Форум
RSS
Знаменательные и памятные даты
 
16 марта
Ранее здесь и на след.:

16 марта 1803 года родился Николай Языков
русский поэт эпохи романтизма, один из ярких представителей золотого века русской поэзии

16 марта 1917 года Компания «Maybelline» выпускает тушь для ресниц, «первую современную косметику для глаз на каждый день» 

16 марта 1936 года - 80 лет наза
с конвейера Горьковского автомобильного завода (ГАЗ)
сошла первая советская легковая автомашина
16 марта 1839 года родился Сюлли-Прюдом
 в 1901 году стал первым лауреатом Нобелевской премии по литературе
16 марта  2014 года в Крыму прошел референдум о статусе полуострова
16 марта 1915 г.– из-за драки, которую устроил Владимир Маяковский, полиция Петрограда закрывает клуб артистов и поэтов «Бродячая собака»
16 марта 1867 года   француз Жозеф Монье, бывший садовник, получил патент на армированный бетон, ставший главным материалом при возведении высотных зданий
16 марта 1884 года родился Александр Беляев 

русский писатель-фантаст, один из основоположников советской научно-фантастической литературы
 
16 марта
 16 марта 1787 года родился Георг Симон Ом 
   ...   


(1787-1854)

 – известный немецкий физик, разработавший и практически подтвердивший закон, который отразил связь между силой тока, напряжением и сопротивлением. Авторству ученого принадлежит акустический закон, получивший широкое признание после его смерти.

Георг Симон Ом появился на свет 16 марта 1787 года в небольшом прусском городке Эрпаген. Его отец Иоганн Вольфганг профессионально занимался слесарным делом и при этом все время тяготел к новым знаниям. Он самостоятельно изучал математику, а также проходил обучение в школе технического рисования. Мать будущего ученого Мария Елизавета была дочерью кузнеца и родила своему мужу семерых детей. Когда Георг был младшим подростком она скончалась во время родов, оставив Иоганна с двумя сыновьями и дочкой. Чтобы обеспечить им нормальную жизнь отец много трудился, а все свободное время посвящал детям.

Первая школа, где учился Георг была частной и в ней преподавал всего один человек – ее владелец, бывший чулочник. Не имея педагогического образования, он оказался талантливым учителем и хорошо подготовил подопечного к поступлению в гимназию. Акцент в преподавании здесь делался на языки, поэтому точные науки Ому приходилось осваивать вместе с отцом. Георг вместе с младшим братом Мартином (в будущем профессор математики) показывал недюжинные способности и вскоре с ними начали заниматься университетские преподаватели. Один из них – К. Лангсдорф даже согласился проэкзаменовать Ома по окончании гимназии и вынес вердикт, что он очень талантлив и обязательно станет знаменитым.

В 1805 году Ом без проблем был зачислен в Эрлангенский университет, где учился без особых проблем. Здесь он увлекся танцами и бильярдом, демонстрируя успехи в новых для себя занятиях. Отцу смена жизненных ориентиров не очень нравилась, что привело к заметному ухудшению отношений с сыном. В результате спустя три семестра молодой студент покинул стены Альма-матер и отправился преподавать математику в швейцарский городок Готтштадт. Спустя два года Ом перебирается в немецкий Нейербург, продолжая педагогическую практику. На этой стезе он приобретет солидный опыт, который будет обобщен в методической статье, увидевшей свет в 1817 году.

В 1811 году Георг возвращается в родной город и вновь садится за студенческую скамью. Он сделал это столь успешно, что в течение этого же года защитил диплом, написал диссертацию и получил ученую степень доктора философских наук. После завершения обучения ему предложили поработать в должности приват-доцента кафедры математики. Поначалу Ом воспринял свою работу с энтузиазмом, но через 1,5 года вынужден был покинуть университет из-за материальных проблем. В период 1812-1816 годов Георг работает в школе Бамберга преподавателем физики и математики, а после ее закрытия получает предложение переехать в Кельн для обучения слушателей подготовительных классов.

В этом городе ученый проведет 9 лет. На новом месте его переполняли позитивные эмоции – удобное расписание занятий, отличное оборудование, добрые отношения с коллегами создавали отличный жизненный фон. Из-за появившегося свободного времени параллельно с преподаванием Ом всерьез занялся наукой. В сфере его интересов – процессы, происходящие в электрических цепях.

Но сперва Георг занялся своими приборами, многие из которых нуждались в ремонте. С характерной для него въедливостью он стал готовить аппаратуру для запланированных экспериментов. Ома все больше интересовала физика с ее многочисленными загадками, да и конкуренция в этой области была не столь сильна. Направление движения к намеченной цели ученый определял порой интуитивно, но очень точно. Он понял, что сначала необходимо овладеть способами количественного исследования явлений.




  • На барельефе памятника в Мюнхене, открытом в 1895 году, Ом предстает рядом с отцом, который изображен в рабочем фартуке и что-то трепетно рассказывает сыну держащему книгу в руках.
  • В 1881 году именем немецкого ученого была названа единица электрического сопротивления.
  • Преданность науке со стороны Ома была столь велика, что за всю жизнь он так и не создал собственной семьи.
  • Родной брат Георга Мартин также прославился в науке, став известным математиком.
  • Американский ученый Дж. Генри сравнил закон, сформулированный Омом, с молнией, которая осветила темную комнату.
  • Приобретенными знаниями Ом щедро делился со своими учениками, среди которых оказалось немало известных ученых, например, математик П. Дирихле и астроном Е. Гейс.









 
17 марта
Ранее здесь:  -  ссылка работает, если Вы вошли как пользователь


17 марта 1834 года родился Готлиб Даймлер 
немецкий инженер, конструктор и промышленник

17 марта 1908 года родился Борис Полевой  
русский советский журналист и прозаик, киносценарист

17 марта 1856 года родился Михаил Врубель 



17 марта 1991 года
 - Прошёл Всесоюзный референдум, на котором три четверти голосовавших высказались за сохранение СССР





 
17 марта
17 (20? ) марта 1874 года родился  Макс Авельевич (Аверьянович) Кюсс 
   ...    
(17 марта 1874 — 1942)
 — русский и советский военный музыкант, капельмейстер и композитор.

По поводу даты и места рождения Макса Авельевича Кюсса существуют две версии. Согласно сохранившейся автобиографии, он родился в ремесленной еврейской семье в Одессе 20 марта 1874 года; согласно послужному списку, он родился в «Шавельске» (Шяуляй) 5 марта 1877 года (год в данном списке от руки выправлен на 1874). Отец работал на одесской пуговичной фабрике.
Закончил Одесское музыкальное училище, с 1903 года служил во 2-м Восточно-Сибирском стрелковом полку капельмейстером. В составе полка участвовал в русско-японской войне. Во Владивостоке сочинил знаменитый вальс «Амурские волны». С 1 мая 1907 года — вольнонаёмный капельмейстер 11-го Восточно-Сибирского стрелкового Её Императорского Величества Государыни Императрицы Марии Фёдоровны полка, с 1 января 1911 года — 33-го Сибирского стрелкового полка на острове Русский (1911—1913). Не позднее 1911 года принял лютеранство.
Во время Первой мировой войны служил капельмейстером в 5-м Донском казачьем полку, затем капельмейстером Отдельного батальона Георгиевских кавалеров. После революции служил капельмейстером 416-го Черноморского стрелкового полка Красной армии (1918—1920). В конце 1920 года назначен капельмейстером 33-й стрелковой бригады ВОХРа в Одессе. В 1922 году возглавил оркестр в школе «Червоних старшин» им. ВУЦИК в Харькове. В 1927 году ушёл в отставку с должности командира музыкального взвода Первого конвойного полка СССР (впоследствии Образцовый оркестр Кремлёвской роты почётного караула). До 1934 года работал капельмейстером полка особого назначения ОГПУ СССР. Участвовал в строительстве канала Волга-Москва: сохранился приказ по Дмитлагу о назначении его «на должность стрелка ВОХР с исполнением обязанностей капельмейстера».
С 1934 года дирижировал в клубах и школах в Одессе. Руководил музыкальным кружком на заводе имени Октябрьской революции (ЗОР), в сентябре 1934 года был назначен капельмейстером оркестра Одесской народной милиции. В 1937 году вышел на пенсию, до начала войны преподавал в Одесской военно-музыкальной школе по классу кларнета.
Во время Великой Отечественной войны, когда школа была эвакуирована, остался в Одессе, был интернирован в еврейское гетто и расстрелян в селе Дальник под Одессой в конце зимы 1942 года.
29 сентября 2011 года на доме № 2 по улице Екатерининской, где в квартире № 40 музыкант жил в конце 1930-х годов, была открыта мемориальная доска.

Произведения
Всего Макс Авельевич Кюсс за свою жизнь создал около 300 композиций. Однако большую популярность имеет только один его вальс — «Амурские волны». Эта мелодия — лёгкая, певучая, проникнутая светлой грустью — надолго пережила самого маэстро. Существуют многочисленные аранжировки и обработки этой музыки — для духового, струнного оркестра, для баянов, рояля, голоса, хора и т.д. «Амурские волны» популярны в Китае, Японии.
Амурские волны    Японская версия     на китайском
Разбитая жизнь (вальс)
Моя тайна (вальс)
Скорбь души (вальс)
Мои грезы (вальс)
Грустные думы (вальс)
Королева экрана (вальс) (памяти Веры Холодной)
Сердце востока (вальс)
Крестьянка
Ночь в Бразилии (танго)
Привет республике (марш)





«АМУРСКИЕ ВОЛНЫ» 

— ЭТО НЕ ВАЛЬС,
 А ЦЕЛЫЙ РОМАН






 Макс Кюсс. 

История вальса и композитора Max Kuss.






 
18 марта
Ранее здесь и на след.: -  ссылка работает, если Вы вошли как пользователь 


18 марта - День Парижской коммуны

18 марта - День воссоединения Крыма с Россией 

18 марта 1965 г. первый в истории выход человека в открытый космос 

18 марта 1634 года родилась Мари-Мадлен де Лафайет 
 французская писательница, известная своим романом «Принцесса Клевская» (1678)

18 марта 1898 г. родился  немецкий инженер Рудольф Дизель создал двигатель внутреннего сгорания

18 марта 2003 года - Спутником SOHO впервые были засняты два одновременных протуберанца с противоположных сторон диска Солнца

18 марта 1844 года родился Николай Римский-Корсаков
 русский композиторпедагогдирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки»

18 марта 1874 года родился Николай Бердяев  
русский религиозный и политический философ, представитель экзистенциализмa

18 марта 1886  года родился Курт Коффка 
немецко-американский психолог

18 марта 1968 года - Журнал «Newsweek» объявляетДжимми Хендрикса
 «самым эффектным и захватывающим гитаристом мира»


18 марта 1797  издан Высочайший Указ Государя Императора Павла I 
«О систематизации вышедших ранее законов» вызванное стремление положить конец неправосудию и взяточничеству



 
18 марта
18 марта 1796 года родился Штейнер Якоб 
   ...   

 (18.3.1796-1.4.1863)

-немецкий математик. Член Берлинской Академии Наук (1834г.). 


Якоб Штейнер родился в 1796 году в Швейцарии в семье крестьянина. В молодости был пастухом. Грамоте Якоб научился лишь в возрасте 19 лет в школе своего знаменитого соотечественника, педагога – демократа Иоганна Генриха Песталоцци (1746–1827).


В общей педагогической системе Песталоцци геометрия как учение о формах занимала особо важное место: ей придавалось исключительное значение в деле общего образования и развития мыслительной деятельности учащихся.


Идеи Песталоцци оказали большое влияние на Штейнера и в дальнейшем склонили его к занятиям синтетической проективной геометрией. Впоследствии, будучи уже членом Берлинской Академии наук, Штейнер в предисловии к важнейшей своей работе «Систематическое развитие зависимости геометрических образов друг от друга» (ч.1, 1896) писал: «Предлагаемое произведение пытается вскрыть тот механизм, которым связаны друг с другом разные разнообразнейшие явления в пространстве.


 Существует весьма ограниченное количество весьма простых основных соотношений, выражающих ту схему, по которой остальная масса предложений развивается последовательно и без всяких затруднений. Посредством надлежащего усвоения этих немногих основных соотношений делаешься хозяином всего предмета: порядок заступает место хаоса, и видишь, как все части, естественно опираются друг на друга, располагаются в прекрасном порядке и соединяются в удачно ограниченные группы. Таким образом, удается овладеть теми элементами, из которых исходит природа, чтобы с возможной экономией и простейшим образом придать фигурам несчетное множество свойств».

В 1833 году Штейнер охотно изучал построения различными неклассическими средствами. Рассматривались, в частности, построения с помощью двухсторонней линейки, (иными словами разрешалось пользоваться двумя краями линейки), или угольником – прямого угла. Угольник можно было расположить так, что бы его края проходили через данные точки, а вершина попадали на данную линию. Каждое из этих замысловатых приспособлений заменяют циркуль и линейку, причем позволяют получить более простые решения. Если на плоскости нарисован круг с отмеченным центром, выполненный циркулем, то любое построение можно осуществить только линейкой. Другими словами, если задачу можно решить с помощью циркуля и линейки, циркуль достаточно применять только раз. Позднее оказалось, что и от окружности достаточно иметь любую самую малую дугу и центр.


В истории математики С. Л. Лемус остался исключительно потому, что в 1840 году он обратился к Я. Штйнеру с просьбой дать геометрическое доказательство одного из признаков равнобедренного треугольника. В последующем эта теорема получила название – Теорема Штейнера-Лемуса.

Если в равнобедренном треугольнике равны две медианы или две высоты, или две биссектрисы, то такой треугольник равнобедренный.


Первые два признака доказываются просто. Однако последний или теорема о том, что треугольник имеющий две равные биссектрисы является равнобедренным доказать довольно сложно – это теорема Штейнера-Лемуса.



Если на плоскости нарисован круг с отмеченным центром. То любое построение выполняемое циркулем и линейкой можно выполнить только линейкой, что было доказано в 1833 году Штейнером.


Показано два построения такого рода из точки А проведены касательные к кругу и перпендикуляр к его диаметру (в этих построениях центр круга не нужен) другими словами, если задачу можно решить с помощью циркуля и линейки.




 
19 марта
Ранее здесь:

19 марта 1899 г. – Открывается первая в России и Петербурге станция «скорой помощи»

19 марта 2008 г.– Запуск в МГУ имени Ломоносова самого мощного в России суперкомпьютера «СКИФ МГУ»

19 марта 1813 года родился Давид Ливингстон  
шотландский миссионер, выдающийся исследователь Африки

19 марта 1841 года родился  Виктор Буренин  
 русский театральный и литературный критикпублицист, поэт-сатирик, драматург

и здесь:

19 марта 1865 года родился  Уильям Мортон Уилер 
американский энтомолог и этолог "праотец" и основатель современной американской мирмекологии, академик Национальной академии наук США (1912)





 
19 марта
19 марта 1900 года родился Фредерик Жолио-Кюри

   ...    

«Правда путешествует без виз»
(19.3.1900 - 14.8.1958 )

французский физик и общественный деятель. Нобелевская премия по химии 1935 года (1/2 премии, совместно с Ирен Жолио-Кюри). Формулировка Нобелевского комитета: «За выполненный синтез новых радиоактивных элементов» 

Оотец семейства, где последним из шести детей родился Фредерик, Анри Жолио, был весьма героической личностью. Он сражался на баррикадах Парижской коммунны, бежал из страны в Бельгию и вернулся только после амнистии.

Сам Фред поначалу получил стандартное образование и учился в довольно неплохой школе: в провинциальном лицее Лаканаль. Нужно сказать, что поначалу подросток вообще не отличался тягой к науке - он любил спорт. Жолио был одним из лучших футболистов Лаканаля, увлекался лыжами, джиу-джитсу, теннисом - но больше всего рыбалкой. Тем не менее, были у юноши и кумиры среди науки: над столом подростка всегда висел двойной портрет Марии и Пьера Кюри в лаборатории, вырезанный им из газет.

Когда Фреду исполнилось 14, на семью свалилось страшное горе: на фронтах Первой мировой погиб его брат. Может быть это событие заставило Фредерика повернуться к науке, задумавшись о том, что надо успеть в жизни.

Впрочем, его успели призвать в армию - но повоевать Жолио не успел. Так или иначе, в 1920 году он поступил в Высшую школу физики и прикладной химии в Париже и через три года окончил её лучше всех в группе. Там он встретился со своим Учителем, который к тому времени был еще и любовником кумира Жолио. Речь шла о выдающемся физике, Поле Ланжевене. Впрочем, окончив Высшую школу, Жолио не пошел сразу в науку, а решил попрактиковаться на производстве, став инженером-практикантом на одном из заводов в Люксембурге.

В Люксембурге с Фредериком случился весьма курьезный эпизод, едва не стоивший ему репутации: прибыв в город, молодой человек решил остановиться в отеле с броским названием «Фредерик». На следующее утро директор встретил Жолио приветливо и радостно – не каждый день к нему устраиваются практиканты из самого Парижа, будучи при этом учениками самого Ланжевена. Однако, когда дошло дело до вопроса «Где вы остановились» и гордого ответа 23-летнего юноши, наступила неловкая пауза, прерываемая странными звуками пытавшейся не засмеяться в голос секретарши. Дело в том, что в Люксембурге каждый знал, что «Фредерик» - это самый известный в городе бордель.

Затем последовала служба в армии (закончилась образовательная отсрочка), после которой Ланжевен похлопотал за ученика перед дамой своего сердца. Так Фредерик Жолио попал в Институт Радия и встретил Ирен Кюри.

Уже в конце жизни Фредерик Жолио-Кюри вспоминал: «Тогда мне и в голову не приходило, что когда-нибудь мы сможем пожениться. Но я наблюдал за нею. Все началось с наблюдений. При ее внешней холодности, такой, что она иной раз забывала поздороваться, она не вызывала симпатий среди окружающих, в лаборатории. Наблюдая за ней, я открыл в этой девушке, которую многие считали лишь чем-то вроде «неотесанного камня», существо крайне поэтичное и тонкое. По характеру она была во-многом живым воплощением своего отца. Я много читал о Пьере Кюри, слышал рассказы профессоров, знавших его, и я встретил в его дочери ту же чистоту, тот же здравый смысл, то же спокойствие».

В этой паре, конечно «ведущей» была Ирен. Она была старше на два года, она была более опытная научно, она больше знала о науке… Их совместная научная работа началась в 1926 году – в том же году, в котором 4 октября был зарегистрирован их брак. Из 120 статей Фредерика Жолио-Кюри половина написана им с женой. Поначалу они подписывали работы как «Ирен Кюри и Фредерик Жолио», затем объединили фамилии в «Жолио-Кюри».

Уже в 1927 году появился еще один плод их «сотрудничества», дочь Элен – она и ныне жива, но носит уже двойную фамилию, Ланжевен-Жолио, поскольку позже выйдет за внука учителя Фредерика – Поля Ланжевена. Всего в семье Жолио-Кюри родилось двое детей – в 1932 году появился сын Пьер, ставший молекулярным биологом.

Супруги дополняли друг друга и при всей своей нежной любви могли потроллить партнера при друзьях. «Знаете ли вы, бывают ведь мужья, которые хранят на сердце фотографию жены. Попросите-ка Фреда показать, чью фотографию он носит с собой», – говорила Ирен при каких-то новых знакомых. И заядлому рыбаку Фредерику приходилось доставать бумажник и под общий смех показывать фотографию гигантской щуки, некогда выловленной им в Сене.

Но конечно же, главное их сотворчество были в лаборатории. Фредерик был менее опытным ученым, однако у него был инженерный опыт и он внес очень много усовершенствований в оборудование института Кюри. Мы не будем здесь повторяться, рассказывая об эксперименте, который начали немцы Вальтер Боте и Ханс Беккер, которые обнаружили, что при бомбардировке некоторых легких элементов альфа-частицами возникает излучение, которые было принято за гамма-излучение.

Цепная реакция идей






Кабинет физики СПбАППО







От Ирен и Фредерик Жолио-Кюри до Курчатова

«Портрет Фредерика Жолио-Кюри» работы  Пикассо






Этот неукротимый Жолио-Кюри
Документальный фильм
 
20 марта


Ранее здесь : -  ссылка работает, если Вы вошли как пользователь  


20 марта -  Международный день счастья
В 2012 году ООН своей резолюцией №66/281 провозгласила 20 марта Международным днем счастья (International Day of Happiness) с целью поддержать идею о том, что стремление к счастью является общим чувством для всех людей нашей планеты

20 марта 321 года – римский император Константин I Великий повелевает праздновать воскресный день (по древнеславянски «неделя»)

20 марта 1888 года В Петербурге состоялось первое публичное выступление «Кружка любителей игры на балалайках»   

20 марта 43 г. до н. э. родился  Публий Овидий Назон, римский поэт

20 марта 1535 года  — Денежная реформа Елены Глинской в России.  
Введение единой монетной системы. Появление копейки


20 марта 1828 года родился Генрик Ибсен 

норвежский драматург, основатель европейской «новой драмы»; поэт и публицист

 20 марта - День Земли 


и здесь:

20 марта 1754 года родился Александр Семёнович Шишков 
-русский писатель, военный и государственный деятель. Государственный секретарь и министр народного просвещения

Изменено: Елена Харьковская - 19.03.2018 09:08:15
 
20 марта
20 марта 1905 года родился Рэймонд Бернард Кеттел
(20 марта 1905 — 2 февраля 1998 )
— британский и американский психолог, автор 16-факторного личностного опросника, сторонник теории черт личности, автор теории гибкого и кристаллизированного интеллекта.
Кеттел  Рэймонд  Бернард родился в Стаффордшире, Англия. В своей автобиографии он вспоминает, что его детские годы были счастливыми и наполненными такими занятиями, как хождение под парусами, исследование пещер и плавание. 
В 16 лет Кеттел поступил в Королевский колледж Лондонского университета, где обучался главным образом физике и химии. За несколько месяцев до окончания и получения диплома с отличием он обнаружил, что профессиональная подготовка по физическим наукам не отвечает его возросшему интересу к социальным проблемам. Кеттел решает посвятить свой диплом, да и карьеру, психологии. 
В 1929 году он получает звание доктора философии в Лондонском университете. Будучи студентом-дипломником, он работал в качестве научного ассистента у Чарльза Спирмена, знаменитого британского психолога, разработавшего метод факторного анализа. 
После получения докторского звания в области психологии в течение 5 лет Кеттел работал директором психологической клиники в Англии, после чего уехал в Нью-Йорк, где провел год, работая адъюнкт-профессором вместе с человеком большой эрудиции, теоретиком Колумбийского университета Э. Торндайком. С этого времени он остается в Соединенных Штатах. В 1938 году он поступает работать на факультет Университета Кларка, где в то время профессором психологии работал Г. Стэнли Холл, а затем в 1941 году занимает должность лектора психологии в Гарварде. В 1945 году Кеттелперешел в Университет Иллинойса, где и оставался в течение почти 30 лет в должности директора лаборатории личности и группового анализа. В 1973 году Кеттел оставил свою должность в Университете Иллинойса и переехал в Боулдер, штат Колорадо, где основал Институт по исследованию основ морали и самореализации. С 1977 года он становится консультирующим профессором при Гавайском университете, а также почетным профессором в Иллинойсе. Он все еще активно участвует в исследовательской работе и пишет научные труды. 
Будучи одним из наиболее плодовитых теоретиков в области изучения личности, Кеттел опубликовал за свою карьеру около 35 книг и 400 исследовательских статей.
[LEFT]
Значительное влияние на формирование личности оказывают множественные социальные институты. Кеттелл придавал большое значение социокультурным детерминантам поведения. Наибольшее влияние на личность человека оказывает семья, затем также весьма значимыми для индивидуума институтами являются профессия, школа, группа сверстников, религия, политическая партия, а также нация. Их влияние протекает одним из трех способов:
1) умышленное намерение создать определенный тип личности;
2)  ситуационные или экологические факторы приводят к эффектам, не предусмотренным обществом;
3) индивид может сам определить для себя необходимость дальнейшего изменения личности вследствие важных мотивов
[/LEFT]







Читают тему (гостей: 8)