Форум
RSS
Сегодня и завтра. Даты, Знаменательные события в мире физики, химии, биологии, географии и ИКТ. Праздники Российские и мировые.
 
3 октября 1906 года утвержден сигнал бедствия на море «SOS»

В этот день в Беpлине состоялась Моpская конфеpенция с участием пpедставителей 29 госудаpств, утвеpдившая новый сигнал бедствия на моpе – SOS

Ещё до изобретения в начале 1890-х радио, на морских судах уже применялось множество различных визуальных и аудиосигналов бедствия. Для этого использовались такие средства связи как семафорные флаги, сигнальные огни и колокола. Радио (называвшееся тогда «беспроводным телеграфом») сначала использовало азбуку Морзе, систему, изначально разработанную для наземного проводного телеграфа. Когда на судах стали появляться радиостанции, появилась необходимость в стандартизации коммуникаций.

Первоначально предложенный сигнал состоял из букв CQD - первые две буквы означали стандартный вызов всех радиостанций, а последняя - D - была добавлена к сигналу потому, что с этой буквы начиналось английское слово Danger - опасность. К этому сочетанию моряки быстро подобрали фразу «Come Quick, Danger», что означает в переводе с английского «Идите быстpее, опасность». 

Однако в виде кода на языке азбуки Морзе эта фраза имела довольно сложный вид. Во избежание неприятностей вместо этих букв решено было выбрать другие – SOS. По коду Моpзе на всех языках такой сигнал выглядел одинаково – тpи точки – тpи тиpе – тpи точки. 

Таким образом, этот сигнал был выбран из чисто технических соображений. Фразы, которые часто с ним связывают- такие как "Save Our Ship" (спасите наш корабль), или "Save Our Souls", "Save Our Spirits" (спасите наши души), или "Swim Or Sink" (плывите или утонем), или даже "Stop Other Signals" (прекратите другие сигналы) появились после принятия сигнала.

С 1 февраля 1999 все морские суда должны использовать для передачи сигналов бедствия более совершенную систему — GMDSS. В связи с этим значение сигнала «SOS» уменьшилось, хотя он по-прежнему может применяться.

 
3 октября 1535 года родился Джиованни Баттиста делла Порта – итальянский ученый-энциклопедист, педагог и драматург.

Физические исследования посвящены оптике, магнетизму и кристаллографии. Дал чёткое описание камеры-обскуры и усовершенствовал ее (1558 г.), применив собирательную линзу. Предложил (1589) использовать камеру-обскуру для выполнения рисунков и их проектирования (идея проекционного фонаря). Принцип действия камеры-обскуры использовал при разработке теории зрения. Обсуждал вопрос о соединении выпуклой и вогнутой линз для наблюдения далеких и близких предметов. Произвёл (1601) опыт по определению количества пара, в который переходит определенное количество воды, описал (1606) термоскоп и опыт поднятия воды давлением пара.

В 1560 г. начал проводить в своём доме в Неаполе регулярные собрания, называемые Академией тайн природы (Academia secretorum naturae). Академия была закрыта указом папы Павла V по подозрению в занятиях колдовством.

Умер 4 февраля 1615 года.


3 октября 1716 года родился Джованни Батиста Беккариа, итальянский физик

Родился Джованни Батиста Беккариа в Мондови. Учился в Риме и Нарни. С 1737 преподавал в Нарни, Урбино, Палермо и Риме, с 1748 — заведующий кафедрой Туринского университета, которую занимал более 20 лет. Аббат, профессор в Турине, с 1748 года занимался электричеством. Он показал, что электричество обыкновенных машин трения разлагает сурик, свинцовые белила, оловянную окись, восстанавливая из них металлический свинец и олово.

Занимался также атмосферным электричеством и, подобно петербургскому академику Рихману, делал опасные опыты над электричеством, проходящим в громоотводах.

В 1753 году написал сочинение под заглавием: «Dell Elettricismo naturale ed artificiale» (О натуральном и искусственном электричестве). Это замечательное для того времени сочинение было оценено по достоинству современными ему знаменитостями ученого мира, каковы были англичанин Джозеф Пристли и американец Бенджамин Франклин, по поручению которого названное сочинение было переведено на английский язык. Беккариа занимался также определением градуса меридиана в Пьемонте и по этому поводу показал влияние притяжения больших масс гор, а именно Альп, на качания маятника.

Умер 27 мая 1781 года.


3 октября 1803 года родился Джон Горри, американский врач, открывший основной принцип работы холодильных установок. Согласно свидетельствам историков, Горри работал в клинике города Апалачикола, штат Флорида, где изучал тропические болезни. Климат во Флориде был довольно жарким, а потому причинял немалые страдания больным. Желая помочь своим пациентам, Джон Горри начал разработку агрегата, способного охлаждать воздух. В результате изобретатель создал первый в мире компрессор, сжимающий воздух, который, проходя через змеевик, расширялся и охлаждался. Этот принцип и по сей день применяется во всех холодильных агрегатах и кондиционерах. На основе своего изобретения Джон Горри построил машину для производства льда, на которую в 1851 году получил патент № 8080. Но его поездки по южным городам с целью найти финансовую поддержку производству своего изобретения не принесли успеха, и он вновь вернулся к прежнему занятию и до конца своей жизни работал врачом.

Умер 29 июня 1855 года.

 
К сожалению, сердце человека стареет первым

Ученые, проводившие медицинские исследования, пришли к выводу, что человеческое сердце подвержено старению сильнее, чем остальные органы. Исследователи проанализировали медицинские показатели более пятисот тысяч жителей Великобритании.

Неправильное питание, ожирение, недостаток физической активности значительно повышают риск раннего старения сердца. Ученые рассказали, что люди, когда слышат о раннем старении, не до конца понимают, что оно затрагивает некоторые органы больше других, такими у человека являются мозг и сердце. Это исследование медики решили сосредоточить на сердце человека.

Склонность к раннему старению сердечной мышцы не обещает его хозяину радостного будущего. Такие люди рискуют заполучить заболевания сердечно-сосудистой системы, которые значительно уменьшают продолжительность жизни и ее качество.

Ученые пришли в ужас, когда получили результаты исследований. Оказалось, что девять из десяти сорокалетних мужчин имеют более старое сердце, чем положено для их возраста.


Голод сильнее страха и жажды

Американские исследователи из National Institutes of Diabetes and Digestive and Kidney Diseases провели масштабное исследование с целью определить главные мотивирующие нужды человека.

Что же в итоге является мощнейшим стимулом в принятии того или иного решения? Что же заставляет человека делать тот или иной выбор? Выводы исследования подтверждают известную поговорку «Голод – не тетка». Да, не страх, жажда или иного рода беспокойство толкают людей на радикальные поступки, а именно голод.

Ученые провели ряд экспериментов в рамках теории «Пирамиды Маслоу», предполагающей удовлетворение физических потребностей как базу поведения людей.

Изучались неврологические реакции головного мозга грызунов в условиях страха, дефицита еды и питья. Путем управления нервными клетками гипоталамуса мозга, ученые регулировали аппетит мышей, создавая им условия голода и лишая воды. Контрольная группа мышек лишалась только воды.

При появлении выбора подопытные, преодолевая искусственно созданный страх, набрасывались на пищу, игнорируя воду. Контрольная же группа выбирала воду. По мнению исследователей, такой факт свидетельствует о том, что голод является более сильной мотивацией поведения грызунов, чем страх и вода.


Ген общительности выявлен у собак

По сообщению издания Scientific Reports, специалисты Линчепингского университета Швеции провели беспрецедентные исследования. Ученые изучали поведение 500 собак погоды «гончая» в условиях, когда им было необходимо решить задачи, справиться с которыми без участия человека невозможно. Собакам предстояло достать лакомство из недоступного для них места.

Ученые в процессе эксперимента изучали, как собаки контактируют с человеком. При этом отмечается, что животные выросли в абсолютно одинаковых условиях, с одинаковыми навыками общения с человеком.

Сравнивая геномы методом полногеномного поиска ассоциаций, ученые обнаружили у собак пять генов, отвечающих за общение животных с людьми.

При этом у человека 4 подобных гена из 5 «отвечают» за нарушения в коммуникативной сфере, например, за проявления заболеваний, связанных с аутизмом и синдромом дефицита внимания.

Результаты этих исследований ученые предполагают применить при лечении заболеваний у человека, связанных с расстройствами общения.

 
Открытие, получившее Нобелевскую премию, можно использовать в лечении рака

Открытие механизма аутофагии Нобелевским лауреатом Есинори Осуми может привести к появлению новых подходов к лечению рака и контролю инфекций, рассказал РИА Новости заместитель гендиректора по научной работе ФНКЦ детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Рогачева Алексей Масчан.

В понедельник Нобелевский комитет объявил в Стокгольме, что Нобелевская премия по физиологии или медицине за 2016 год присуждена за открытие механизма аутофагии профессору из Японии Есинори Осуми из Токийского Технологического института. В сообщении для прессы Нобелевского комитета говорится, что "лауреат этого года открыл и описал механизм аутофагии — фундаментального процесса удаления и утилизации компонентов клеток". Нарушения в процессе аутофагии или очищения клеток от "мусора" может привести к развитию таких заболеваний, как рак и неврологические заболевания, поэтому знания о механизме самоочищения клеток могут привести к новому и эффективному поколению лекарственных препаратов.

"Любой открытый механизм, который изучает клеточную смерть, может быть потенциально полезен в подходах к лечению рака. Потому что цель лечения рака — это максимально полное уничтожение опухолевых клеток", — отметил Масчан.

Он сообщил, что до открытия аутофагии было известно два механизма клеточной смерти: "некроз, когда клетки отекали, набухали и лопались, и так называемый апоптоз, который ровно противоположный, когда клетки съеживались, ядро фрагментировалось, и они умирали и поглощались окружающими клетками".

"А вот этот механизм, он является промежуточным, тоже запрограммированным, тоже регулируемым большим количество генов, и он является очень интересным третьим механизмом клеточной смерти. Поэтому, конечно, это очень важное фундаментальное открытие, из которого в скором времени могут вырасти действительно новые подходы в лечении опухолей", — добавил эксперт.

При этом Масчан отметил, что данное открытие может использоваться также в иммунологии, а именно, для контроля инфекций и длительной поддержки иммунитета против их возбудителей.


Эксперт: в лечении ВИЧ-инфекции осталось сделать последний шаг

В лечение ВИЧ-инфекции осталось сделать последний шаг, и, если он уже сделан, то это означает конец заболевания, рассказал РИА Новости главный внештатный специалист по проблемам диагностики и лечения ВИЧ-инфекции департамента здравоохранения города Москвы Алексей Мазус.

Ранее СМИ сообщили, что житель Великобритании с ВИЧ-инфекцией прошел курс терапии, разработанный учеными из пяти ведущих вузов. По предварительным результатам инфекции в крови пациента не обнаружено.

"Дело в том, что мы уже давно близки (к решению проблемы), и давно усилия ведущих институтов направлены на создание новой вакцины и нового подхода к лечению ВИЧ-инфекции. Мы ожидаем, что этот шаг, который остался, должен быть сделан в самое ближайшее время. Поэтому если речь идет именно об этом шаге, то это большая удача, и дай-то бог, чтобы так оно и было, поскольку все последние годы мир ожидает, кто первый это сделает. Если первыми оказались именно эти коллеги, значит, у нас есть надежда, что в ближайшее время эта технология будет применяться и станет массовой. Собственно, это будет означать конец ВИЧ-инфекции", — отметил Мазус.

По его словам, способ лечения, скорее всего, будет собственностью компании, которая финансировала проводимые исследования, поэтому продукт, скорее всего, будет коммерческим.

"Что касается наших исследований, то они тоже ведутся. Нашими учеными созданы вакцины, но пока не очень понятно, как они работают, поскольку пока дошли только до второй стадии испытаний. Они безопасны, а вот насколько они эффективны, сегодня пока данных нет. Но в науку надо вкладывать (средства)… примеры с этим случаем лишний раз подтверждают, насколько важно обращать внимание на своих ученых и на науку", — добавил Мазус.

Ранее вице-премьер РФ Ольга Голодец сообщила, что в 2015 году было зафиксировано 93 тысячи новых случаев ВИЧ-инфекции, общее же число ВИЧ-инфицированных, живущих в России, достигло 793 тысяч человек.


Ученые нашли гены, управляющие размерами черепа человека

Генетики открыли пять участков в ДНК человека, которые напрямую определяют максимальные размеры черепа и влияют на интеллектуальное развитие и предрасположенность к некоторым болезням мозга, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Neuroscience.

Еще в 19 веке ученые заметили, что форма и объем черепа заметно отличаются для разных индивидов и даже групп людей, что некоторые нечистоплотные личности пытались использовать для обоснования различных теорий расового превосходства. На самом деле, как показывают сотни более поздних исследований, никакой связи между формой черепа, объемом черепной коробки и интеллектом не существует.

Сегодня различия в объеме черепа интересуют нейрофизиологов и генетиков по той причине, что гены, отвечающие за его структуру и размеры, могут быть связаны или влиять на развитие различных нейродегенеративных заболеваний и порождать специфические особенности индивидуального развития.

Огромный коллектив генетиков, в том числе и ученые из России, провели первое масштабное исследование такого рода, в рамках которого они попытались выделить гены и участки ДНК, связанные с объемом черепа у человека. Эти опыты проводилось в рамках проектов CHARGE и ENGIMA, направленных на поиск особенностей в структуре генов, влияющих на работу сердца и мозга.

Для этого ученые извлекли и проанализировали структуру ДНК у свыше 32 тысяч жителей Европы, Азии, Африки и Нового Света, после чего сравнили наборы мелких мутаций в них и сопоставили полученные данные с тем, насколько различались объемы их черепной коробки.

Это сравнение показало, что размеры и форма черепа определяются генетическим образом примерно на 25%, и что в нашей ДНК есть семь участков, два из которых были ранее известны ученым, отвечающих за объем черепной коробки. Эти фрагменты генома расположены в нашей ДНК достаточно компактным образом и они находятся на 6, 10, 12 и 17 хромосомах.

Что интересно, четыре из этих новых участков раньше связывались не с объемами черепа, а с ростом человека. Это побудило ученых провести дополнительную проверку, которая показала, что открытые ими участки не были напрямую связаны с ростом и одинаково влияли на размеры черепа как у высоких, так и низкорослых людей.

С другой стороны, они были связаны с окружностью головы в детском возрасте, а также с умственными способностями в детстве и во взрослом возрасте, а также предрасположенностью к болезни Паркинсона, микроцефалией и другим тяжелым болезням. Как конкретно они связаны между собой, ученые пока не знают, но планируют выяснить в ходе более масштабных генетических исследований.

Многие из этих участков, как объясняют генетики, расположены внутри генов, управляющих клеточным метаболизмом и ростом тканей, что может объяснять то, почему они одновременно влияют и на размеры черепа, и на умственные способности. Дальнейшее их изучение, как надеются авторы статьи, поможет понять, как объем черепа может влиять на различные аспекты жизни и развития человека.

 
4 октября 1957 года в СССР произведён запуск первого искусственного спутника Земли

Точкой отсчета истории мировой космонавтики можно считать 4 октября 1957 года — день, когда состоялся запуск первого искусственного спутника Земли. Еще 26 июня 1954 года Сергей Королев представил министру оборонной промышленности СССР Дмитрию Устинову докладную записку “Об искусственном спутнике Земли” с приложением обзора работ по ИСЗ за рубежом: “…В настоящее время имеются реальные технические возможности достижения с помощью ракет скорости, достаточной для создания искусственного спутника Земли. Наиболее реальным и осуществимым в кратчайший срок является создание искусственного спутника Земли в виде автоматического прибора, который был бы снабжен научной аппаратурой, имел радиосвязь с Землей и обращался вокруг Земли на расстоянии порядка 170—1100 км от её поверхности. Такой прибор будем называть простейшим спутником…”.

Спутник ПС-1 действительно был “простейшим”: внутри у него не было ничего, кроме источников питания и радиостанции, посылающей сигналы на Землю. Сферическая форма способствовала наиболее точному определению плотности атмосферы на очень больших высотах, где еще не проводились научные измерения. Корпус был изготовлен из алюминиевого сплава, а поверхность специально полировалась, чтобы лучше отражать солнечный свет и обеспечивать необходимый тепловой режим спутника. Радиопередающее устройство обладало мощностью излучения в 1 Вт с частотой излучения 20,005 и 40,002 мГц. Это позволяло принимать его сигналы на значительных расстояниях широкому кругу радиолюбителей в диапазоне коротких и ультракоротких волн, а также наземным станциям слежения. В итоге предполагалось получить большой объем статистических данных о распространении радиоволн через ионосферу при достаточно длительном полете. 

На внешней поверхности спутника устанавливались антенны в виде четырех стержней длиной до 2,9 м. После выведения на орбиту, антенны занимали рабочее положение. Спутник был неориентированный, и эта четырехантенная система давала практически равномерное излучение во все стороны, чтобы исключить влияние его вращения на интенсивность принимаемых радиосигналов. Сигналы спутника имели вид телеграфных посылок длительностью около 0,3 с. Когда работал один из передатчиков, то у другого была пауза. Расчетное время непрерывной работы составляло не менее 14 суток. Энергопитание бортовой аппаратуры спутника обеспечивали электрохимические источники тока (серебряно-цинковые аккумуляторы), рассчитанные на работу минимум в течение 2-3 недель. Внутри спутник заполнялся азотом, а температура поддерживалась в пределах 20- 30° С с помощью принудительной вентиляции по сигналам от датчиков температуры.

Подготовка ракеты-носителя 8К71ПС шла под особым контролем и наблюдением, причем особое внимание уделялось контролю правильности прохождения команд на сброс головного обтекателя и отделение спутника. Спутник стартовал 4 октября 1957 года в 22 часа 28 минут по московскому времени. Аппарат был выведен на орбиту с перигеем 228 и апогеем 947 км. Время одного оборота составляло 96,2 мин. Спутник находился на орбите 92 дня (до 4 января 1958-го), совершив 1440 оборотов.

В США запуск первого спутника произвел настоящий шок. Оказалось, что СССР, страна, не успевшая ещё толком оправиться от войны, имеет мощный научный, промышленный и военный потенциал. Весь мир восхищался подвигом нашего народа, и русскоязычное слово “спутник” прочно вошло в языки многих народов. Первая официальная фотография советского спутника была сделана 17 октября телескопом обсерватории Южной Калифорнии. 



 
4 октября - День Космических войск России

Ежегодно 4 октября в России отмечается День Космических войск — рода войск в составе Воздушно-космических сил ВС России (ВКС ВС России). Этот профессиональны праздник был установлен Указом президента Российской Федерации № 1115 от 3 октября 2002 года и приурочен ко дню запуска первого искусственного спутника Земли, открывшего летопись космонавтики, в том числе и военной. 4 октября 1957 года военными специалистами с космодрома Байконур был запущен первый в мире искусственный спутник Земли, который успешно выполнил заданную программу. 

День Космических войск — это праздник тех, кто посвятил себя работе над созданием космических аппаратов оборонного назначения, кто осуществлял и осуществляет их запуски. 

Первые воинские части космического назначения в нашей стране (ныне Ракетные войска стратегического назначения, РВСН) были сформированы в 1955 году, в связи с началом строительства космодрома Байконур. Еще через два года был создан Командно-измерительный комплекс (КИК) управления космическими аппаратами (ныне — Главный испытательный центр испытаний и управления космическими средствами имени Г.С. Титова). И 4 октября 1957 года частями запуска и управления космическими аппаратами был осуществлен запуск первого искусственного спутника Земли, а затем и запуск и управление полетом первого в мире пилотируемого космического корабля «Восток» с космонавтом №1 на борту. В последующие годы все советские и международные космические программы осуществлялись с непосредственным участием воинских частей запуска и управления космических аппаратов.

В 1964 году для централизации работ и оперативного решения вопросов применения космических средств было создано Центральное управление космических средств (ЦУКОС) Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), реорганизованное в 1970 году в Главное управление космических средств (ГУКОС) РВСН. В 1981 году оно было выведено из состава РВСН и подчинено непосредственно Генштабу, а еще через 5 лет преобразовано в Управление начальника космических средств МО СССР. После распада СССР Управление начальника космических средств было преобразовано в род войск центрального подчинения — Военно-космические силы (ВКС), которые в 1997 году вошли в состав Ракетных войск стратегического назначения. 

Но в связи с ростом роли космических средств в системе военной и национальной безопасности России в 2001 году на базе выделяемых из РВСН объединений, соединений и частей запуска и РКО был создан самостоятельный род войск — Космические войска. Свои боевые задачи Космические войска России выполняли с начала формирования в 2001 году и до 1 декабря 2011 года, когда на боевое дежурство заступила первая дежурная смена командного пункта войск воздушно-космической обороны (ВКО). Войска воздушно-космической обороны (ВКО) были сформированы по решению Президента России Дмитрия Медведева. 

Был сформирован принципиально новый род войск, который предназначен для обеспечения безопасности России в воздушно-космической сфере. С введением в строй войск ВКО в 2011 году Космические войска прекратили самостоятельное существование, но вновь были воссозданы как род войск в составе Воздушно-космических сил Российской Федерации (ВКС ВС России) в 2015 году, согласно указу Президента РФ Владимира Путина от 1 августа 2015 года. Воздушно-космические силы Российской Федерации были сформированы путём объединения Войск воздушно-космической обороны и Военно-Воздушных сил РФ. 

Ведь исторически воздушно-космическая оборона создавалась на базе Космических войск, а также Войск оперативного стратегического командования воздушно-космической обороны. Ветераны Космических войск и нынешнее поколение военнослужащих и гражданских специалистов войск ВКС хранит и приумножает славные традиции ветеранов, проявляет высокий профессионализм и боевое мастерство, помня, что активная космическая деятельность державы является свидетельством ее экономической и научно-технической мощи, залогом дальнейшего развития. Сегодня основными задачами Космических войск являются: предупреждение высшего военно-политического руководства страны о ракетном нападении; противоракетная оборона; контроль космического пространства; создание, развертывание, поддержание отечественной орбитальной группировки и управление космическими аппаратами военного, двойного, социально-экономического и научного назначения. 

Выполнение космических оборонных программ — важнейшее стратегическое направление государственной политики в сфере национальной безопасности. Но существование Космических войск — это не только один из основных показателей военного могущества государства. Это, прежде всего, фактор экономического, научного развития страны, её потенциала в области высоких технологий. 


Источник
 
4 октября 1821 года родился Андрей Александрович Попов, русский флотоводец, кораблестроитель, адмирал

А.А. Попов родился в Петербурге в семье поручика Корпуса корабельных инженеров (впоследствии - управляющего Охтинской верфью, известного кораблестроителя и генерал-майора) Александра Андреевича Попова (1788-1859). Уже в детстве Андрей отличался необыкновенной любознательностью, настойчивостью, любил читать, особенно о море. Целыми днями мальчик пропадал на чердаке, куда сваливали старые книги. Перелистывая пожелтевшие страницы, будущий адмирал мысленно путешествовал с экспедициями Беринга, Прибылова, Шелехова, совершал кругосветные плавания на шлюпах "Надежда" и "Нева" под флагами Крузенштерна и Лисянского, ходил в антарктические походы под командой Лазарева и Беллинсгаузена. Увлеченность историей российского флота уже в 9-летнем возрасте привела Попова в морскую роту Александровского корпуса. В следующем году его перевели в петербургский Морской кадетский корпус. 

В 1838 году 17-летний А.А. Попов закончил Морской кадетский корпус с присвоением ему чина мичмана и зачислением в 32-й флотский экипаж, на Черноморский флот. В составе экипажа Попов принимал участие в боевых действиях против горцев на Кавказе, мичманом, а затем лейтенантом служил на кораблях на Черном море. Вскоре молодому офицеру доверили и командование его первым кораблем, он был назначен капитаном парохода "Метеор" - одного из вспомогательных крейсеров Черноморского флота. 

В 1853 году, перед началом Крымской войны, капитан-лейтенант А.А. Попов получил ответственное задание. Он был командирован в Константинополь для собирания сведений о вооружении Босфора и близлежащих к нему укрепленных мест по Черному морю и Дунаю до Рущука. В мае 1853 года провокационные действия англичан вызвали разрыв дипломатических отношений между Россией и Турцией, 11 октября 1853 года началась война. На помощь туркам в пролив Босфор вошла англо-французская эскадра, а 18 ноября произошел знаменитый Синопский бой, в котором русские корабли под командой адмирала Нахимова наголову разгромили вражеский флот. 

В сентябре 1854 года началась героическая оборона Севастополя, и капитан-лейтенант Попов был назначен офицером особых поручений при Нахимове и Корнилове. С этого дня два прославленных адмирала стали молодому моряку примером для подражания. И тогда же Попов совершил свой первый подвиг. Осенней сентябрьской ночью 1854 года из осажденного Севастополя вышел с потушенными огнями пароход-фрегат "Тамань". Искусно лавируя между английскими и французскими судами, он прорвал блокаду и благополучно прибыл в Одессу, блестяще выполнив приказ Нахимова. Командовал "Таманью" А.А. Попов. Зайдя затем в Николаев и получив груз для осажденного города, "Тамань" еще раз прошла сквозь англо-французскую эскадру и вернулась обратно в Севастополь. За этот подвиг А.А. Попов был произведен в капитаны 2 ранга. Во время Крымской кампании Попов командовал также пароходами "Эльбрус", "Андия" и "Турок", крейсируя по Черному морю, уничтожил шесть турецких транспортных судов. 

В 1855 году, во время осады Севастополя, снятые с кораблей пушки были установлены на береговых бастионах. А.А. Попов руководил установкой морских орудий на укреплениях Севастополя, организовал перевозку войск с северного берега на южный, а затем заведовал артиллерийским снабжением всей оборонной линии города. Так впервые проявился инженерный и изобретательский гений Попова. В период обороны Севастополя Попов состоял при адмиралах П.С. Нахимове и В.А. Корнилове, участвовал в устройстве бона для преграждения неприятелю входа в Севастопольский рейд, снарядил два брандера и приспособил морскую артиллерию с потопленных кораблей к сухопутным укреплениям. А.А. Попов был награжден Золотым оружием с надписью "За храбрость" и двумя орденами. Начав кампанию капитан-лейтенантом, он закончил ее в чине капитана 1 ранга (1856). 

В 1855 году А.А. Попов был назначен флигель-адъютантом, а вскоре командирован с театра военных действий в Кронштадт, Выборг, Свеаборг и другие укрепленные порты побережья Балтийского моря. В 1856 году Попов получил ответственное назначение, он стал начальником штаба Кронштадтского порта, и оставался на этой должности до 1858 года. В эти же годы капитан 1 ранга Попов в качестве совещательного члена кораблестроительного комитета руководил постройкой новых военных судов в Архангельске. Под его руководством и отчасти по его же проектам были построены 14 винтовых корветов и 12 клиперов. В ту эпоху, когда паровой флот начал вытеснять парусники, А.А. Попов оказал большое влияние на создание нового, парового флота России. Удачно сочетая талант командира и судостроителя, А.А. Попов вместе с С.О. Макаровым создавал образцы первых мин - грозного и совершенно нового по тем временам вида оружия, изучал боевое применение минных катеров. 

В 1858-1861 годах, командуя отрядом из двух корветов ( "Рында" и "Гридень" ) и клипера "Опричник" (2-й Амурский отряд), А.А. Попов перешел из Кронштадта в Японское море, плавал у берегов Японии, провел исследования побережья русского Приморья, один из заливов которого (у 45-й параллели) был назван в честь корвета Попова "Рында". В 1861 году А.А. Попов был произведен в чин контр-адмирала, а вскоре избран действительным членом Кораблестроительного и Морского учёного комитетов, занимался переделкой парусных судов в винтовые. В этом же году он был назначен командиром Тихоокеанской эскадры и совершил плавание к берегам Англии. В 1863-1864 годах, командуя эскадрой, плавал в Тихом океане, а затем выполнил еще одну важную миссию. 

18 июля 1863 года эскадра из пяти кораблей ( фрегаты "Александр Невский" и "Пересвет", корветы "Варяг" и "Витязь", клипер "Алмаз" )во главе с флагманом "Александр Невский" вышла из Кронштадта и направилась к берегам Америки. Шестой корабль, фрегат "Ослябя", находился в это время в Средиземном море и добирался в Америку самостоятельно. Командовал эскадрой военно-морской атташе России в США Степан Степанович Лесовский, недавно вернувшийся из Вашингтона и ставший уже контр-адмиралом. А на клипере "Алмаз" отправлялся к далёким берегам молодой гардемарин, лишь недавно окончивший Морской кадетский корпус, - Николай Римский-Корсаков. Подготовка похода производилась в обстановке строжайшей секретности: о месте назначения, маршруте следования и истинных целях экспедиции командиры кораблей узнали лишь перед самым выходом из Кронштадта. 

В случае появления препятствий со стороны флота какой-либо страны предполагалось прорываться с боем. Так как в эти годы отношения России с Англией и Францией были очень сложными, то чтобы уменьшить риск встречи с кораблями враждебных стран, решено было идти не через Ла-Манш, а обогнуть Британские острова с севера. Запрещалось также по пути следования заходить в какие бы то ни было порты, дабы не раскрыть движение эскадры. Хотя погода не благоприятствовала этому, корабли шли под парусами (все они имели и паровой двигатель и паруса), экономя уголь ввиду возможных боевых действий. К счастью этого не произошло, и в середине сентября эскадра благополучно добралась до американских берегов, бросив якорь в гавани Нью-Йорка. 

Почти одновременно с выходом из Кронштадта эскадры С.С. Лесовского, из Николаевска-на-Амуре отправилась вторая эскадра, которая, выйдя в Тихий океан, взяла курс на Сан-Франциско. Состояла она тоже из шести кораблей, хотя и более низкого ранга ( 4 винтовых корвета - "Богатырь", "Калевала", "Рында" и "Новик", и 2 клипера - "Абрек" и "Гайдамак" ). Командовал ею контр-адмирал А.А. Попов. К 1 октября 1863 года русские корабли достигли Сан-Франциско. Появление двух русских эскадр в Нью-Йорке и Сан-Франциско словно взрыв бомбы потрясло политиков в Лондоне и Париже, заставив их призадуматься: теперь в случае начала войны с Россией на их торговых коммуникациях появилась бы целая дюжина русских паровых судов, способных решать любые задачи. 

А население Соединённых Штатов встретило весть о приходе военных кораблей из России с огромным энтузиазмом: это значило, что у Америки появился союзник. Газеты писали о братстве двух стран, люди радостно приветствовали русских моряков на улицах Нью-Йорка, Бостона, Сан-Франциско, а власти устраивали в их честь приёмы и балы. В ноябре 1863 года часть кораблей Атлантической эскадры вошла в Потомак, и их команды посетили Вашингтон, побывали в Конгрессе, а С.С. Лесовский с командирами кораблей был принят президентом США Авраамом Линкольном. Жена Линкольна (сам президент был нездоров) и госсекретарь Сьюард посетили фрегат "Александр Невский". 

В Сан-Франциско русские корабли Попова оказались единственной защитой горожан от возможного нападения южан, поскольку у северян военного флота на Тихом океане практически не было. Адмиралу Попову было строго предписано придерживаться нейтралитета в Гражданской войне и не вступать в бой с кораблями южан в открытом море и при нападении на защищающие город форты. Однако в случае их нападения на город с угрозой жизни его мирному населению разрешалось применить для защиты горожан всю мощь оружия русской эскадры. К счастью, этого не потребовалось. Но и без этого город очень тепло принимал русских моряков, и Попов писал 11 ноября 1863 года: "5-го числа город Сан-Франциско дал бал в знак общего расположения к России. Бал этот стоил более 15 тыс. долларов, и в летописях Сан-Франциско, конечно, останется памятным надолго". 

Этот Американский поход имел огромное политическое значение для России и Америки. В разгар Гражданской войны в Соединенных Штатах приход русской эскадры выражал открытую поддержку законному федеральному правительству президента Линкольна в борьбе против мятежников юга и возможной интервенции со стороны Англии и Франции. В то же время, когда сама Россия находилась на грани очередной войны против Англии и Франции, поход русских кораблей к американским берегам показал силу возрождающегося после поражения в Крымской войне российского флота. 

Более девяти месяцев находились русские корабли в США, побывав в разных городах восточного и западного побережья. Не только балами и приёмами было заполнено это время: моряки помогали горожанам в тушении пожаров, частых тогда в американских городах из-за множества деревянных домов, за что даже получили благодарности от муниципалитетов Аннаполиса и Сан-Франциско; офицеры эскадры Лесовского собрали деньги и передали их для благотворительных заведений Нью-Йорка. Но главную помощь гражданам США корабли оказали самим своим присутствием в американских портах: Англия и Франция в создавшихся условиях не решились открыто вступить в войну на стороне мятежных южан. А за это время произошли важные события, изменившие ситуацию в мире. После битвы при Геттисберге летом 1863 года инициатива окончательно перешла к войскам федерального правительства (северянам). В начале мая 1864 года началось наступление генерала Гранта и знаменитый "марш к морю" генерала Шермана. Поражение Конфедерации стало неизбежным. 

Российская дипломатия во главе с министром иностранных дел князем А.М. Горчаковым сумела расстроить замыслы похода объединённой Европы на Россию и заставила Англию и Францию отказаться от вмешательства во внутренние русские дела. Опасность войны миновала, и 4 июня 1864 года, оказав моральную поддержку американскому Северу и сорвав образование антирусской коалиции Англии, Франции и Австрии, эскадра С.С. Лесовского покинула Нью-Йорк, а 1 августа того же года из гостеприимного Сан-Франциско вышла в обратный путь в Кронштадт и эскадра А.А. Попова. По сути, тогда впервые Россия и США выступили союзниками, чем, вероятно, был предотвращён военный конфликт мирового масштаба. 

До 1864 года А.А. Попов командовал эскадрой Тихого океана, а затем, вернувшись в Кронштадт после Американской экспедиции, занялся вопросами кораблестроения, неоднократно командировался за границу для изучения зарубежного опыта военного кораблестроения. В 1869 году по проекту Попова в Санкт-Петербурге, на верфи Галерного острова, был заложен брустверный броненосец "Крейсер", переименованный в 1872 году в честь 200-летия императора Петра I в "Петр Великий". Конкурс на проект лучшего броненосца был проведен Морским министерством России в 1867 году, и победа в нем проекта контр-адмирала А.А. Попова была убедительной. 

В 1867 году А.А. Попов избран членом кораблестроительного отдела Морского технического комитета, а в 1868 году - членом Совета торговли и мануфактур. Попов был активным сторонником строительства в России парового броненосного флота. Начиная с 1867 года, он разработал ряд оригинальных проектов броненосных кораблей, и "Петр Великий" был лучшим в те времена в мире, но лишь одним из них. Этот броненосец стал триумфом Попова. Корабль водоизмещением почти в 10 тысяч тонн имел четыре 85-миллиметровых орудия в двух башнях. Две паровые машины обеспечивали ему скорость 12,5 узла. Толщина брони колебалась от 75 мм до 356 мм. 

Броненосец был впервые в мире оснащен гидравликой для подъема орудий и поворота башен, и в свое время считался одним из наиболее сильных военных судов в мире. Вот что писал известный английский судостроитель Е.Рид в газете "Таймс": "Русские успели превзойти нас как в отношении боевой силы существующих судов, так и в отношении новых способов постройки. Их "Петр Великий" совершенно свободно может идти в английские порты, так как представляет собой судно более сильное, чем любой из собственных наших броненосцев". 

После строительства "Петра Великого" Попов выдвинул идею постройки броненосных крейсеров (впоследствии они назывались крейсерами 1-го ранга). Эта идея была тотчас подхвачена многими иностранными государствами. И в основу почти всех зарубежных проектов легли мысли и соображения русского судостроителя. В 1869-1870 годах А.А. Попов руководил строительством полуброненосных фрегатов "Генерал-адмирал" и "Герцог Эдинбургский", положивших начало новому классу кораблей - броненосных крейсеров. Фрегат "Генерал-адмирал", спущенный на воду в 1872 году в Петербурге, стал первым в мире океанским броненосным крейсером. 

В 1871 году А.А. Попов был произведен в генерал-адъютанты, а в 1872 году - в вице-адмиралы. Когда в 1876 году Попов был избран членом Адмиралтейств-совета, он был уже не только известным флотоводцем, но и знаменитым кораблестроителем. Он отдает кораблестроению всего себя, создает новые типы судов. После поражения в Крымской войне Россия создает на Черном море новый флот. Для защиты входов в Керченский пролив и Днепро-Бугский лиман было решено построить броненосные корабли. А.А. Попов разработал и предложил новый тип круглых броненосных судов с большим водоизмещением и малой осадкой. По его чертежам и под его руководством строятся броненосные крейсеры, спущен на воду первый "круглый" корабль "Новгород", а в 1875 году - немного больший по размерам, но аналогичный по форме броненосец "Киев", переименованный высочайшим указом в "Вице-адмирал Попов". Впоследствии эти корабли по имени их создателя назвали "поповки". Что же представляли собой эти "странные" суда? 

"Вице-адмирал Попов" - бронированный корабль с круглым корпусом в виде цилиндра диаметром 120 футов, осадкой 12 футов, водоизмещением 3550 т. В башне располагались два 12-дюймовых орудия. Судно имело шесть винтов и двигалось со скоростью 8 узлов. Попов испытал модель этого судна на воде, затем сделал паровую шлюпку аналогичной конструкции и после проверки ее мореходных качеств приступил к строительству броненосца. Круглые корабли Попова - "поповки" - вызвали неоднозначную реакцию специалистов. Конечно, в определенном смысле судно подобного типа - с утолщенной броней и увеличенным калибром артиллерии, с появлением новых требований (например, скорости, мореходности, плавности качки) может показаться невыгодным. На крупной волне корабль мог переваливаться, как блин, качаясь во всех направлениях; причем качка из-за большой ширины и малой осадки могла быть очень стремительной и резкой, что плохо отразится на здоровье экипажа и качестве артиллерийской стрельбы. 

Круглая форма корпуса и шесть винтов делали судно тихоходным. Но если исходить не из требований, предъявляемых обычно к мореходным броненосным кораблям, а из целевого назначения, предусмотренного во время их проектирования, то "поповки" полностью отвечали этим требованиям, и, следовательно, никакой ошибки Попова не было. Более того, английский ученый-судостроитель Вильям Фруд в ноябре 1875 года сообщал о возможности применения принципа "воздушной смазки" к широким или совсем круглым в плане судам, причем ссылался на форму днища русского корабля типа "поповки". Так что в некотором роде круглые корабли Попова явились прототипом для современных судов на воздушной подушке. 

Не совсем удачной оказалась и императорская яхта "Ливадия", построенная по проекту Попова. Яхта, напоминавшая по идее "поповку" (длина 235 м, ширина 153 м, водоизмещение 4400 т), представляла собой целый плавучий дворец, очень удобный по внутреннему размещению, но по мореходным качествам была не вполне удовлетворительна, так как широкая форма корпуса требовала большую силу машины (до 13000 JHP для 15 узлов; у судов обыкновенной конструкции понадобилось бы не более 8000 - 9000). 

В 1877 году А.А. Попов был назначен начальником штаба эскадры. Он возглавил проектирование и наблюдение за строительством первых русских миноносцев. Кроме того, в 1877-1878 годах, во время русско-турецкой войны, Попов руководил переоборудованием торговых судов "Европа", "Азия" и "Африка" в крейсера. В 1880 году вице-адмирал Попов был поставлен во главе кораблестроительного отдела Морского технического комитета, членом которого он являлся с 1870 года почти до самой смерти. 

В 1891 году А.А. Попов был произведен в полные адмиралы. В последние годы жизни он руководил проектированием полуброненосных фрегатов улучшенной серии "Дмитрий Донской" и "Владимир Мономах", строительство которых было завершено в 1899 году, уже после смерти адмирала. Скончался А.А. Попов 6 (18  марта 1898 года в Петербурге, был похоронен на Смоленском православном кладбище. 

Сподвижник В.А. Корнилова и П.С. Нахимова, адмирал Андрей Александрович Попов был богато одаренным, широко образованным человеком, отдавшим всю свою жизнь делу российского кораблестроения. Иногда его называли чудаком-адмиралом, который строил круглые корабли, но, тем не менее, вклад этого талантливого человека, замечательного моряка и кораблестроителя в дело создания броненосного и крейсерского флота России бесспорен. Недаром академик-кораблестроитель А.Н. Крылов называл Попова "истинным учителем флота"... 

 
4 октября 1835 года родился Григорий Николаевич Потанин, ученый, исследователь-путешественник, этнограф

Григорий Николаевич Потанин родился в станице Ямышевской в семье казачьего офицера. В 1846 году был отдан отцом в Сибирский кадетский корпус, который окончил в 1852 году. Там он познакомился и подружился с Чоканом Валихановым.

Семь лет прослужил казачьим офицером. В 1853 году принимал участие в русском походе в Заилийский край. В 1855 году был переведен на Алтай, а с 1856 года служил в Омске, в контрольном отделе войскового правления. Но канцелярская работа угнетала Потанина, и он охотно взялся за разбор и изучение сибирских архивов, открыв немало интересных для истории Сибири фактов.

Г.Н. Потанин был постоянным гостем в доме Капустиных, где встречался с писателем-петрашевцем С.Ф. Дуровым и выдающимся русским путешественником П.П. Семеновым-Тян-Шанским. Знакомство с ними имело решающее значение в формировании политических убеждений, определивших его дальнейшую судьбу.

В 1859 году поступил вольнослушателем на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. В 1861 году за участие в студенческих волнениях Г.Н. Потанин был арестован, а затем выслан в Сибирь. Осенью 1862 года он приехал в Омск, где занялся делами Сибирского казачьего войска, разрабатывая о нем новое положение. В 1863 году в составе экспедиции астронома К.В. Струве Г.Н. Потанин совершил путешествие на озеро Зайсан, а в 1864 году — к подножию Тарбагатая.

В 1865 году Григорий Николаевич был арестован за политические взгляды и сослан в омский острог на три года. В этот период им была подготовлена книга «Материалы для истории Сибири» и несколько статей. Окончательный приговор, утвержденный царем, пришел в Омск только в мае 1868 года. Как главный организатор и руководитель политического кружка, Г.Н. Потанин получил 15 лет каторги в Свеаборгской тюрьме (впоследствии срок был снижен до 5 лет).

Отбыв срок на каторге, Г.Н. Потанин посвящает себя научной деятельности и совершает ряд путешествий по Сибири и Центральной Азии. В 1876–1877 и 1879–1880 годах он участвует экспедициях в Северо-Западную Монголию и Туву, в 1884–1886 и 1892–1893 годах — принимает участие в экспедициях в Северный Китай, Восточный Тибет и Центральную Монголию, в 1899 году — совершает командировку с научной целью на Большой Хинган. В результате этих экспедиций были получены обширные сведения по географии, собраны большой гербарий и зоологические коллекции. Большую ценность представляют собранные Потаниным материалы по культуре, быту и народному творчеству многих тюркских и монгольских народов Сибири и Центральной Азии, а также тангутов, китайцев, дунган и других. Работы Г.Н. Потанина содержат ценный материал по истории эпоса тюркских и монгольских народов. Потанин является автором многих научных и публицистических статей. Его литературное наследие рассеяно по многочисленным периодическим изданиям.

Умер в Томске, РСФСР, 30 июня 1920 года.

В честь Потанина названы один из хребтов Наньшаня и самый крупный ледник в горном узле Таван-Богдо-Ула на Алтае, астероид 9915 Потанин, улицы в сибирских городах, в том числе — в Омске, в Усть-Каменогорске, а также в южной столице Казахстана Алма-Ате. В честь Потанина назван посёлок в Челябинской области, входящий в черты города Копейска. Потанину было присвоено звание почётного члена Русского географического общества, почётного гражданина города Томска и поставлен памятник в Томске. К.И.Максимович назвал в его честь род растений Потаниния (Potaninia Maxim.) из семейства Розовые — низкорослые кустарники с мелкими цветками из Монголии и Китая.

 
5 октября - Всемирный день учителя

В числе многих российских праздников есть в нашем календаре профессиональный праздник работников сферы образования — Всемирный день учителя. Он был учрежден ЮНЕСКО в 1994 г. До 1994 года, по указу Президиума Верховного Совета СССР от 29 сентября 1965 года, День учителя отмечался в первое воскресенье октября. Сейчас же, согласно указу Президента РФ от 3 октября 1994 года, праздник Международный день учителя в России отмечается 5 октября.

Нужно отметить, что дата этого праздника была выбрана совсем неслучайно. 5 октября в 1966 году в Париже состоялась Специальная межправительственная конференция о статусе учителей. В Советском Союзе этот праздник был учрежден приказом правительства от 29 сентября 1965 года. Но тогда его принято было отмечать в 1-е октябрьское воскресенье. Затем, 3 октября 1994 года, празднование этого дня было перенесено на 5 октября.

Традиции на праздник "Всемирный день учителя"
В этот день существует традиция поздравлять своих учителей, даже, если вы окончили школу уже давно. Нельзя забывать педагогов, которые помогли каждому из нас сформироваться как личности.

Своим нелегким трудом учителя заслужили собственный праздник. Хотя бы раз в году в этот день наше общество должно отмечать роль и заслуги учителей в процессе обеспечения образования высокого качества на всех уровнях.

В этот день по всей стране в школах проводятся торжественные мероприятия. Учителя получают поздравления от своих учеников, их родителей, коллег и чиновников разных рангов. Для них устраиваются праздничные концерты и веселые выступления. Ученики дарят своим учителям конфеты, цветы, подарки. К этому дню дети специально готовят красочные стенгазеты. В этот день также существует традиция в большинстве школ нашей страны проводить День самоуправления, когда сами ученики ведут уроки, а учителя имеют возможность отдохнуть.

Нужно отметить, что с 1995 года в нашей стране существует почетное звание — Заслуженный учитель Российской Федерации. В этот праздничный день оно присваивается тем педагогам, которые посвятили своей работе более 15 лет и внесли значительный вклад в обучение и воспитание подрастающих поколений.

Профессия педагога — одна из самых распространенных профессий: в России их более 3 миллионов, и около половины из них — школьные учителя. Около 20% россиян с высшим образованием имеют педагогическое образование, среди женщин этот показатель еще выше — около трети. Учительский корпус постоянно растет: во второй половине XX века количество учителей на планете увеличилось более чем в два раза.

Наше государство тратит немало средств на подготовку кадров для школ, однако, лишь 30-50% дипломированных учителей приходят работать в школы.

Ежегодно с 1990 года проводится профессиональный конкурс «Учитель года России», победители которого получают звание «Заслуженный учитель России». Сперва он назывался «Учитель года СССР» и для него был изготовлен приз «Хрустальный пеликан». Конкурс два раза был Всесоюзным, а в 1992 году получил статус Всероссийского.

Ежегодно распоряжениями Президента Российской Федерации присуждаются 15 премий учителям-победителям — лауреатам конкурса. Премии вручаются за высокое педагогическое мастерство, создание благоприятных условий для всестороннего развития личности ребенка, разработку авторских программ и учебных пособий.

Кто же такой учитель? Какой он настоящий учитель?
К сожалению, российское образование в последние годы находится достаточно в непростой ситуации. Учителя мало получают, а работают много. Кроме того, очень часто им приходится сталкиваться с отсутствием нормальных условий работы. Из-за этого молодые выпускники педагогических ВУЗов не хотят идти работать в школу по специальности. Они стараются находить себе более денежные профессии. В наших школах сейчас работает большое количество пенсионеров. К сожалению, профессия учителя в нашей стране не считается престижной.

Для этой профессии необходимо получить высшее педагогическое образование. Человек данной профессии может работать не только в школе, но также и в учреждениях культуры и дополнительного образования. Учителя могут также заниматься репетиторством, что сегодня является очень востребованным.

Большинство из нас вспоминают свои школьные годы с улыбкой. У каждого в школе были любимые учителя, добрую память о которых мы храним и сегодня. И часто наше знание предмета зависело именно от того, нравился или не нравился нам учитель, его преподающий. Многое из своей школьной жизни мы уже успели позабыть, но свою первую учительницу помнит, наверняка, каждый. Напряженный труд учителей и преподавателей, безусловно, заслуживает глубокого признания и благодарности.

Работа учителя требует огромного терпения и самоотдачи. Учитель должен постоянно совершенствоваться в профессиональном плане. Он должен не только превосходно знать свой предмет, но и уметь донести его до учеников в доступной форме. Хороший учитель должен быть в меру строгим, но справедливым, должен интересоваться своими учениками и их жизнью, а не только тем, как они выучили урок.

Настоящий учитель должен быть доброжелательно настроен к своим ученикам и помогать им, стараться разъяснить то, что они не понимают. Он должен найти к каждому ребенку индивидуальный подход. Такой человек не боится брать на себя обязательства. Учитель должен быть пунктуальным, организованным, уравновешенным, аккуратным, вежливым. Он должен ощущать ответственность за результат своей работы.

Хорошего учителя отличают также такие качества, как гибкость и креативность, тактичность и толерантность, он должен стараться сделать так, чтобы ученикам на его уроках не было скучно. Ученики должны с желанием приходить к нему в класс, должны видеть в учителе своего друга и мудрого, доброго наставника. Важен и внешний вид учителя, ведь он является примером для учеников.

Педагог в своей работе должен ориентироваться на выполнение учебной программы, стараться выбирать самые эффективные методы обучения.

Чтобы стать настоящим учителем, необходимо научиться хорошо разбираться в детской психологии и педагогике. Недостаточно просто быть отличным специалистом в своей области, нужно еще уметь находить подход к детям.

Необходимо научиться просто и убедительно выражать свои мысли. Но самым главным качеством для учителя можно назвать любовь к детям. Без него добиться нужных результатов практически невозможно.

 
5 октября 1929 года в Ленинграде состоялся первый в стране сеанс звукового кино

Первый звуковой кинотеатр открылся в городе на Неве на Невском проспекте, 72, где сейчас находится кинотеатр «Кристалл-палас». Поначалу со звуком показывали документальные фильмы. Первая художественная картина, которая называлась «Путевка в жизнь», вышла в прокат в 1931 году. Этой ленте суждено было прогреметь не только в Советской России, но и во всем мире.

Звуковое кино в СССР появилось благодаря изобретателю в области техники связи, звуковой кинематографии Александру Шорину. Он создал систему записи звука на кинопленку. Аппараты, которые это делали, даже называли «шоринофонами».

До 1929 года в советских кинотеатрах показывали лишь немое кино. И вдруг прорыв – кинотеатр на Невском проспекте объявил, что будет показан первый звуковой фильм. Народ валом повалил посмотреть на диковинку и, конечно же, послушать. Их вниманию представили документальные фильмы, в сюжете которых были музыкальные номера. Сегодня сложно всерьез удивиться той новинке, но в 20-30-х годах звук повергал зрителей в настоящий шок. Незадолго до ленинградской премьеры «Путевки в жизнь» звуковой фильм был показан и в Англии. Он назывался «Певец джаза». Так вот по сути картина оставалась немой, в ней было просто несколько песенных номеров и одна фраза: «Ну-ка, мама, послушай!». Этих слов было достаточно, чтобы привести зрителей в неописуемый восторг.

В 1930 году в кинотеатре на Невском зрители могли услышать речь наркома просвещения Анатолия Луначарского. Этот, казалось бы, ничем не примечательный документальный фильм собирал аншлаги.

Советские режиссеры начали активно снимать фильмы со звуком. Первый из них вышел в 1931 году и назывался «Путевка в жизнь». Чуть позже этот фильм заслужил награду Первого кинофестиваля в Венеции, был показан в 107 странах мира. Решением ЮНЕСКО «Путевка в жизнь» внесена в десятку лучших фильмов всех времен и народов. Роли в этой кинокартине исполнили такие актеры, как Йыван Кырла, Николай Баталов, Михаил Жаров, и другие. Большинство фамилий вряд ли известно сегодняшним любителям кино. Но в этом фильме снялись двое известнейших актеров - Рина Зеленая и Георгий Жженов. 

Читают тему (гостей: 3)