); проект дома для военного губернатора в Казани; проект Сампсониевской церкви на поле Полтавской битвы; проекты зданий на Кавказских Минеральных Водах; Свято-Троицкий кафедральный собор (Енотаевка).


25 октября 1789 года родился Самуэль Генрих Швабе, немецкий астроном и ботаник

Родился Самуэль Генрих Швабе в Дессау в семье врача, в 1806—1809 принимал участие в семейном аптечном бизнесе, а в 1810—1812 получил образование фармацевта в Берлинском университете. После окончания университета вернулся в Дессау, где продолжал работать в аптеке. После продажи аптеки в 1829 посвятил себя естественным наукам. Ещё в годы учебы в университете Швабе увлекся астрономией, и на протяжении 17 лет — с 1826 по 1843 каждый ясный день проводил наблюдения за Солнцем. Первоначально он стремился обнаружить гипотетическую интрамеркуриальную планету (орбита которой расположена ближе к Солнцу, чем орбита Меркурия), для которой было придумано имя Вулкан. В 1831 вёл также наблюдения красного пятна Юпитера. Систематически вёл наблюдения за солнечными пятнами. Анализируя многолетние наблюдения солнечных пятен, в 1843 обнаружил, что их количество на Солнце меняется по определенной закономерности. Например, в 1828 и 1829, точно так же, как и в 1836—1839 , Солнце ни на один день не оставалось без пятен, тогда как в 1833 и 1843 г. в течение половины всех дней наблюдений на нем не было пятен. В 1828 г. Швабе насчитал на Солнце в целом 225 пятен, в 1833-м — всего 33, в 1837-м — 333, а в 1843-м — лишь 34 пятна. Таким образом минимумы и максимумы числа пятен повторялись примерно через 10 лет.

Результаты своих наблюдений Швабе опубликовал в труде «Наблюдения Солнца 1843 г.». Эта работа не привлекла широкого внимания научного сообщества, но на директора Бернской обсерватории Р.Вольфа она произвела столь значительное впечатление, что он организовал у себя в обсерватории регулярные наблюдения солнечных пятен. Несколько позже Р. Вольф уточнил период появления пятен на Солнце — 11 лет. Когда А. Гумбольдт в третьем томе своего фундаментального труда «Космос», изданном в 1851, привел статистику солнечных пятен с 1826, открытие Швабе стало общепризнанным.

За свое открытие Швабе получил в 1857 Золотую медаль Королевского астрономического общества Великобритании, а в 1868 был избран членом Лондонского королевского общества. После смерти Швабе в 1875 в Дессау 31 том его астрономических наблюдений был сдан на хранение в Королевское астрономическое общество и находится ныне в архиве Общества в Лондоне.

Наряду с астрономией, Швабе занимался также ботаникой. В 1838 он выпустил «Flora Anhaltina» — обширный труд о флоре своей родины, а также собрал гербарии растений ряда стран и парков Дессау.

В 1841 женился на Эрнестине Амалии Молденхоер.

Умер 11 апреля 1875 года.

 
25 октября 1811 года родился Эварист Галуа, выдающийся французский математик, основатель современной высшей алгебры

Галуа родился в Бур-ля-Рене (Bourg-la-Reine), предместье к югу от Парижа. Он был вторым среди троих детей Николя-Габриэля Галуа и Аделаиды-Мари Демант . Отец был убеждённым республиканцем, и когда Эваристу исполнилось 4 года, отец стал мэром города, сохранив этот пост при реставрации монархии и далее, вплоть до 1829 года.

В возрасте 12 лет Эварист поступил в Королевский коллеж Луи-ле-Гран. В годы учёбы Галуа стал свидетелем попытки заговора учеников, придерживающихся республиканских взглядов, против руководства колледжа из-за слухов о возможном переформировании колледжа в иезуитское училище (коим он был до этого). Такое переформирование предположительно могло упрочить позиции сторонников Людовика XVIII. Заговор был раскрыт и более ста учащихся колледжа были с позором исключены.

Лишь с 16 лет Галуа начал читать серьёзные математические сочинения. В числе прочих ему попался мемуар Нильса Абеля о решении уравнений произвольной степени. По мнению преподавателей, именно математика превратила его из послушного ученика в выдающегося. Тема захватила Галуа, он начал собственные исследования и уже в 17 лет опубликовал свою первую работу в журнале «Annales de Gergonne». Однако талант Галуа не способствовал его признанию, так как его решения часто превосходили уровень понимания преподавателей, прояснению его умозаключений не способствовало также то, что он не трудился ясно излагать их на бумаге и часто опускал очевидные для него вещи.

В 1828—1829 годах на Галуа обрушивается череда несчастий: Галуа дважды, с разрывом в год, проваливает экзамен в Политехническую школу. В первый раз краткость решений и отсутствие пояснений на устном экзамене привели к тому, что Галуа не был принят. Через год на устном экзамене он оказался в той же ситуации и в отчаянии от непонимания экзаменатора швырнул в него тряпкой. Поступление в политехническую школу было важно для него и потому, что она была центром республиканцев. Следующая неудача была в том, что одобренная Коши работа в двух частях, отправленная ему на рецензию, затем была утеряна Коши и не попала в Парижскую Академию на конкурс математических работ. В 1829 году священник иезуит, вновь прибывший в родной город Галуа, доводит отца Эвариста до самоубийства написанием от его имени нескольких злобных памфлетов (за Николя-Габриэль Галуа закрепилась слава остроумного писателя сатирических памфлетов). Не выдержав позора, отец Галуа не увидел иного выхода, кроме самоубийства.

В 1829 году Галуа всё же удаётся поступить в Высшую нормальную школу, в которой он проучился всего год и был исключён за участие в политических выступлениях республиканского направления.

1830 год: Июльская революция во Франции. Король Карл X свергнут, но левым не удалось добиться своего — провозгласить республику, и дело закончилось заменой короля на более либерального Луи Филиппа Орлеанского.

Роковое невезение продолжается. Галуа посылает Фурье для участия в конкурсе на приз Академии мемуар о своих открытиях — но спустя несколько дней Фурье неожиданно умирает, так и не успев им заняться. В оставшихся после его смерти бумагах рукопись не была обнаружена. Приз получает Абель. Всё же Галуа удаётся опубликовать 3 статьи с изложением основ своей теории. Статья, посланная Пуассону, отвергнута со следующей резолюцией:

Во всяком случае, мы сделали все от нас зависящее, чтобы понять доказательство г-на Галуа. Его рассуждения не обладают ни достаточной ясностью, ни достаточной полнотой для того, чтобы мы могли судить об их точности, поэтому мы не в состоянии дать о них представление в этом докладе.

Галуа продолжает участвовать в выступлениях республиканцев, ведёт себя вызывающе. Дважды был заключён в тюрьму Сент-Пелажи. Первый раз его арестовали 10 мая 1831 года. 15 июня в суде присяжных департамента Сены начался разбор дела. Благодаря стараниям адвоката Дюпона, Галуа был оправдан и без дальнейших проволочек отпущен на свободу. Второй раз Галуа просидел в Сент-Пелажи с 14 июля 1831 года до 16 марта 1832 года, когда его, заболевшего, перевели в больницу, помещавшуюся в доме № 86 по улице Лурсин. Есть сведения, что Галуа оставался здесь ещё некоторое время после того, как 29 апреля кончился срок его заключения. Эта больница — его последнее известное место жительства.

Здесь он встретил Стефани, дочь Жана-Луи, одного из врачей. Возможно, отказ с её стороны стал главной причиной трагической гибели молодого революционера.

Рано утром 30 мая около пруда Гласьер в Жантийи Галуа был смертельно ранен на дуэли, формально связанной с любовной интригой, хотя имеются также подозрения, что конфликт был спровоцирован роялистами. Противники стреляли друг в друга из пистолетов на расстоянии нескольких метров. Пуля попала Галуа в живот. Несколько часов спустя один из местных жителей случайно наткнулся на раненого и отвез его в больницу Кошен. Обстоятельства дуэли выяснить не удалось, неясно даже, с кем именно был поединок. В десять часов утра 31 мая 1832 года Галуа скончался. Похоронен 2 июня 1832 года на Монпарнасском кладбище. В ночь перед дуэлью Галуа подготовил новый вариант мемуара для Академии, где кратко изложил итоги своих исследований, и переслал его своему другу Огюсту Шевалье.

 
26 октября 1824 года состоялось официальное открытие Малого театра

В середине октября 1824 года газета "Московские ведомости" сообщила, что "в переделанном доме купца Варгина на Петровской площади открывается Императорский театр". А через несколько дней под звуки торжественной увертюры, сочиненной композитором Алексеем Верстовским специально для этого случая, родился "постоянный спутник и друг нашей жизни", как через 100 лет назвал Малый театр Константин Станиславский. Малый театр официально открыт 26 октября (14 октября по ст.ст.) 1824 года; сохранилась программа этого торжественного события. В этот день, помимо увертюры Верстовского, было дано новое драматическое представление "Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря".

Формирование же постоянной драматической труппы в Москве началось еще с 50-х годов XVIII века. В 1757 году при Московском университете был создан театр (с 1759 года - публичный). Актерами театра были учащиеся университетской гимназии для разночинцев, получившие подготовку в специальном классе художеств. С 1760-х годов театр существовал как частная антреприза. В 1776 году на основе бывшей университетской труппы был создан драматический театр, получивший впоследствии (1780) название Петровского. В конце XVIII  - начале XIX века труппа театра пополнилась актерами крепостных театров.

В 1805 году пожар уничтожил здание Петровского театра, и труппа вынуждена была играть в различных помещениях. В 1806 году театр стал казенным и вошел в систему императорских театров. На протяжении XVIII - начала XIX века драматическая труппа работала вместе с оперно-балетной; одни и те же актеры часто выступали в спектаклях различных жанров. 26 октября 1824 года драматические спектакли были перенесены в здание, перестроенное по проекту архитектора Осипа Бове на Петровской площади (с 1829 года - Театральная). В 1824 году появилось и название театра - Малый (в отличие от открытого в 1825 году Большого театра, предназначенного для оперных и балетных спектаклей).

С этой даты начинается история Малого театра, ставшего гордостью русской культуры. Малый театр часто называли вторым Московским университетом, настолько сильное влияние он оказывал на духовную жизнь общества. Он стал выразителем демократических общественных идеалов. Здесь впервые были поставлены многие выдающиеся произведения крупнейших русских писателей: Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, Гоголя, Тургенева, Сухово-Кобылина, Толстого, он дал сценическую жизнь всем 47 пьесам великого русского драматурга Островского. Малый театр завоевал репутацию подлинной академии актерского мастерства.

С 1918 года при Малом театре работает театральная школа (с 1938 года - Театральное училище имени Щепкина). С 1919 года театр стал академическим. В 1929 году перед зданием театра установлен памятник Александру Островскому. В январе 1993 года указом президента РФ утверждено новое название театра - Государственный академический Малый театр России, и за ним закреплен статус особо ценного объекта национального культурного наследия России.

Изменено: Елена Сальникова - 26.10.2016 10:00:13
 
26 октября 1898 году открылся Московский Художественный общедоступный театр

26 октября 1898 года в Москве открылся МХТ. Московский Художественный общедоступный театр. Улыбка судьбы: он открылся в один день с Малым театром, но спустя почти три четверти века.

Началом Художественного театра считается встреча в ресторане «Славянский базар» 19 июня 1897 года уже известного к тому времени театрального деятеля, актёра и режиссёра Константина Сергеевича Станиславского и 

В ходе этой встречи была сформулирована программа нового театра, в целом основанная на тех же новаторских принципах, которые проповедовали парижский «Свободный театр» Андре Антуана и берлинская «Свободная сцена» Отто Брама: ансамблевости, подчинения всех компонентов спектакля единому замыслу, достоверности в воссоздании исторического или бытового антуража. 

«Мы протестовали, — писал К. С. Станиславский, — и против старой манеры игры… и против ложного пафоса, декламации, и против актёрского наигрыша, и против дурных условностей постановки, декораций, и против премьерства, которое портило ансамбль, и против всего строя спектаклей, и против ничтожного репертуара тогдашних театров»

«Общедоступность» нового театра предполагала в первую очередь невысокие цены на билеты; поскольку найти необходимые средства не удавалось, решено было обратиться за субсидиями в Московскую городскую думу. Немирович-Данченко представил в Думу доклад, в котором, в частности, говорилось: «Москва, обладающая миллионным населением, из которого огромнейший процент состоит из людей рабочего класса, более чем какой-нибудь из других городов, нуждается в общедоступных театрах». Но субсидии получить не удалось, в итоге пришлось обратиться за помощью к состоятельным пайщикам и повысить цены на билеты. В 1901 году слово «общедоступный» из названия театра было удалено, но ориентация на демократического зрителя оставалась одним из принципов МХТ.

Во главе Художественно-общедоступного театра стали В. И. Немирович-Данченко — директор-распорядитель и К. С. Станиславский — директор и главный режиссёр. Основу труппы составили воспитанники драматического отделения Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, где актёрское мастерство преподавал В. И. Немирович-Данченко (в том числе И. М. Москвин, О. Л. Книппер, М. Г. Савицкая, В. Э. Мейерхольд), и участники любительских спектаклей, поставленных К. С. Станиславским в «Обществе любителей искусства и литературы» (актрисы М. Ф. Андреева, М. П. Лилина, М. А. Самарова, актёры В. В. Лужский, Артём (А. Р. Артемьев), Г. С. Бурджалов и др.).

14 (26) октября 1898 г. в Москве спектаклем «Царь Фёдор Иоаннович» открылся Московский Художественный общедоступный театр, созданный К. C. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.

В речи, обращённой к труппе перед открытием Московского Художественного театра, Станиславский произнёс: «Не забывайте, что мы стремимся осветить тёмную жизнь бедного класса, дать им счастливые, эстетические минуты среди той тьмы, которая окутала их. Мы стремимся создать первый разумный, нравственный общедоступный театр, и этой высокой цели мы посвящаем свою жизнь».

Главной задачей МХТ, по мысли его создателей, был поиск сценического воплощения новой драматургии, не находящей понимания в старом театре. Планировалось обращение к драмам Чехова, Ибсена, Гауптмана.

Рождением нового театра его создатели считали постановку «Чайки» А. П. Чехова. Именно в чеховских спектаклях произошло открытие театральной системы, определившей театр XX в., пришло новое понимание сценической правды, поворачивающее внимание актёра и режиссёра от внешнего реализма к внутреннему, к проявлениям жизни человеческого духа. Сложились новые принципы режиссуры, создания «настроения», общей атмосферы действия. МХТ впервые в истории мирового театра утвердил значение режиссера — автора спектакля, интерпретирующего пьесу в соответствии со спецификой своего творческого видения. В Художественном театре были заложены и впервые опробованы положения «системы Станиславского», ставшей основой обучения и воспитания актёров во всем мире.

Первые четыре сезона (1898–1902) МХТ арендовал небольшое помещение в саду «Эрмитаж». В 1902 г. стараниями известного московского фабриканта и мецената Саввы Тимофеевича Морозова для театра было перестроено здание в Камергерском переулке. Перестройка была произведена по проекту архитектора Фёдора Осиповича Шехтеля. Торжественное открытие нового здания состоялось 26 октября (8 ноября) 1902 г. спектаклем «Мещане» по пьесе М. Горького.

В 1920 г. Художественный театр стал академическим, а в 1932 г. ему было присвоено имя М. Горького.

В 1923 г. при театре появился музей с двумя филиалами: Дом-музей К. С. Станиславского и Мемориальная квартира В. И. Немировича-Данченко. С 1943 г. существует Школа-студия им. В. И. Немировича-Данченко.

В 1956 г. в стенах Школы-студии МХАТ родился московский театр-студия «Современник».

В 1987 г. МХАТ разделился на два самостоятельных коллектива: под художественным руководством О. Н. Ефремова (с 1989 г. МХАТ имени А. П. Чехова, сцена в Камергерском переулке) и Т. В. Дорониной (оставлено название МХАТ имени М. Горького, сцена на Тверском бульваре).

В 2004 г. МХАТ им. А. П. Чехова, под руководством художественного руководителя О. П. Табакова, вернулся к первоначальному названию — Московский художественный театр (МХТ), исключив из наименования слово Академический.

 
26 октября 1811 года родился Айзек Меррит Зингер, американский изобретатель и промышленник

Айзек Зингер любил повторять: «Для меня изобретение не стоит и ломаного гроша. Гроши — вот что меня действительно интересует». И в самом деле: стремительный взлет компании «Зингер» обеспечили не столько технические новинки, сколько находки ее основателя в сфере маркетинга.

Айзек Меррит Зингер (Isaac Merritt Singer) родился в Питтстауне, штат Нью-Йорк, 26 октября 1811 года. Он был младшим ребенком в семье Адама Зингера и его первой жены Рут Бенсон. Адам, рабочий-слесарь, и его жена Рут иммигрировали в Соединенные Штаты из Германии в 1803 году. Всего в семье было восемь детей — три сына и пять дочерей. Когда Айзеку было 10 лет, его родители развелись. В 12-летнем возрасте он ушел из дома и поступил на работу к своему дяде, владевшему слесарной мастерской и магазином инструментов. Однако больше его привлекал театр. Айзек решил, что в нем умирает великий актер и примкнул к бродячей театральной труппе. Начинающий артист обладал даром убеждения и завидными внешними данными, он считал себя лучшим Ричардом III своего времени, однако для успеха этого оказалось мало.

Покинув сцену, Зингер пошел простым разнорабочим на строительство канала Эри. Работа была очень тяжелой, особенно когда приходилось вручную долбить горные породы. И в короткие часы отдыха Зингеру пришла мысль механизировать этот процесс. Он придумал новую разновидность буровой машины и в 1839 году догадался запатентовать свое изобретение. Каково же было удивление «передового рабочего-рационализатора», когда всего за несколько месяцев патент принес ему громадную по тем временам сумму — 2 000 долларов! Увы, ошеломленный удачей, Зингер во второй раз наступил на те же грабли: на вырученные деньги он организовал собственную театральную труппу, которая распалась спустя пять лет.

Оказавшись «на бобах», Зингер решил больше не испытывать судьбу. Он работал на скромной должности в типографии, но при этом продолжал изобретать. Его захватила мысль усовершенствовать типографскую наборную машину. Специально для этого изобретатель снял мастерскую, где изготовил рабочую модель. Но продать ее так и не удалось: в мастерской произошел взрыв, уничтоживший новую типографскую машину. Пришлось Зингеру искать другую мастерскую, и тут он забыл о полиграфии. Новое помещение принадлежало предпринимателю, торговавшему швейными машинами, которые очень часто ломались.

Зингер не изобретал швейной машины и никогда не утверждал, что сделал это. К 1850 году, когда появилась его первая швейная машина, уже существовало несколько моделей. Зингер потратил на преодоление имевшихся у этих моделей конструктивных недостатков 10 дней, которые «потрясли мир» и сделали изобретателя богачом. Зингер расположил челнок горизонтально (благодаря этому нить перестала запутываться); предложил столик-доску для ткани и ножку-держатель иглы (это позволило делать непрерывный шов); снабдил машину ножной педалью для привода (возможность работать с тканью двумя руками). Эти три нововведения стали базовой схемой швейной машины на долгие годы. Они защищены огромным пакетом патентов, насчитывающим несколько тысяч охранных документов. Первый экземпляр «Зингера» изобретатель оценил в 100 долларов — и безрезультатно. Главы семейств не собирались тратить такие деньги. Ведь их жены прекрасно справлялись с шитьем при помощи простой иголки с ниткой. А владельцы мастерских, использовавшие дешевый труд бесправных швей, еще меньше были заинтересованы в новинке.

Стимулировать спрос могло лишь какое-то принципиальное новшество. И изобретатель придумал очевидную сейчас, но передовую в те времена систему. Он решил создать долгоиграющий товар. Если до Зингера любые механизмы после поломки отправлялись на свалку или на фабрику для ремонта, то его клиенты могли сами заказывать необходимые запчасти и устранять неисправности. Швейная машинка стала первым бытовым прибором, допускавшим ремонт в домашних условиях.

В 1854 году Зингер совместно с адвокатом Эдуардом Кларком основал компанию I.M.Singer & Co. со штаб-квартирой в Нью-Йорке. Он убедил партнера и сторонних инвесторов вложить максимум средств в строительство завода для массового выпуска швейных машинок со сменными комплектующими. Это было первое в мире производство такого рода.

Айзек Зингер первым изобрел то, что значительно позже назовут «фокус-группой» и direct marketing. Он первым начал выпускать машины, ориентированные не на промышленное производство, а на обычных домохозяек. Предприниматель не сомневался: главное — убедить в необходимости покупки именно жен, а дальше уж они найдут способ, как заставить своих мужей раскошелиться. Но чтобы убеждение подействовало, необходимо было обращаться к домохозяйкам напрямую. Но газет и журналов, издававшихся специально для них, не было. Зингер нашел выход: он стал искать покупательниц в театрах, размещая рекламу на программках спектаклей, а также в церквях: описания швейных машинок раздавались прихожанкам во время проповедей.

Чтобы сделать свою продукцию доступной миллионам семей, Зингер пошел на еще один революционный маркетинговый ход. Уже в 1854 году он начал продавать машинки по схеме hire-purchase (лизинг-покупка).

Все эти новации привели к тому, что компания Зингера быстро завоевала не только американский, но и мировой рынок. Уже в 1861 году продажи в Европе превысили американские, а спустя два года предприятие было преобразовано в корпорацию Singer Manufacturing Company с полумиллионным уставным капиталом.

Появление первой машинки Зингера совпало с рождением его десятого ребенка от Мэри Спонслер, с которой изобретатель в официальном браке не состоял. Его законная жена — Кэтрин Зингер — уже воспитывала двух наследников. Однако незамужнее положение очень раздражало мать-героиню, и она напоминала об этом любимому мужчине каждый день. Зингер держался как мог, но наконец развелся с Кэтрин и узаконил свои сложные отношения с Мэри Спонслер.

Счастье законной семейной жизни продолжалось недолго. Очень скоро герой-любовник стал посещать милую брюнетку по имени Мэри Макгониал: в результате этих посещений на свет появились пятеро детей. Двух Мэри примирила третья, по фамилии Уолтер. В ее доме тоже бегал отпрыск, носящий гордую фамилию Меррит. Разрубить узел из трех претенденток на его сердце и капиталы мог только сам Айзек Меррит Зингер. В 1865 году он сделал это элегантно и удивительно просто: бросил троих и женился на четвертой — молодой француженке Изабелле Соммерсвилль. Эта мадемуазель впоследствии послужила моделью для статуи Свободы.

Айзек Меррит Зингер скончался в 1875 году в возрасте 63 лет. К тому моменту его компания продавала уже более 200 тысяч машин в год.

Зингер имел от разных женщин 24 ребенка. Его дочь Виннаретта Зингер в 1887 году вышла замуж за французского аристократа князя Луи Сей-Монбельяра. Разведясь с ним в 1891-м, она вышла за известного композитора князя Эдмона де Полиньяка. Виннаретта сама была не чужда сочинительству и покровительствовала молодым композиторам.

Сын Айзека, Парис Зингер, состоял в многолетней связи с балериной Айседорой Дункан и имел от нее ребенка.

В 1902 году в подмосковном Подольске заработал завод, выпускавший машины с русифицированным логотипом «Зингеръ» (к которому скоро прибавился тогдашний «знак качества» — надпись «Поставщик Двора Его Императорского Величества»). Эти машины не только широко расходились по России, но и экспортировались в Турцию и на Балканы, а также в Персию, Японию и Китай. Созданная после революции марка «Подольск» была довольно популярна в стране в течение нескольких десятилетий. Singer же в СССР был одним из немногих популярных брэндов иностранного происхождения. Любая малограмотная бабушка помнила наизусть этот логотип, хоть и написанный чужими латинскими буквами.


Читают тему (гостей: 2)