Форум
RSS
Сегодня и завтра. Даты, Знаменательные события в мире физики, химии, биологии, географии и ИКТ. Праздники Российские и мировые.
 
26 ноября – Всемирный день информации

Задолго до появления компьютеров и внедрения сети Интернет в нашу жизнь один банкир, а именно, магнат Натан Ротшильд, изрек мудрую фразу: «Кто владеет информацией – тот владеет миром». Он будто заглянул в будущее в тот момент, ведь сейчас, два века спустя, эти слова оказались девизом большого количества людей, знающих толк в получении баснословной прибыли. Информационные технологии постепенно проникают во все сферы человеческого бытия, и вообще, мир сегодня находится на стадии развития, именуемой «информационным взрывом». Как тут не учредить праздник в честь столь значительной субстанции?

26 ноября ежегодно отмечается Всемирный день информации, который проводится по инициативе Международной академии информатизации (МАИ) и Всемирного информациологического парламента (ВИП).

26 ноября 1992 года состоялся первый Международный форум информатизации ? МФИ?92, созванный по инициативе Международной академии информатизации. В работе форума приняли участие свыше 10 тысяч ученых и специалистов из 29 стран. Форум принял решение отмечать 26 ноября, день презентации первого форума ? МФИ?92, как Всемирный день информации.

Всемирный день информации был зарегистрирован официально органами ЮНЕСКО в 1994 году.

В факте принятия мировым научным сообществом решения о Дне информации отражена особенность нашего времени ? вступление мирового сообщества в информационную фазу постиндустриального развития.

Информация всегда играла в жизни человечества очень важную роль. Однако с середины ХХ  века в результате социального прогресса и бурного развития науки и техники роль информации неизмеримо возросла. По некоторым оценкам, объем информации в мире удваивается каждые 10–12 лет, по другим – каждые 4 года. За последние 30 лет человечеством создано столько же информации, сколько за три предшествующих тысячелетия.

Сегодня в жизнь людей  глубоко проник Интернет, позволяя работать, общаться и получать доступ к медиа?развлечениям практически из любого места на планете.

Эксперты подсчитали, что к середине 2008 года число пользователей, регулярно использующих Интернет, составило около 1,4 млрд человек – около четверти земного населения. Кроме того, не позднее, чем через 8 лет Интернет будет насчитывать более 2 млрд пользователей.

Рост числа мобильных пользователей делает распространение глобальной сети подлинно повсеместным. К концу 2008 года количество устройств, подключенных к Интернету, превысит 1,5 млрд, включая компьютеры, телефоны и игровые приставки. Эксперты ожидают, что к 2012 году число мобильных устройств, используемых в качестве базы для подключения к Интернету, превзойдет количество персональных компьютеров.

По данным государственного Информационного центра сети Интернет Китая, страной с наибольшим онлайн?населением сегодня является Китай. В феврале 2008 года в этой стране насчитывался 221 млн пользователей Интернета, что позволило Китаю выйти на первое место, обойдя предыдущего лидера рейтинга – США.

В 2012 году, по мнению экспертов,  число пользователей Интернета в Китае будет равняться 375 млн. По информации же американской аналитической фирмы ComScore, опубликованной в марте 2008 года, США пока сохраняют незначительное лидерство: у них 188 млн пользователей Интернета против 173 миллионов у Китая.

В России, согласно исследованию Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), за последние три года Интернет стал в два раза более популярным. В 2005 году Сетью пользовались 10% жителей России, в 2006?м — 13%, а в 2008 году этот показатель достиг 20%. Впрочем, как отмечают аналитики, Интернет пока не обогнал по популярности другие информационные источники.

Каждый десятый пользователь обращается к онлайновым ресурсам ежедневно, 9% выходят в Сеть несколько раз в неделю, 7% — несколько раз в месяц, 3% — эпизодически (не менее одного раза в полгода). Большинству жителей России Интернет нужен для учебы или работы – 62% опрошенных против 77% в 2006 году. Еще 42% россиян используют Сеть для работы с электронной почтой, а 39% отслеживают с помощью Интернета международные и российские новости.

 
26 ноября 1894 года родился Норберт Винер, американский учёный, выдающийся математик и философ, основоположник кибернетики и теории искусственного интеллекта

Норберт Винер родился в еврейской семье. Отец учёного, Лео Винер (1862—1939), родился в городе Белосток Российской империи, учился в Минской, а затем Варшавской гимназии, поступил в Берлинский технологический институт, после окончания второго курса которого переехал в США, где в итоге стал профессором на кафедре славянских языков и литературы в Гарвардском университете. Родители матери, Берты Кан, были выходцами из Германии.

В 4 года Винер уже был допущен к родительской библиотеке, а в 7 лет написал свой первый научный трактат по дарвинизму. Норберт никогда по-настоящему не учился в средней школе. Зато 11 лет отроду он поступил в престижный Тафтс-колледж, который закончил с отличием уже через три года, получив степень бакалавра искусств.

В 18 лет Норберт Винер получил степени доктора философии по математической логике в Корнельском и Гарвардском университетах. В девятнадцатилетнем возрасте доктор Винер был приглашён на кафедру математики Массачусетского технологического института.

В 1913 году молодой Винер начинает своё путешествие по Европе, слушает лекции Б. Рассела и Г. Харди в Кембридже и Д. Гильберта в Гёттингене. После начала войны он возвращается в Америку. Во время учёбы в Европе будущему «отцу кибернетики» пришлось попробовать свои силы в роли журналиста околоуниверситетской газеты, испытать себя на педагогическом поприще, прослужить пару месяцев инженером на заводе.

В 1915 году он пытался попасть на фронт, но не прошёл медкомиссию из-за плохого зрения.

С 1919 года Винер становится преподавателем кафедры математики Массачусетского технологического института.

В 1920—1930 годах он вновь посещает Европу. В теории радиационного равновесия звёзд появляется уравнение Винера-Хопфа. Он читает курс лекций в пекинском университете Цинхуа. Среди его знакомых — Н. Бор, М. Борн, Ж. Адамар и другие известные учёные.

В 1926 году женился на Маргарет Енгерман.

Перед второй мировой войной Винер стал профессором Гарвардского, Корнельского, Колумбийского, Брауновского, Геттингенского университетов, получил в собственное безраздельное владение кафедру в Массачусетском институте, написал сотни статей по теории вероятностей и статистике, по рядам и интегралам Фурье, по теории потенциала и теории чисел, по обобщённому гармоническому анализу…

Во время второй мировой войны, на которую профессор пожелал быть призванным, он работает над математическим аппаратом для систем наведения зенитного огня (детерминированные и стохастические модели по организации и управлению американскими силами противовоздушной обороны). Он разработал новую действенную вероятностную модель управления силами ПВО.

«Кибернетика» Винера увидела свет в 1948 году. Полное название главной книги Винера выглядит следующим образом «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине».

За несколько месяцев до смерти Норберт Винер был удостоен Национальной научной медали США, высшей награды для человека науки в Америке. На торжественном собрании, посвящённом этому событию, президент Джонсон произнёс: «Ваш вклад в науку на удивление универсален, ваш взгляд всегда был абсолютно оригинальным, вы потрясающее воплощение симбиоза чистого математика и прикладного учёного».

Норберт Винер скончался 18 марта 1964 года в Стокгольме.


 
27 ноября - День матери в России

Нет, наверное, ни одной страны, где бы не отмечался День матери. В России День матери стали отмечать сравнительно недавно. Установленный Указом Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина № 120 «О Дне матери» от 30 января 1998 года, он празднуется в последнее воскресенье ноября, воздавая должное материнскому труду и их бескорыстной жертве ради блага своих детей. С инициативой учреждения Дня матери выступил Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи. 

Текст Указа очень короток: «В целях повышения социальной значимости материнства постановляю: 
1. Установить праздник — День матери и отмечать его в последнее воскресенье ноября. 
2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования», но благодаря ему российские матери получили свой официальный праздник. Невозможно поспорить с тем, что этот праздник — праздник вечности.

Из поколения в поколение для каждого человека мама — самый главный человек в жизни. Становясь матерью, женщина открывает в себе лучшие качества: доброту, любовь, заботу, терпение и самопожертвование. Новый праздник — День матери — постепенно входит в российские дома. И это замечательно: сколько бы хороших, добрых слов мы не говорили нашим мамам, сколько бы поводов для этого ни придумали, лишними они не будут. Особо красиво и незабываемо проходят различные мероприятия, посвященные этому Дню, в детских дошкольных и образовательных учреждениях, где дети дарят своим мамам не только добрые слова и улыбки, но множество подарков, сделанных своими руками, и специально подготовленные концертные номера.

Также в последние годы проведение культурно-массовых мероприятий, посвященных этому Дню, становится все больше, и проходят они практически во всех регионах нашей страны, а ряд из них - при организации или поддержке местных властей (это праздничные концерты, встречи с многодетными матерями и т.д.). Более чем в 60 субъектах Российской Федерации для матерей учреждены дипломы, медали, почетные знаки, звания и премии за достойное воспитание детей и особый вклад в реализацию региональной семейной политики, вручение которых также приурочено к этому замечательному празднику. Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, День матери занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день хочется сказать слова благодарности всем Матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку.

 
27 ноября 1895 года в Париже Альфред Нобель — шведский химик, инженер, изобретатель динамита — подписал последнюю версию своего знаменитого завещания, согласно которому большая часть его состояния должна пойти на создание фонда и учреждение премии для поощрения первооткрывателей в области физики, химии, физиологии и медицины, а также литераторов и тех, кто больше всего сделал в пользу мира за предшествующий год, вне зависимости от национальности.

Премии в области науки и литературы предусматривалось вручать в Швеции, а премию мира — в Норвегии. С этого завещания началась история Нобелевской премии, фонд которой составила сумма в 31 миллион крон. Кстати, на мысль об учреждении премии Нобеля подвигла случайность. В 1888 году он прочитал во французской газете опубликованный по ошибке некролог на самого себя под названием «Торговец смертью мертв». Эта статья заставила Нобеля задуматься над тем, чем он запомнится человечеству. 

В результате он составил такое завещание: «Все мое движимое и недвижимое имущество должно быть обращено в ликвидные ценности, а собранный таким образом капитал помещен в надежный банк. Доходы от вложений должны принадлежать фонду, который будет ежегодно распределять их в виде премий тем, кто в течение предыдущего года принес наибольшую пользу человечеству». Через год, 10 декабря 1896 года Альфред Нобель скончался в Италии от инсульта. Позднее эта дата будет объявлена Днем Нобеля. 

После вскрытия завещания оказалось, что почти все состояние Нобеля недоступно для его родственников, которые рассчитывали на эти деньги. Недовольство проявил даже шведский король Оскар II, который не хотел, чтобы финансы уходили из страны даже в форме премий за мировые заслуги. Возникли и объективные бюрократические сложности. Практическое претворение в жизнь завещания Нобеля оказалось делом весьма непростым, и при определенных условиях премии могли не состояться. Но вскоре все препятствия были преодолены, и в июне 1898 года родственники Нобеля подписали соглашение об отказе от дальнейших претензий на капитал. 

Получили одобрение правительства Швеции и основные положения, связанные с присуждением премий. В 1900 году Устав Нобелевского фонда и правила, регламентирующие деятельность создаваемых нобелевских структур, были подписаны королем Швеции. Впервые премия присуждена в 1901 году. Нобелевская премия стала самой престижной премией в области физики, химии, физиологии, медицины, экономики, литературы и деятельности по установлению мира между народами. Выплачивается она раз в году из средств фонда, созданного по завещанию Альфреда Нобеля. Лауреатами Нобелевской премии в течении 20 века стали более 600 человек. В их числе — физики Тамм, Ландау, Капица; физиологи Павлов и Мечников; писатели Бунин, Пастернак, Шолохов, Солженицын, Бродский и другие российские представители. 

 
27 ноября 1701 года родился Андерс Цельсий, профессор астрономии Упсальского университета (1730—1744). Он предложил шкалу Цельсия, в которой температура тройной точки воды (эта температура практически совпадает с температурой плавления льда при нормальном давлении) принималась за 100, а температура кипения воды — за 0. В 1745 году, уже после смерти Цельсия, шкала была перевернута Карлом Линнеем (за 0 стали принимать температуру плавления льда, а за 100 — кипения воды), и в таком виде используется до нашего времени.

Андерс Цельсий родился в Уппсале (Швеция). Его отец Нильс Цельсий и оба деда, Магнус Цельсий и Андерс Споул, были профессорами университета. Учёными были и многие другие родственники Цельсия, в том числе его дядя Улоф Цельсий — теолог, ботаник, историк и востоковед.   

Маленький Андерс с детства живо интересовался окружающим миром и науками. Свою страсть к знаниям будущий астроном реализовал, поступив в Уппсальский университет — старейший центр образования в Скандинавии.   

В те времена метеорология и геология входили в курс астрономии, который блестяще освоил Андерс Цельсий. Уже в 1730 году ему присвоили учёную степень профессора, и он начал преподавать в своей альма-матер. 

Вместе с французским астрономом Пьером Луи Моро де Мопертюи участвовал в экспедиции с целью измерения отрезка меридиана в 1 градус в Лапландии (тогда — часть Швеции). Аналогичная экспедиция была организована на экватор, на территории нынешнего Эквадора. Сравнение результатов подтвердило предположение Ньютона, что Земля представляет собой эллипсоид, сплюснутый у полюсов.

Наблюдал Северное сияние и описал более 300 своих и чужих наблюдений. Обнаружил, что отклонения стрелки компаса коррелируют с интенсивностью сияния. На этом основании сделал правильное заключение, что природа Северного сияния связана с магнетизмом.

В 1741 году основал Уппсальскую астрономическую обсерваторию. Весьма точно измерил яркость 300 звёзд, используя систему одинаковых стеклянных пластин, поглощавших свет.

Отец Андерса Цельсия, Нильс, и оба деда, Магнус Цельсий и Андерс Споул, тоже были профессорами. Учёными были и многие другие родственники Андерса Цельсия, в том числе его дядя Улоф Цельсий (1670—1756), теолог, ботаник, историк и востоковед.

Андерс Цельсий умер в 1744 году от туберкулёза.


 
27 ноября 1734 года родился Иоганн Альбрехт Эйлер, секретарь Императорской Академии наук, сын академика Эйлера и Катарины Гзель (дочки художника-эмигранта Георга Гзеля и внучки художницы Марии Мериан). Иоганн Альбрехт был старшим из тринадцати детей Леонарда Эйлера, восемь из которых умерли во младенчестве.

Эйлер родился в Петербурге и шести лет от роду перевезён был родителями в Берлин, где и получил тщательное воспитание под руководством отца, который безотлучно имел его около себя и брал его даже с собой на Фуновский канал, копавшийся между Гавелем и Одером для соединения реки Вядры со Шпрее. В пятнадцатилетнем возрасте молодой Иоганн Альбрехт принимал участие в работах по выравниванию канала в Финляндии. Рано обнаружив большие способности и склонность к математическим занятиям, Эйлер впоследствии стал выдающимся математиком и 20-ти лет был выбран уже членом Берлинской королевской академии. В 1758 Эйлер недолгое время пробыл директором Института астрономических расчётов (англ.) в университете Гейдельберга.

В 1766 г. Эйлер возвращается со своим отцом в Петербург и живёт с ним в одном доме, занимая с семьёй первый этаж. К этому моменту он является профессором физики. Императрица Екатерина Великая, высоко ценя ученые заслуги старика Эйлера, назначила его сына в 1769 конференц-секретарём Академии Наук. Одновременно он состоял инспектором военных учебных заведений. Некоторое время Эйлер читал лекции по физике в С.-Петербургском университете. Он работал совместно со своим отцом в нескольких последних проектах отца, а также работал над проектом теория луны Крафта и Лекселя. В 1771 его избрали иностранным членом шведской королевской академии наук.

В 1789 младшая дочь Иоганна Альбрехта Эйлера вышла замуж за младшего Якоба Бернулли, профессора трёх университетов (Базеля, Вероны (англ.) и Санкт-Петербурга), который погиб через два месяца после свадьбы. Впоследствии она вышла замуж за директора Петришуле Иоганна-Давида Коллинса, и сын от этого брака, Эдуард Коллинс, также стал известным математиком.

Эйлер помещал свои мемуары по различным вопросам математики, физики, механики, небесной механики и астрономии в изданиях почти всех европейских академий. Его мемуары насчитывают более тридцати статей входящие в: Берлинские Мемуары(с 1755 по 1766), коллекция Баварской Академии (с 1764 по 1768 г.), Санкт-Петербургские мемуары (с 1755 по 1775 года) и др. Пять из них были удостоены премии обществом Геттинга, академий Санкт-Петербурга, Парижа и др. Первые сочинения его, одно по гидростатике, другое об источниках электричества, были премированы Геттингенским учёным обществом и Петербургской Академией. Затем та же Академия наградила Эйлера премиями за сочинения: «Meditationes de motu vertiginis planetorum, ac precipue Veneris» (СПб., 1760) и «Meditationes de perturbatione cometarum ab attractione planetarum orta» (ib., 1762). Полный список прочих мемуаров Эйлера находится в первом томе «Biogr.-Liter. Handw?rterbuch von Poggendorff» (Лейпциг, 1863 г.).

22 сентября 1786 года конференц-секретарь Академии Наук И. А. Эйлер был пожалован орденом Св. Владимира IV степени, став одним из первых российских ученых отмеченных государственной наградой.

Эйлер умер в С.-Петербурге 6 сентября 1800 г.

 
Ученые: длительное нахождение у телевизора сокращает жизнь человека

Ученые из Австралии утверждают, что длительное нахождение у телевизора за просмотром передач укорачивает жизнь телеману в среднем на 5 лет. Этот вывод был сделан на основе проведенных в 2008 году исследований.

Со слов ученых, человек, проводящий у телевизора более шести часов в сутки, с большой вероятностью укорачивает продолжительность своей жизни на пять лет. Получается, что, находясь в таком режиме, любитель телепередач потенциально уменьшает срок своей жизни на 22 минуты ежедневно.

Ученые объясняют свои выводы тем, что малоподвижный образ жизни провоцирует развитие таких заболеваний, как диабет, ожирение, потеря зрения и, что опаснее всего, сердечно-сосудистой системы. Эксперты приравнивают по опасности телезависимость к табакокурению. Известно, что никотин также укорачивает жизнь на 4 часа.

По расчетам ученых, один час у телевизора можно сравнить с одной выкуренной сигаретой. Но что опаснее, современные дети тоже страдают таким пристрастием к телевизору. Пагубность последствий просматривается невооруженным глазом.

Исследования австралийских ученых показали, что только за 2008 год жители Зеленого континента провели у телевизора почти 10 миллиардов часов. Результаты с точки зрения демографии оказались неутешительными.


Новый вид гигантских динозавров обнаружен австралийскими учеными

Австралийскими учеными обнаружен неизвестный до этого вид травоядных динозавров огромных размеров. Находка уже получила название – саванозавр. Информация об открытии опубликована в издании Scientific Reports.

Останки древнего животного говорят об его принадлежности к титанозаврам. Рост саванозавра примерно соответствует сегодняшнему жирафу – 15 метров. Анализ найденных останков говорит о том, что динозавр жил на планете около 95-98 млн. лет назад.

Ученые высказывают предположение, что подобные животные жили когда-то на всех континентах. Эту теорию поддерживают факты об обнаруженных в Южной Америке скелетах представителей этого рода. Из этих фактов специалистами был сделан вывод, что миграция рептилий проходила не позже ста миллионов лет назад.

Напомним, что в это время эволюции планеты началось глобальное потепление, приведшее к разрушению естественного сухопутного пути между Австралией и Южной Америкой, проходящего через Антарктику.


Ученые: Земля была покрыта оранжевой дымкой на первичной стадии своего развития

По утверждению ученых NASA, Земля с момента формирования несколько тысячелетий была покрыта оранжевой дымкой. Специалисты объясняют это наличием огромной массы космической пыли в околоземном прстранстве, собранной силами гравитации.

Эта теория находит свое продолжение и в процессе образования Луны. Считается, что естественный спутник Земли сформировался из отходов, образовавшихся в ранний период формирования планеты.

Ученые утверждают, что подобный процесс наблюдается на большинстве экзопланет, находящихся в стадии зарождения. Это подтверждается снимками космического аппарата Cassini, который смог зафиксировать это событие на нескольких экзопланетах. Рассеивание дымки, по данным экспертов, продолжается около четырех тысяч лет.

По мнению ученых, дымка из космической пыли играет важную роль в формировании флоры на поверхности таких планет, так как защищает ее от прямых лучей ближайших звезд, убийственных для всего живого.

В дальнейшем начинает формироваться озоновый слой, который пропускает только ультрафиолетовое излучение, что уже не опасно для живых организмов.


 
Находясь у компьютера такие же последствия.
 
Ученые: чувство юмора — результат эволюции человека

Развитие умственных способностей, языка помогли человеку приобрести такое замечательное чувство как юмор. К такому выводу пришли ученые Университета Миссури в ходе исследований этапов эволюции человечества. Статья, посвященная этим исследованиям, опубликована журналом Nature.

По мнению ученых, юмор – это следствие продолжительной эволюции человечества, начиная с приматов. Как выяснилось, зачатки этого чувства можно найти у обезьян. Например, в семействе гоминодов юмор служит для улучшения отношений между сородичами.

Считается, что юмор и интеллект неотделимы друг от друга. Чем выше уровень интеллекта, тем более заметно проявление юмора. К этому располагает способность человека с высоким интеллектом легче воспринимать неприятные события, находя в них положительную составляющую.

Известно, что юмор представляет собой манипуляции с определенными понятиями. Человек создает всяческие несообразности с этими понятиями, которые и вызывают смех у других.


Ученые: очки дополненной реальности «тормозят» реакцию человека

Американские специалисты утверждают, что ситуацию с использованием очков виртуальной реальности нельзя назвать радужной. Исследования показали, что очки замедляют реакцию человека.

Учеными был проведен простой эксперимент: 365 участникам было предложено отыскать некоторый объект в компьютере. При этом части волонтеров выдали VR-очки Google Class.

Оказалось, что с очками на выполнение задания ушло значительно больше времени. Ученые считают, что человек, использующий такие очки, имеет два источника информации – это компьютер и очки. В результате происходит «соревнование» этих источников, что тормозит реакцию пользователя, так как ему нужно время на ежесекундный выбор одного из них.

Сегодня дополненная реальность является одним популярных трендов в мире. Крупнейшие IT-компании плотно занимаются разработками в этом секторе.

Почему дети не умеют прятаться

Маленькие дети считают, что если они наденут на голову коробку, их никто не увидит – и наоборот, что и сами они не увидят человека, который просто закроет глаза.

Маленькие дети любят играть в прятки, но прячутся они, на взгляд взрослых, довольно странно – ребёнку порой просто закрывает глаза руками и считает, что его теперь никто не видит.

Считается, что детям до определённого возраста трудно перейти на чужую точку зрения: ребёнку кажется, будто все остальные воспринимают мир точно так же, как он его воспринимает, и что если он не видит ничего вокруг, то и остальные не видят. Потом, к школьному возрасту, дети начинают понимать, что у других людей могут быть свои чувства, мысли, и что они могут по-другому видеть мир вокруг.

Однако исследователи из Университета Южной Калифорнии полагают, что дело тут не в детском эгоцентризме, а в том, как они вообще общаются с окружающим миром. В статье в Journal of Cognition and Development  психологи описывают достаточно простой эксперимент, в котором трёх–четырёхлетним детям показывали взрослого человека, закрывшего глаза или рот или заткнувшего уши – дети должны были сказать, могут ли они увидеть или услышать этого взрослого, и могут ли сказать ему что-нибудь, чтобы он их услышал. Ответы маленьких участников эксперимента оказались более чем странными: они, по их словам, не могли видеть человека с закрытыми глазами и не могли слышать человека с заткнутыми ушами. И разговаривать с тем, кто закрыл рот, они тоже не могли.


Разумеется, авторы работы перепроверили результаты, чтобы убедиться, что дети действительно понимают, что у них спрашивают. Дети всё понимали – и раз за разом отказывались воспринимать человека, у которого видимым образом нарушен канал коммуникации.

В таком случае нужно иначе расставить акценты в «теории детских пряток»: дети действительно считают, что, если они закрыли глаза, их никто не видит, но и сами они играют по тем же правилам – если кто-то другой закрыл глаза, то и они его не видят (точнее, отказываются видеть). Эгоцентризм эгоцентризмом, но в данном случае большее значение имеет канал коммуникации, открытый в обе стороны: чтобы я видел или слышал другого человека, он обязательно должен видеть и слышать меня. Если обобщить ещё сильнее, то можно сказать, что дети воспринимают других во взаимодействии: другой должен как-то реагировать на их присутствие, пусть только ответным взглядом. Со временем, понятно, объективная реальность берёт своё – чем старше ребёнок, тем труднее ему делать вид, что он не видит человека, который закрыл глаза.


 
28 ноября 1826 года родился Матвей Матвеевич Гусев, русский астроном, один из пионеров астрофизики в России

Родился Матвей Матвеевич Гусев в Вятке. После окончания Казанского университета (1847) был консерватором университетских музеев, читал лекции по физике и физической географии. В 1851 году участвовал в экспедиции для наблюдения в Бердянске полного солнечного затмения. В 1850—1852 годах работал в Пулковской обсерватории, с 1852 года — в Виленской обсерватории (основанной при университете Вильны, в 1832 году упразднённом), сначала в качестве помощника директора, а с 1865 — директором. 

Умер в Берлине, где был проездом, следуя на лечение 22 апреля 1866 года.

Вёл систематические фотографические исследования солнечных пятен, создал одну из первых в мире служб Солнца. Изучал природу солнечной короны и протуберанцев, при этом правильно считал их реальными солнечными образованиями, отрицал существовавшую в то время теорию их оптического происхождения. 

При изучении фотографий Луны, которые подарил ему в Англии изобретатель фотогелиографа У. Де ла Рю (W. de la Rue), впервые применил математический метод исследования, основанный на точном измерении фотографий. Первым дал наблюдательное подтверждение вывода теории о вытянутости фигуры Луны в направлении Земли (работа «О состоянии Луны», 1860). Исследовал собственные движения звёзд, занимался вопросами учёта рефракции. 

Наблюдал периодические потоки метеоров. Написал историю Виленской обсерватории за 100 лет. Перевёл и издал на русском языке 3-й (посвящённый астрономии) том сочинения А.Гумбольдта «Космос». В 1860 году основал журнал «Вестник математических наук», который стал первым в России периодическим изданием физико-математического профиля. В честь М.М.Гусева назван самый большой кратер Гусева на Марсе, именно в него была успешна осуществлена посадка исследовательского американского аппарата «Ровер».

Читают тему (гостей: 1)