Форум
RSS
Знаменательные и памятные даты
 
4 января


Ранее здесь:

4 января 1643 года родился Исаак Ньютон  
английский физик, астроном, математик, заложивший основы классической механики  


4 января 1710 года родился Джованни Перголези  
итальянский композитор, скрипач и пианист  


4 января 1809 года родился Луи Брайль  
французский педагог, автор азбуки для слепых  


и здесь:

4 января 1829 года  Мария Юшневская получила разрешение последовать за мужем-декабристом в Сибирь

 
4 января

4 января 1813 года родился Исаак Питмен 
   ...   
(Айзек Питман) 

(1813-1897), английский фонограф, разработавший метод записи, известный под названием "стенограмма Питмена". Родился 4 января 1813; поступил в школу в возрасте 18 лет, после работы на фабрике. Назначенный в 1832 магистром в школе Бартон-он-Хамбер, в течение одиннадцати лет учительствовал в этой и других школах. Пользуясь поддержкой издателя Самюэля Багстера, написал и опубликовал в 1837 книгу Стенография, и в 1840 - Фонография. В 1842 в Бате основал и начал издавать фонетический журнал, а в 1843 основал фонетический институт. Питмен был убежденным сторонником фонетического принципа письма. Был возведен в дворянское звание в 1894. Умер в Бате (Англия) 22 января 1897.
Он родился в Троубридже, Англия, в семье портного Шмуэля Питмана и его жены Марии. Старший брат Исаака Яаков стал известным в Англии и Австралии архитектором, а самый младший брат, Бенни, в 1852 году эмигрировал в США и открыл в Цинциннати Фонографический институт, где осуществлялась подготовка стенографистов и издавались научные труды по системе его брата Айзика Питмана.
Вынужденный по болезни оставить школу в 13 лет, Айзик стал заниматься дома, рассчитывая вскоре вернуться в класс. Но когда понял, что это невозможно, он решил совместить самостоятельную учебу дома с работой и устроился клерком в счетную контору поблизости от своего дома. Работать юноше приходилось с шести часов утра до шести часов вечера.
В 1837 году 24-летний Айзик Питман задумался о том, как революционизировать систему быстрой записи текста, хотя, если судить по его словам, он не планировал изобретать что-то вроде стенографии. Тем не менее, именно тогда клерк счетной конторы А.Питман обнаружил, что любой человек, в среднем, использует всего около 700 слов в своей разговорной речи, и даже если включить в это число производные от общеупотребляемых слов, эта цифра увеличится всего до 800 слов. В то же время классический английский словарь New Oxford Shorter English Dictionary включает в себя полмиллиона слов. А это означает, что 80 процентов нашего с вами общения обеспечивается менее чем одним процентом общего количества существующих в языке слов.
Размышляя обо всем этом, Айзик Питман решил открыть в том же 1837 году частную школу в Уоттоне и, среди прочих предметов, стал преподавать там стенографию. Тогда же он попросил своего друга-полиграфиста Сэмюэля Багстера издать маленькую книжицу – пособие для желающих овладеть навыками быстрого письма. И вскоре эта система Питмана прочно завладела миром и стала использоваться повсеместно – не только в школах и университетах, но и в ходе судебных заседаний, на пресс-конференциях и так далее.
Так родилась и начала свое победное шествие по планете система стенографии, которой сегодня владеют миллионы людей в разных странах.
Но Айзик Питман решил идти дальше, и в 1840 году он начал обучать стенографии студентов Объединенного Королевства по почте, с помощью специальных открыток, став, таким образом, родоначальником первого в мире дистанционного образовательного курса. В том же 1840 году Питман основал в Бате Фонетический институт и Фонетический журнал, стал печатать небольшие популярные произведения, записанные по системе стенографии, издал учебник фонографии, выдержавший десятки переизданий.
Умер сэр Айзик Питман 22 января 1897 года На его доме в Уоттоне установлена мемориальная доска, свидетельствующая о том, что здесь жил школьный учитель, ставший выдающимся изобретателем всемирно известной науки стенографии.
Придуманная Питманом система скорописи вошла в десятки языков и стала одной из наиболее используемых во всем мире, а созданное им издательство выпускало множество журналов и книг о скорописи. В Америке эту систему представили Стивен Эндрюс и Бенни Питман, младший брат сэра Айзика Питмана. Кстати, именно Бенни написал биографию брата (1902), которому незадолго до этого (в 1894 году) был пожалован рыцарский титул.


Краткая история развития дистанционного образования
 
5 января
Ранее здесь:

5 января 1786 года родился Томас Наттолл  
английский ботаник и зоолог  




5 января 1919 года родилась Сильва Капутикян  
советская поэтесса, крупнейшая армянская поэтесса XX века, писатель и публицист, академик  



5 января 1914 года родился Николя де Сталь  
французский живописец российского происхождения  




и здесь:

5 января 1957 года в первом номере журнала "Техника-молодёжи"   за 1957 год началась публикация романа Ивана Ефремова "Туманность Андромеды"   — этапного в развитии советской фантастики. 
 
5 января
5 января 1909 года родился Павел Николаевич Васильев 
   ...      
   ***
                      Родительница степь, прими мою,
                      Окрашенную сердца жаркой кровью,
                      Степную песнь! Склонившись к изголовью
                      Всех трав твоих, одну тебя пою!
                     


 К певучему я обращаюсь звуку,
                      Его не потускнеет серебро,
                      Так вкладывай, о степь, в сыновью руку
                      Кривое ястребиное перо.
                                              1935   *
(23 декабря 1909 (5 января 1910), Зайсан, Семипалатинская губерния — 16 июля 1937, Москва) — русский советский поэт, родоначальник (по определению С. Клычкова) «героического периода» в русской литературе — «эпохи побеждающего в человеческой душе коммунизма».
Родился 5 января 1910 г. (23 декабря 1909 г. по ст. ст.) в Зайсане (ныне Республика Казахстан). Отец — Николай Корнилович Васильев (1886—1940), сын пильщика и прачки, выпускник Семипалатинской учительской семинарии. Мать — Глафира Матвеевна, урожд. Ржанникова (1888—1943), дочь крестьянина Красноуфимского уезда Пермской губернии, окончила прогимназию в г. Павлодаре. В 1906 г. супруги Васильевы приехали в Зайсан, где Николай Корнилович поступил учителем в приходскую школу. Два первых ребёнка, Владимир и Нина, умерли в младенчестве. Боясь за судьбу третьего, Павла, Васильевы в 1911 г. переехали в Павлодар, где Николай Корнилович преподавал на педагогических курсах.
Васильевы часто переезжали по местам службы Николая Корниловича: в 1913 г. — в станицу Сандыктавскую; в 1914 г. — в Атбасар; в 1916 г. — в Петропавловск, где Павел поступил в первый класс; в 1919 г. — в Омск, где Н. К. Васильев оказался, будучи мобилизован в армию Колчака. В конце 1920 г. Васильевы вернулись в Павлодар, где поселились у родителей Глафиры Матвеевны. Павел учился в 7-летней школе, находящейся в ведении Управления водного транспорта, которой заведовал его отец, затем — в школе II ступени. Летом 1923 г. отправился в организованное для учащихся плавание на пароходе вверх по Иртышу до озера Зайсан.
Первые стихи написал в 1921 г. По просьбе учителя литературы написал стихотворение к годовщине смерти В. И. Ленина, ставшее школьной песней.
По окончании школы, в июне 1926 г. уехал во Владивосток, несколько месяцев проучился в Дальневосточном университете, где прошло его первое публичное выступление. Участвовал в работе литературно-художественного общества, поэтической секцией которого руководил Рюрик Ивнев. Здесь же состоялась его первая публикация: в газете «Красный молодняк» 6 ноября 1926 года было напечатано стихотворение «Октябрь».
В начале декабря уехал в Москву. По пути останавливался в Хабаровске, Новосибирске, Омске, где участвовал в литературных собраниях и печатался в местной периодике, в том числе в журнале «Сибирские огни», выходившем под редакцией В. Зазубрина. В Москву приехал в июле 1927 года, по направлению Всероссийского Союза писателей поступил на литературное отделение Рабфака искусств им. А. В. Луначарского (не окончил).
В 1928 г. жил у родителей в Омске, участвовал в местной литературной жизни. В августе Васильев и Н. Титов отправились в странствие по Сибири и Дальнему Востоку. Работали культмассовиками, охотниками, матросами, старателями на золотых приисках на Селемдже, о чём Васильев рассказал в книгах очерков «В золотой разведке» (1930) и «Люди в тайге» (1931); много печатались, часто подписываясь псевдонимами «Павел Китаев» и «Николай Ханов». По возвращении с приисков в Хабаровск вели богемный образ жизни, вызвав осуждающие отклики в прессе, с появлением которых Васильев уехал во Владивосток, где публиковал очерки в газете «Красное знамя».
Осенью 1929 г. приехал в Москву. Работал в газете «Голос рыбака», в качестве специального корреспондента ездил на Каспий и Арал.
В 1930—1932 гг. стихи Васильева печатались в «Известиях», «Литературной газете», «Новом мире», «Красной нови», «Земле советской», «Пролетарском авангарде», «Женском журнале», «Огоньке» и других периодических изданиях. Признание поэтического таланта сопровождалось постоянными оговорками о чуждости Васильева новому строю, яркая личность поэта стала обрастать окололитературными сплетнями, как было в своё время с Сергеем Есениным.





Чудаки! Заставить ли поэта,
Если он – действительно поэт,
Петь по тезисам и по анкетам,
Петь от тезисов и от анкет.
 «Письмо»
1927 г.
 
6 января
Ранее здесь:

6 января 1596 года родился Богдан Хмельницкий  
украинский государственный и военный деятель, гетман Войска Запорожского  


6 января 1946 года родился Сид Барретт  
английский музыкант, поэт и художник, основатель группы «Pink Floyd» 


6 января 1412 года родилась Жанна Д’Арк  
национальная французская героиня  


6 января 1911 года родился Николай Крючков  
советский актер театра и кино, Народный артист СССР 


6 января 1822 года родился Генрих Шлиман  
немецкий археолог-любитель, открывший Трою  


6 января 1905 года родился Эрик Рассел  
английский писатель-фантаст,  мастер короткого иронического рассказа - ещё здесь


 6 января 1872 года родился Александр Скрябин
русский пианист и композитор  
 
6 января
6 января 1832 года родился Поль Гюстав Доре
   ...   
  (6 января 1832, Страсбург — 23 января 1883, Париж) — французский гравёр, иллюстратор и живописец.
Поль Гюстав Доре родился в семье инженера в Страсбурге. У Гюстава было два брата. Все сыновья в семье должны были стать инженерами. Однако Гюстав с четырех лет предпочитал рисовать. Он рисовал на стенах дома, на своей одежде, на бумаге, а карандаши он затачивал с двух сторон. Гюстав запечатлевал всё, что видел. Ему было семь лет, когда он нарисовал картину «Плутон и Клит». Уже тогда его работы отличались зрелостью художественного мышления, свободой исполнительского мастерства. Отец подарил сыну скрипку, чтобы тот хоть немного отвлекся от рисования. Как выяснилось, у Гюстава был прекрасный музыкальный слух, а еще талант импровизатора.
В работе «Похождения Телемаха» стали виднеться черты будущего стиля художника. У него переплеталось гротескно-фантастическое с сатирическим, было обилие точных деталей, доходящих едва ли не до натурализма. Когда мать Гюстава поехала в Париж, она захватила с собой альбом сына. В столице женщина показала работы своего ребенка известному художнику Орасу Верне. Тот сказал, что у ребенка есть талант, но его дарование может испортить учитель, поэтому с выбором надо быть осторожнее. В итоге, юный Доре так и остался самоучкой. Семья переехала жить в Париж в 1847 году. Гюстав тайно от родителей отнес к издателям Оберу и Филипону новую серию рисунков, которые назывались «Подвиги Геркулеса». В 15 лет его приняли в «Журналь пур рир» на должность карикатуриста бытовых сцен. Юный художник работал там пять лет с окладом в 5000 франков.
Гюстав учился в лицее Шарлемань, посещал Лувр, Люксембургскую галерею, часто захаживал в Национальную библиотеку. Он никогда ничего не зарисовывал. У художника была настолько феноменальная зрительная память, что о ней едва ли не ходили легенды. Гюстав мог один раз пристально взглянуть на открытку, а затем перенести всё до мельчайших подробностей на свой рисунок. Но самым главным его талантом было то, что он мог превращать обычные, реальные предметы и образы в гротескные и фантастические. Доре всегда спал три-четыре часа в сутки, всё остальное время он посвящал общению и рисованию. В первые же годы своего творчества Доре достиг невероятных высот. Во многом это было благодаря его трудолюбию. Людям очень нравились его серии «Жизнь в провинции», «Сельская школа», «Местечковые удовольствия», «Купальни» и многое другое, что было создано в 1849 году. 
В 1854 году он выпустил альбом литографий «Парижский зверинец». В 16 лет, будучи самым молодым участником Салона, он выставил два своих карандашных рисунка, в 1850 году – картину «Сосны». По достоинству были оценены его картины маслом «Париж как он есть». В 1852 году он выпустил альбом «Галльские безумства». Все-таки графика занимала большую часть времени Доре. Далее он выполнил 500 рисунков «История святой Руси». После этого Доре стал работать в области иллюстрирования художественных произведений. К «Озорным рассказам» Бальзака он выполнил 425 рисунков, используя разные манеры для передачи мыслей писателя. Современники не могли поверить, что эта работа выполнена молодым человеком, которому всего лишь 22 года. После того, как он проиллюстрировал «Божественную комедию» Данте, о Доре стали говорить как о человеке, побывавшем в чистилище и возвратившемся обратно. Свободное время Гюстав всегда посвящал друзьям. Он был душой компании, всегда веселил друзей забавными выходками. Он не жалел денег, заработанных тяжелым трудом, на своих друзей. 
Доре иллюстрировал такие сказки, как «Золушка», «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик», «Синяя борода». Особую атмосферу в его рисунках создавали пейзажи, детали, наряды, предметы быта. Блестяще проявил себя Доре, когда создавал рисунки для книг «Дон Кихот» и «Приключения барона Мюнхгаузена». 60-е годы были наиболее плодотворными в жизни Гюстава Доре. Он создал рисунки к «Легенде о Крокелитене», к «Капитану Кастаньет», в 1865 году вышла двухтомная Библия с иллюстрациями Доре. Художник не раз говорил, что он рожден для живописи и скульптуры, а иллюстрации – «побочное дело». Он был одним из лучших акварелистов своего времени, ежегодно выставлял гигантские холсты маслом. Особое внимание среди этих работ привлекает «Неофит». В скульптуре Доре использовал в основном мифологические сюжеты.
В 1867 году начался лондонский период творчества Гюстава Доре. К книге Б. Джеррольда «Лондон» он создал 180 рисунков. В 1874 году он закончил 309 работ из цикла «Испания». Лондонский и испанский циклы стали своеобразными «графическими энциклопедиями» быта и нравов. Последними работами художника были иллюстрации к «Неистовому Роланду», «Ворону» Э. По, он также проектировал памятник А. Дюма (установлен в Париже в 1884 году). Художник сожалел лишь о том, что не успел сделать рисунки к работам Шекспира. Он скончался в 1883 году. Хоть Доре-иллюстратор затмил Доре-живописца и скульптора, в памяти потомков художник остался величайшим графиком, давшим жизнь таким любимым всем литературным героям.





«Живописная, драматическая и карикатурная история Святой Руси» Гюстава Доре





















        















 
7 января

Ранее здесь:


7 января 1745 года родился Жак-Этьенн Монгольфье  
французский изобретатель, создатель воздушного шара  


7 января 1871 года родился Эмиль Борель  
французский математик




и здесь:

7 января - День рождения фотографии 

7 января 1834 года родился Иоганн Филипп Рейс  немецкий физик и изобретатель, первым в 1860 году сконструировавший электрический телефон, который в его честь сейчас называется телефоном Рейса 

 
7 января
7 января 1871 года родился Феликс Эдуар Жюстен Эмиль Борель
   ...    
 ( 7 января 1871, Сент-Африк — 3 февраля 1956, Париж) — французский математик и политический деятель.
?Эмиль Борель родился на юге Франции, близ Авиньона. Его отец, Оноре Борель, был пастором протестантской церкви, мать, Эмилия Тейсье Солье — дочерью фабриканта. В семье было трое детей. Эмиль — младший. Первые знания получил от отца, который руководил протестантской школой. «Удивительный ребёнок у нашего пастора — говорили местные жители, — выучил начала геометрии, а ему всего три года». В 11-летнем возрасте поступает в Монтабанский лицей, в 17 лет — в Парижский коллеж святой Варвары, в лицее Людовика Великого изучает механику и геометрию. Получив две премии на конкурсах, он получает право учёбы либо в Нормальной школе, оплоте науки, либо в Политехнической школе, заведении, открывающем блестящее будущее в карьере промышленника. Эмиль выбирает науку и поступает в Нормальную школу. Первые его работы посвящены геометрии под влиянием Гастона Дарбу. В 1893 году он появляется в Лионском университете в качестве преподавателя. Он много работает, за 3 года он пишет 22 работы и диссертацию. С 1897 года он профессор Нормальной школы.
?В 1901 году он женится на дочери его коллеги математика Поля Аппеля, Маргарите, будущей писательнице, более известной под псевдонимом Камилла Марбо.
?Во время Второй мировой войны участвовал во Французском Сопротивлении. Учёный был арестован немцами и брошен в тюрьму Френ. После месяца пребывания в холодной и сырой камере, он все же был освобожден. Умер великий математик в возрасте 85 лет в результате травмы, которую он получил в поездке в Бразилию.
?Его племянник Арман Борель также был известным математиком.
?В честь Бореля назван кратер на Луне.



Теория игр
 – это теория математических моделей принятия оптимальных решений в условиях неопределенности, противоположных интересов различных сторон, конфликта.

Учёные не могут решить, 

способны ли обезьяны напечатать Шекспира














 
8 января
Ранее здесь:

8 января 1851 г. физик Жан Фуко доказал, что 
Земля вертится  +


8 января 1861 г. в Петербурге вышел первый номер журнала «Вокруг света» +


8 января 1886 года родился Степан Шкурат  
советский актер театра и кино, певец, Заслуженный артист РСФСР (1935), Народный артист Украинской ССР (1971)



на следующей:

8 января 1891 года родилась Бронислава Нижинская 
 русская балерина, хореограф и педагог 



8 января 1910 года родилась Галина Уланова  
русская и советская балерина, балетный педагог, Народная артистка СССР  


 8 января 1902 года родился Карл Роджерс  
американский психолог и педагог  


8 января 1913 года родился Ярослав Смеляков 
 советский поэт, критик, переводчик 




и здесь:



8 января 1942 года, 75 лет назад, родился Стивен Хокинг — человек-легенда
"Главный враг знания — не невежество, а иллюзия знания"

 
8 января
8 января 1742 года родился Филипп Эстли

   ...   

(Филип Астлей) ( 8 января 1742 — 27 января 1814) — английский  наездник, владелец цирка, предприниматель и изобретатель, иногда называемый «отцом современного цирка.

 Цирк родился на поле боя, во время сражений. Казалось бы, что может быть общего между веселыми трюками и войной? Но в 18 веке в Англии родился мальчик, которому было суждено начать карьеру именно с военных сцен, а продолжить ее уже в роли покорителя цирковых арен.
Первые шаги Филипа Астлея
Он родился в обычной семье столяра недалеко от Бирмингема, в городе NewCastle-under-Lime (Ньюкасл-андер-Лайм). Однако после смерти Карла IV австрийские владения Габсбургов пытались разделить на части. И в это время вся страна с трепетом наблюдала за войной, которая обещала Англии солидный кусок земель (1840-1848 гг.). Поэтому военная карьера была в особом почете. Не удивительно, что мальчик с юношеских лет обучался верховой езде, к чему проявил особый талант. Это открыло перед ним двери службы в Королевском полку конной кавалерии.

Там его способности проявились очень ярко. Во-первых, он не боялся стычек с врагом, поэтому без промедлений шел в наступление. Во-вторых, верхом на коне он чувствовал себя очень уверенно и постоянно совершенствовал себя. Лошади его слушались, достаточно было легкого толчка, и скакун перепрыгивал ров, пускался рысью, плясал на месте. Позже 17-летний юноша начал выполнять на них простые акробатические упражнения: ездил стоя, правил одной рукой. Его старания были замечены.

Вскоре за Астлеем закрепилась слава одного из лучших армейских наездников, ему поручали сложные задания, он давал уроки верховой езды новичкам, даже дрессировка норовистых лошадей была закреплена за ним. Но он успел отличиться и в военной сфере: под командованием Элиотта во время Семилетней войны под Эмсдорфом французы были побеждены. Филип сыграл в этом сражении самое непосредственное участие. За это его повысили в звании до старшего сержанта и обещали блестящую военную карьеру. Но даже так он чувствовал себя не полностью довольным. Не военной славы ему хотелось, хоть сначала Астлей в этом не признавался даже себе.

Вскоре ему представляется случай сделать выбор. Он попадает на выступления акробатов, которые исполняют все свои номера верхом. Это зрелище его захватывает. Даже судьба кочевого артиста (в то время стационарных цирков не было, а циркачи колесили по всей стране с выступлениями) его не пугает. И вместо военных наград он выбирает конную акробатику.

Мечтая о том, чтобы объездить и завоевать восхищение Англии и всей Европы, он знакомится со многими труппами. Среди них – Томас Джонсон, Джэйкоб Бейтс. Они мастерски ездили сразу на нескольких лошадях, прыгали через преграды, выполняли трюки, но Астлей превзошел их всех. Он демобилизуется из армии и в награду за прекрасную службу получает лошадь Гибралтар, на которой ездил в свое время. С этого момента и начинается его работа, как циркового деятеля.
Путешествие по стране
Несколько лет он гастролирует от одного города к другому, устраивает представления и попутно знакомится со зрителями. Используя всего лишь пару лошадей, он показывает невиданные акробатические трюки и дает желающим уроки верховой езды.

Скоро Филипп становится известным в узких кругах, даже умудряется заработать первичный капитал. На эти деньги он покупает небольшой кусочек земли в Лондоне, Хафпенни Пач (Halfpenny Patch), и использует его для своих выступлений.  Импровизированный цирк под открытым небом находится прямо на берегу Темзы, красочнее места не придумаешь.
Антураж
Астлей также большое значение придавал оформлению своих номеров. Так, сам он выступал в красной куртке и кожаных штанах для верховой езды. На голове красовалась неизменная черная шляпа с белым плюмажем. Выступления сопровождались «музыкой»: барабанной дробью и флейтами. Сама территория была огорожена веревками и шестами.

Его популярность росла. Вскоре Астлей со своей труппой купил соседний участок земли, где позже и построил свой известный «Амфитеатр». Сейчас на этом месте расположен железнодорожный вокзал Ватерлоо.
 

Мечта Филиппа Астлея сбылась: в 1772 году он открывает первую в Англии «Школу верховой езды», которая стала прототипом современного конного цирка. Там он первое время зарабатывает тем, что дает частные уроки выездки для леди и джентльменов. И постоянно совершенствует свое мастерство. Одновременно с этим он показывает публике свою уверенную манеру держаться в седле, новые номера и понимает, что людям интересно посещать такие «представления».

 Эстли принадлежит и заслуга определения диаметра цирковой площадки (42 фута), которая была выбрана таким образом, чтобы для наездника создавалась оптимальная центробежная сила скачущей лошадью...









Читают тему (гостей: 1)