Форум
RSS
Сегодня и завтра. Даты, Знаменательные события в мире физики, химии, биологии, географии и ИКТ. Праздники Российские и мировые.
 
7 октября 15 до нашей эры Тиберий Друз Клавдий Юлий Цезарь Нерон (латинское имя - Tiberius Drusus Clavdius Iulius Caesar Nero, при рождении — Нерон Клавдий Друз, латинское имя - Nero Claudius Drusus, часто — Друз Юлий Цезарь, Друз II или Друз Младший) римский военачальник и политический деятель, консул 15 и 21 годов, с 21 года разделил с Тиберием трибунскую власть (латинское название - tribunicia potestas), которой наделялись исключительно императоры. Единственный сын Тиберия от его первой жены Випсании Агриппины. Родился в семье Тиберия Клавдия Нерона, выходца из патрицианского рода Клавдиев и Випсании Агриппины, дочери Марка Випсания Агриппы, близкого друга Октавиана. К моменту рождения его бабка, Ливия Друзилла, была разведена с Тиберием Клавдием Нероном Старшим и была замужем за Октавианом, который собственных детей от нее не имел.

Имя получил в честь младшего брата Тиберия, Друза Клавдия Нерона, с которым Тиберий был очень близок. Практически сразу после рождения был усыновлен Октавианом под именем Друз Юлий Цезарь и воспитывался в доме императора при деятельном участии Ливии Друзиллы. В 12 до нашей эры. Октавиан настоял на разводе Тиберия с Випсанией и женил его на своей единственной дочери, Юлии. В 6 до нашей эры сам Тиберий уезжает в добровольную ссылку на Родос. Друз остается с Октавианом. Мужскую тогу получил в 16 лет, сразу после возвращения отца из ссылки. Октавиан большее внимание уделял двоюродному брату Друза — Германику. В том же году Октавиан усыновил Тиберия, однако приказал тому в свою очередь усыновить Германика. У Друза шансов получить власть практически не было, однако римские всадники сделали его принцепсом молодёжи. Август никак не влиял на продвижение Друза по политической лестнице. Должность квестора занял в 26 лет, в 11 году, что соответствовало цензу.

Для сравнения: Германик, который был старше Друза всего на несколько месяцев, в том году уже был претором и самостоятельно воевал на Рейне. После смерти Августа, в 14 году, оглашал оставшиеся после императора документы, а так же произнес надгробную речь на римском форуме. На следующий год Тиберий сделал своего сына консулом. В год своего консульства Друз получил первый опыт командования армией. Поскольку Германик подавлял восстание рейнских легионов, Друз был отправлен на подавление восстания в Паннонии. В качестве советника с ним был отправлен префект преторианцев Луций Элий Сеян. Тиберий не отдавал предпочтение ни одному из молодых наследников. Отношения между Друзом и Германиком ровные. После консулата Друз был отправлен проконсулом в Иллирик, а Германик воевал против хаттов. В 17 году, в результате действий Германика, был убит Арминий, а царь маркоманов Маробод признал свою зависимость от римлян и сдался на милость Друзу. В 19 году оба они получили триумф и их имена были увековечены на арках в храме Марса Мстителя.

В то время Германик уже воевал на востоке, а Друз по прежнему оставался в Иллирике. Что точно послужило причиной триумфа в настоящее время установить сложно, поскольку за германскую кампанию Германик был удостоен почестей триумфатора ранее — 26 мая 17 года. После смерти Германика Друз срочно вернулся в Рим, чтобы встретить вдову Германика, Агриппину. По дороге к нему присоединился Гней Кальпурний Пизон, прокуратор Сирии, которого Агриппина обвиняла в смерти мужа. Пизон хотел заручиться поддержкой Друза и искал у него защиты, однако получил отказ. После смерти Германика Тиберий отзывает Друза из Иллирика. В 21 году Друз второй раз стал консулом, совместно с самим Тиберием. На следующий год он получает трибунскую власть — неограниченный империй, который до этого принадлежал единолично императору. Сомнений в кандидатуре наследника не возникает.

Однако Друз после 1 июля 23 года неожиданно умер от неизвестной болезни. В 4 году Друз женился на красавице Ливилле, сестре Германика и Клавдия, вдове Гая Цезаря. На следующий год у пары родилась дочь, Юлия Ливия (иногда — Юлия Друза), казненная Мессалиной в 43 году. Долгое время после этого у пары не было детей, но в 19 году Ливилла родила двойняшек — Германика и Тиберия. Германик умер в 23 году незадолго до отца, а Тиберий был казнен по приказу Калигулы, в 37 году, как основной его соперник в борьбе за императорскую власть. Друз был властным и гордым Клавдием. Он не выделялся умом, был известен своей распущенностью во время нахождения в военных лагерях, был страстным, чувственным и жестоким. Однако, несмотря на это, наследник, особенно в последние годы, был популярен в Риме, особенно по сравнению с угрюмым и мрачным Тиберием. Друз увлекался гладиаторскими боями, был хорошим бойцом на мечах. В память о нем очень острые короткие мечи римляни называли «Друзианами».

Друз упоминается у Апиция в связи с тем что не ел кабачков и блюда из них, поскольку это была пища простого народа, а так же из-за того, что для профилактики похмелья перед возлияниями съедал пять-шесть сырых плодов горького миндаля. Обычно он не уделял большого внимания государственным делам, однако влияние Сеяна беспокоило его. Дело дошло до открытого противостояния — несколько раз Друз дрался с Сеяном, за что получил шутливое прозвище «Кастор», в честь покровителя преторианцев. Сеян понял, что Друз станет серьезным препятствиям его планам по захвату власти и постарался как можно скорее избавиться от наследника. Он соблазнил Ливиллу и уговорил ее отравить мужа.

1 июля 23 года Ливилла отравила еду мужа каким-то медленным сильно действующим ядом, после которого он скончался. Почести, оказанные Друзу при похоронах, превосходили те, что были оказаны Германику. Народ собрал деньги на статую. Надгробную речь произнес Нерон Юлий Цезарь Германик, сын Германика. При этом траурные мероприятия были сокращены по приказу Тиберия. О том, что Друз был отравлен, стало известно только после падения и казни Сеяна, в 31 году. После казни Сеяна его бывшая жена Апиката, с которой он развелся, надеясь получить от Тиберия разрешение жениться на Ливилле, отправила императору письмо, в котором обвиняла Ливиллу, ее врача Эвдемия и слугу Друза Лигда в отравлении наследника. Двое последних были подвергнуты пыткам и признались в содеянном. Тиберий отослал Ливиллу для наказания в дом матери, Антонии, а та заперла ее в комнате, где Ливилла умерла от голода.

Изменено: Елена Сальникова - 06.10.2016 20:07:59
 
7 октября 1885 года родился Нильс Хенрик Давид Бор, датский физик-теоретик и общественный деятель, один из создателей современной физики

Датский физик Нильс Хенрик Давид Бор родился в Копенгагене и был вторым из трех детей Кристиана Бора и Эллен (в девичестве Адлер) Бор. Его отец был известным профессором физиологии в Копенгагенском университете; его мать происходила из еврейской семьи, хорошо известной в банковских, политических и интеллектуальных кругах. Их дом был центром весьма оживленных дискуссий по животрепещущим научным и философским вопросам, и на протяжении всей своей жизни Бор размышлял над философскими выводами из своей работы. Он учился в Гаммельхольмской грамматической школе в Копенгагене и окончил ее в 1903 г. Бор и его брат Гаральд, который стал известным математиком, в школьные годы были заядлыми футболистами; позднее Нильс увлекался катанием на лыжах и парусным спортом.

Когда Бор был студентом-физиком Копенгагенского университета, где он стал бакалавром в 1907 г., его признавали необычайно способным исследователем. Его дипломный проект, в котором он определял поверхностное натяжение воды по вибрации водяной струи, принес ему золотую медаль Датской королевской академии наук. Степень магистра он получил в Копенгагенском университете в 1909 г. Его докторская диссертация по теории электронов в металлах считалась мастерским теоретическим исследованием. Среди прочего в ней вскрывалась неспособность классической электродинамики объяснить магнитные явления в металлах. Это исследование помогло Бору понять на ранней стадии своей научной деятельности, что классическая теория не может полностью описать поведение электронов.

Получив докторскую степень в 1911 г., Бор отправился в Кембриджский университет, в Англию, чтобы работать с Дж.Дж. Томсоном, который открыл электрон в 1897 г. Правда, к тому времени Томсон начал заниматься уже другими темами, и он выказал мало интереса к диссертации Бора и содержащимся там выводам. Но Бор тем временем заинтересовался работой Эрнеста Резерфорда в Манчестерском университете. Резерфорд со своими коллегами изучал вопросы радиоактивности элементов и строения атома. Бор переехал в Манчестер на несколько месяцев в начале 1912 г. и энергично окунулся в эти исследования. Он вывел много следствий из ядерной модели атома, предложенной Резерфордом, которая не получила еще широкого признания. В дискуссиях с Резерфордом и другими учеными Бор отрабатывал идеи, которые привели его к созданию своей собственной модели строения атома. Летом 1912 г. Бор вернулся в Копенгаген и стал ассистент-профессором Копенгагенского университета. В этом же году он женился на Маргрет Норлунд. У них было шесть сыновей, один из которых, Oгe Бор, также стал известным физиком.

В течение следующих двух лет Бор продолжал работать над проблемами, возникающими в связи с ядерной моделью атома. Резерфорд предположил в 1911 г., что атом состоит из положительно заряженного ядра, вокруг которого по орбитам вращаются отрицательно заряженные электроны. Эта модель основывалась на представлениях, находивших опытное подтверждение в физике твердого тела, но приводила к одному трудноразрешимому парадоксу. Согласно классической электродинамике, вращающийся по орбите электрон должен постоянно терять энергию, отдавая ее в виде света или другой формы электромагнитного излучения. По мере того как его энергия теряется, электрон должен приближаться по спирали к ядру и в конце концов упасть на него, что привело бы к разрушению атома. На самом же деле атомы весьма стабильны, и, следовательно, здесь образуется брешь в классической теории. Бор испытывал особый интерес к этому очевидному парадоксу классической физики, поскольку все слишком напоминало те трудности, с которыми он столкнулся при работе над диссертацией. Возможное решение этого парадокса, как полагал он, могло лежать в квантовой теории.

В 1900 г. Макс Планк выдвинул предположение, что электромагнитное излучение, испускаемое горячим веществом, идет не сплошным потоком, а вполне определенными дискретными порциями энергии. Назвав в 1905 г. эти единицы квантами, Альберт Эйнштейн распространил данную теорию на электронную эмиссию, возникающую при поглощении света некоторыми металлами (фотоэлектрический эффект). Применяя новую квантовую теорию к проблеме строения атома, Бор предположил, что электроны обладают некоторыми разрешенными устойчивыми орбитами, на которых они не излучают энергию. Только в случае, когда электрон переходит с одной орбиты на другую, он приобретает или теряет энергию, причем величина, на которую изменяется энергия, точно равна энергетической разности между двумя орбитами. Идея, что частицы могут обладать лишь определенными орбитами, была революционной, поскольку, согласно классической теории, их орбиты могли располагаться на любом расстоянии от ядра, подобно тому как планеты могли бы в принципе вращаться по любым орбитам вокруг Солнца.

Хотя модель Бора казалась странной и немного мистической, она позволяла решить проблемы, давно озадачивавшие физиков. В частности, она давала ключ к разделению спектров элементов. Когда свет от светящегося элемента (например, нагретого газа, состоящего из атомов водорода) проходит через призму, он дает не непрерывный включающий все цвета спектр, а последовательность дискретных ярких линий, разделенных более широкими темными областями. Согласно теории Бора, каждая яркая цветная линия (т.е. каждая отдельная длина волны) соответствует свету, излучаемому электронами, когда они переходят с одной разрешенной орбиты на другую орбиту с более низкой энергией. Бор вывел формулу для частот линий в спектре водорода, в которой содержалась постоянная Планка. Частота, умноженная на постоянную Планка, равна разности энергий между начальной и конечной орбитами, между которыми совершают переход электроны. Теория Бора, опубликованная в 1913 г., принесла ему известность; его модель атома стала известна как атом Бора.

Немедленно оценив важность работы Бора, Резерфорд предложил ему ставку лектора в Манчестерском университете – пост, который Бор занимал с 1914 по 1916 г. В 1916 г. он занял пост профессора, созданный для него в Копенгагенском университете, где он продолжал работать над строением атома. В 1920 г. он основал Институт теоретической физики в Копенгагене; за исключением периода второй мировой войны, когда Бора не было в Дании, он руководил этим институтом до конца своей жизни. Под его руководством институт сыграл ведущую роль в развитии квантовой механики (математическое описание волновых и корпускулярных аспектов материи и энергии). В течение 20-х гг. боровская модель атома была заменена более сложной квантово-механической моделью, основанной главным образом на исследованиях его студентов и коллег. Тем не менее атом Бора сыграл существенную роль моста между миром атомной структуры и миром квантовой теории.

Бор был награжден в 1922 г. Нобелевской премией по физике «за заслуги в исследовании строения атомов и испускаемого ими излучения». При презентации лауреата Сванте Аррениус, член Шведской королевской академии наук, отметил, что открытия Бора «подвели его к теоретическим идеям, которые существенно отличаются от тех, какие лежали в основе классических постулатов Джеймса Клерка Максвелла». Аррениус добавил, что заложенные Бором принципы «обещают обильные плоды в будущих исследованиях».

Бор написал много работ, посвященных проблемам эпистемологии (познания), возникающим в современной физике. В 20-е гг. он сделал решающий вклад в то, что позднее было названо копенгагенской интерпретацией квантовой механики. Основываясь на принципе неопределенности Вернера Гейзенберга, копенгагенская интерпретация исходит из того, что жесткие законы причины и следствия, привычные нам в повседневном, макроскопическом мире, неприменимы к внутриатомным явлениям, которые можно истолковать лишь в вероятностных терминах. Например, нельзя даже в принципе предсказать заранее траекторию электрона; вместо этого можно указать вероятность каждой из возможных траекторий.

Бор также сформулировал два из фундаментальных принципов, определивших развитие квантовой механики: принцип соответствия и принцип дополнительности. Принцип соответствия утверждает, что квантово-механическое описание макроскопического мира должно соответствовать его описанию в рамках классической механики. Принцип дополнительности утверждает, что волновой и корпускулярный характер вещества и излучения представляют собой взаимоисключающие свойства, хотя оба эти представления являются необходимыми компонентами понимания природы. Волновое или корпускулярное поведение может проявиться в эксперименте определенного типа, однако смешанное поведение не наблюдается никогда. Приняв сосуществование двух очевидно противоречащих друг другу интерпретаций, мы вынуждены обходиться без визуальных моделей – такова мысль, выраженная Бором в его Нобелевской лекции. Имея дело с миром атома, сказал он, «мы должны быть скромными в наших запросах и довольствоваться концепциями, которые являются формальными в том смысле, что в них отсутствует столь привычная нам визуальная картина».

В 30-х гг. Бор обратился к ядерной физике. Энрико Ферми с сотрудниками изучали результаты бомбардировки атомных ядер нейтронами. Бор вместе с рядом других ученых предложил капельную модель ядра, соответствующую многим наблюдаемым реакциям. Эта модель, где поведение нестабильного тяжелого атомного ядра сравнивается с делящейся каплей жидкости, дало в конце 1938 г. возможность Отто Р. Фришу и Лизе Майтнер разработать теоретическую основу для понимания деления ядра. Открытие деления накануне второй мировой войны немедленно дало пищу для домыслов о том, как с его помощью можно высвобождать колоссальную энергию. Во время визита в Принстон в начале 1939 г. Бор определил, что один из обычных изотопов урана, уран-235, является расщепляемым материалом, что оказало существенное влияние на разработку атомной бомбы.

В первые годы войны Бор продолжал работать в Копенгагене, в условиях германской оккупации Дании, над теоретическими деталями деления ядер. Однако в 1943 г., предупрежденный о предстоящем аресте, Бор с семьей бежал в Швецию. Оттуда он вместе с сыном Оге перелетел в Англию в пустом бомбовом отсеке британского военного самолета. Хотя Бор считал создание атомной бомбы технически неосуществимым, работа по созданию такой бомбы уже начиналась в Соединенных Штатах, и союзникам потребовалась его помощь. В конце 1943 г. Нильс и Оге отправились в Лос-Аламос для участия в работе над Манхэттенским проектом. Старший Бор сделал ряд технических разработок при создании бомбы и считался старейшиной среди многих работавших там ученых; однако его в конце войны крайне волновали последствия применения атомной бомбы в будущем. Он встречался с президентом США Франклином Д. Рузвельтом и премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем, пытаясь убедить их быть открытыми и откровенными с Советским Союзом в отношении нового оружия, а также настаивал на установлении системы контроля над вооружениями в послевоенный период. Однако его усилия не увенчались успехом.

После войны Бор вернулся в Институт теоретической физики, который расширился под его руководством. Он помогал основать ЦЕРН (Европейский центр ядерных исследований) и играл активную роль в его научной программе в 50-е гг. Он также принял участие в основании Нордического института теоретической атомной физики (Нордита) в Копенгагене – объединенного научного центра Скандинавских государств. В эти годы Бор продолжал выступать в прессе за мирное использование ядерной энергии и предупреждал об опасности ядерного оружия. В 1950 г. он послал открытое письмо в ООН, повторив свой призыв военных лет к «открытому миру» и международному контролю над вооружениями. За свои усилия в этом направлении он получил первую премию «За мирный атом», учрежденную Фондом Форда в 1957 г. Достигнув 70-летнего возраста обязательной отставки в 1955 г., Бор ушел с поста профессора Копенгагенского университета, но оставался главой Института теоретической физики. В последние годы своей жизни он продолжал вносить свой вклад в развитие квантовой физики и проявлял большой интерес к новой области молекулярной биологии.

Человек высокого роста, с большим чувством юмора, Бор был известен своим дружелюбием и гостеприимством. «Доброжелательный интерес к людям, проявляемый Бором, сделал личные отношения в институте во многом напоминающими подобные отношения в семье», – вспоминал Джон Кокрофт в биографических мемуарах о Боре. Эйнштейн сказал однажды: «Что удивительно привлекает в Боре как ученом-мыслителе, так это редкий сплав смелости и осторожности; мало кто обладал такой способностью интуитивно схватывать суть скрытых вещей, сочетая это с обостренным критицизмом. Он, без сомнения, является одним из величайших научных умов нашего века». Бор умер 18 ноября 1962 г. в своем доме в Копенгагене в результате сердечного приступа.

Бор был членом более двух десятков ведущих научных обществ и являлся президентом Датской королевской академии наук с 1939 г. до конца жизни. Кроме Нобелевской премии, он получил высшие награды многих ведущих мировых научных обществ, включая медаль Макса Планка Германского физического общества (1930) и медаль Копли Лондонского королевского общества (1938 г. Он обладал почетными учеными степенями ведущих университетов, включая Кембридж, Манчестер, Оксфорд, Эдинбург, Сорбонну, Принстон, Макгил, Гарвард и Рокфеллеровский центр.



 
8 октября 1845 года родился Виктор Львович Кирпичев, русский ученый в области механики

Родился Виктор Львович Кирпичев в Санкт-Петербурге, в семье преподавателя математики. Дед его, сын крестьянина, прошел путь от солдата до подполковника, получив этот чин за отличия в Отечественной войне 1812 г. У отца было семь сыновей и одна дочь. Все сыновья окончили кадетский корпус, а затем военные училища и академии (пятеро — Михайловскую артиллерийскую, двое — Николаевскую инженерную). Четверо из них стали профессорами в академиях. В 1862 г. В.Л.Кирпичев поступил в Михайловское артиллерийское училище, а после окончания его и службы в армии в 1865 г. — в Михайловскую артиллерийскую академию, которую окончил в 1868 г. После окончания он был оставлен репетитором (младшим преподавателем) академии, но в 1869 г. уже начал читать курс сопротивления материалов и одновременно приступил к работе в Артиллерийском комитете.

В 1870 г. он перешел в Санкт-Петербургский технологический институт преподавателем прикладной механики. В 1873 г. Кирпичев уехал в заграничную командировку. В Германии он слушал лекции Г.Кирхгофа по экспериментальной и теоретической физике, работал в его лаборатории. В Англии занимался под руководством физиков У.Томсона и Д.Максвелла. В Германии, Бельгии и Швейцарии ознакомился с машиностроительными заводами и гидростанциями. В 1876 г. В.Л.Кирпичев стал профессором Санкт-Петербургского практического технологического института и в этом же году был командирован в Лондон на выставку научных приборов в Кенсингтонском музее. В 1885 г. по рекомендации И.А.Вышнеградского В.Л.Кирпичеву было поручено организовать второй после Санкт-Петербургского Харьковский практический технологический институт, первым директором которого он стал.

Этот институт впоследствии был преобразован в политехнический. В 1898 г. Кирпичев организует еще одно высшее техническое учебное заведение — Киевский политехнический институт, директором которого он был до 1902 г.Летом 1903 г. Кирпичев переехал в Санкт-Петербург, где работал председателем строительной комиссии Санкт-Петербургского политехнического института и там же читал лекции.Им написаны книги по расчетам статически неопределимых систем, оптическому методу исследования напряжений и статья об усталостной прочности. В монографии изложены новые графические методы определения усилий в элементах конструкций.

Наконец, в замечательной книге в живой, увлекательной и доступной для широкого круга читателей форме излагаются основные положения механики, которые наглядно иллюстрируются хорошими техническими примерами. В учебнике много внимания уделено механическим свойствам материалов и отражены вопросы прочности, актуальные для машиностроения. Эта книга явилась развитием опубликованного еще в 1878 г. литографированного курса «Строительная механика».Умер в Санкт-Петербурге 20 октября 1913 года.


8 октября 1850 года родился Анри Луи Ле Шателье, французский физик и химик

Французский физик и химик Анри Луи Ле Шателье родился в Париже. Его отец, горный инженер, принимавший участие в строительстве французских железных дорог, с раннего возраста прививал сыну любовь к наукам. Ле Шателье учился в коллеже Роллан в Париже, Политехнической школе и Высшей горной школе. Одновременно он работал в лаборатории А. Сент-Клер Девиля и слушал лекции в Коллеж де Франс. Кроме естественных наук, Ле Шателье с увлечением занимался вопросами религии и древними языками. После окончания горной школы Ле Шателье работал горным инженером в Алжире и Безансоне. С 1877 по 1919 г. Ле Шателье был профессором Парижской Высшей горной школы, где преподавал общую и техническую химию. Он был также профессором кафедры общей химии в Коллеж де Франс (1898-1907), а с 1907 по 1925 г. – профессором Парижского университета. В 1907 г. был избран членом Парижской академии наук.

Большинство работ Ле Шателье посвящены прикладным проблемам; он был одним из первых химиков, систематически проводившим фундаментальные исследования металлургических и химико-технологических процессов. С 1880 г. Ле Шателье занимался проблемой обжига и затвердевания цемента; имевшиеся к тому времени исследования не позволяли объяснить протекание этих сложных процессов. На основе своих исследований он создал теорию затвердевания цемента, иначе называемой теорией «кристаллизации». В 1881 г. совместно с М. Бертло и Ф. Малларом он занялся исследованием процессов воспламенения, горения и взрыва. 

Эти исследования привели его к созданию оригинального способа определения теплоемкостей газов при высоких температурах. Изучая процессы, протекающие в доменных печах, и сталкиваясь с необходимостью измерения высоких температур, Ле Шателье в 1886 г. разработал пирометр – оптический прибор, измеряющий температуру раскаленных тел по их цвету. Он также усовершенствовал методику исследования металлов и сплавов и создал металлографический микроскоп (1897), с помощью которого можно было изучать строение непрозрачных объектов.

В 1884 г. Ле Шателье сформулировал принцип динамического равновесия, ныне носящий его имя (независимо от Ле Шателье этот принцип был сформулирован в 1887 г. Ф. Брауном). Согласно этому принципу, система, находящаяся в состоянии устойчивого химического равновесия, при внешнем воздействии (изменении температуры, давления, концентрации реагирующих веществ и т.д.) стремится вернуться в состояние равновесия, компенсируя оказанное воздействие. Принцип Ле Шателье используется для моделирования различных технологических процессов. В 1894 г. он вывел уравнение, устанавливающее зависимость между растворимостью, температурой процесса и теплотой плавления вещества. Независимо от Ф. Габера в 1901 г. Ле Шателье нашёл условия синтеза аммиака.

При активном участии Ле Шателье физическая химия и химическая технология превратились в самостоятельные, активно развивающиеся области науки. Ле Шателье был удостоен многих наград: в 1886 г. он стал кавалером ордена Почетного легиона, в 1916 г. получил медаль Дэви Лондонского королевского общества.


8 октября 1857 года родился Иван Лаврентьевич Кондаков – русский химик-органик. Родился в Вилюйске. Окончил Петербургский университет (1884); до 1886 г. работал там же под руководством А. М. Бутлерова, в 1886-1896 гг. в Варшавском университете. В 1895-1917 гг. профессор Дерптского (Юрьевского) университета (ныне г. Тарту, Эстония), с 1918 г. в Пражском университете.

Основные работы посвящены синтетической органической химии, прежде всего синтезу и превращениям непредельных углеводородов. Синтезировал (1887) изопрен, хотя и не сумел его идентифицировать. Открыл каталитические реакции превращения непредельных углеводородов алифатического ряда под действием хлорида цинка, ставшие основой промышленных процессов переработки нефтехимического сырья. Открыл (1893) присоединения галогенангидридов карбоновых кислот к олефинам в присутствии кислот Льюиса с образованием ?-галогенкетонов. Разработал (1899) способ получения симметричного диметилбутадиена и доказал его способность полимеризоваться в каучукоподобное вещество. Впервые обнаружил способность металлического натрия вызывать полимеризацию диметилбутадиена. На основе его исследований в Германии было организовано (1916) производство первых партий т.н. метилкаучука (полимер диметилбутадиена). Изучал стереохимию ангеликовой и тиглиновой кислот. Описал синтезы и взаимные превращения терпенов ряду пинена, борнилена и камфена.

 
9 октября 1829 года было совершено первое восхождение на наиболее высокую (5 156 м) западную вершину «библейской» горы Арарат

Гора Арарат - стратовулкан, расположенный в Турции на территории ила Ыгдыр по правому берегу среднего течения реки Аракс, в 16 км от иранской и в 32 км от армянской государственной границы.

Согласно Библии к вершине гор Араратских пристал спасшийся от всемирного потопа Ноев ковчег, а Ной, выйдя из ковчега, насадил виноградную лозу и напился перебродившего виноградного сока, положив тем самым начало виноделию. Данная трактовка, признанная ошибочной в науке, дала толчок происхождению различных исследований, отождествляющих Арарат и территорию, на которой гора находится, с легендой о Ное.

По верованиям местного населения (курдов, татар, персов, армян и турок) даже попытка взойти на Арарат считается делом дерзким и богопротивным.

(27 сентября) 9 октября 1829 года было совершено первое восхождение на наиболее высокую (5 156 м) западную вершину «библейской» горы Арарат, находившейся в районе, в те времена принадлежавшем России. 

Группу первопроходцев возглавлял 62-летний академик Петербургской академии наук Егор Иванович Паррот, русский физик немецкого происхождения, с 1800 года работавший в России. 

Помимо его ассистентов и проводников в отряд также входил 24-летний этнограф Хачатур Абовян, будущий основоположник новой армянской литературы. 

На сегодняшний день любой желающий может совершить восхождение на Арарат. Для этого достаточно получить специальную визу у турецких властей или купить турпутевку.

 
9 октября - Всемирный день почты

Всемирный день почты отмечается ежегодно 9 октября по решению XIV конгресса Всемирного почтового союза (1957) в день создания в 1874 году Всемирного почтового союза (ВПС). К всемирному дню почты приурочена по решению X1V конгресса Всемирного почтового союза Международная неделя письма, во время которой широко освещается роль почтовых служб в мировой сети связи, осуществлении почтового обмена и укреплении связей между людьми. Во многих странах мира в эти дни все почтовые отделения организуют расширенные выставки-продажи почтовой продукции: специальные фирменные конверты, марки, почтовые блоки, сувениры. В течение Недели письма на почтах на конверты ставится особый, «праздничный» штемпель с соответствующими надписями. От обычного этот штемпель отличается и размерами - он больше в диаметре. 

Каждый год этот особый штемпель выдается операторам для специального гашения марок. Кроме того, в эти дни на почтамтах выделяются дополнительные рабочие места для продажи желающим всей почтовой продукции - марок, конвертов, открыток. Цель недель писем - привлечение внимания к самой почтовой службе, также это своеобразная рекламная акция почтовиков всего мира.

Россия - один из старейших членов Всемирного почтового союза. Первая городская почта в России возникла в Петербурге в 1833 году. Город был охвачен сетью из 45 пунктов приема корреспонденции, объединенных в 17 почтовых округов. Для удобства отправителей пункты приема почты располагались в обычных лавках, которые были открыты допоздна. Почтальоны собирали корреспонденцию трижды в день и относили ее на почтамт. Каждый округ обслуживали два письмоносца. После сортировки письма штемпелевались и разносились по адресам. В 1845 году были введены так называемые «штемпельные куверты», избавившие от необходимости вносить стоимость почтового тарифа лавочникам, а в 1848 году появились почтовые ящики. Лавки, принимавшие письма для передачи почтамту, потеряли свое значение. Первые знаки почтовой оплаты в России были введены в 1845 году - так называемые «штемпельные куверты» для городской почты Санкт-Петербурга. Их успех привел к выпуску в 1848 году штемпельных конвертов для общегосударственной почты.

Первые почтовые марки в России вышли в обращение 1 января 1858 года. При подготовке к их изданию Почтовым  департаментом и Экспедицией заготовления государственных бумаг предварительно печатались различные пробные варианты проектов. Первыми  проектами русских  марок были так называемые «штемпельные» марки круглого рисунка с двумя разными изображениями: головы Меркурия и герба Почтового  ведомства - двуглавого орла с  почтовыми  рожками. Но эти проекты изданы не были. В октябре 1856 года был утвержден проект рисунка первой почтовой марки России - цветной рисунок, выполненный Ф.Кеплером в величину почтовой марки: с верхним и правым боковым полем, подлинным клеем, водяным знаком «1»; овальный медальон с гербом Почтового департамента был выполнен рельефной печатью. Отпечатанные пробные экземпляры первых марок в октябре 1857 года утвердил царь Александр II и «высочайше повелеть соизволил называть их вместо штемпельных почтовыми марками». 

Первые почтовые марки Советской России были выпущены в 1918 году, к первой годовщине Октябрьской революции. История этих марок была несколько необычной. Еще в начале 1917 года, сразу же после свержения императора Николая II, министерство почт и телеграфов Временного правительства приняло решение  выпустить почтовую марку, олицетворяющую освобождение народа из оков царизма.

На них художник Р.Зарриньш изобразил руку с мечом, разрубающим цепь, и надписью «Россия». Однако, пока марку изготавливали, Временное правительство было свергнуто большевиками, и вновь образованный Наркомпочтель РСФСР, после некоторого изменения клише марки, дал указание выпустить ее как свою. Выпустили их несколько экземпляров. Затем вышел указ с 1 января  1918 года пересылать простые письма и открытки бесплатно, за счет государства. Этот указ действовал до 15 августа 1921 года. Первые почтовые марки СССР были  выпущены в августе 1923 года. Они были посвящены Первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке. 14 января 1992 года в почтовое обращение поступили первые марки Российской Федерации, они были посвящены зимним Олимпийским играм в Альбервиле.

В настоящее время во всем мире проходит процесс реформирования почтовой связи. В этот процесс включилась и Россия, сеть федеральной почтовой связи которой включает в себя свыше 42 тысяч объектов, среди них более 40 тысяч отделений почтовой связи, 1860 узлов почтовой связи, около 100 почтамтов. Доведение скорости доставки корреспонденции до мировых стандартов, обеспечение абсолютной надежности и расширение спектра услуг - вот ради чего нужна почтовая реформа. Современная почта во многих промышленно-развитых государствах активно работает в секторе логистики, почтово-банковских услуг, каталожной торговли и прямой почтовой рассылки, активно развивает информационные технологии, гибридную почту и электронную коммерцию. Все эти направления - в сфере внимания российской почты, которая должна стать центром предоставления услуг высокого качества как населению, так и бизнесу. В конечном итоге реформа почты имеет ярко выраженную социальную направленность - вернуть россиянам веру в почту.


9 октября 1863 году открылась первая в Москве бесплатная библиотека по истории России, ныне - Государственная публичная историческая библиотека России

Библиотека основана 9 октября 1863 года как Московская городская Чертковская публичная библиотека. Основу фондов библиотеки составила частная библиотека известного московского общественного деятеля и коллекционера Александра Дмитриевича Черткова, созданная им как «всеобщая библиотека России». В библиотеке собиралась литература, преимущественно иностранная, по истории России, других славянских народов, редкие издания. По мнению специалистов, в первой половине XIX века это было наиболее ценное в России собрание книг по отечественной истории. В 1838 году был издан каталог библиотеки. Библиотекой Черткова пользовались российские писатели и ученые - Жуковский, Пушкин, Гоголь, Погодин, Толстой… В 1863 году библиотека была открыта для общественного пользования как бесплатная общедоступная библиотека. 

При библиотеке был основан и издавался с 1863 по 1873 год один из лучших исторических журналов Х1Х века «Русский архив». С 1871 года Чертковская библиотека перешла в ведение городской Думы, а с 1875 года ее фонд лег в основу создаваемой библиотеки Императорского российского исторического музея, библиотека приобрела общероссийское значение (в качестве библиотеки Исторического музея она просуществовала до 1922 года).

Основным источником комплектования библиотеки до 1917 года были покупка, получение в дар, по завещанию крупных и ценных коллекций литературы от библиофилов, историков, ученых других областей гуманитарного знания. За этот период библиотека пополнилась ценнейшими коллекциями литературы, составившими гордость отечественной культуры. В 1875 году вместе с Чертковской библиотекой Московская Дума передала в Исторический музей библиотеку Голицына, состоявшую из иностранных книг о России периода 1725-1815 годов. В 1885-1887 годах в библиотеку поступили книжные коллекции профессора Щепкина по вопросам языковедения, религии востоковедения; профессора Герца по истории искусства с древнейших времен по ХIХ век. 

В 1887 году наследники передали в библиотеку обширную (более 40 тысяч томов) библиотеку генерал-фельдмаршала князя Барятинского, состоящую из нескольких собраний - западно-европейской литературы по истории России и славянских стран, лингвистике, египтологии, европейских и российских революционных изданий. С конца ХIХ века был налажен книгообмен с рядом библиотек Европы, что также пополнило фонды иностранной литературы. Значительное поступление в библиотеку старой и редкой литературы связано с проведенной Советским правительством в 1918-1919 годы национализацией частных и общественных книжных собраний.

В библиотеку Исторического музея в эти годы поступило около полумиллиона томов из библиотек закрытых учреждений, православных и иноверческих общин, дворянских усадеб, частных владельцев. К 1922 году библиотека переросла масштабы музейной библиотеки, в связи с чем получила статус Государственной исторической библиотеки при Историческом музее. С этого же времени библиотека начала получать обязательный экземпляр отечественной литературы и приобретать (позднее путем книгообмена) иностранную книгу. В 1938 году по Постановлению Совнаркома РСФСР после слияния с Объединенной библиотекой институтов красной профессуры и рядом других небольших библиотек Историческая библиотека стала называться Государственной публичной исторической библиотекой РСФСР. 

Тогда же она получила отдельное здание, которое занимает и по сей день. В 1991 году библиотека стала официально именоваться Государственной публичной исторической библиотекой России (ГПИБ). Фонд библиотеки: свыше трех миллионов 380 тысяч экземпляров, в том числе книг - свыше двух миллионов, старопечатных книг - один миллион 347 тысяч, журналов - свыше одного миллиона 200 тысяч, газет - около 63 тысяч комплектов, нотных изданий - 140, картографических изданий - около пяти тысяч, документов на микроформатах - свыше 47 тысяч, электронные издания.

 
Российские астрономы обнаружили самую дальнюю черную дыру

Российские ученые из Института космических исследований обнаружили наиболее далеко расположенную сверхмассивную черную дыру. Этот космический объект зародился в молодой Вселенной и старше большинства известных галактик. Исследование ученых размещено в Astrophysical Journal.

Ученые провели спектроскопию рентгеновских излучений, которые недавно были обнаружены. Источник излучения 3XMM J125329.4+305539 находится так далеко, что сравним с возрастом Вселенной в один миллиард лет. Астрономы рассказали, что это не самая далекая сверхмассивная черная дыра.

Сверхмассивные черные дыры являют собой квазары, которые способны поглощать энергию и впоследствии излучать ее в виде скоплений энергии. Эти сгустки энергии разгоняются до скорости, приближенной к скорости света, и излучают свечение, которое в сотни раз интенсивнее яркости Солнца.

Ученые считают, что обнаружение такого удаленного квазара говорит о существовании большего числа сверхмассивных черных дыр, чем считалось ранее. Астрономы планируют запустить «Спектр-РГ», который позволит обнаружить самые интенсивные квазары, находящиеся в поле зрения видимой Вселенной.


Пропавший 90 лет назад корабль приплыл без команды к берегам Кубы

В Карибском море возле берегов Кубы был обнаружен корабль, пропавший девяносто лет назад в районе Бермудского треугольника. Кубинские власти выступили с сообщением о том, что 18 мая береговой охраной был обнаружен дрейфующий корабль без экипажа. По предварительным данным, корабль принадлежит компании SS. «Cotopaxi».

Судно внезапно появилось у берегов Гаваны 16 мая. После нескольких неудачных попыток связаться с командой неизвестного судна сотрудники береговой охраны отправились на встречу с кораблем.

Когда экипаж прибыл к месту назначения, то очень удивился, увидев проржавевшее, явно очень старое судно. Пограничники поднялись на борт и замерли от удивления — корабль был абсолютно пуст, отсутствовали какие бы то ни было признаки экипажа.

Немного позже эксперты выяснили, что найденное судно является собственностью компании SS. «Cotopaxi». Корабль был построен сто лет назад и стал знаменит, поскольку исчез в Бермудском треугольнике в 1925 году.

Любые утверждения ученых умов о вполне объяснимых причинах исчезновения кораблей и самолетов в районе Бермудского Треугольника в этом конкретном случае не выдерживают никакой критики.

Факт остается фактом — пропавший 90 лет назад корабль приплыл без команды к берегам Кубы.



Зафиксирован первый случай полного излечения от ВИЧ

Впервые за многолетнюю борьбу с ВИЧ вирусологам удалось победить болезнь. Исследователи из Великобритании разработали новый экспериментальный метод лечения, в ходе которого удалось полностью вылечиться 44-летнему мужчине.

Издание The Sunday Times первым опубликовало сенсационное известие.  Новый экспериментальный метод лечения состоит из двух стадий. На первой стадии больному вводили специальные медикаменты, которые повышают уровень лейкоцитов в крови. Вторая стадия включает в себя введение лекарства, которое убивает сам вирус ВИЧ.

Вирусологи для испытания нового метода собрали группу из 50 человек. Первым успешное лечение прошел 44-летний британец. Анализы крови полностью подтверждают отсутствие вируса в его организме.

Хотя сенсационная новость успела облететь весь мир, ученые не спешат радоваться. За излечившимся пациентом необходимо наблюдать долгое время, контролируя состояние его здоровья. Вирусологи не исключают возможность рецидива.


В обломках метеорита найдены внеземные формы жизни

Исследовательская группа канадских ученых, проводивших исследования в ледниках Сен-Томас в Онтарио, сделала сенсационное открытие. Оказалось, что в обломках найденного метеорита находились ранее неизвестные живые микроорганизмы. Если результаты исследований подтвердятся, то микроорганизмы станут доказательством существования внеземной жизни.

Директор центра по изучению метеоритов Питер Браун рассказал, что метеорит впервые обнаружили в марте этого года. Его при падении зафиксировали видеокамеры Южного Онтарио. Питер и его коллеги занимались восстановлением фрагментов небесного тела. Первоначальный анализ показал, что метеорит содержит в себе ранее неизвестные формы жизни.

Ученые обнаружили, что на осколках метеорита просматриваются необычные борозды. Они предположили, что эти следы принадлежат микроорганизмам, которые вымерли много миллионов лет назад. Подобные находки были обнаружены на поверхности Марса.

Директор NASA Чарльз Ф. Болден выразил благодарность ученым из Канады за их открытие. Для дальнейшего изучения метеорита к ученым присоединятся специалисты из NASA.

 
9 октября 1852 года родился Эмиль Герман Фишер, немецкий химик-органик и биохимик

Родился Эмиль Герман Фишер в Эйскирхене, прирейнском городке недалеко от Бонна, в семье преуспевающего коммерсанта Лоренца Фишера и Юлии Пёнсген. До поступления в государственную школу Вецлара в течение трех лет занимался с частным преподавателем. Весной 1869 с отличием окончил боннскую гимназию. В течение двух лет работал в отцовской фирме, но проявил к делу мало интереса, и весной 1871 отец направил его в Боннский университет. Здесь он посещал лекции великого химика Фридриха Августа Кекуле. Под влиянием Кекуле, уделявшего мало внимания эксперименту, интерес к химии у Фишера стал ослабевать.

В 1872 по примеру своего двоюродного брата, известного в дальнейшем химика Филиппа Отто Фишера (1852–1932), он перешел в Страссбургский университет, чтобы учиться у молодого, но известного профессора-органика А.Байера (Нобелевская премия по химии, 1905). Фишер приступил к химическим исследованиям и вместе с Отто синтезировал новое вещество – фенилгидразин. После получения докторской степени в 1874 стал преподавателем в Страссбургском университете. В следующем году Байер получил пост в Мюнхенском университете, а Фишер стал его ассистентом. 

Финансово независимый и освобожденный от административных и педагогических обязанностей, Фишер смог сконцентрировать внимание на исследованиях. В сотрудничестве с кузеном Отто он применил фенилгидразин для изучения веществ, используемых в производстве органических красителей. Став в 1885 профессором химии в Эрлангенском университете (Вюрцбург), Фишер исследовал пуриновые производные и изучал сахара. Очередной задачей химиков того времени было систематическое исследование методов синтеза, строения и свойств важнейших классов природных веществ – нуклеотидов, углеводов и белков.

В области нуклеотидов Эмиль Фишер изучил производные пурина, составляющего одну из структурных основ этого класса веществ. Он синтезировал природные производные пурина: алкалоиды кофеин, теобромин и теофиллин и компоненты жизнедеятельности животных – ксантин, гипоксантин, мочевую кислоту, аденин и гуанин (два последних вещества – компоненты нуклеиновых кислот). Фишер синтезировал и сам пурин (1898 г.). В химии углеводов злободневной проблемой было установление конфигурации и конфигурационной связи между собой молекул моносахаридов, которые могли существовать в виде нескольких стереоизомерных форм. Фишер первым определил конфигурацию всех природных моносахаридов; к 1890 он осуществил полный синтез маннозы, фруктозы и глюкозы.

В результате проведенных Фишером исследований к концу 19 в. эта область химии превратилась в систематизированную науку. Он предложил удобную номенклатуру сахаров, а также простые формулы (пространственные формулы Фишера) и их классификацию. Разработал методы синтеза важнейших производных сахаров – глюкозидов, к числу которых, кстати, относятся нуклеотиды и многие природные физиологически активные вещества. В 1892 стал директором Химического института Берлинского университета и занимал этот пост до самой смерти. В 1902 Фишеру была вручена Нобелевская премия «в знак признания особых заслуг, связанных c синтезом сахаров и пуринов».

Он относится к немногому числу тех ученых, которые повторно выдвигались на Нобелевскую премию (среди таких лауреатов был, например, физиолог И.П.Павлов). Это было в 1916 и 1919. Фишер в Нобелевской лекции заявил, что «постепенно завеса, с помощью которой Природа скрывала свои секреты, была приоткрыта в вопросах, касающихся углеводов. Несмотря на это, химическая загадка Жизни не может быть решена до тех пор, пока органическая химия не изучит другой, более сложный предмет – белки».

К ним Фишер и обратился. Разработал методы разделения и анализа аминокислот и установил число аминокислот, из которых строятся молекулы белков, а также установил взаимосвязь между этими аминокислотами. Он синтезировал первые полипептиды (комбинации аминокислот) и классифицировал более сорока типов белков, основываясь на количестве и типах аминокислот, образовавшихся при их гидролизе. Таким образом, он был первым, кто синтезировал полипептиды. Сначала (1902) это был дипептид, а позднее (1907) октапептид. Далее Фишер открыл, что ферменты реагируют только с теми веществами, с которыми имеют химическое родство. Это позволило ему сформулировать известнейшее положение о фермент-субстратном соответствии по принципу «ключ – замок».

Он же впервые применил ферменты для синтеза химических веществ, а способность фермента реагировать лишь с одной из стереоизомерных форм оптически активного вещества использовал для создания метода разделения стереоизомеров. В 1903 Фишер синтезировал снотворное средство – веронал (позднее назван барбиталом). Работы Фишера определили основные подходы и направления в развитии химических исследований XX в. трех важнейших классов природных веществ – нуклеотидов, белков и углеводов.

Вильштеттер (Нобелевская премия по химии, 1915) считал Фишера «классиком, не имеющим равных, мастером органической химии как в области анализа, так и в области синтеза, а в личностном отношении прекраснейшим человеком». В его честь Германское химическое общество в 1912 еще при жизни ученого учредило медаль Эмиля Фишера. Являясь учеником основателя всемирно известной научной школы А. фон Байера, Фишер создал собственную научную школу. Среди его учеников – Нобелевские лауреаты по химии Ф.Прегль (1923), А.Виндаус (1928 г.), О.Дильс (1950), а также по физиологии и медицине (1931) – Отто Генрих Варбург (1883–1970).

Смерть жены и последующая гибель двух сыновей во время Первой мировой войны вместе с отсутствием сразу после войны подходящих условий для работы в лаборатории ввели Фишера в состояние глубокой депрессии, к тому же длительные контакты с токсичным фенилгидразином вызвали хроническую экзему, а затем развилась опухоль. После известия 11 июля 1919 года о диагнозе – неоперабельный рак кишечника – Фишер отравился цианистым калием и скончался в Берлине 15 июля 1919 года. В своем завещании сумму в 750 000 марок он передал Академии наук для создания Фонда содействия работам молодых ученых Э.Фишера.

 
Маленькие зверьки сурикаты — самые кровожадные

По сообщению издания Nature, ученые провели исследования, пытаясь определить уровень умышленных убийств, свойственный человеку в период формирования и раннего развития вида. По словам исследователей, для человека этот показатель равен 2 %, при этом для млекопитающих он в среднем равен 0,3%.

Оказывается, самые миролюбивые животные, никогда не совершающие убийства сородичей, — это зебры, газели, маргаи и летучие мыши. В ряду кровожадных первое место досталось маленьким пушистым зверькам с килограмм весом и до 30 см ростом. Это сурикаты из семейства мангустовых.

Смертность от клыков братьев по виду у этих животных достигает 19 процентов. Они обошли кровавых краснохвостых мартышек, лемуров, сурков, львов и мангустов, волков и медвежьих павианов, а также диадемовых сифаков и шиншилл.

Сурикаты обитают в южноафриканской пустыне, их пища — насекомые. Обустраивают жилище в норах от 1,5 метра глубиной. Живут колониями по нескольку семей. В колонии царит матриархат.

Самка суриката приносит по 4 помета в год по 5 детенышей, вес которых едва достигает 30 грамм. Первую неделю детеныши питаются молоком матери, а еще через пару недель уже могут покидать пределы норы. Примечательно, что рожать потомство может только доминирующая самка. Другие самки, забеременевшие или же родившие детенышей, будут изгнаны из стаи.

Зверьки распознают своих по запаху, а также издают индивидуальные «позывные». При нападении одной колонии на поселение другой победители убивают все семейство, включая детенышей.


Морская бактерия может остановить глобальное потепление

Ученые Дании в ходе экспериментов обнаружили неизвестные ранее свойства морских бактерий. Датские ученые проводили соответствующие замеры уровня кислорода в Мировом океане.

Как оказалось, морская обитательница способна регулировать соотношение кислорода и азота в составе морской воды.

По мнению ученых, регуляторные свойства бактерий помогают поддерживать оптимальный уровень кислорода и азота. Это значит, что экосистема самовоспроизводится, снижая влияние глобального потепления на водную среду Земли.

Как предполагают специалисты, открытые способности морской бактерии свидетельствуют о том, что катастрофических последствий глобального потепления для морской экосистемы природа не допустит.

Такие выводы позволяют ученым высказывать предположение, что изменение климата планеты может иметь обратимый характер. Во всяком случае, процессы, запущенные в результате глобального потепления, могут быть остановлены.


Нужно пить 2 литра воды: миф или жизненная необходимость?

С легкой руки Национального совета по продовольствию и питанию США, объявившего в 1945 году о том, что в день здоровому человеку необходимо выпивать 2-2,5 литра воды, родился самый распространенный миф современности. Подтвердить или опровергнуть это утверждение с переменным успехом ученые пытаются уже не одно десятилетие.

Норму потребления 2-2,5 литра воды выводят исходя из того, что тело человека на 70% состоит из воды, а мозг на все 80 %. И для обеспечения жизнедеятельности человеческого организма ежедневно необходимо поступление достаточного количества воды. Приверженцы здорового питания находят логику в такого рода выкладках. Однако они ничем не подтверждены.

Также считается, что обильное питье способно вызывать чувство насыщения, что способствует похудению. По мнению исследователей Американского общества клинического питания, в расчет необходимо принимать весь объем жидкости, попадающей в организм в течение дня. Вода в составе куриного супа больше способствует ощущениям сытости, чем выпитая отдельно.

В медицинской практике также фиксировались случаи, когда люди умирали от водной интоксикации, выпив слишком много.

К тому же многие специалисты приходят к выводу, что количество потребляемой воды должно соотноситься с физической активностью человека. Чем больше человек двигается, тем больше воды организм расходует.  Соответственно, и пить такому человеку нужно больше воды.

Таким образом, ученые считают, что нормы потребления должны учитывать индивидуальные особенности каждого человека.

 
Тритон был открыт английским астрономом Уильямом Ласселом 10 октября 1846 года, всего через 17 дней после открытия Нептуна немецкими астрономами Иоганном Готтфридом Галле и Генрихом Луи д’Арре

В октябре 1846 г. на острове Мальта английский астроном-любитель Уильям Ласселл открыл у Нептуна спутник — Тритон. Его диаметр — 2700 км, и в нём сосредоточена почти вся масса спутниковой системы Нептуна. Кроме того, он обращается очень близко к Нептуну — на расстоянии всего 355 тыс. километров с синодическим периодом обращения - 5 суток 21 час 3 минуты. Тритон является единственным известным внутренним обратным спутником.

Тритон оказался вторым спутником в Солнечной системе (первый — спутник Сатурна Титан), имеющим значительную атмосферу. Состав атмосферы — азот с примесью метана, а давление на поверхности в 70 тыс. раз меньше земного. Температура на Тритоне -235 °С. Это самое холодное тело Солнечной системы, исследованное вблизи. В отличие от остальных спутников Нептуна поверхность Тритона светлая и отражает 70—90% солнечного света.

"Вояджер" открыл на розоватом Тритоне невиданные ранее геологические структуры, трещины и узорчатые равнины. Метеоритных кратеров на нём почти не сохранилось. Совершенно неожиданно в этом царстве холода обнаружены действующие гейзеры — султаны многокилометровой высоты. Поверхность спутника ледяная, при таких низких температурах замерзает не только вода, но и азот. Именно из твёрдого азота состоит южная полярная шапка Тритона, на которой бьют гейзеры. Источником энергии для вулканической деятельности служит солнечный нагрев, вызывающий парниковый эффект в толще прозрачного азотного льда. Когда на южном полюсе Тритона наступает весна (она длится более 40 лет), в полярной шапке образуются подлёдные линзы жидкого азота, прорывающегося наружу в виде гейзеров. На высоте примерно 8—10 км столб гейзера начинает расплываться и разносится ветром в разреженной атмосфере на многие десятки километров. 

Это эффектное зрелище “Вояджер-2” даже сфотографировал, но, к сожалению, с большого расстояния. В последние годы удалось разгадать тайну происхождения гигантского обратного спутника Нептуна. Компьютерные расчёты свидетельствуют: чем дольше образовывалась спутниковая система, тем больше захватывала планета обратных частиц. Чем дальше она отстоит от Солнца, тем медленнее формирует себя и свою спутниковую систему.

Источник.
Изменено: Елена Сальникова - 09.10.2016 18:51:13
 
Обезьяны читают чужие мысли

Человекообразные обезьяны связывают чужие неправильные поступки с чужими неправильными мыслями.

В чтении чужих мыслей нет никакой мистики – мы действительно можем понять, что у другого в голове, основываясь на его действиях, выражении лица, интонации, сказанных словах и т. д. Вот обычный пример: если ребёнку показать, как человек прячет в ящик стола шоколадный батончик, потом выходит из комнаты, и в это время кто другой забирает батончик из ящика – то куда, по мнению наблюдателя, заглянет вернувшийся в комнату тот, первый?

Дети отвечают, что в ящик, и совершенно правильно отвечают – они понимают, что вышедший не видел, как его батончик забирают, и потому продолжает думать, что он лежит там же, куда он его положил. Умение понять, почему кто-то другой «продолжает думать» и что именно он «продолжает думать», и называется чтением мыслей, хотя корректнее называть это умением моделировать чужое психическое состояние (в английском будет короче – theory of mind, или «теория разума»). Без моделирования чужого психического состояния невозможна сложная социальная жизнь – без «теории чужого разума» нам не понять другого, без неё нет эмпатии, без неё невозможно обучение, и считается даже, что «theory of mind» необходима для полноценного развития языковых способностей.

И, как это часто бывает с высшими когнитивными функциями, долгое время казалось, что «чтение мыслей» есть сугубо человеческая способность. Со временем, однако, стали появляться работы, в которых человекообразные обезьяны демонстрировали способность понимать других: в экспериментах шимпанзе действовали так, как если бы они осознавали, что видел их товарищ, что он знает (например, о спрятанной еде) и каковы мотивы его действий (украсть спрятанное).

Однако у способности моделировать чужую психику есть несколько ступеней, и одна из самых высоких – умение понять, что другой внутренне неправ, что его представления о мире ошибочны, что того, во что он верит, не существует. Пример, с которого мы начали, с перепрятанным батончиком – как раз случай «ложных представлений о мироустройстве» (почему именно ложных, неважно, главное, что то, что у человека в голове, не соответствует порядку вещей). И вот понять ошибочность чужой позиции обезьяны уже как будто были не в состоянии; более того, считалось, что дети до четырёх лет тоже не могут оценить верность чужих убеждений.

Но в 2007 году, после новых экспериментов с двухлетними детьми, оказалось, что они вполне понимают, что другой может ошибаться (в экспериментах использовали трюк, похожий на фокус с шоколадным батончиком – человек искал вещь там, где её не было, и дети знали, что он будет искать её именно там). И тогда возникла мысль, что, может быть, и обезьян стоит перепроверить на способность видеть ложные мысли.

Кристофер Крупенай (Christopher Krupenye) вместе с коллегами из Университета Дьюка, Университета Киото и Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка сняли несколько фильмов про конфликт человека и обезьяны (в роли обезьяны тоже был человек, только в «костюме Кинг Конга»). Сюжет был такой: «обезьяна» крала у человека камень и прятала его в один из ящиков, причём так, что человек видел, в какой ящик, а человека прогоняла. Затем «обезьяна» перепрятывала украденное в другой сундук, и тут как раз возвращался человек с палкой. Прогнав обезьяну, он начинал искать камень.

Видео показывали тридцати обыкновенным шимпанзе, шимпанзе бонобо и орангутанам. Чтобы понять, куда смотрят животные, исследователи использовали технологию, позволяющую отслеживать движения глаз. Разумеется, не все обезьяны вообще вникали в интригу, и, когда человек возвращался, чтобы забрать камень, лишь 22 из 30 приматов смотрели на ящики. Но при том 17 из этих 22 неотрывно смотрели на ящик номер один, куда камень клали вначале. (Вообще же опытов был несколько, и раз от разу конкретное число заинтересованных зрителей было разным, но, так или иначе, на ящик номер один смотрели от 2/3 до 3/4 всех подопытных.) То есть, как пишут в Science авторы работы, обезьяны, следящие за сюжетом, понимали, что человек пойдёт туда, куда, как он думает, спрятана украденная вещь, и взгляд зрителей предугадывал действия актёра – хотя, подчеркнём, сами зрители знали, что всё уже перепрятано.

У новой работы, как пишет портал Science, есть существенные отличия от предшествующих экспериментов на ту же тему. Во-первых, тут не задействовали еду – приматы просто смотрели на разыгрываемую сценку. Если бы от обезьян что-то просили сделать за угощение, то включались бы дополнительные механизмы самоконтроля, которые искажали бы картину «теории разума». Конечно, без еды даже шимпанзе трудно заинтересовать какими-то абстрактными вещам, но здесь удалось выйти из положения – на видео сняли социальный конфликт, а приматы к таким вещам очень чувствительны и всегда с интересом наблюдают за развитием событий. Во-вторых, внимание животных отслеживали непосредственно по движению глаз, от них не требовалось никаких дополнительных знаков, сигналов и тому подобного.

Психологи, которые обнаружили у двухлетних детей способность понимать чужие ложные представления, говорят о том, что опыт с обезьянами почти полностью повторяет их эксперимент с детьми – там тоже использовали систему слежения за движениями глаз – и, в общем, почему бы не признать, что такая же способность и у человекообразных приматов. С другой стороны, насчёт «теории разума» у обезьян есть масса других результатов, и все они говорят о том, что у приматов (кроме человека, естественно) способность моделировать чужое психическое состояние ограничивается лишь чужими мотивами, осведомлённостью, эмоциями и т. д. Возможно, дальнейшие исследования помогут согласовать новые данные со старыми – не исключено, что способность видеть ложные мысли у шимпанзе и прочих проявляется не всегда, а только в определённых ситуациях.


Однообразное поведение сплачивает коллектив

Тот, чьё поведение отличается однообразием и предсказуемостью, имеет больше шансов стать лидером – по крайней мере, среди рыб.

Многим животным, от рыб и саранчи до зебр в национальном парке Серенгети, свойственно социальное поведение. Жизнь в коллективе помогает, прежде всего, защититься от врагов, найти пищу и вообще выжить. Чтобы коллектив не распался, все его члены должны взаимодействовать друг с другом – задача не из легких, поскольку особи могут сильно отличаться друг от друга какими-то поведенческими особенностями, каковые особенности к тому же могут изменяться со временем. Очевидно, для коллектива было бы выгоднее, чтобы те, кто в него входит, вели себя более-менее постоянно, однообразно. С нашей точки зрения это очень скучно; известно, что английский писатель и философ Оскар Уайльд считал постоянное однообразное поведение «последним приютом лишенных воображения людей». Однако для социальных животных постоянство поступков – и, следовательно, их предсказуемость – может быть очень полезной, как показывают результаты исследований Христоса Иоанну (Christos Ioannou) Бристольского университета и Саши Доула (Sasha R. X. Dall) из Эксетерского университета.

Биологи экспериментировали с трёхиглыми колюшками (Gasterosteus aculeatus), которые жили в аквариумах поодиночке или в группах по две или по четыре особи. Чтобы найти еду, рыбам необходимо было покинуть убежище и проплыть через весь аквариум. Оказалось, что какой бы храброй и решительной ни была рыба, лидером, который ведёт группу к пище, окажется не она, а та, чьё поведение отличается устойчивостью и однообразием в различных ситуациях. С другой стороны, такие однообразно-устойчивые особи, оказавшиеся на вторых ролях, быстрее взаимодействовали с вожаком образовавшейся стаи, быстрее входили к нему в подчинение – и в результате гарантированно получали большую часть пищи. Группы рыб, состоявшие из особей с постоянными поведенческими реакциями, оказывались более сплочёнными, что позволяло принимать всей стае правильные решения. По словам самого Христоса Иоанну, «важно не то, как вы будете действовать в коллективе, но насколько постоянно и последовательно вы делаете то, что определяет успех и сплоченность группы».

Полностью результаты опубликованы в журнале Scientific Reports. Авторам работы впервые удалось доказать, что однообразное поведение выгодно для социальных животных; кроме того, новые данные проливают свет на то, как определенные индивидуальные черты поведения развиваются с течением времени и в разных жизненных ситуациях. «При изучении группового поведения на устойчивость реакций животных обращают внимание не слишком часто. Наши результаты прокладывают путь для будущих исследований, в которых будут учитывать не только усреднённые особенности особей, но также и различия их поведенческих реакций, и что важно, постоянство этих реакций во времени», – говорит Христос Иоанну.


Шмели учатся друг у друга

Понаблюдав за тем, как товарищ с помощью сложных манипуляций добывает еду, другие шмели потом могут в точности повторить его действия.

Когда мы сталкиваемся с какой-то проблемой, мы либо стараемся решить её самостоятельно, либо ищем, как её решали до нас. Но такая способность перенимать друг у друга знания не есть сугубо человеческая способность. Например, такое часто можно наблюдать у обезьян: если кто-то из группы понял, как добраться до еды в хитроумно запечатанном контейнере, то скоро все члены группы будут без особых проблем проделывать то же самое.

Более того, как выяснили несколько лет назад зоологи из Сент-Эндрюсского университета, обезьяны могут осваивать знания по видеокурсу: когда обыкновенным игрункам показывали ролик с другими игрунками, которые открывали ящик с едой, то те, которые смотрели, успешно повторяли то, что увидели на экране ноутбука. И ладно бы приматы – в 2014 году исследователи из Венского университета опубликовали статью, в которой утверждали, что и попугаи способны перенимать чужой опыт, просто понаблюдав за другим попугаем.

На самом деле существует масса примеров того, как знания распространяются в сообществе животных по социокультурным каналам, однако до сих пор подобные вещи наблюдали только у млекопитающих и птиц. Высокий интеллект у позвоночных кажется нам вполне естественным, но, возможно, и беспозвоночные могут делиться друг с другом важной информацией?

С одной стороны, мы все знаем, что пчёлы, вернувшись с разведки, рассказывают другим о том, где можно найти много пыльцы и нектара. С другой стороны, пыльцу и нектар пчёлы ищут с незапамятных времён, и обмен соответствующей информацией доведён у них до автоматизма. А если перед ними поставить какую-нибудь нестандартную задачу, вроде той, которую решали обезьяны – достать еду из ящика?

Такой эксперимент выполнили Ларс Читтка (Lars Chittka) и его коллеги из Лондонского университета королевы Марии, правда, экспериментировали они не с пчёлами, а со шмелями. (Буквально на днях мы рассказывали про другую работу той же исследовательской группы – в недавно опубликованной статье в Science Читтка с коллегами описывали, как шмели становятся оптимистами, поев сладкого.)

Сам опыт выглядел так: насекомые должны были вытащить за верёвочку искусственный цветок с сиропом из-под плексигласовой пластины на ножках. Сначала шмели пили из «цветов», которые были спрятаны только наполовину, потом же кормушку убирали под плексиглас целиком – подлезть под пластину было невозможно, так что приходилось тянуть за верёвку. Шмели, как ни удивительно, и впрямь понимали, что от них требуется, и вскоре научились получать угощение, подтаскивая его к себе; как это происходило, можно посмотреть здесь.

За обученными шмелями сквозь прозрачную стенку клетки наблюдали два с половиной десятка других, которые подобную задачу – вытащить цветок с сиропом за верёвочку – сами никогда не решали. И большая часть из них – точнее, 60% – смогли повторить то, что они увидели, просто поглядев на действия их «продвинутого» коллеги.

Более того, когда знающего шмеля подсаживали в колонию «незнаек», и он там потом спустя какое-то время умирал, то знание всё равно продолжало распространяться среди членов колонии. Иными словами, работал механизм передачи информации, когда присутствие, так сказать, первопроходца, первоначального изобретателя технологии вовсе необязательно.

Полностью результаты экспериментов опубликованы в PLOS Biology. Сами авторы, по их словам, не знают, чему удивляться больше: то ли тому, что шмели в принципе способны освоить такие манипуляции, то ли тому, что они способны учиться друг у друга. Так или иначе, мы получили ещё одно доказательство того, что для некоторых когнитивных операций, которые кажутся нам достаточно сложными, вовсе не обязательно быть обладателем сложнейшего человеческого мозга.

Читают тему (гостей: 2)