Форум
RSS
Сегодня и завтра. Даты, Знаменательные события в мире физики, химии, биологии, географии и ИКТ. Праздники Российские и мировые.
 
Международные организации оценили уровень московских школ

Организаторы международных исследований PISA, TIMSS, PIRLS высоко оценили уровень столичных школ, заявил в четверг после экскурсии по московской школе №2030 исполнительный директор IEA Дирк Хастедт.

"Мы – как люди, которые занимаются исследованиями качества обучения, – конечно же, стремимся к тому, чтобы оно было очень высоким. Поэтому нам всегда очень радостно видеть примеры тех школ, где действительно оно достигается… Мы думаем, что вы, действительно, добиваетесь потрясающих результатов, и вас с этим поздравляем", — сказал он.
Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов поблагодарил участников мероприятия и отметил, что российским школам еще есть, к чему стремиться.

"Нам есть, куда дальше стремиться и над чем работать. Мы понимаем свои плюсы и минусы, поэтому здесь, конечно, нам много что предстоит сделать, но, действительно, определённые уже заделы есть. И, конечно, исследование, которое прошло в Москве, когда все школы были оценены, для нас, конечно, эти результаты очень важны", — сказал Кравцов.


В четверг участники II Международной конференции по развитию системы оценки качества образования "Использование результатов исследований качества образования – проблемы и перспективы" посетили школу №2030. Они познакомились с занятиями в конвергентной лаборатории для профильной подгруппы инженерного класса, посетили урок в кабинете художественного труда, биологии, а также посмотрели занятия в младших классах и посетили школьный музеи, посвященный Великой Отечественной войне.

Для иностранных экспертов была проведена виртуальная экскурсия по другой московской школе — лицею №1535. По оценке Департамента образования Москвы, это общеобразовательное учреждение является лучшей школой Москвы. Кроме того, школа № 1535 признана лучшей школой столицы по результатам международного рейтинга PISA, уточнил Кравцов.

В школе №2030 при содействии НИЦ "Курчатовский институт" реализуется проект по совершенствованию естественнонаучного направления образования, внедряются новые образовательные технологии, ведется обучение детей перспективным способам работы со знаниями, сообщила пресс-служба Рособрнадзора.


Источник.
 
1 октября 1715 году указом Петра I в Санкт-Петербурге на базе старших классов Навигацкой школы была учреждена Морская академия

Морской корпус Петра Великого – старейшее светское, военное, военно-морское образовательное учреждение России, отметившее в 2011 году своё 310-летие. Историческое начало Морской корпус берёт от Школы математических и навигацких наук (Навигацкой школы), основанной в Москве указом Петра Первого от 25 января 1701 года. 

1 октября 1715 года указом Петра I в Петербурге на базе старших классов Навигацкой школы была создана Морская академия. В 1752 году, после выделения академии в самостоятельное учебное заведение (впоследствии Военно-Морская Академия им. Н.Г. Кузнецова), бывшая Навигацкая школа была преобразована в Морской Кадетский корпус. 

В 1918 году в здании бывшего Морского корпуса были открыты курсы командного состава, реорганизованные в 1919 году в Училище командного состава. 

Длительное время Училище было единственным в нашей стране, став родоначальником всех других военно-морских учебных заведений. С 1926 по 1998 годы училище носило имя М.В. Фрунзе – видного полководца и военного деятеля. 

1 ноября 1998 года во исполнение постановления Правительства Российской Федерации на базе Высшего военно-морского училища имени М.В. Фрунзе и Высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского комсомола был создан Санкт-Петербургский военно-морской институт, получивший в 2001 году почётное наименование «Морской корпус Петра Великого» (ВВМУПП имени Ленинского комсомола было образовано в апреле 1948 года на базе Ленинградского подготовительного военно-морского училища (1-е Балтийское Высшее военно-морское училище) и готовило специалистов по боевому использованию подводного оружия). 

За 300 лет своего существования Морской корпус подготовил для Военно-морского флота России десятки тысяч высококвалифицированных офицеров. В их числе выдающиеся флотоводцы Ф.Ф. Ушаков, Д.Н. Сенявин, П.С. Нахимов, В.Н. Истомин, В.А. Корнилов, Г.А. Спиридов, В.Я. Чичагов, Н.А. Эссен и др. 

На географической карте мира около трёхсот мест названы именами воспитанников корпуса: И.Ф. Крузенштерна, Ю.Ф. Лисянского, А.И. Чирикова, С.И. Челюскина, Д.Я. и Х.П. Лаптевых, Г.А. Сарычева, Г.И. Невельского, Ф.П. Врангеля, К.Н. Посьета и др. 

Выпускники Морского корпуса Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев открыли шестую часть света – Антарктиду, совершив тем самым величайший вклад в мировую географическую науку. 

Всемирно известны такие выпускники Морского корпуса, как: выдающийся русский композитор Н.А. Римский-Корсаков, писатель К.М. Станюкович, художник-маринист А.П. Боголюбов, художник-баталист В.В. Верещагин, составитель толкового словаря живого великорусского языка В.И. Даль, выдающийся кораблестроитель А.А. Попов, создатель первого самолёта А.Ф. Можайский, учёный-математик, физик и кораблестроитель академик А.Н. Крылов, академик адмирал А.М. Берг, поэт А.Л. Лебедев, писатель Л.П. Соболев и др. 

В годы Великой Отечественной войны многие выпускники проявили себя подлинными патриотами Родины. Они показали превосходную военную выучку, хорошие организаторские способности, проявили находчивость и инициативу в борьбе с врагами. Более 80 питомцев удостоены высших наград Родины, стали её героями, причём двадцать пять из них удостоены высокого звания в послевоенное время. 

В советское время сорок пять воспитанников Морского корпуса (ВВМУ им. М.В. Фрунзе) стали известными адмиралами. Среди них: Н.Г. Кузнецов, С.Г. Горшков, В.Н. Чернавин В.А. Касатонов, Г.М. Егоров, Н.И. Смирнов, Н.Д. Сергеев, Н.Н. Амелько, А.П. Михайловский, В.Н. Поникаровский, В.В. Михайлин, В.А. Самойлов, В.А. Попов, В.П. Камоедов, В.Л. Хмыров и др. 

В настоящее время, в связи с реформированием ВС РФ, Распоряжением Правительства РФ на базе Военно-морской академии и военно-морских институтов сформировано Федеральное Государственное казённое военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военный учебно-научный центр Военно-морского флота «Военно-морская Академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова». С 1 октября 2009 года Морской корпус Петра Великого – Санкт-Петербургский военно-морской институт является его первым филиалом. 

Обучение и руководство военно-научной работой ведут опытные педагоги. Среди них более 200 докторов и кандидатов наук, из которых более 180 – профессора и доценты. Кафедры и лаборатории располагают современной учебно-материальной базой (от персональных ЭВМ до новейших образцов вооружения и техники) и полностью обеспечивают учебный процесс, экспериментальную и научно-исследовательскую работу. В Морском корпусе имеется богатая библиотека, созданы все условия для занятия художественной самодеятельностью, изобразительным творчеством, постоянно совершенствуются жилищно-бытовые условия личного состава. Имеются все условия для занятий спортом: бассейн, тир, спортивные тренажёры. Морская подготовка курсантов предусматривает участие их в дальних походах, как правило, вокруг Европы с заходом в иностранные порты. 

 
1 октября 1850 года родился Александр Андреевич Тихомиров, доктор зоологии, ректор Московского университета

Родился Александр Андреевич Тихомиров в селе Корыстине, имении своих родителей, дворян Смоленской губернии, Ельнинского уезда. Окончил Смоленскую гимназию с золотой медалью и в 1868 году поступил на юридический факультет Московского университета. Через год перевелся в Санкт-Петербургский университет и закончил там юридический факультет со степенью кандидата права. Но в основание «собственного научного миросозерцания» молодой юрист решил положить биологию и в 1872 году он начал учиться на отделении естественных наук физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета, но сразу же перевелся в Московский университет, где и окончил аналогичный факультет со степенью кандидата в 1876 году.

В 1883 году А. А. Тихомиров защитил магистерскую диссертацию в Санкт-Петербургском университете и после двухгодичной командировки за рубеж получил должность приват-доцента кафедры зоологии Московского университета.

В 1891—1898 годах Тихомиров был секретарем физико-математического факультета МГУ. С 1896 года до 1904 занимал должность директора Зоологического музея Московского университета. Участвовал в правом академическом движении, был противником дарвинизма и атеизма.

Тихомиров открыл явление искусственного партеногенеза — одного из важнейших разделов учения об индивидуальном развитии. Так учёный Тихомиров много сделал для развития шелководства в России.

Ректор МГУ с 1899 года по 1904 год.

В должности ректора А. А. Тихомиров завершил строительство первого студенческого общежития в Московском университете. Оно было рассчитано на 141 квартиру и открыто в торжественной обстановке 19 сентября 1899 года. Тихомиров продолжил капитальное строительство в университете; при нём 1 сентября 1901 года вступил в строй библиотечный корпус на Моховой улице; значительным событием стало открытие нового здания Зоологического музея 1 сентября 1902 года. В 1900 году были открыты кафедры грузинского языка и литературы на историко-филологическом факультете и метеорологии на физико-математическом факультете; были созданы Институт и Музея сравнительной анатомии (1901), построена под руководством Н. Е. Жуковского первая в России аэродинамическая труба (1902), открыт Физический институт.

1 августа 1904 года назначен директором департамента народного просвещения.

В 1911—1917 годах состоял попечителем Московского учебного округа.

Скончался Александр Андреевич Тихомиров 23 октября 1931 года в Сергиевом Посаде (Загорске) под Москвой, где он провел последние 14 лет своей долгой жизни, посещаемый учениками, старыми коллегами, поддерживая дружескую и научную переписку, сохраняя бодрость духа, несмотря на физические недуги и жизненные невзгоды.

 
1 октября 1862 года родился Анри Андуайе, французский астроном и математик

Родился в Париже, в 1884 окончил Высшую нормальную школу. Работал в Тулузском, с 1892 — в Парижском университетах (с 1903 — профессор).

Основные труды в области небесной механики. В работе «Общие формулы небесной механики» (1890) показал, как, используя одни лишь тригонометрические функции, можно решать общие уравнения движения с любой степенью точности. Изучал специальные случаи задачи трех тел; показал, в частности, как с помощью либрационных точек Лагранжа можно получить решение, в котором параметры периодических членов не зависят от времени. Изучал движение астероидов и возмущения их орбит Юпитером. Исследовал задачу движения n тел, находящихся вблизи точек равновесия, полученные результаты применил к проблеме общей устойчивости Солнечной системы. Разработал специальные методы для расчета эфемерид; особенно удобен предложенный им метод расчета движения Луны. Составил с точностью до 15 знаков таблицы тригонометрических функций (т. 1-3, 1915—1918 г.). Руководил изданием французского астрономического ежегодника «Connaissance des temps». В течение 37 лет преподавал астрономию в Парижском университете; его лекции в послужили основой для четырех учебников по астрономии и четырех — по математике.

Член Парижской АН (1919), член Бюро долгот в Париже (1910).


1 октября 1868 года родился Георг Бредиг, немецкий ученый-физикохимик, член-корреспондент Гейдельбергской и Баварской академий наук, иностранный член-корреспондент Академии наук СССР (1929).

Окончил Лейпцигский университет (1894). Работал там же ассистентом В.-Ф. Оствальда. В 1910-1911 гг. Бредиг — профессор Цюрихского политехникума, с 1911 — Высшей технической школы в Карлсруэ. Будучи евреем, Бредиг лишился профессорского звания в 1933 году, с приходом к власти нацистов, а спустя еще 6 лет был вынужден покинуть Германию.

Основные научные работы Бредига относятся к электрохимии и катализу. В 1894 году ученый установил формулу бетаина. В том же году он доказал, что закон разбавления Оствальда справедлив лишь для слабодиссоциированных электролитов. В 1898 году Бредиг изучая каталитическое действие высокодиспергированных металлов (названных им неорганическими ферментами), предложил свой метод электрического распыления металлов вольтовой дугой внутри жидкости. В 1901 году ученый нашел способ активации металлических катализаторов путем приготовления их суспензий в жидкой фазе. Им было доказано различие в каталитической активности разных кристаллических форм никеля. В 1907 году Бредиг ввел представление об асимметрическом катализе. Он осуществил каталитический синтез муравьиной кислоты из бикарбоната натрия и водорода на платиновой черни (1914), позднее разработал каталитический метод синтеза цианистого водорода на основе окиси углерода и аммиака.



1 октября 1879 года родился Ока Иванович Городовиков, советский кавалерист, генерал-полковник (1940). Герой Советского Союза (10 марта 1958 г.)

Городовиков Ока Иванович родился в хуторе Мокрая Ельмута, ныне Ростовская область, советский военачальник, генерал-полковник, Герой Советского Союза (10.3.1958 г.). Член КПСС с 1919.

Родился в семье крестьянина-калмыка. Участник 1-й мировой войны 1914–18. С 1918 в Советской Армии. Во время Гражданской войны командовал эскадроном, полком, кавалерийской бригадой и кавалерийской дивизией 1-й Конной армии и 2-й Конной армией.

Во время штурма Перекопа (1920) был командиром 6-й кавалерийской дивизии, участвовал в разгроме банд Махно. Окончил высшие академические курсы (1923), курсы усовершенствования высшего начсостава (1927), курсы при Военно-политической академии (1930) и Военную академию им. Фрунзе (1932).

Был командиром корпуса Червонного казачества, заместителем командующего войсками Среднеазиатского военного округа (1932–38 г.). В 1938–41 инспектор кавалерии, с июня 1941 генерал-инспектор и командующий кавалерией, руководил формированием кавалерийских частей во время Великой Отечественной войны 1941–45, был представителем Ставки по руководству действиями кавалерийских соединений в июне — августе 1941 и в Сталинградской битве.

В 1943–47 заместитель командующего кавалерией. С 1947 в отставке. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва. Награжден 3 орденами Ленина, 6 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени и медалями.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 марта 1958 года "за выдающиеся заслуги в деле создания Вооружённых Сил СССР и защиты Советского государства от врагов нашей Родины и проявленный при этом героизм" генерал-полковнику в отставке Городовикову Оке Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". Избирался депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва (в 1937-1946 годах), членом ЦИК Украинской ССР, членом ЦИК Узбекской ССР. Жил в Москве. Умер 26 февраля 1960 года.

Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 5). Воинские звания: комкор (20 ноября 1935), командарм 2-го ранга (8 февраля 1939), генерал-полковник (4 июня 1940). Награждён тремя орденами Ленина (14 июня 1940, 21 февраля 1945, 10 марта 1958 г.), шестью орденами Красного Знамени (25 июля 1920, 13 марта 1922, 22 февраля 1930, 22 января 1942, 3 ноября 1944, 6 ноября 1947), орденом Отечественной войны 1-й степени (25 апреля 1944), медалью "За оборону Сталинграда", другими медалями, иностранными наградами - орденами Красного Знамени (Монгольская Народная Республика), Республики (Тувинская Народная Республика, 15 марта 1943). Неоднократно награждался почётным оружием, золотыми именными часами. В столице Республики Калмыкии - городе Элисте установлен памятник О.И.Городовикову. Посёлок Башанга (Калмыкия) переименован в город Городовиковск, его именем названы улицы в Харькове, Донецке и Мариуполе. В его честь названо село на севере Калмыкии, у Малай Дербеты и было село Городовиково на западе Калмыкии, севернее Городовиковска, но с 1990 почему-то переименовано в Бурул.

 
2 октября день УЧИТЕЛЯ

Указ, согласно которому в России появился День учителя, вышел 29 сентября 1965 года. Праздник традиционно отмечали в первое воскресенье октября. В 1994 году ЮНЕСКО объявила датой Всемирного дня учителя 5 октября. С этого же года Российская Федерация вошла в перечень государств, чествующих учителей и других работников системы образования 5 октября. Однако во многих учебных заведениях сотрудников продолжают поздравлять именно в первый выходной октября.

Педагог – одна из самых распространённых профессий в нашей стране. Педагогическое образование имеют около 20 % россиян, получивших высшее образование. Среди женщин этот показатель составляет около 33 %. В РФ сегодня примерно 1,5 миллиона школьных учителей. Их задача чрезвычайно важна. Они передают подрастающему поколению знания, накопленные человечеством за века. Следовательно, педагоги вносят огромный вклад в формирование будущего цивилизации.

Настоящий учитель – яркая личность. Он должен быть не только профессионалом в своей сфере, но добрым и умным наставником, строгим, но справедливым человеком. Немаловажно также умение просто и вместе с тем убедительно выражать мысли, разбираться в детской психологии. С 1990 года ежегодно проводится конкурс «Учитель года», с целью выявить и наградить лучших педагогов.

День учителя – повод поздравить людей, посвятивших свою жизнь обучению и воспитанию детей. Наставники слышат приятные слова и получают подарки не только от учеников и их родителей, но и от чиновников самых различных уровней. В этот день организуются концерты, по телевидению идут программы и передачи, повествующие о педагогической деятельности, о достижениях учителей.

Кроме того, в этот день внимание общественности привлекается и к проблеме нехватки квалифицированных кадров в школах, лицеях, гимназиях, училищах и других образовательных учреждениях. Дело в том, что уровень заработной платы учителей нельзя назвать сопоставимым с требованиями, предъявляемыми к представителям этой профессии, с количеством времени и сил, которые им приходится тратить, чтобы выполнять свои обязанности на должном уровне. В последние годы появилась надежда на позитивные изменения социального положения педагогов. Однако необходимы ещё более эффективные меры государства, которые бы способствовали бы повышению престижа профессии учителя.

Мы всегда очень требовательны к своим учителям. Хотим, чтобы они обладали всей полнотой знания, были тактичны и мудры, приветливы и снисходительны. И, конечно же, желаем, чтобы наш учитель всегда был в хорошем настроении. О том же, что учителю нужна наша личная поддержка, зачастую забываем… Но сегодня хочется пожелать всем учителям доброго здоровья, мира, благополучия. А также неустанного поиска истины и знания, взаимопонимания в коллективе и благодарных, любознательных учеников! 


 
2 октября 1803 года  Москва впервые увидела полет воздушного шара, который пилотировал бывший инспектор французской революционной армии Андре Жак Гарнерен, совершивший 22 октября 1797 года первый в мире прыжок с парашютом. 

Монгольфьер (так называли воздушный шар в часть братьев Монгольфье, впервые запустивших его летом 1783 года) взмыл в небо в 17.25 и спустя час, пролетев около 30 км, опустился в усадьбе Остафьево, в имении князя Петра Андреевича Вяземского. 

В корзине, или, как тогда говорили, «лодке» воздушного шара вместе с французом находилась первая красавица Москвы Прасковья Кологривова, урожденная княжна Трубецкая. 

У места приземления многочисленная публика восторженно приветствовала отважных воздухоплавателей. Романтика полетов в небо понемногу превратилась в отдельный вид спорта.

В 1930-1940-е годы новый вид спорта пользовался огромной популярностью в Советском Союзе. Под Москвой был организован поселок Дирижаблестрой (ныне подмосковный город Долгопрудный), откуда стартовали сотни газовых аэростатов и дирижаблей. Советские пилоты совершали полеты в скрытой гондоле на высоту 11-12 км, большой продолжительности и дальности – с посадками в Казахстане и Сибири. И хотя в международных состязаниях они не участвовали, им удалось установить много мировых рекордов.

Сегодня полеты на воздушном шаре - приключение, которое доступно людям разного возраста, это море сильных ощущений, красоты и романтики.

 
2 октября 1862 года открывается Санкт-Петербургская Консерватория

Старейшей учебной организацией музыкального направления в России по праву считается консерватория Санкт-Перетбурга. Свою работу она начала 2 октября 1862 года, когда классы Русского музыкального общества по приказанию великой княжны Елены Павловны были преобразованы в обучающее учреждение, где за годы его существования выучились выдающиеся вокалисты, композиторы, дирижеры, известные на весь мир.

Руководителем консерватории был назначен Антон Рубинштейн – знаменитый пианист и композитор. Его активная общественная деятельность инициировала создание уникального учреждения, где планировалось обучать талантливых и творческих людей. Сам директор обучал студентов игре на фортепиано. 

После открытия профессорский состав консерватории слагался из одаренных музыкантов: класс скрипки вел Леопольд Ауэр, класс арфы – Альфред Цабель, Эрнесто Кваллини обучал виртуозной игре на кларнете. Список преподавателей из года в год пополняли известные в мире музыки личности, получившие известность не только в России, но и заграницей. 

Санкт-Петербургская консерватория выпустила немало одаренных кадров. Спустя три года после открытия из ее стен вышел с дипломом об отличной учебе и награжденный почетной медалью Петр Чайковский, автор бессмертный классических произведений.

С начала 1870-х годов и до 1906 года здесь делился знаниями и таланом со студентами Николай Римский-Корсаков. Он стал творцом нескольких научных программ и учебных пособий, посвященных гармонизации музыкальных произведений, которые не утратили своей актуальности и с успехом используются и сейчас. Его выпускники нередко оставались в консерватории и трудились преподавателями.

В 1862 году на обучение было принято 179 учеников.

За годы работы музыкальная консерватория Санкт-Петербурга сменила более 20 руководителей. Каждый из них внес свою лепту в развитие музыкального наследия России. В учебном заведении продолжают готовить кадры, способные прославить сове Отечество во всем мире и войти в историю мировой культуры.

 
2 октября 1878 года в Санкт-Петербурге в качестве частного учебного заведения открылись Высшие женские (Бестужевские) курсы. Их организаторами были известные общественные деятели и учёные, профессора Санкт-Петербургского университета А. Н. Бекетов, Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов, А. М. Бутлеров, К. Н. Бестужев?Рюмин, а также лидеры женского движения А. П. Философова, Н. В. Стасова, О. А. Мордвинова, В. П. Тарновская, Н. А. Белозерская, Е. И. Конради, М. А. Менжинская.

В ходе борьбы за доступ женщин к высшему образованию в 1850-1870-х гг. в Петербурге открывались различные общественные организации, публичные курсы и лекции. Все они разрешались министерскими чиновниками с большой неохотой, а так же без выделения каких-либо государственных дотаций, и не давали никаких прав окончившим их лицам. Ещё в 1850-х гг. в Петербургском университете появились первые вольнослушательницы. В 1869 г. были открыты первые высшие женские курсы — Аларчинские в Петербурге и Лубянские в Москве. В 1870 г. в Петербурге были организованы Владимирские курсы — публичные лекции для мужчин и женщин. В 1872 г. для образования учёных акушерок были открыты курсы при Медико-хирургической академии, переименованные в 1876 г. в Высшие врачебные курсы.

Наконец, 2 октября 1878 года в Санкт-Петербурге в здании Александровской гимназии на Гороховой улице состоялось торжественное открытие первого высшего учебного заведения для женщин в России — Высших женских курсов. Первым директором курсов был назначен историк К. Н. Бестужев-Рюмин; в его честь курсы получили неофициальное название «Бестужевские».

Будучи частным учебным заведением, курсы получали лишь по 3 тыс. рублей в год в виде пособия от Министерства народного просвещения и Санкт-Петербургской городской думы и финансировались, главным образом, за счёт специально созданного «Общества для доставления средств Высшим женским курсам». Основным доходом общества была плата за обучение. Члены общества, работавшие на курсах, считались общественными деятелями и не получали жалованья.

В 1885 г. для Высших женских курсов на 10-й линии Васильевского Острова было построено собственное здание по проекту академика архитектуры А. Ф. Красовского при участии В. Р. Курзанова. В дальнейшем здание ВЖК стало разрастаться за счёт пристраивания к главному зданию флигелей и корпусов.

С 1889 г. в связи с уходом с курсов К. Н. Бестужева-Рюмина курсы стали именоваться Санкт-Петербургскими Высшими женскими курсами (неофициальное их название — Бестужевские — сохранилось без изменений).

На курсах существовало три факультета: историко-филологический, физико-математический (первоначально разделённый на физико-математическое и специально-математическое отделения) и юридический (открыт в 1906 г.).

После революции 1905 г. ВЖК получили автономию. Совету профессоров было разрешено выбирать директора из своей среды. Был реорганизован и учебный процесс. На Бестужевских курсах была введена новая система, названная предметной, позволившая слушательницам выбирать по желанию лекционные курсы, а преподавателям — разнообразить и расширить систему практических занятий и курсов.

В 1910 г. Государственный Совет признал Петербургские Высшие женские (Бестужевские) курсы высшим учебным заведением с объёмом преподавания, равным университету. Свидетельства об окончании ВЖК были приравнены к дипломам университета.

Высшие женские курсы просуществовали 40 лет, с 1878 по 1918 гг., а в 1918 г., в качестве Третьего Петроградского университета, были слиты с Первым Петроградским университетом.

За 32 выпуска Высшие женские (Бестужевские) курсы окончило около 6 тыс. 933 человек. Наибольшее количество выпускниц было на историко-филологическом факультете — 4 тыс. 311, физико-математический факультет окончило 2 тыс. 385 человек и юридический — 237. Основная часть выпускниц посвятила себя преподавательской деятельности, многие работали в библиотеках и других просветительских учреждениях. Из рядов бестужевок вышло немало выдающихся учёных, писательниц, деятелей общественного движения.

Бестужевские курсы вошли в историю русского просвещения как первое высшее женское учебное заведение университетского типа.

 
2 октября 1791 года родился Алексис Терез Пти, французский физик

Родился Алексис Терез Пти в Везуле. Окончил Политехническую школу в Париже(1809). В 1810 г. стал преподавателем лицея (Париж), с 1815 г. – профессор физики в Политехнической школе.

Научные работы посвящены теплоте и молекулярной физике. Вместе с П. Дюлонгом исследовал охлаждение тел в пустоте, вывел (1818 г.) формулу для скорости охлаждения нагретых тел. Разработал метод изучения теплопроводности газов, а также методы определения коэффициента теплового расширения и удельной теплоёмкости твердых тел. 

В 1819 г. совместно с Дюлонгом эмпирически установил, что произведение удельных теплоёмкостей простых твёрдых тел на атомную массу образующих элементов есть величина приблизительно постоянная (в современных единицах измерения равная примерно 25 Дж/(г·К)); ныне это соотношение носит название "закон Дюлонга – Пти". Закон удельной теплоёмкости, довольно долгое время остававшийся незамеченным современниками, послужил впоследствии основой метода приближённой оценки атомных масс тяжёлых элементов. Изобрёл (1816) катетометр. Совместно с Дюлонгом вывел (1818 г.) общую формулу для скорости охлаждения твёрдых тел.

Умер в Париже 21 июня 1820 года.


2 октября 1813 года родился Огюст Андре-Тома Каур, французский химик

В 1833 г. Огюст Андре-Тома Каур поступил в Политехническую школу, откуда вышел в 1835 г. со степенью офицера генерального штаба. Желая посвятить себя изучению химии, подал в отставку и поступил в препараторы к Шеврелю, в лаборатории которого предпринял подробное изучение картофельного масла. Он доказал, что вещество, из него выделенное, вполне аналогично с древесным и обыкновенным винным спиртами, и дал ему название амилового спирта.

В следующей своей работе, касающейся плотности пара, он пришел к весьма важному заключению, что плотность пара некоторых веществ под влиянием температуры понижается до известного предела, начиная с которого становится постоянной. В Политехнической школе был сначала репетитором (12 лет), потом профессором, в то же время исполняя обязанности пробирера монетного двора и проф. химии (30 лет) в Центральной школе искусств и мануфактур. В 1868 г. — член французской Академии наук по химической секции.

Предметами его многочисленных исследований были: масла, эфиры, летучие кислоты, сернистые и фосфористые соединения, аминокислоты, искусственные основания, металлоорганические соединения. Осуществил синтезы металлоорганических соединений алюминия, олова, свинца и мышьяка. Открыл (1850) ксилол. Впервые получил (1867) аллиловый спирт и его окислением — акролеин. Главнейшие его мемуары опубликованы в «Annales de Chimie et de Physique». Кроме того, до последних лет, совместно с Этаром печатал оригинальные мемуары по химии.

Иностранный член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии Наук (с 1873). Умер в Париже 17 марта 1891 года.


2 октября 1832 года родился  Юлиус фон Закс, немецкий биолог, ботаник, профессор ботаники

Родился Юлиус фон Закс в Бреслау, ныне Вроцлав, Польша. В раннем возрасте он проявил интерес к естествознанию, и по окончании школы он стал в 1851 году частным помощником физиолога Яна Эвангелиста Пуркине в Праге. В 1856 году Закс получил диплом доктора философии, а затем начал свою ботаническую карьеру, став приват-доцентом физиологии растений в Пражском университете. С 1861 г. — профессор сельскохозяйственной академии в Поппельсдорфе, с 1867 г. — профессор Фрейбургского, с 1868 г. — Вюрцбургского университетов. Широко применял экспериментальный метод при изучении физиологии растений, чем оказал большое влияние на ее развитие в XIX в. 

Основные труды — по фотосинтезу (доказал связь образования крахмала с поглощением СО2 на свету), передвижению веществ в растениях, их минеральному питанию, водному режиму, росту и движению, прорастанию семян, а также по физиологической анатомии растений и истории ботаники. Автор классической «Истории ботаники от 16-го столетия до 1860 г.» (1875).

Юлиус фон Закс умер в Вюрцбурге 29 мая 1897 года. Его исследования питания, тропизма и транспорта воды, значительно расширили знание физиологии растений. Юлиус фон Закс специализировался на семенных растениях.

Изменено: Елена Сальникова - 01.10.2016 23:27:00
 
2 октября 1951 года родился Стинг (Гордон Мэттью Томас Самнер), музыкант, продюсер, актёр. Инструменты бас-гитара, гитара. Жанры: рок, поп, новая волна, регги, джаз, классика

Отец Гордона, Эрнест Мэтью Самнер, слесарь на местном машиностроительном заводе, женился на молоденькой, привлекательной парикмахерше Одри Коузлл. Вскоре после этого он сменил специальность и стал молочником. 

В этой семье 2 октября 1951 года появился Гордон Мэтью, взявший позднее псевдоним Стинг. Жизнь в холодном, суровом промышленном районе Уоллсенда никак не назовешь легкой. Но мальчик не унывал и постоянно напевал себе под нос песни. 

У Гордона появился интерес к джазу: постепенно он превратился в истинную любовь. Один из приятелей дал ему электрическую бас-гитару, имевшую всего две работающих струны и сделанную из куска деревяшки, но Стинга это не волновало, — лишь бы инструмент хоть как-то работал. Ему нравилось наигрывать блюзы в своей спальне. 

Музыкальные вкусы Стинга не ограничивались джазом. Ему нравилась душевная музыка на пластинках Тамла и Стакса, но в особенности — «Битлз». Их влияние было огромным, и Стинг обожал исполнять их песни на своей простой гитаре. Первую музыкальную группу он увидел «живьем» в 1965 году. 

Дома музыкальное развитие Стинга шло непоследовательно. Уроки игры на фортепиано забросил еще лет в тринадцать, потому что родители продали инструмент, а он не мог учиться без практики. Но игра на гитаре, по крайней мере, хоть как-то связывала отца с сыном. 

С начала 70 х годов Стинг блуждал между такими группами, как «Биг-бэнд», «Феникс» и «Эрсрайз». На протяжении всего этого времени он продолжал образование — получил профессию учителя. 

С 1974 года стал выступать во вновь образованной группе «Last Exit» («Последний выход») и постепенно стал ее лидером. 

И сегодня руководитель этой группы Энди Хадсон восхищается, вспоминая профессионализм начинающего карьеру Стинга: «Появилась песня под названием «Шепчущие голоса», написанная Стингом, которая непременно должна была стать хитом, — она была великолепна по композиции. Стинг исполнил ее с невероятной выразительностью, и мы были глубоко потрясены». 

Тогда же Стинг стал ухаживать за актрисой Фрэнсис Томелти. Первого мая 1976 года они поженились, а уже 23 ноября Фрэнсис родила их первого ребенка. 

Выступления «Last Exit» между тем не вызывали фурора. Настоящий успех пришел к Стингу только вместе с группой «Полиция». 

Концертный дебют «Полиции» состоялся зимой 1977 года в Уэльсе, в клубе «Ньюпорт стоуэвей». К августу того же года сложился окончательный состав группы: Стинг, Стюарт Копленд и Энди Саммерс. Большую роль играл в группе менеджер — брат Стюарта, Майлз Копленд. 

Настоящее лицо и форму «Полиция» приобрела лишь в начале 1978 года. Услышавшие песни из первого альбома группы «Outlаndos», не сразу восприняли так называемый белый регги. Седьмого апреля 1978 года на сингле вышла песня Стинга «Роксана», получившая благоприятные отзывы. Но ее мало передавали по радио — составители программ неохотно использовали песню о любви к проститутке. 

Интересно мнение Стинга о своем шедевре: «Я ощущал сильные чувства к песне «Роксана», потому что это серьезная песня о реальных отношениях. В этой песне не говорилось о грубом сексе. Это не «грязная песня» ни в каком значении слова. Это настоящая песня, с настоящей лирикой, а они не проигрывали эту песню на том основании, что она о проститутке. Но напишите глупую песню о сексе, в которой самого этого слова нет, и вы получите хит. Как это раздражает». Вскоре Стинг спел еще одну песню, ставшую популярной — «Я не могу потерять тебя». 

В начале октября 1978 года группа едет на гастроли в США. После заокеанских выступлений «полицейские» быстро пошли в гору. Вскоре они записали свой второй альбом. За 1979 год «Полиция» продала пять миллионов синглов и два миллиона альбомов! 

Артистический темперамент Стинга и его сценический образ захватывали публику. Стюарт Копленд признавал: «Песни Стинга и его голос сделали «Полицию» тем, что она есть. Знаю, что принимаю это слишком близко к сердцу, но «Полиция», возможно, была бы вполне успешной группой и просто с каким-нибудь ударником, который удерживает ритм». 

Вторил ему продюсер Найджел Грей: «Нет в мире никого, кто мог бы указать Стингу, как петь. Он записывал вокальные партии первый раз после первого проигрывания. Прокручивал дорожку обратно пару раз для гармонизации, и все. Его голос самый лучший из тех, которые мне доводилось записывать, — сам его тембр. Вы знаете, немногие группы имеют певца. Обычно у них просто есть кто-то выкрикивающий вокальные партии». 

По мере расширения гастролей и достижения высшей точки популярности «Полиции» Стинг в особенности разочаровался во многом, в частности в праве на «приватность» жизни, на неузнаваемость. «Одна из самых грандиозных вещей в Америке — то, что я там почти анонимен. Мы могли просто начать выступление, побыть знаменитыми часок-другой, а затем раствориться в стране». 

Уже тогда он думал о своем собственном пути: «Как только группа перестанет быть полезной, я отброшу ее, как камень с дороги. Я — для себя, и они об этом знают». 

Сентябрьский выход альбома «Не стой ко мне слишком близко» в первую же неделю принес высокий уровень продаж — до полмиллиона экземпляров. Выпуск альбома «Zenyatta Mondatta» через неделю обеспечил группе второй дубль номер один. 

Для критиков это памятный день. Альбом описывали, как только могли, начиная от грандиозного провала до бешеного успеха. 

В марте 1981 года «Полиция» отменила европейскую часть своего последнего мирового турне. Стинг вздохнул с облегчением; он знал, что начали появляться трещины, и каждому нужен отдых от других. 

Однако сворачивание активности «Полиции» не означало перерыва в работе у Стинга. У него на столе лежало в то время пять предложений сниматься в кино; он выбрал главную роль в «Артемиде-81»: она наиболее подходила ему и помогала развить актерский талант. С тех пор он не раз снимался в Голливуде. 

В апреле 1982 года Фрэнсис родила второго ребенка — Фуксию-Кэтрин. Фактически в это же время Стинг уехал из недавно купленного для семьи дома в Северном Лондоне. 

Как раз перед рождением ребенка Фрэнсис наконец узнала, что Стинг встречается за ее спиной с ее подругой Труди Стайлер. Очевидно, отсутствие Стинга во время рождения Кэтрин не случайно, брак с Фрэнсис разорван. Стинг весьма тактично заявил, когда приехал в Штаты, что «он расстроен — тем более что родилась дочка». Однако Стинг женится на Труди только 21 августа 1992 года, к тому времени она родила ему троих детей. 

Альбом «Синхронизация», выпущенный «Полицией» в июне 1983 года, написан под влиянием расставания с Фрэнсис, развода и начала новой жизни с Труди. Стинг даже признал несколькими месяцами позже: «Я доволен, что прошел через кризис. Я много работал, чтобы пережить его. Я вырос. Мои лучшие творческие работы — это, бесспорно, результат моих усилий по преодолению этих проблем». 

23 июля 1983 года «Полиция» начала еще один мировой марафон гастролей в чикагском парке «Комински». Последующие североамериканские концерты трио, которые проходили до конца августа, проводились на гигантских открытых стадионах. 

Выступая перед аудиторией приблизительно в семьдесят тысяч человек, Стинг пошутил: «Мы хотели бы поблагодарить «Битлз» за то, что они одолжили нам свой стадион!» Стинг воодушевлен возможностью сыграть свою классику — «Так одиноко» — при огромном стечении народа. Он писал о пиковом выступлении группы на стадионе «Шей»: «Это британское покорение Соединенных Штатов, точно такое же, как провели «Битлз» до нас». Сам концерт — венец славы, которая утвердила их новое господство на музыкальной сцене по обе стороны Атлантики. В своей широкой белой футболке и красных брюках Стинг выкрикивал свои любимые номера, когда три двадцатифутовых видеомонитора передавали изображение всем и каждому, кто затерялся позади огромной толпы. Даже луна вышла как по заказу, когда группа ударила «Прогулку по Луне». «Я знал, что мы никогда больше не сможем это повторить», — говорит Стинг. Он решил там раз и навсегда: пусть группа распадется, пока она на вершине славы. «Пришло время остановиться. Это лучшее, что мы могли сделать. Мы наверху! Мы не могли подняться еще выше».

Появляется первый сольный альбом Стинга — «Сон о голубых черепахах». Лирика в альбоме — решительный уход от традиционного стиля «Полиции». Группа окончательно распалась в марте 1985 года. 

В середине 1987 года Стинг выпустил свой второй сольный альбом под названием «Ничего подобного солнцу». По результатам опроса он признан лучшей британской долгоиграющей пластинкой во время присуждения наград британской музыкальной индустрией в 1988 году. 

Затем у Стинга наступает очень беспокойный период. Он не написал ни одной песни почти за три года (с 1987 по 1990 й). В это время начинается его большая кампания по защите лесов Амазонии в Бразилии, ставшая одной из целей жизни. 

В конце 80 х годов Стинг стал испытывать проблемы с голосом; приходится все чаще использовать на концертах увлажнитель. Журналист нью-йоркской «Таймс» писал: «В старые времена, если какой-то туман проплывал над головой певца, — это фимиам или марихуана. Но мистическое озарение и старомодные возбуждающие ум вещества в наше десятилетие уступили дорогу заботам о здоровье — увлажнителям». 

В 90 е годы характер выступлений Стинга меняется. У. Кларксон отмечает: «Концерты Стинга стали нешумными, респектабельными «обзорами», а не добрым старым всеохватывающим рок-н-ролльным взрывом. На сцене он значительно расширил свой диапазон, даже включил такой материал, как «Purple Has» Джимми Хендрикса, к большому удивлению своей публики, — в основном это средний класс. Однако он все еще продолжал предоставлять любой аудитории классику «Полиции», и некоторые критики полагали, что это самая рискованная часть его выступлений. 

В мае 1993 года Стинг записал дуэт с Лучано Паваротти. Этим дуэтом в сопровождении одной только акустической гитары — мелодия столетней давности, композитора Франка, — открывался новый альбом — под названием «Паваротти и друзья». 

В марте 1994 года Стинг доказал, что остается суперзвездой, — получил награду «Лучшего поп-певца» на награждении премией «Грэмми» за песню «Если я когда-нибудь потеряю веру в тебя». Победил также в номинациях «Лучший альбом» и «Лучшее видео». 

17 декабря 1995 года Труди родила Стингу третьего сына — Джакомо. Дети Стинга — Джо, Кейт, Микки, Джейк и Коко — стали центром его жизни. Один из его самых близких друзей рассказывает: «Стинг невероятно щедр по отношению к своим детям, но в разумных пределах. Он не швыряет на них деньги, а пытается уделить каждому одинаковое количество времени, чтобы никто не чувствовал себя обделенным. Я считаю, что он один из самых лучших отцов, каких я когда-либо встречал». 

Когда певца спросили: «После всех этих лет разве вы не устали от имени Стинг?» — тот ответил со всей серьезностью: «Оно не более глупо, чем Бетховен или Моцарт». 

Сольная карьера Стинга сложилась успешно. Сегодня он много гастролирует, участвует в различных концертах, в дискографии певца 12 альбомов. Также он пробовал свои силы в кинематографе, снявшись в нескольких фильмах. Стинг с супругой Труди Стайлер и детьми, которых у певца шестеро, живет в Нью-Йорке. Поездка по бразильским тропикам повлияла на него, и они с женой создали Фонд защиты тропических лесов.




Читают тему (гостей: 2)