Форум
RSS
Знаменательные и памятные даты
 
30 августа 
30 августа 1797 года родилась   Мэри Шелли
   ...    
-(Мэри Уолстонкрафт Годвин). Благодаря мужу и единственному любимому мужчине, поэту Перси Шелли, она стала называться Мэри Шелли. Годы жизни писательницы – 1797–1851. 

Юная Мэри в 18 лет на спор с Джорджем Байроном и своим мужем создала первый в мире готический роман. Этим она и прославилась, ведь, по сути, девушка ввела в литературу новый жанр. Сейчас имя Франкенштейна ассоциируется у многих с фильмами ужасов. Мало кто знает, что образ созданного безумным ученым жуткого существа придумали не «киношники», а эта красивая одухотворенная дама – Мэри Шелли. 


Девочка появилась на свет в семье известной на то время феминистки Мэри Уолстонкрафт и Уильяма Годвина, журналиста, знаменитого своими анархистскими и атеистическими взглядами. Мать будущей писательницы умерла после осложненных инфекцией тяжелых родов, оставив осиротевшему отцу новорожденную Мэри и двухлетнюю Фэнни (ее дочь от предыдущей любовной связи). 


Отец хоть и горевал из-за смерти любимой жены, но вскоре сочетался браком снова со своей соседкой – вдовой миссис Клермон, у который было двое собственных детей. Старшая дочь – Клер Клермон – стала подругой Мэри и даже сбежала вместе с ней и ее возлюбленным во Францию, а потом и Швейцарию, где стала досаждать паре своей экзальтированностью и навязчивостью. Несмотря на то что образование для девочек в то время считалось совершенно лишним, отец Мэри дал ей достойную базу знаний дома и помог дочери выучиться. 



 С Джорджем Байроном связаны и история создания «Франкенштейна» Мэри Шелли, и столь ранняя и непредсказуемая смерть Перси (он погиб, когда перегонял яхту Джорджа Байрона «Ариэль») в возрасте 29 лет. 


История ? создания романа «Франкенштейн, или Современный Прометей»
 Когда ищущие себе приюта влюбленные Мэри и Перси переехали в Швейцарию, их соседом волею судьбы оказался Байрон. Долгими дождливыми вечерами у камина друзья рассказывали друг другу страшные истории. Однажды они решили посоревноваться в написании жутких новелл. Вследствие спора и появился «Франкенштейн» Мэри Шелли. Дата «рождения» произведения – приблизительно 1818 год. 
Франкенштейн - одно из увлечений детей в разных вариантах!












"Наступает наконец время, когда горе перестает быть неодолимым,
 его уже можно обуздывать; 
и, 
хотя улыбка кажется кощунством,
 мы уже 
не гоним ее с уст."   
 
31 августа 

 31 августа 1870 года  родилась Мария Монтессори
   ...   
– итальянский педагог, врач, ученый, философ, гуманистка. Благодаря ее трудам, посвященным детям,  образовательная система стала развиваться в определенном направлении. В последствии, ЮНЕСКО отметила 4-х ученых и педагогов из всей истории, учения которых определили педагогику в целом и ее развитие. Среди этих четырех фамилий была и Монтессори.


Мария Монтессори родилась в Италии, в маленьком провинциальном городе Чиаpавалле. Отец Марии — Алессандpо Монтессори — был высокопоставленным государственным чиновником, а мать происходила из старейшего итальянского рода Стопани, в котором преобладали ученые.

Будучи еще в начальной школе, Мария заметила, что обучение и экзамены даются ей легко. Особые таланты она проявила в математике и других естественных науках. В 12 лет она мечтает об учебе в гимназии, которую посещать лицам женского пола запрещалось, но ее настойчивость победила все преграды. Она была принята в техническую школу для юношей.

Мечтой Марии Монтессори была профессия детского врача. В тогдашней Италии ее мечта была практически неосуществима. Медицина была привилегией мужской половины. Однако Марию Монтессори никогда не останавливали преграды: она поступила на медицинский факультет Римского университета и через два года получила право изучать не только естествознание, физику и математику, но и непосредственно медицину.

Ей было 26 лет, когда она стала первой в Италии женщиной-врачом.

Еще учась в университете, Монтессори активно выступала за социальные права женщин, искала государственной поддержки социальным программам, связанным с женщинами и детьми, и стала одним из лидеров движения за равноправие женщин. Ее избрали делегатом Международного конгресса женщин в Берлине.Переворот в педагогикеИзучение детской психологии и педагогики привело Марию Монтессори к мысли, что проблемы умственно отсталых детей — это не только и столько медицинские проблемы, но, главным образом, педагогические проблемы. Надо учиться работать с такими детьми не в больнице, а в школе.Эти идеи по тем временам были абсолютно крамольными, они влекли за собой не только перестройку общественного сознания в отношении к детям с ограниченными возможностями, но и изменение уклада жизни любой традиционной школы.Личная и профессиональная жизньВ 1898 году у Марии Монтессори родился сын — маленький Марио. Ее отношения с возлюбленным не привели к замужеству, и она отдала своего сына на воспитание в интернат, чувствуя, что ее предназначение на этой земле — посвятить себя чужим детям. Мария и ее сын впервые встретились, только когда Марио был уже молодым человеком. С тех пор до конца жизни они оставались вместе.Помимо педагогики и психологии Марию Монтессори привлекала антропология, главным образом, вопросы эволюционного развития человека, природные факторы, влияющие на умственное развитие ребенка. В 1904 году она получает кафедру антропологии в Римском университете и проводит различные антропологические исследования в педагогической области. На это время приходится формулировка основ ее собственной педагогики.


Ортофреническая школаВесной 1900 года «Лига женщин Италии» открыла в Риме ортофреническую школу. Мария согласилась стать ее директором. Ей дали короткий промежуток времени длиной всего в три месяца. Она впервые попробовала создать для детей с ограниченными возможностями специальную развивающую среду.




Метод Монтессори

В начале 1907 года открывается первый «Дом ребенка» в Сан-Лоренцо, в котором вся деятельность ведется по принципу Монтессори. Мария стала руководить детским садом, работу в котором она организовала так, что в нем себя прекрасно чувствовали дети различных возрастов.
Она заказывает сенсомоторный материал и наблюдает, как ее дети с удовольствием и большой концентрацией занимаются. Она заметила, что в ходе этих занятий дети, пребывая в дружественной атмосфере, развивают позитивное социальное поведение, демонстрируя живой интерес к вещам вокруг.
С 1909 года метод Монтессоpи активно внедряется в жизнь. Открываются курсы по Монтессоpи-педагогике. К Маpии приезжают педагоги из Лондона, Баpселоны, Паpижа. В те годы встретилась с Маpией Монтессоpи и русский педагог Юлия Фаусек, которая открыла в России первый монтессоpи-сад.

В 1929 году вместе со своим сыном Мария Монтессори организует Международную Монтессори Ассоциацию (АМI), которая действует и поныне. В этом же году был открыт специальный колледж с базовой школой, построенный по проекту Марии Монтессори лучшими архитекторами и инженерами Италии.
Краткая характеристика педагогики Марии Монтессори





11 постулатов от Марии Монтессори:
  1. Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать.
  2. Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать.
  3. Если ребенку демонстрируют враждебность — он учится драться.
  4. Если с ребенком обычно честны — он учится справедливости.
  5. Если ребенка часто высмеивают — он учится быть робким.
  6. Если ребенок часто живет с чувством безопасности — он учится верить.
  7. Если ребенка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.
  8. Если ребенка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться.
  9. Если к ребенку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.
  10. Если ребенка часто подбадривают — он учится уверенности в себе.
  11. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным — он учится находить в этом мире любовь.
"Поддерживать и одобрять то, что сегодня у конкретного ребенка получилось лучше, чем вчера."
Мария Монтессори: актуальная педагогика




Интервью с Марией Монтессори
 Коллекция Юрия Филёва




19 заповедей для родителей.
 
1 сентября

1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война

1 сентября 1939 года немецкие войска вторглись в Польшу. Через несколько дней Германии объявили войну Франция, Великобритания и их многочисленные колонии. Две ключевые державы имели союзнические договоренности с Польшей и выступили в ее защиту. Так началась Вторая мировая война (1939-1945).







Вторая мировая война завершилась 2 сентября 1945 года.


Вторая мировая война явилась крупнейшим военным столкновением в истории человечества. Она длилась 6 лет, в рядах ВС находились 110 миллионов человек. Во второй мировой войне погибло свыше 55 миллионов человек. Наибольшие жертвы понес Советский Союз, потерявший 27 миллионов человек. Ущерб от прямого уничтожения и разрушения материальных ценностей на территории СССР составил почти 41% всех стран-участниц войны.


С чего началась Вторая мировая война. Кадры из архива


Этапы Второй мировой войны: причины, начало, основные сражения, потери, итог. Вторая мировая война (1939-1945) 


 
Цитата
Елена Харьковская пишет:
Вторая мировая война
ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА В 108 ФОТОГРАФИЯХ

Здесь
 
2 сентября
2 сентября 1794 года - начало строительства Одессы.





Первыми "одесситами" были наши общие предки – жители эпохи палеолита, чьи стоянки археологи до сих пор находят на западном берегу Куяльницкого залива. Вслед за ними уже в первом тысячелетии до нашей эры на пляжах Одесской бухты были замечены отдыхающие из племени киммерийцев. Их две с половиной тысячи лет назад сменили скифы, также полюбившие солнце и плеск черноморских волн. 

Но законы истории неумолимы. И вскоре эти дикари были вытеснены греками, познавшими к тому времени всю прелесть высокой цивилизации. Создав в районах нынешней Лузановки, а также Торгового порта фактории (или, выражаясь проще, торговые поселения), сыны Эллады задержались там до II века нашей эры. Они также оставили широкое поле для деятельности современным археологам. Но и они исчезли из этих мест, не войдя в историю как основатели Одессы. Этой чести они не удостоились. 

В период Средневековья весь обширный район, прилегающий к Одесской бухте, многократно становился добычей иноземных завоевателей. Здесь похозяйничали древнеславянские племена уличей и тиверцев, по ним пронеслись татарские полчища, до них дотянулась хищная рука Великого княжества Литовского. Пока, наконец, в XVIII веке не наступил период османского владычества. 

Там, где сегодня шелестят акации Приморского бульвара, некогда высилась турецкая крепость Ени-Дунья, имевшая несчастье привлечь к себе внимание генерала И. В. Гудовича, следовавшего в 1789 году во главе русских войск к Бендерам. Его передовой отряд под командованием графа Иосифа Хосе де Рибаса захватил цитадель на рассвете 13 сентября, помешав правоверным завершить утренний намаз, вписав крепость в число трофеев русско-турецкой войны 1787-1791 гг. Через два года после этого был заключён Ясский мирный договор, положивший конец военным действиям. Согласно документу, под российский скипетр отошла значительная территория, получившая название Новороссии. В её западной части, на побережье Чёрного моря, императрица Екатерина II своим указом от 27 мая 1794 года повелела начать строительство города, крепости и порта. Так, росчерком монаршего пера получил право на жизнь этот уникальный город. 

Свою работу основатели Одессы начали через три месяца, 2 сентября 1794 года. Первой забитой в землю свае предшествовал торжественный молебен с окроплением её святой водой. Желая придать будущему городу истинно европейские черты, государыня поручила проект постройки голландскому инженеру-архитектору Францу де Воллану, вступившему на русскую службу в 1787 году по протекции российского посла в Гааге. 

Франц Павлович де Воллан (1752, Антверпен — 30 ноября 1818, Петербург) — первый инженер в армиях Г. А. Потёмкина и А. В. Суворова, первый архитектор Одессы, Новочеркасска, Тирасполя, Овидиополя и других городов. 




Так уж заведено на свете, что при своём рождении не только младенцы получают имена, но и целые города. Через год после начала строительства этот каменный новорождённый впервые стал именоваться своим настоящим именем - Одесса, произошедшим, как полагают исследователи, от названия другого древнегреческого города, Одессосы, находившегося некогда чуть восточнее, на берегу нынешнего Тилигульского лимана.

Город, рождённый указом императрицы, возводился под непосредственным руководством одного из героев Екатерининской эпохи, вице-адмирала Иосифа де Рибаса, того самого лихого вояки, что когда-то сходу взял турецкую крепость Ени-Дунья. Испанский дворянин по происхождению, всегда гонимый вперёд жаждой приключений, он прожил жизнь яркую и полную самых невероятных авантюр, способную послужить сюжетом не одному приключенческому роману. Как основатель Одессы и её первый градоначальник, де Рибас увековечил своё имя в названии главной улицы Дерибасовской. Именно так, одним словом, без отделения французской дворянской приставки «де», называют его одесситы. 




Памятник же этому заслуженному человеку жители города установили лишь в 1994 году, приурочив к празднованию двухсотлетия своего города. 
Старая Одесса фото.
 
2 сентября
2 сентября 1906 года родился Александр Петрович Казанцев
   ...    
 (2 сентября 1906, Акмолинск, Российская империя — 13 сентября 2002, Переделкино, Россия) — один из известнейших советских фантастов.
Замечательный русский изобретатель, музыкант и шахматист, фантаст  Александр Петрович Казанцев не  дожил до 100 лет всего 4 года. Опережая самые смелые мечты своего времени, оказываясь на несколько шагов впереди, он скромно оставался в тени и не требовал признания и славы.
Александр Казанцев родился 1906 году в Акмолинске (ныне столица Казахстана Астана).  Его дед был сибирским миллионером,  мама – учительница музыки, а отец – колчаковец, перешедший на сторону красных.
Закончив реальное училище в Петропавловске, он продолжил своё образование в Томском технологическом институте, он поражал своими феноменальной математическими способностями не только однокурсников, но и преподавателей.  Молодой творческий инженер всерьез увлекся изобретательством, работая механиком на Белорецком металлургическом комбинате. Именно оттуда он отправился в столицу, чтобы показать свои результаты и исследования в разрабатываемом новом электрическом орудии Тухачевскому и Орджоникидзе.
В 1933 году Александру Казанцеву дали под Москвой собственную лабораторию. В 1939 году в советском павильоне Нью-Йоркской международной выставке « Мир завтра» был главным инженером. Он встречался с учеными Иоффе, Капицей, Таммом, Королевым. Его друзьями были Александр Фадеев и Иван Ефремов.
Во время Великой Отечественной воны А. Казанцева мобилизовали в специальную воинскую часть рядовым сапером. Позже эта часть была преобразована в научно-исследовательский институт электромеханики, в котором он был руководителем, пройдя путь до звания полковника. Именно при нем этот институт назвали « Институтом имени Жюля Верна», и именно там Александр Петрович изобрел сухопутные торпеды на гусеничном ходу( В Москве, на Поклонной Горе их и сейчас можно увидеть в музее). Во время прорыва блокады Ленинграда использовалось ещё одно изобретение Казанцева – бронетанкетка, управляемая по проводам.
Иная сторона Казанцева – любовь к музыке, привитая ему его мамой. Музыкантом он был прекрасным и даже написал балладу « Рыбачка» и фортепианный концерт. Был такой случай. На радио шла пьеса Казанцева « Электронное сердце», где в качестве музыкального сопровождения были использованы записи знаменитых музыкантов-исполнителей. Один из фрагментов записи Рихтера, игравшего Бетховена, нужно было переписать, и тогда сам Александр Петрович сел за рояль и сыграл. Музыкальный редактор даже не заметил, что это был не Рихтер.
Александр Казанцев был избран академиком Академии российской словесности, её членами в своё время были Державин, Карамзин, Вяземский, Пушкин. Был членом правления московской писательской организации и председателем редколлегии серии «Библиотека фантастики», лауреатом международной премии по фантастике, премии журнала «Молодая гвардия» за лучшее произведение года. И всё-таки, прежде всего, он был писателем.
Налево пойдешь — врагов там найдешь,
Направо пойдешь — в войне пропадешь.
Иди мирно по мосту.

*
Победа труда неизбежна. Кто скажет другое — солжёт.
*
Ученый - это самообучающаяся система...
*

К духовной свежести,
В полёт мечтания,
В мир странных лун,
Из тьмы невежества
К звезде познания
Стремится ум



Слово «инопланетянин» было придумано советским писателем-фантастом Александром Казанцевым, автором знаменитого научно-фантастического романа «Планета бурь». До него гипотетических жителей других планет называли инопланетчиками.





 
3 сентября





3 сентября 1864 года на заводе Альфреда Нобеля взорвалось сто килограммов нитроглицерина
, в результате чего погибли пять работавших на нем человек, включая его младшего брата Эмиля. Не выдержавший горя отец перенес инсульт и до конца жизни не поднимался с кровати. Однако чета Нобелей не оставила своей любви к экспериментам со взрывчаткой. Прикованный к постели Иммануэль успел написать три книги, которые собственноручно проиллюстрировал изображениями миноносцев и подрывающихся на минах кораблей.




Альфред же продолжал свои опыты. К тому времени в Швеции наступил экономический подъем, и для строительства железнодорожных тоннелей одного пороха было недостаточно. После долгих раздумий Государственный комитет по железнодорожному транспорту разрешил использовать нитроглицерин для взрывных работ.




Новая лаборатория Нобеля была организована на барже, дрейфующей посреди озера Мерарен. Вскоре после этого ему удалось привлечь сколотившего состояние торговца Юхана Смита и еще нескольких инвесторов к созданию первого в мире предприятия по промышленному производству нитроглицерина «Нитроглицерин АБ». Смит добился разрешения на строительство завода в Винтервинкене, который находился вдали от густонаселенных районов. Жители Стокгольма не были довольны специализацией нового предприятия, и для укрепления своего положения Нобель пригласил на испытания своей продукции будущего короля Оскара II, на которого взрыв произвел большое впечатление.




Производство нитроглицерина в Швеции в любой момент могли запретить, и Нобель стал осваивать мировой рынок. Чтобы избежать появления конкурентов он получил патент на изобретенное Собреро взрывчатое вещество во всем мире, так что сам первооткрыватель потерял право на его изготовление. После этого Нобель стал путешествовать по странам, где, с его точки зрения, могла потребоваться взрывчатка. Первая компания по производству нитроглицерина за пределами Швеции — «Альфред Нобель и К°» — была основана в Гамбурге. Для обеспечения ее нужд было построено два завода, один в Крюммеле, а другой в Шлезвиг-Гольштейне. Оттуда нитроглицерин, разлитый по стеклянным бутылкам и упакованным в деревянные или жестяные ящики, доставляли в Австрию, Бельгию и Великобританию, а также Австралию, Бразилию и США.







 

«Я, нижеподписавшийся Альфред Бернхард Нобель, обдумав и решив, настоящим объявляю мое завещание по поводу имущества, нажитого мною к моменту смерти.
Все остающееся после меня реализуемое имущество необходимо распределить следующим образом: капитал мои душеприказчики должны перевести в ценные бумаги, создав фонд, проценты с которого будут выдаваться в виде премии тем, кто в течение предшествующего года принес наибольшую пользу человечеству. Указанные проценты следует разделить на пять равных частей, которые предназначаются: первая часть тому, кто сделал наиболее важное открытие или изобретение в области физики, вторая — тому, кто совершил крупное открытие или усовершенствование в области химии, третья — тому, кто добился выдающихся успехов в области физиологии и медицины, четвертая — создавшему наиболее значительное литературное произведение, отражающее человеческие идеалы, пятая — тому, кто внесет весомый вклад в сплочение народов, уничтожение рабства, снижение численности существующих армий и содействие мирной договоренности. Премии в области физики и химии должны присуждаться Шведской королевской академией наук, по физиологии и медицине — Королевским Каролинским институтом в Стокгольме, по литературе — Шведской академией в Стокгольме, премия мира — комитетом из пяти человек, избираемым норвежским Стортингом. Мое особое желание заключается в том, чтобы на присуждение премий не влияла национальность кандидата, чтобы премию получали наиболее достойные, независимо от того, скандинавы они или нет. Сие завещание является последним и окончательным, оно имеет законную силу и отменяет все мои предыдущие завещания, если они обнаружатся после моей смерти.
Наконец, последнее мое обязательное требование состоит в том, чтобы после моей кончины компетентный врач однозначно установил факт смерти, и лишь после этого мое тело следует предать сожжению.
Париж, 27 ноября 1895 г.      ...   
 
3 сентября
3 сентября 1902 года родился Александр Пёрышкин
   ...   

  (1902-1983), автор учебников по физике.



А.В.Перышкин родился 3 сентября 1902 г. в селе Деревенском Спасского уезда Рязанской губернии, в семье крестьянина. В 1906 г. семья переехала в Усть-Нарву, где отец работал летом в порту, а зимой – на лесозаготовках. Здесь прошли детство и ранняя юность Александра Васильевича. В начальную школу он поступил шести лет и окончил ее за три года. Затем еще четыре года учебы в народном училище, а по окончании – Нарвское реальное училище. В 1916 г. мальчик был вынужден уехать в Петроград на заработки, т.к. отца призвали в армию. Работая на заводе и учась заочно, Александр Васильевич самостоятельно подготовился к экзаменам за среднюю школу и успешно сдал их. С июня 1918 г. по сентябрь 1919 г. ему пришлось жить в родном селе Деревенском, работая в военкомате переводчиком, но все же осенью 1919 г. А.В.Перышкин поступил учиться на физико-математический факультет Рязанского института народного образования (позднее преобразованного в Рязанский педагогический институт, в настоящее время это Рязанский государственный педагогический университет, занимающий в системе педагогического образования в России важное место). Окончил институт Александр Васильевич за три года, получив звание преподавателя математики и физики (а позднее – звание учителя средней школы).



Времена были тяжелые и противоречивые: 1918–1919 гг. – развал дореволюционной сети школ; 1921 г. – первый мирный год после семилетней полосы войн, революций и мятежей, страшный голод в связи с жесточайшей засухой в основных зерновых районах страны; 1922 г. – из России высланы 160 деятелей культуры, видных ученых и философов.



Начала создаваться новая единая трудовая школа. Шел поиск нового содержания, новых форм и методов обучения. В первоначальном учебном плане советской школы были созданы предпосылки для воплощения в жизнь того, чего раньше тщетно добивалась прогрессивная педагогическая общественность, а физика поставлена на должную высоту. Но реализовать этот план долгое время не удавалось. Систематическая последовательность усвоения физических знаний подменялась изучением комплексных тем, физический материал заменялся производственным, умалялась роль учителя и недооценивалось значение учебника, из педагогических приемов основными были бригадный метод обучения и Дальтон-план (проектная деятельность). Тем не менее передовые учителя старались сохранить и развить лучшее, что было создано в России старшим поколением учителей и методистов-физиков и записано в решениях учительских съездов 1914–1917 гг., проводили лабораторные занятия и физические экскурсии, разрабатывали и создавали приборы и наглядные пособия, много внимания уделяли внеклассной работе. В Москве исследования в области методики преподавания физики проводились в Центральном физико-педагогическом институте (1920–1924 гг.) и НИИ методов школьной работы (1922–1928 гг.), а также в опытно-показательных школах (1918–1934 гг.) и в ведущих педагогических институтах.





«...Я старался создать учебник физики, 
который был бы интересным,
 научным,
 но, главное, 
доступным для всех учащихся."






Четыре факта об Александре Пёрышкине
  1. В 1978 году А. В. Пёрышкину и Н. А. Родиной была присуждена Государственная премия СССР с формулировкой «За учебники для 6-го класса "Физика" (9-е издание) и для 7-го класса (8-е издание), опубликованные в 1976 г.»
  2. Александр Пёрышкин был членом редакционного совета журнала «Квант».
  3. После окончания Московского университета Александр Пёрышкин мог остаться на научной работе в лаборатории профессора Владимира Аркадьева, но тяга к педагогике оказалась сильнее.
  4. Пёрышкин был любителем оперы и сам прекрасно пел.
 
3 сентября



3 сентября - День солидарности в борьбе с терроризмом



 
4 сентября
4 сентября 1802 года школьный учитель Георг Гротефенд обнародовал первый в мире перевод вавилонской клинописи
      ...   

Доклад о своем переводе учитель словесности гимназии из южно-саксонского городка Мюнден сделал на заседании ближайшей к его дому Геттингенской академии наук, уважаемой научной организации, второй по возрасту и старшинству немецкой академии наук после берлинской. Брауншвейгские академики Гротефенда выслушали, но отказались опубликовать его работу на том основании, что он любитель, а не настоящий ученый-востоковед. Опубликован перевод Гротефенда был только в 1805 году в приложении к чужой монографии по древней истории.




Но академики правильно сочли Гротефенд профаном. Он не знал, что древние письмена бывают не только алфавитными, но и слоговыми, пиктографическими, и вообще вавилонская клинопись могла быть не языком, а мнемоническими картинками. Но Гротефенд даже не сомневался, что клинопись алфавитная, и отнесся к ее разгадке как к криптографической задаче. Говорят, что он прочел ее на спор с другом, но это скорее выдумка.
Гротефенд ее расшифровал точно так же, как Шерлок Холмс — тайнопись из «пляшущих человечков». Шерлок исходил из того, что первое слово в посланиях, записанном с помощью «пляшущих человечков» — имя адресата, а Гротефенд — из того, что первые слова клинописи — это имена царей, записанные по уже известной историкам формуле: X, великий царь, царь царей, сын Y, великого царя, царя царей, сына Z, великого царя, царя царей и т. д. Имен в клинописи, которую взялся расшифровать Гротефенд, явно было три, а рефрены про «царя всех царей» повторялись только после первых двух, то есть у сына и отца, у деда такого титула не было.


Из всех известных учителю Гротефенду из истории Вавилона вариантов сюда подходила только одна троица: Ксеркс, великий царь, царь царей, сын Дария, великого царя, царя царей, сына Гистаспа. Гистасп был основателем царской династии, но сам царем не был, и, следовательно, его нельзя было называть «великим царем, царем царей». Так рассудил Гротефенд и угадал не только имена в клинописи, но и в точности воспроизвел бюрократию вавилонцев, по педантизму похожую на немецкую. Они думали точно так же насчет Гистапса: хоть и великий человек был, но умер он в должности сатрапа (губернатора провинции), а царем стал только его сын Дарий.




Так Гротефенд стал первым человеком, который перевел клинописную надпись, наглядно продемонстрировав академикам верность народной мудрости о том, что «на каждого мудреца довольно простоты». Умер Гротефенд в 1853 году профессором, в академики его так и не выбрали.

  
Гротефенд родился в 1775 году и служил учителем в гимназии. В возрасте двадцати семи лет он поспорил с друзьями, что сможет расшифровать клинопись. Надо сказать, что до этого он ничего о клинописи не знал — видел лишь несколько плохих копий с персидских табличек. Но когда услышал, что разгадать их нельзя, возмутился и решил попробовать свои силы.
     А уже в следующем году он сделал доклад в Академии наук «К вопросу об объяснении персепольской клинописи».
     Георга Гротефенда относят к числу «гениев одной ночи». В молодости на спор он совершил невероятное открытие - расшифровал вавилонскую клинопись. И после этого снова стал школьным учителем .



К. Керам. Боги, гробницы и ученые.
Читают тему (гостей: 1)