Форум
RSS
Знаменательные и памятные даты
 
23 февраля
23 февраля - ЗДЕСЬ
24 февраля
24 февраля 1901 года, в «Церковных ведомостях» было опубликовано Определение Святейшего Синода об отлучении Льва Толстого от Русской православной церкви
 
Есть ли что-нибудь общее между Гришкой Отрепьевым, Степаном Разиным, Иваном Мазепой и Львом Николаевичем Толстым? Между самозванцем, бунтовщиком, вероломным предателем и гениальным писателем? Оказывается, есть. Все они, каждый в свое время, были отлучены от Русской православной церкви. Судьбы этих таких разных людей оказались связаны таким грозным и страшным словом — анафема.

Отлучение графа Льва Николаевича Толстого от церкви в феврале 1901 года произвело эффект разорвавшейся бомбы. Популярность графа в обществе была очень высока, и реакция образованного российского общества на решение Синода была однозначной — «произошла страшная, вопиющая несправедливость, реакционное бескультурное духовенство посягнуло на великого русского писателя». Толстого быстро провозгласили жертвой режима, и над головой писателя засиял ореол мученика. Но среди газетной шумихи мало кто задумывался о том, что же все-таки произошло между русской церковью и Толстым?
Самое парадоксальное заключается в том, что, строго говоря, анафеме знаменитого русского писателя никто не предавал. Все ограничивалось сухим определением Синода об отпадении графа Толстого от церкви. Причем, сам зачинщик конфликта, несмотря на то, что вокруг его имени бушевали страсти, по началу на решение высших судебных иерархов не реагировал никак.
Духовная жизнь писателя была скрыта не только от посторонних глаз, но даже от самых близких. И так было с самого детства. Маленький Лев и его братья забираются под стулья, занавешиваются платками и загораживаются ящиками. Они сидят в темноте, прижавшись друг к дружке, и от этого испытывают особенное чувство умиления и счастья. Смысл игры почти сакральный. Это даже не игра, а своеобразный ритуал. Маленькие Толстые изображают членов некоего «муравьиного братства», которое пытается разгадать великую тайну и ответить на вопрос «как сделать людей счастливыми?». Формулу человеческого счастья они записывают на волшебной зеленой палочке и закапывают на краю одного из оврагов в Ясной Поляне. Но пройдут годы, и детская игра станет чуть ли не навязчивой идеей великого писателя и мыслителя: формула или рецепт всеобщего счастья — на меньшее бывший член «муравьиного братства» был не согласен. Такой у него был масштаб личности.




 
25 февраля
25 февраля 1304 года родился  Ибн-Баттута 
   ...     
 (1304 -1377), араб, уроженец города Танжера в Марокко, берберский путешественник и странствующий купец.
Колумб, Магеллан, Васко да Гама… Эти имена великих путешественников прошедших веков у всех на слуху. А многие ли слышали об Абу Абдулле Махаммаде Ибн Баттуте (полное имя)? Это имя в нашей стране гораздо менее известно. А между тем более шести веков назад этот арабский путешественник обошел и изъездил буквально полмира. По протяженности маршрутов Ибн Баттута занимает 1-е место в списке средневековых путешественников. 130 тысяч километров. Это в четыре раза больше, чем протяженность земного экватора.
Ибн-Баттута получил высшее юридическое образование. В 1325 году совершил паломничество в Мекку. Путь вел через всю северную Африку в Египет; здесь путешественник повернул на юг, и идя вверх по Нилу дошел до катаракт. Из Египта Ибн-Баттута не поехал прямо в Мекку, сначала он посетил Палестину и только после ознакомления с Сирией и Месопотамией прибыл к цели своего путешествия.
Возвращаясь в Танжер, Ибн-Баттута избрал тоже довольно сложный маршрут: из Мекки на восток, через весь Аравийский полуостров, далее вдоль берегов Персидского залива по южному Ирану (Персии) до пролива Ормуз. Здесь Ибн-Баттута сел на корабль, шедший на восток и юг — в Занзибар; и только оттуда вернулся домой. Совершая паломничество вторично, он поехал прямо в Мекку, но возвращение растянул на многие годы. Теперь путешественник избрал маршрут на север, через Малую Азию и дошел до порта Сиыоп на Черном Море. Оттуда на генуэзском корабле переправился в Крым (бывший в то время генуэзской колонией).
Пройдя через Крым, Ибн-Баттута направился на восток и, достигнув устья Волги пошел вверх по реке до татарской столицы Сарай-Берке (ныне город Ленинск Волгоградской области СССР). Как раз в это время из Сарай-Берке в Константинополь возвращалась византийская принцесса; Ибн-Баттута присоединился к ее свите. В Константинополе он пробыл очень коротко: снова направился на восток через Малую Азию в Хиву, Бухару, Афганистан, чтобы вдоль берегов Инда дойти до Дели — столицы Индии. В Дели Ибн-Баттута долгое время исполнял обязанности судьи, пока не прибыло туда арабское посольство, направлявшееся в Китай. Ибн-Баттута согласился поехать туда с миссией вместо послов — это был удобный случай посетить Китай. Возвращался он опять-таки по другому пути через Яву, Суматру, Цейлон и другие острова юго-восточной Азии. На Мальдивских островах он занимал должность судьи.
Второе путешествие Ибн-Баттуты продолжалось 24 года. Однако дома он не долго отдыхал. Вскоре поехал в арабские колонии в Испании (Андалузию и Гренаду), откуда в 1352 году направился в Фес. Слава о путешествиях Ибн-Баттуты достигла ушей султана Марокко, который поручил опытному путешественнику дипломатическую миссию к властелину Мали в Томбукту (Тимбукту). В Мали Ибн-Баттута поехал через западную Сахару, а обратно, через горы Ахаггар и Атлас. Возвратившись из этого путешествия, Ибн-Баттута больше не уезжал из Феса; он занялся, в частности, составлением воспоминанй о своих путешествиях. 
Ибн-Баттута принадлежит к числу путешественников, преодолевших маршруты более длинные, чем кто-нибудь до него в средние века; кроме того, он посетил больше стран. Два фактора облегчили это: образование, позволявшее ему везде исполнять дипломатические поручения или занимать судейские должности и то, что большинство посещенных им территорий входило в состав арабских стран. Некоторое значение можно придать и тому, что Ибн-Баттута не обращал внимания на семейные связи: он женился в одном месте пребывания, легко разводился и уезжал в другое. Описания путешествий Ибн-Баттуты были опубликованы в Каире только лишь в 1871 году.

[JUSTIFY]




 Удивительные жизнь и быт мира ислама, который в те времена во многом превосходил терзаемую войнами и чумой Европу, нашли отражение в книге, которую на склоне лет надиктовал путешественник. Называется она [/JUSTIFY]
«Подарок созерцающим о диковинах городов и чудесах путешествий»
.


«Однажды, — писал Ибн-Баттута, — я шел по улице Дамаска и увидел, как маленький раб уронил блюдо из китайского фарфора, и оно разбилось на кусочки. Вокруг мальчика собралось несколько человек, один из которых дал рабу совет: «Собери осколки и отправляйся с ними к хранителю пожертвований на кухонную утварь». Раб так и поступил, а давший совет мужчина отвел парня к хранителю. Мальчик показал осколки блюда и получил деньги на покупку нового». Ибн-Баттута был в восторге от работы этого, как бы мы сегодня сказали, благотворительного фонда. Ведь если бы рабу не выдали деньги и он не купил бы новую посудину, хозяин наверняка отругал бы мальчишку, а может быть, и побил бы.
В Мекке, священном городе мусульман, Ибн-Баттуте запомнился еще один полезный и благородный обычай. На местном базаре он увидел множество детей, сидевших посреди торгующейся толпы с двумя корзинками. Оказывается каждый, кто купил товар, мог подойти к любому из детей (а это были бедные сироты) и положить свои покупки в корзинки: в одну — мясо и овощи, в другую — зерно. За несколько мелких монет сирота доставлял покупки на дом покупателю, а сам горожанин мог, не отягощая себя поклажей, отправиться по своим делам. Жители Мекки охотно давали детям заработать на жизнь, а сами юные курьеры никогда не обманывали тех, кто доверял им свои покупки.

 Здесь интересно!
"Я отправился в одиночестве, без товарища, дружба которого развлекала бы меня в пути, без каравана, к которому мог бы присоединиться; меня побуждала решимость, и сильное стремление души, и страстное желание увидеть благородные святыни. Я твердо решил расстаться с друзьями - мужчинами и женщинами, покинуть родину, как птицы покидают свои гнезда. Родители мои были еще тогда в узах жизни, и я, так же как и они, перенес много скорби, покинув их; было мне тогда двадцать два года."



Дорогами пилигримов



СМОТРЕТЬ:
 
26 февраля
26(25?) февраля 1725 года родился  Никола Куньо 

   ...     
 (25(26?).2.1725, Вуа, департамент Мёз, ? 2.10.1804, Париж), французский изобретатель. Одним из первых пытался использовать паровую машину для нужд транспорта. В 1769?70 построил паровую повозку (см. Автомобиль), которую предполагал использовать для перевозки орудий (не получила применения из-за несовершенства конструкции; с 1800 хранится в Музее искусств и ремёсел в Париже).

Кюньо родился в Лотарингии в 1725 году. Со временем он стал военным инженером и занялся разработками транспортных средств, работающих на паровых двигателях, для французской армии.


В сорок четыре года он совершил такой прорыв в инженерной науке, какой никому раньше и в голову не пришёл бы. На всеобщее суждение была представлена самоходная «Телега Кюньо». 
Это было довольно громоздкое сооружение, ужасно трудно управляемое и совершенно не маневренное!  
Созданная машина приводилась в движение паровым двигателем и двигалась по странной задумке инженера на трёх деревянных колёсах.

Когда произошла первая автокатастрофа?
Самое ироничное во всей этой истории то, что произошло в процессе демонстрации. Плачевная маневренность парового монстра почти сразу привела к тому, что он врезался в стену, на глазах у зевак, жаждущих зрелищ. Выходит, что первая автокатастрофа в мире произошла в тот же день, когда демонстрировалось первое авто! Не спасло даже то, что это чудо техники передвигалось невообразимо медленно.



Человека, 

который управлял повозкой 

и одновременно топил паровой котел, 
называли шофером
 (фр. chauffeur — «истопник») .




На следующий год изобретатель представил «большую» или, как он сам её назвал – «Огненную телегу». В длину эта паровая машина составляла не меньше шести метров и управлялась огромными рычагами. Назначение этой махины было ориентировано всё ещё на армию, а точнее – она предназначалась для транспортировки тяжёлых военных грузов.







Интересный факт:
 рассказывают также, 
что прототип телеги Куньо существовал ещё ранее. 
За сто лет до того, в Китае в 1672 году 
иезуит Фердинанд Вербист преподнёс в подарок императору
 машинку на паровом ходу.
 Правда, игрушечную – 65 см в длину.


   ...      


 «Паровая повозка» Кюньо была помещена в «хранилище машин, инструментов, моделей, рисунков, описаний и книг по всем видам искусств и ремесел» в 1794 году и позже стала «гвоздем» музея. Ее изображение также было эмблемой французского общества автомобильных инженеров. В 1969 году торжественно отмечалось 200-летие «телеги», а в Лотарингии, родине Кюньо, был поставлен памятник изобретателю.
В 1800г. телегу Кюньо перенесли в Парижскую консерваторию (музей) искусств и ремесел, где она хранится до сих пор.











 
26 февраля
26 февраля

На первом этаже дома по адресу 140 Grande Rue в Безансоне 26 февраля 1802 года родился французский писатель Виктор Гюго.
   
          
Начал писать произведения в 14-летнем возрасте 
                          


 «Одна из главных целей моих - вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре».




В парижском отеле Роан-Гемене находятся апартаменты Виктора Гюго. Вход в номер свободный. Виктор Гюго жил здесь 16 лет. В этих стенах создавались знаменитые "Отверженные". Именно проживая здесь Гюго подружился с писателями Ламартином, Альфредом де Виньи, Александром Дюма, Бальзаком, Проспером Мериме и Шарлем Огюстеном де Сент-Бёв. В этом музее хранятся рисунки и рукописи Виктора Гюго, экземпляры первых изданий его произведений. В "Трёх мушкетёрах" Дюма друг Виктора Гюго "поселил" миледи Винтер именно в эти апартаменты. Такая литературная шутка к другу. Здесь ходят легенды о привидениях.
 Дерево


Суровая зима мир саваном одела,
Зачерствела земля, вода окоченела.
"О дерево! Скажи, – воскликнул человек, –
Ты хочешь в топливо идти мне на потребу?"
– "Родившись из земли, в огне всхожу я к небу
Сказало дерево, – руби, о дровосек,
Руби меня и жги! – и дряхлый дед, и внуки
У этого огня пусть согревают руки,
Как божьей милостью их греется душа!"
– "А хочешь, дерево, идти в мой плуг?" – "Согласно,
Хочу идти в твой плуг, я буду не напрасно
В нем землю бороздить. "Как жатва хороша!" –
Потом воскликнешь ты. Свершив труды святые,
Я ими вызову колосья золотые".
– "А хочешь ли идти в строенье, стать бревном
И в образе столба поддерживать мой дом?"
– "Согласно и на то, – я этим обусловлю
Твое спокойствие, держать я буду кровлю
Приюта мирного твоих домашних лиц,
Как прежде на себе держало гнезда птиц,
И листьев шум моих, тебя склонявший к думам,
Заменится твоих детей веселым шумом".
– "А хочешь, дерево, быть мачтой корабля?"
– "О, да, хочу, хочу, – скажу: прости, земля!
И в море синее без страха, без боязни
Сквозь бурю двинусь я". – "А хочешь в деле казни
Служить, о дерево, – позорной плахой быть
Иль виселицей?" – "Стой! Не смей меня рубить!
Прочь руку! Прочь топор! Прочь, адские созданья!
Прочь, люди, изверги! Нет, в деле истязанья
Я не согласно быть подставкой палачу, –
Я – дерево лесов – на корне жить хочу;
Одевшись листьями, я – род живой беседки –
Расту, даю плоды. Прочь! Ни единой ветки,
Свирепый человек, с меня не обрывай!
Живи, как хочешь, сам, – живи и убивай!
Я не сообщник твой в убийствах, не посредник.
Я мирный, добрый дуб. Мне ветер собеседник.
Сын мрака! Тьма нужна стеклу твоих очей!
А я – я солнца сын и друг его лучей.
Закон природы мне начертан весь любовью,
Тогда как твой закон нередко писан кровью.
Оставь меня! Пируй! Коль празднеств, балов счет
Неполон у тебя – прибавь к ним эшафот, –
Им можешь ты всегда меж двух забав, двух шуток,
Двух зрелищ, двух пиров – наполнить промежуток, –
Веревки, цепи есть – и есть всегда собрат.
Который, пополам с несчастьем, виноват
В своем падении… А я меж листьев тенью
Дать места не хочу кровавому виденью".
 
26 февраля
26 февраля 1886 года в Горловке произведена первая в России ртуть. В XIX веке врачи лечили ртутью раны и венерические болезни. Соединения ртути использовались как антисептик (сулема), слабительное (каломель).


   ...     
Киноварь, минерал, сульфид ртути, HgS




В 1912 г. в Российской империи начался экономический подъем. Акционерное общество, кроме эксплуатации угольных копей, начало новую разведку ртутных руд, в 1913 г. приобрело угольную копь у Алексеевского горнопромышленного общества. Разведка ртутных руд дала обнадеживающие результаты и было принято решение о строительстве нового предприятия, поскольку старый завод был разукомплектован. 
     В 1914 г. с австрийской фирмой «Аухаген» был заключен договор на постройку завода по производству ртути. Однако строительство прервала Первая мировая война. В 1915 г. на недостроенном заводе было установлено оборудование и из ранее имевшихся запасов руды организовано производство ртути для нужд военной промышленности. Ауэрбаху не удалось продолжить участие в возрождении своего детища — в 1916 г. потомственный дворянин, действительный статский советник Александр Андреевич Ауэрбах, поставивший на современную научную основу ртутное производство, равного которому не было в России, умер. 
     С октябрьскими событиями 1917 г. общество «Ртутное и угольное дело А. Ауэрбаха и К0» прекратило деятельность, а 23 января 1918 г. предприятие было национализировано. 
     В наше время, в 1991-1992 гг., Никитовский ртутный комбинат был объявлен банкротом, а затем выкуплен по частям. Сегодня на его базе работают ООО «Никитовская ртуть», «Завод прецизионных материалов», а также государственное предприятие, занимающееся гидрозащитой прилегающих территорий. Заметим, что проведенная недавно инвентаризация месторождений Донбасса показала наличие большого количества ртутных пластов. Большинство специалистов уверены, что при наличии соответствующих инвестиций возродить уникальное производство ртути Украине вполне по силам. 


Чугунное ядро плавает в ртути





Ртуть что это. Наука 2.0










Красиво, удивительно, любопытно. 
Так и хочется поиграть... 
Ребёнок мимо не пройдёт.
Стоп!
 
26 февраля

26 февраля 1564 года родился Кристофер Марло
   ...      
Портрет неизвестного. По мнению части исследователей,

 здесь изображён Кристофер Марло



- (февраль 1564, Кентербери, — 1.6.1593, Дептфорд), английский поэт, переводчик и драматург-трагик елизаветинской эпохи, наиболее выдающийся из предшественников Шекспира, разведчик. Благодаря ему в елизаветинской Англии получил распространение не только рифмованный, но и белый стих.


Марло родился в один год с Шекспиром (1564) в семье сапожника из Кентербери. До 1580 года посещал местную школу, где изучал латынь, основы греческого языка, а также пение и стихосложение. Затем с марта 1581 года как стипендиат архиепископа Паркера учился в Кембриджском университете. В Кембридже Марло сблизился с Томасом Нэшем и Томасом Уолсингемом, племянником члена Тайного совета Ф. Уолсингема. Марло окончил Колледж Тела Христова в Кембриджском университете, став бакалавром (1584), а затем — вероятно, по протекции Уолсингема-старшего — магистром (1587).
Связь Марло с Уолсингемом, по-видимому, объясняет вольности в его поведении ещё во время учёбы в Кембридже. Например, с середины 1584 года в документах университета отмечаются продолжительные отлучки Марло. Однажды он побывал в родном Кентербери, но куда он ездил в остальных случаях (например, с февраля по июнь 1587), точно неизвестно. Тайный совет потребовал от руководства университета допустить Марло к выпускным испытаниям, ссылаясь на то, что «он хорошо поработал на благо королевы» во время пребывания на континенте. Предполагается, что Марло собирал во Франции сведения о деятельности английского католического подполья, пытавшегося бросить вызов протестантскому режиму королевы Елизаветы I. 
В 1592 г. Марло был задержан властями Соединённых провинций в портовом городе Флиссингене и обвинён в фальшивомонетничестве. Его выслали в Англию, где он должен был предстать перед лордом Бёрли; по возвращении на родину никаких обвинений ему предъявлено не было. Биографы Марло связывают этот эпизод с его разведывательной деятельностью.
Пользуясь своими обширными связями, Кристофер Марло переехал в Лондон, где занялся активной литературной деятельностью. Он сблизился с так называемыми «университетскими умами», кругом драматургов, писавших для общедоступного театра, куда входили поэты Д. Лили, Т. Нэш, Р. Грин, Дж. Пил и Т. Лодж. Тогда же была поставлена его первая трагедия «Тамерлан великий, скифский пастух», которая пользовалась таким колоссальным успехом, что Марло вынужден был написать её продолжение (чего раньше на лондонской сцене не случалось).






"Из ничего сперва создашь немного, Потом побольше, а затем и много..." 
*
Причин не знаем. Ясно лишь для нас —
Любовь приходит сквозь цензуру глаз.
Рассудочность не зажигает кровь.
Не вечно ль первый взгляд родит любовь?






 Загадочная и трагическая смерть Марло породила множество литературных размышлений авторов разных эпох: в частности, Юрий Нагибин в новелле «Надгробие Кристофера Марло» предполагает, что он был убит почитателем
его таланта, который таким образом хотел увековечить свое имя. Но самая волнующая версия смерти относится к так называемому шекспировскому вопросу: согласно американскому исследователю Кальвину Хоффману, смерть поэта была инсценирована, а сам он бежал на континент, где продолжил писать пьесы и сонеты, публикуя их в Англии под именем Шекспира (многие усматривают сходство юноши с изображениями Уильяма Шекспира).







Действие разворачивается в Лондоне в мае 1593г.














Большая Советская Энциклопедия
 
27 февраля

27 февраля 1932 года физик Джеймс Чедвик открывает нейтрон (от лат. neuter — ни тот, ни другой) – элементарную частицу, не имеющую электрического заряда. За это открытие он получил Нобелевскую премию по физике в 1935 году.



Джеймс Чедвик - ученик Э. Резерфорда, лауреата Нобелевской премии по химии 1908 года, «отца» ядерной физики, создателя планетарной модели атома.
В 1934 – 1935 годах вместе с сотрудником М. Гольдхабером Чедвик поставил опыты по фотодиссоциации дейтрона на нейтрон и протон под действием гамма-квантов.
В 1943—1945 годах Джеймс Чедвик возглавлял группу английских учёных, работавших в Лос-Аламосской лаборатории (США) над проектом атомной бомбы.
Чедвик известен не только за открытие нейтрона, но и фотоядерной реакции.







Зарядом я похвастать не могу,
А потому сижу в ядре и ни гу-гу.
А то еще подумают: шпион.
А я нейтральный и зовусь ...
 
6 марта


6 марта 




6 марта 1617 года родился Эркюль Савиньен Сирано де Бержерак 

   ...     
Савиньен Сирано родился 6 марта 1619 года в Париже. Время и место рождения во многом определили его судьбу. Недаром некоторые литературов еды ут верждают, что именно де Бержерак послужил прообразом д’Артаньяна в прославленном романе Александр Дюма-отца и Огюста Маке «Три мушкетёра», а реальный маршал д’Артаньян оказался лишь камуфляжем для романистов.
Отец будущего поэта Абель Сирано служил адвокатом. Мать, Эсперанса Беланже, происходила из состоятельных дворян, отец её был советником и казначеем короля. Мальчик стал самым младшим в семье, у него имелись четыре старших брата и сестра. Назвали новорожденного в честь деда по отцовской линии Савиньеном, но позже повзрослевший юноша взял себе дополнительно ещё два героических имени — Эркюль (в переводе с французского — Геракл) и Александр. 
Когда Савиньен подрос, его определили учиться в иезуитский Коллеж-де-Бове при Парижском университете. Здесь молодой человек добавил к фамилии дворянский титул «де Бержерак». В своё время дед Савиньен купил в Гаскони имение Бержерак, которое Абель Сирано продал в 1636 году. Однако это не помешало молодому человеку с достоинством именовать себя де Бержераком. На документах сохранились различные подписи поэта: Александр де Сирано Бержерак, Эркюль де Бержерак, де Бержерак Сирано, де Сирано де Бержерак, Савиньен де Сирано и т.д.
В коллеже Савиньен прославился не столько успехами в учении, сколько виртуозным владением шпагой и участием в многочисленных дуэлях. Дело заключалось в том, что у де Бержерака и в самом деле был необычайно большой нос. Юноша комплексовал по сей причине, отчего стал бретёром и дуэлянтом — он был готов обнажать шпагу против любого, кто криво посмотрел бы на эту часть его лица. Иногда бухотёр даже не ждал кривых взглядов, а обнажал шпагу заблаговременно, на всякий случай. Впрочем, неуёмная драчливость в первой половине XVII века считалась в обществе достоинством молодого человека.

...
Во второй половине 1640-х годов от нечего делать Сирано де Бержерак начал сочинять. Упражнялся он и в прозе, и в области бурлескной поэзии. Под влиянием материалистической философии де Бержерак сочинил в 1649 году первые в истории научно-фантастические романы. Это были так называемые отчёты о вымышленных путешествиях — «Государства и империи Луны» и «Государства и империи Солнца». Изданы они были другом поэта посмертно в 1662 году.
— Я выбрал путь себе кратчайший и прямой.
— Какой же?
— Быть самим собой.




       Судьба человека и миф о Сирано





сирано и д`артаньян





Сергей Безруков - Сирано де Бержерак (весь спектакль)





Сирано де Бержерак. Экранизация комедии Э.Ростана (1983)
Изменено: Елена Харьковская - 05.03.2017 11:11:28
 
7 марта
7 марта
Здесь и далее





7 марта 1806 года родилась Анна Михайловна Дараган

   ...     

 (23 февраля (7 марта1806Санкт-Петербург — 11 (23) августа 1877Вильна) — русский педагог и детская писательница.

Анна Дараган, детский писатель, супруга тульского губернатора П. М. Дарагана.
Анна Михайловна Дараган, дочь сенатора Михаила Андреевича Балугьянского, супруга тульского губернатора Петра Михайловича Дарагана, мать пятерых детей - одна из немногих женщин, оставивших след в тульской и российской истории.
Жена и литератор
Анна Балугьянская родилась 23 февраля 1806 года, получила прекрасное домашнее образование и мужа – представителя знатного дворянского рода Петра Михайловича Дарагана, ставшего в 1850 году военным губернатором г. Тулы и тульским гражданским губернатором. Редкий случай в российской истории: супруга не смогла вслед за мужем-губернатором сразу последовать к месту его назначения. Анна Михайловна сама состояла на государевой службе и была известна при Дворе не меньше своего супруга - генерал-лейтенанта.
Анна Михайловна Дараган прославилась в 1845 году, когда вышла в свет ее книга - азбука «Елка. Подарок на Рождество. С примерами постепенного чтения», посвященная детям цесаревны Марии Александровны. В 1846 году была издана вторая часть «Елки», в виде 18 уроков «постепенного чтения». Даже такой суровый критик как В. Г. Белинский отмечал, что «это решительно первая хорошая книга в таком роде». А Лев Толстой много лет спустя, работая над своей «Азбукой», признавал, что «это вовсе недурная азбука». «Елка» авторства Дараган выдержала 14-й изданий!
Вторым трудом А. М. Дараган стала книга «Чтение для детей из Священной истории», изданная в 1848 году в Петербурге. Рассказы, написанные легким и ясным языком, снова восторженно встретила критика. Большими тиражами разошлась и третья работа Анны Дараган «Естественная история животных, рассказанная для детей», дававшая юным читателям «первоначальное, самое поверхностное знакомство с царством животных».
Мадам Ураган
Детские книжки Анны Дараган, ее литературные способности и новаторский подход к педагогике заметили при Дворе. Императрица Александра Федоровна 16 ноября 1849 года назначила Анну Михайловну начальницей московского Елизаветинского училища. Спустя год Анна Дараган стала начальницей Николаевского сиротского института в Петербурге. Именно этот ответственный пост помешал Анне Михайловне вслед за мужем приехать в Тулу и стать губернаторшей. Лишь в конце марта 1856 года из-за конфликта с начальником учебной части, не захотевшим подчиняться ее резким требованиям, Анна Михайловна сама попросила у императрицы об отставке и уехала к мужу в Тулу.
Вот как сама Анна Михайловна вспоминала этот эпизод своей жизни:
- Если вам скажут, что вот губернатор П. М. Дараган кого-нибудь побил, - никто не поверит; а скажут это про меня – все поверят. Когда меня покойный император Николай Павлович назначал директрисою института, я прямо ему сказала: Государь, не гожусь, это будет мое Ватерлоо, не назначайте. Ну, конечно, так и вышло, я и не выдержала...".
За жесткий характер Анну Михайловну прозвали «мадам Ураган». Ее побаивались даже престарелые родители губернатора, не одобрявшие, что невестка оставляет супруга одного, но вынужденные считаться с ее бурной литературной и педагогической деятельностью.
Гнуснейший театр и женихи
Приехав в Тулу, Анна Михайловна заскучала. «Представительность мне не по душе, а здесь кроме служебных отношений и гнуснейшего театра ничего нет, чтобы могло утешать сердце и одобрять дух», - писала она родственнику В. А. Стороженко в феврале 1857 года.
Именно в нашем городе Анна Михайловна написала «Руководство к детским садам по методе Фр. Фребеля». В начале 1860-х годов в России предпринимались робкие попытки создания детских садов, и Анна Дараган стала первой, кто обобщил мировой опыт, перевел на русский труды немецкого педагога Фребеля. Ее книга стала первой попыткой содействовать развитию Фребелевской системы воспитания в России и выдержала несколько изданий под разными названиями, например, «Метода Фребеля. Игры и занятия, развивающие духовные и физические силы детей».
С Тулой связано и несколько теплых стариц семейной жизни Дараганов. В нашем городе Анна Михайловна выдала замуж своих дочерей-красавиц. Например, супругом Елизаветы Петровны Дараган стал полковник Владимир Николаевич Веревкин, купивший для молодой жены дом в Веневе.
В 1866 году, вскоре после выхода губернатора Дарагана в отставку, Анна Михайловна вместе с мужем, дочерью Елизаветой и ее семьей переехали в Вильно.

Забытые феи юных сердец






Книги пока обнаружила только у букинистов. Дорого.
Но кое-что найти для скачивания можно.
 
8 марта
8 марта свой День рождения отмечает Шалва Александрович Амонашвили.

   ...      
Шалва Александрович
 родился в 1931 году в городе Тбилиси в Грузии. Закончил востоковедческий факультет Тбилисского университета.
В 70-х годах он возглавлял массовый эксперимент «Гуманно-личностный подход к детям в воспитательном процессе» в школах Грузии. Этот эксперимент получил широкий отклик по всему миру.
Амонашвили является автором десятков книг, переведенных на многие языки: «Здравствуйте, дети», «Единство цели», «Размышления о гуманной педагогике», «Школа жизни», «Исповедь отца сыну», «Письма к дочери», «Истина школы» и др.
Шалва Александрович Амонашвили проводит большую деятельность по распространению идей гуманной педагогики, проводит семинары с учителями России и стран СНГ, также в странах Балтии. Основал свыше 150 лабораторий гуманной педагогики в этих странах.
Вместе с академиком Д.Д.Зуевым издает «Антологию Гуманной Педагогики».
Его система «Школы Жизни» рекомендована Министерством образования РФ для применения на практике.
В настоящее время Шалва Александрович Амонашвили:
Доктор психологических наук.
Профессор.
Академик Российской Академии Образования.
Действительный иностранный член Академии Педагогических Наук Украины.
Почетный доктор Софийского Университета имени Святого Климента Охридского.
Почетный профессор Тюменского, Дагестанского, Уральского (Казахстан), Нефтекамского государственных университетов, Новосибирского, Челябинского, Самарского и других педагогических университетов.
Руководитель Международного Центра Гуманной Педагогики.
Организатор ежегодных Международных Педагогических Чтений.
Руководитель Лаборатории гуманной педагогики при Московском Государственном Педагогическом Университете.
Глава Издательского Дома Шалвы Амонашвили.
Научный руководитель экспериментальных школ № 200, № 1607, № 1715 г.Москвы и №38 г.Санкт-Петербурга.
Международным Общественным Жюри признан «Рыцарем Гуманной Педагогики», награждён золотым значком «Сердце и лебедь». Международная Ассоциация Детских Фондов наградила Амонашвили почетной золотой медалью имени Льва Николаевича Толстого. Почетный доктор Софийского Университета имени Святого Климента Охридского.
(И) - много ссылок
Дети — мои учителя

Последние дни августа в Тбилиси всегда жаркие. Тает асфальт, и люди как будто теряют интерес ко всему.
На улице мало детей. Большинство из них родители отправили на курорты, в дачные места, в пионерские лагеря, особенно же — в села, к своим бабушкам, дедушкам, сельским родственникам.
Любят дети бывать на селе, играть с сельскими ребятишками, ходить вместе с ними в лес за ежевикой, кизилом, плести корзинки. Это сейчас во мне заговорило мое детство, оставшееся там — в долинах Кахетии, недалеко от Цинандали, от Икалто, от Алаверди и Греми. Бегал я вместе с сельскими ребятишками купаться в ленивой Алазани; садился на лошадь, которая паслась в долине, и скакал на ней без устали; таскали мы на своих плечах мешки с кукурузой и пшеницей на водяную мельницу, и было интересно смотреть, как крутились огромные плоские круглые камни, в такт выбрасывая в амбар горстки душистой муки; устраивали соревнования в борьбе, и на небольшой полянке собиралось почти все село повеселиться.
Нет слов, любят дети бывать на селе — это я точно знаю, потому что сам был ребенком. Там много радостей, больше свободы, шире просторы для страстных и опасных приключений.
Август в Тбилиси тает медленно под огнем солнца, вот уже скоро первое сентября (и мы все знаем, что это значит!), а на улице еще нет детского гомона, мало детей.
А что, если учеба начнется не первого сентября, а на недели две, а то и на месяц позже? Разве можно нормально учиться в такую жару! А там, в деревне, поспевает виноград, поспевают другие фрукты — надо же детям запастись витаминами…
Но школа зовет! Это самый святой призыв, после призыва защитить Родину.
"Америка заложила в свое образование не духовные основы, а долларовые традиции."
"В одном уроке должно быть столько уроков, сколько детей. 
Это как матрешки в матрешке.
 Их много, а учитель один. 
Нужна будет утонченная учительская мудрость."
Цитаты





Это было давно, очень давно, когда люди еще не умели улыбаться…
Да, было такое время.
Жили они грустно и уныло. Мир был для них черно-серым. Блеск и величие Солнца они не замечали, звездным небом не восторгались, не знали счастья любви.
В эту незапамятную эпоху один добрый ангел на Небесах решил спуститься на Землю, то есть родиться и испытать земную жизнь.
«Но с чем я приду к людям?» – задумался он.
Ему не хотелось прийти к людям в гости без подарка.
И тогда он обратился к Отцу за помощью.
– Подари людям вот это, – сказал ему Отец и протянул маленькую искру, она светилась всеми цветами радуги.
– Что это? – удивился добрый ангел.
– Это Улыбка, – ответил Отец. – Положи ее себе в сердце и принеси людям в дар.
– И что она им даст? – спросил добрый ангел.
– Она наполнит их особой энергией жизни. Если люди овладеют ею, то найдут путь, по которому утверждаются достижения духа.






Открытый урок Паата и Шалва Амонашвили Фейерверк уроков жизни
Читают тему (гостей: 3)