28 января 1841 года родился Василий Осипович Ключевский ...
"Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь, и
любить тех, кому преподаешь."
(1841-1911)
— российский историк, академик (1900), почетный академик (1908 ) Петербургской АН. Труды: «Курс русской истории» (ч. 1-5, 1904-22), «Боярская дума Древней Руси» (1882), по истории крепостного права, сословий, финансов, историографии. Василий Осипович Ключевский родился 28 января (16 января по старому стилю) 1841 года в селе Вознесенское Пензенской губернии. Его отец был сельским священником Пензенской епархии. Учился в пензенском духовном училище и пензенской духовной семинарии. В 1861 году, преодолев трудные материальные обстоятельства, поступил на историко-филологический факультет Московского университета, где слушал Н. М. Леонтьева; Ф. М. Буслаева; Г.А. Иванова; К.Н. Победоносцева; юриста, историка и философа Бориса Николаевича Чичерина и историка Сергея Михайловича Соловьева. Под влиянием особенно двух последних ученых определились и собственные научные интересы Василия Осиповича.
В лекциях Чичерина его пленяла стройность и цельность научных построений; в лекциях Соловьева он познал, по собственным его словам, «какое наслаждение для молодого ума, начинающего научное изучение, чувствовать себя в обладании цельным взглядом на научный предмет.»
Кандидатская диссертация В.О. Ключевского был написана на тему: «Сказания иностранцев о Московском государстве». Оставленный при университете, Василий выбрал для специального научного исследования обширный рукописный материал житий древнерусских святых, в котором надеялся найти «самый обильный и свежий источник для изучения участия монастырей в колонизации Северо-Восточной Руси». Упорный труд над колоссальным, рассеянным по многим книгохранилищам, рукописным материалом не оправдал первоначальных надежд Ключевского. Результатом этого труда была магистерская диссертация: «Древнерусские жития святых как исторический источник» (М., 1871), посвященная формальной стороне житийной литературы, ее источников, образцов, приемов и форм.
Мастерское, истинно научное исследование одного из крупнейших источников нашей древней церковной истории выдержано в духе того строго-критического направления, которое в церковно-исторической науке середины прошлого столетия далеко еще не было господствующим. Для самого автора пристальное изучение житийной литературы имело и то значение, что из нее он извлек много блещущих, как алмаз, крупиц живого исторического изображения, которыми Ключевский с неподражаемым искусством воспользовался в характеристиках разных сторон древнерусской жизни.
Занятия магистерской диссертацией вовлекли Ключевского в круг разнообразных тем по истории церкви и русской религиозной мысли, и на эти темы появился ряд самостоятельных статей и рецензий; из них наиболее крупные: «Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря», «Псковские споры», «Содействие церкви успехам русского гражданского порядка и права», «Значение преподобного Сергия Радонежского для русского народа и государства», «Западное влияние и церковный раскол в России ХVII века».
В 1871 году Василий Ключевский был избран на кафедру русской истории в Московской духовной академии, которую занимал до 1906 года; в следующем году начал преподавать в Александровском военном училище и на высших женских курсах. В сентябре 1879 г. он был избран доцентом Московского университета, в 1882 г. – экстраординарным, в 1885 г. – ординарным профессором. В 1893 – 1895 годах, по поручению императора Александра III, читал курс русской истории великому князю Георгию Александровичу; в Абас-Тумане с 1900 по 1911 г. преподавал в училище живописи, ваяния и зодчества; в 1893 – 1905 годах был председателем Общества Истории и Древностей при Московском университете. В 1901 году был избран ординарным академиком, в 1908 г. – почетным академиком разряда изящной словесности Академии Наук; в 1905 г. участвовал в комиссии о печати под председательством Дмитрия Фомича Кобеко и в особом совещании (в Петергофе) об основных законах; в 1906 г. избран членом государственного совета от Академии Наук и университетов, но отказался от этого звания.
"Хитрость не есть ум, а только усиленная работа инстинктов, вызванная отсутствием ума."
"Одни вечно больны только потому, что очень заботятся быть здоровыми, а другие здоровы только потому, что не боятся быть больными."
"В России нет средних талантов, простых мастеров, а есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать, потому что не имеют подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет мастеров. Первые бесполезны, потому что их слишком мало; вторые беспомощны, потому что их слишком много."
— американский художник, идеолог и лидер абстрактного экспрессионизма, оказавший значительное влияние на искусство второй половины XX века.
Джексон Поллок родился в штате Вайоминг, он был младшим из пяти сыновей. Первые пятнадцать лет его жизни семья переезжала с места на место.
Когда Полу было одиннадцать, его родители остановились в Аризоне. Именно там с ним произошёл несчастный случай: приятель отрубил ему фалангу пальца.
Поллок обучался в Высшей школе прикладных искусств, где сблизился с одним из учителей, Фредериком Джоном Швамковским, который посвятил его в основы теософии.
В 1930 году Поллок переезжает в Нью-Йорк вслед за своим братом Чарльзом. Они вместе обучались у Томаса Бентона, который оказал влияние на Поллока, заметное в криволинейных волнистых ритмах его картин, а также в использовании деревенских сюжетов.
В период Второй мировой войны Нью-Йорк стал новой столицей современного искусства: в этот город прибывали художники из оккупированной Европы; здесь проходили многочисленные выставки, посвященные современному искусству. На Поллока огромное впечатление произвели выставки Пикассо — «Герника», представленная в 1940 г. и ретроспектива «Пикассо.
Сорок лет. 1900-1940?. Европейский сюрреализм и изучение теорий Юнга определили творчество Поллока в 1940-е гг. В это время к художнику пришел и первый успех. Он участвовал в выставке «Американская и французская живопись», где его работы соседствовали с произведениями Пикассо, Матисса, Брака и Дерена.
В 1943 г. состоялась первая персональная выставка мастера.
В своих произведениях Поллок полностью отказался от какой-либо связи с действительностью, стремясь выразить лишь свое состояние. Он начал пользоваться изобретенной им техникой «дриппинг» — выдавливанием и разбрызгиванием краски из тюбика прямо на холст.
Картина "Номер 5", написанная в 1948 году, считается самой дорогой картиной в мире. В 2006 году на аукционе Сотбис она была куплена за 140 миллионов долларов.
29 января 1616 г. открыт мыс Горн — самая южная точка архипелага Огненная Земля, расположенный на острове Горн, омываемом водами пролива Дрейка 29 января 1688 года родился Эммануил Сведенборг
шведский учёный-естествоиспытатель, христианский мистик, теософ, изобретатель 29 января 1866 года родился Ромен Роллан
французский писатель 29 января 1860 родился Чехов Антон Павлович и здесь:
29-го января 1896 года американский физик Э. Груббе использовал радиоактивное излучение для лечения рака. Ученый стал первым медиком во всем мире, решившимся бороться с онкологическими заболеваниями радиацией
"Я вовсе не хочу, чтобы из меня вышло что-нибудь особенное,
чтобы я создал великое, а мне просто хочется жить,
мечтать,
надеяться,
всюду поспевать...
Жизнь... коротка, и надо прожить ее лучше."
(1860-1904)
– великий русский писатель, талантливый драматург, академик, врач по профессии. Самое главное в его творчестве – это то, что многие произведения стали классикой мировой литературы, а его пьесы ставятся в театрах по всему миру.
Родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге в семье купца. С ранних лет вместе с братьями Антон помогал отцу в его лавке. Детство Чехова прошло в церковных праздниках, каждый день будущий писатель пел в церковном хоре.
Обучение проходило в греческой школе-гимназии, куда маленький Чехов поступил в подготовительный класс в 1868 году. Затем Антон Павлович начал обучение в университете Москвы на медицинском факультете, который окончил в 1884 году. После этого занимается врачебной практикой. За все годы учебы Чехову приходилось всячески подрабатывать: он был репетитором, сотрудничал с журналами, писал краткие юморески.
Дебют в печати Чехова состоялся еще на первом курсе института, когда юный писатель отправил в журнал «Стрекоза» свои рассказ и юмореску.
Рассказы Чехова были впервые изданы книгой в 1884 году («Сказки Мельпомены»). На творчество Чехова того периода значительное влияние оказали произведения Л. Толстого.
Затем в биографии Чехова было совершено долгое путешествие на Сахалин (апрель-декабрь 1890г.).
Там писатель изучал жизнь ссыльных. Произведения Чехова «В ссылке», «Остров Сахалин», «Палата № 6» отражают его впечатления о поездке.
Чехов никогда не считал себя детским писателем. Однако для детей у него тоже нашлось несколько произведений: «Каштанка» и «Белолобый» – «две сказки из собачьей жизни», – как выразился сам писатель в письме к издателю.
После покупки имения Мелихово, ведет общественную деятельность, помогая людям (1892-1899). В то время было написано много произведений, среди которых: пьесы Чехова «Вишневый сад», «Три сестры», «Чайка», «Дядя Ваня». Постановка «Чайки» на сцене МХАТа в 1898 году стала заслуженным триумфом Чехова-драматурга.
Затем из-за туберкулеза биография Антона Чехов пополняется еще одним переездом – в Ялту, где у него в гостях бывают Л. Толстой, А. Куприн, И. Бунин, И. Левитан, М. Горький.
Сочинения Чехова выходят двумя томами в 1899-1902, а также 1903 годах.
Из-за обострения болезни писатель едет в Германию для прохождения лечения, где умирает 2 (15) июля 1904 года.
(И)
"Берегите в себе человека."
"Если хочешь понять жизнь, то перестань верить тому,
29 января 1817 года родился Джон Коллкотт ХОРСЛИ
...
(1817-18.10.1903)
английский художник, который в 1843 году вместе с приятелем Генри КОУЛОМ создал первую рождественскую открытку, на которой была изображена отмечающая праздник семья, а снизу шла надпись "Веселого Вам рождества и счастья в Новом году"
John Callcott Horsley родился в Лондоне, в семье известного английского музыканта. Уже в возрасте тринадцати лет Джон поступил в известную академию живописи «Dr Henry Sass’s academy». Потом была школа живописи при Королевской академии художеств. В 1836 году он выставил первую свою работу «The Pride of the Village» в Королевской академии, а вскоре стал победителем в конкурсе на оформление Вестминстерского дворца. В 1864 году The Pride of the Village стал членом Королевской академии живописи, через десять лет – ректором и казначеем академии. В 1897 году художник покинул академию в знак протеста – он был категорически против использования обнаженных моделей в живописи. The Pride of the Village писал жанровые картины. И совсем не пасторальной тематики. А ещё иллюстрировал книги и действительно, по заказу сэра Генри Коула, создал первое иллюстрированное поздравление с Рождеством на кусочке картона 12 х 7 сантиметров.
30 января 1925 года родился Дуглас Карл Энгельбарт
... (30 января 1925 — 2 июля 2013 ).
изобретатель компьютерной мыши и гипертекста. Заложил основы интерактивного программирования, совместного использования баз данных, видеоконференций, прототипа оконного интерфейса.
Дуглас Энгельбарт родился 30 января 1925, Портлэнд, штат Орегон (США) в семье Carl Louis Engelbart and Gladys Charlotte Amelia Munson Карла Луиса и Глэдис Шарлотты Амелии Энгельбарт. Был средним ребенком (помимо него в семье был младший брат Дэвид и старшая сестра Дорианна).
Энгельбарт закончил в 1942 году портлендский колледж имени Франклина, обучался в Университете штата Орегон. Вторая Мировая успела затронуть и Дугласа - он отслужил в самом конце в качестве радиста ВМФ США на Филлипинах. После возвращения в родной Орегон Дуглас продолжил обучение и получил степень бакалавра в области "электронной инженерии" в 1948 году.
В 1955 году получил степень доктора наук в Беркли. Стоит отметить, что Энгельбарту довелось поучавствовать в закрытом военном проекте APRANet. Его метод подбора кадров лёг в основу организации команды вокруг первой распределённой компьютерной сети. Энгельбарт и его подчиненные стали основными разработчиками ядра системы управления информацией, гарантирующего, что накопленные знания не будут утрачены и не станут недоступными вследствие несовершенства технологии управления форматами и протоколами.
Именно тогда Дуглас предложил миру среду NLS (oNLine System), включающую в себя принципиально новую операционную систему, универсальный язык программирования, электронную почту, разделённые экраны телеконференций, систему контекстной помощи. Много внимания Энгельбарт уделял контроллерам и манипуляторам, пытаясь создать удобный инструмент управления системой. Фурор произвела неприметная "мышь" или, на языке научного доклада, "индикатор позиций координат". С её помощью можно было манипулировать объектами по всей плоскости экрана.
Энгельбарт был одним из самых высокооплачиваемых специалистов компании Logitech. Здесь он выступал в роли не только консультанта, но и негласного символа корпорации. В 1968 он получил от работодателей за своё изобретение лишь чек на 10 тысяч USD. Весь гонорар был немедленно внесён в качестве первого вклада за скромный домик вдали от роскошных вилл, привычных в Кремниевой Долине.
В первых числах июля 2013 года Дуглас Энгельбарт, один из наиболее известных инженеров Силиконовой долины, скончался в своем доме в Атертоне, штат Калифорния, США, в возрасте 88 лет.
Родился в семье придворного врача Жана Клода Адриена Гельвеция (1685—1755), (его фамилия изначально была Schweitzer — Швайцер, что, как Хельвециус, означает в переводе «Швейцарец», «Швейцарский»).
Окончил иезуитский коллеж Луи-ле-Гран, где его готовили к финансовой службе, но при этом ещё с молодости увлекся поэзией (к 1740 к поэзии охладел).
Окончив коллеж, служил в Кане помощником своего дяди, сборщика налогов.
В 1738 получил должность генерального откупщика (сборщика налогов) благодаря влиянию своего отца. На этом посту сколотил целое состояние, хотя и не был, как большинство генеральных откупщиков 17-18 вв., коррумпированным и бездеятельным чиновником.
После женитьбы на Анне Катрин де Линьвиль д’Отрикур в 1751, оставил должность. С женой проводил время в замке в Воре близ Ремалара и в своем парижском особняке на улице Сен-Анн. В Воре Гельвеций имел богатые угодья и считался радушным хозяином; в Париже его салон получил известность как место, для выражения свободомыслия. Входил в кружок Дидро и Гольбаха.
Сблизившись с Монтескьё и Вольтером, с 1751 г. посвятил себя научным занятиям и литературе.
Одно из главных его сочинений, «Об уме» (De l’esprit, 1758; рус. пер. 1917, 193 , было осуждено папой Климентом XIII, парижским парламентом и теологическим факультетом Сорбонны, и сожжено.
В 1764 посетил Англию, а в 1765 по приглашению Фридриха II — Пруссию. В 1766 вместе с астрономом Лаландом основал Масонскую ложу наук, которая впоследствии объединяла наиболее известных ученых того времени. К 1769 Гельвеций закончил труд «О человеке» (De l’Homme, опубл. 1772, посм.).
Страдал тяжелой формой подагры и умер в своем доме на улице Сен-Анн 26 декабря 1771 г. в Париже. Полное собрание его сочинений было выпущено в Париже в 1818 г.
Чтобы распознать это качество, рассмотрим этимологию слова гений, потому что обыкновенно в этимологиях ясно выражаются те идеи, которые общество связывает со словами. Слово гений происходит от gignere, gigno (я порождаю, я произвожу); оно всегда предполагает изобретение, и это единственное качество, принадлежащее всем различным гениям.