Форум
RSS
Плагиат или нет?, Давайте обсудим как избежать использование плагиата в собственных разработках и в работах учеников. Как самому не стать плагиатором?
 
Добрый день уважаемые коллеги. 
Соблюдение авторских прав при копировании и использовании, по многим причинам,  довольно болезненная тема в учительском сообществе.
Как мне видится, понятие плагиата не имеет строго определённого содержания, и иногда его трудно   отделить  от "подражания", "заимствования идей", "переработки", "цитирования", "преемственности", "интерпретации" и т.д..,  что плагиатом может и не являться.
Важно знать
  1. К объектам авторского права не относятся:
  • идеи, концепции и методы,
  • принципы, способы и процессы,
  • системы, открытия, факты,
  • решения технических, организационных или иных задач
  • способы,
  • языки программирования.

2. В учебных целях допускается использование произведений без согласия автора ...
  • ст. 1274 ГК РФ. Для выполнения учебного задания учениками, для обеспечения учебного процесса учителями 
    могут использовать любые материалы без обращения к автору за разрешением и платы за пользование, но с обязательным указанием имени автора и источника материалов, и что важно, в объеме, оправданном целью цитирования.

    
 
Согласна, что тема плагиата очень важная. Это вопрос, в том числе, и этики. Учитель не должен быть вором.
Думаю, что со мной согласятся многие: одно дело указывать, что взят материал другого автора. Цитировать, то есть использовать "как есть", а другое дело подписать чужую работу своем именем или сделать "свою" работу более, чем на 50% совпадающую с чужой. Это уже сложно назвать цитированием или использованием в академических целях по принципу "как есть". 
Кстати та самая "бесплатная", а точнее "свободнораспространяемая" лицензия, я имею ввиду GNU GPL - публичную лицензию свободного программного обеспечения, декларирует право использования целиком или части во вновь создаваемых продуктах при условии их некоммерческого использования (то есть без выгоды для себя) и включения названия исходных материалов в название нового продукта (по сути это можно назвать цитированием). 
Тут на портале в конце декабря перед подведением итогов семестра я увидела странную активность "коллеги", выложившего работы с других сайтов, где они были опубликованы ранее, причем одна и та же работа несколько раз под разными логинами. Здесь прослеживается явная попытка набрать баллы без труда для улучшения своего рейтинга и статуса. В этом случае нельзя говорить об отсутствии выгоды, пусть даже она не измеряется рублями явно, хотя за выигрыш в лиге дают сертификат с реальным денежным эквивалентом, а это уже реальные, хоть и небольшие деньги.
 
Согласна с Еленой Анатольевной. Учитель не должен быть вруном. А плагиат - мерзкое явление.
 
Полностью согласна с Ольгой Светославовной!
 
Согласна с Еленой Анатольевной. Часто на различных сайтах встречаются одинаковые работы, а авторы разные.
 
Коллеги, согласна полностью с высказываниями! Плагиат - это просто бич современной педагогики.  Хочу рассказать случаи из собственной практики. Уже 8 лет работаю экспертом городского форума образовательных инициатив, на котором педагоги представляют свои разработки  по различным номинациям. Когда-то работы были, в основном, авторские, педагоги цитировали какие-то моменты, давали ссылки на автора. В общем, все корректно, никакого плагиата. Последние годы доходит на абсурда: полностью скачивается из интернета чужая работа, меняется фамилия на титульном листе и все. Иногда даже предмет не меняется (скачали электив по биологии, а представляют  "свой" факультатив по географии). Либо делаются копии кусков текста (все это разными шрифтами и оформлением), компонуется в единый документ и подписывается нужным заглавием и авторством. И самый распространенный случай - полное переписывание чужой методички. Конечно, мы указывали в аннотации слово "плагиат", работа возвращалась горе-автору. Сколько обидных слов пришлось выслушать... Аргументы у всех одинаковые: мы не ученые, сочинять бумажки не можем, времени нет и т.п., а для аттестации требуют, вот и пишем, что нашли, а вы ОБЯЗАНЫ одобрить наши работы. Но когда мне сдали на проверку МОЮ собственную авторскую разработку, которой я как-то поделилась с коллегами на заседании городского методического объединения учителей - это был уже предел терпению. Причем коллега, которая это сделала, прекрасно знала, кто именно будет проверять ее работу. Ответ я получила такой: "Тебе что, жалко? У меня аттестация, а ерундой заниматься некогда". Вот так, оказывается... Все, кто тратит свое личное время во время отпуска, на выходных на оформление методических разработок - занимаются ерундой. В этом году методическая служба, по настоянию экспертов, проводила проверку работ в электронном виде. Предварительно прогоняли файлы через программу "Антиплагиат" (она есть в свободном доступе в интернете). Если  совпадений было больше 50% - работа не оценивалась. До 50% - это ссылки и цитирование. Так вот, из 30 представленных работ, 18 имели оригинальность текста от 2 до 10% - то есть скачанные полностью, авторство заключалось в оформлении титульного листа.
     Плагиат - это воровство, какие бы уважительные причины для оправдания не находились. И только личным примером можно приучить учеников к уважению чужих авторских прав.
Изменено: Елена Черенкова - 10.01.2016 09:27:37
 
Добрый день,уважаемые коллеги!
Существуют системы автоматической проверки текстов на наличие заимствований из сетевых источников
antiplragiat.ru
Text.ru
Программы показывают степень уникальности в процентах и источники текста.Сама не пробовала.
 
Добрый день, коллеги. Согласна со всеми: плагиат - это мерзко. Учитель должен формировать у учащихся уважение к авторским правам. Но бывает и так: учителя задают детям (обычно не очень успешным) задание - приготовить сообщение, доклад, реферат, презентацию. Ребенок скачивает готовый материал из интернета, меняет только титул и получает удовлетворительную оценку. Учитель закрывает плохую оценку. Довольны все. А что воспитываем? Всегда была против таких методов работы. Но, к сожалению, у нас в школе это есть.
 
Лена Васильевна, согласна в Вами.
Для себя я давно нашла решение: во-первых, стараюсь формулировать темы так, чтобы сложно было найти готовую работу; во-вторых, принимаю работы только в электронном виде, в детских работах обычно и специальных проверяющих программ не нужно - дети не утруждают себя: готовые рефераты стоят денег, проще скачать из какой-то энциклопедии, а точнее скопировать текст в Word, а тут собака зарыта - сохраняется разметка html (интернет) странички. Если скачали из энциклопедии - смотрите колонтитулы, большинство порталов в колонтитуле указывает адрес сайта (даже это часто школьники не умеет удалять), если скопировали - попробуйте поставить курсор в различные места сплошного текста, если возможно корректировать как таблицу (активна панель инструментов "Таблица"), то это HTML, мало кто из школьников умеет это прятать и сохранять при этом иллюстрации, форматирование и т.п., к тому же при серьезной обработке приходится хотя бы читать текст, а это уже полезно.
Работы с признаками простого скачивания я не засчитываю.
Кроме того можно четко ограничить содержательную часть: дать строгий план, а такой работы уже может не оказаться в интернете. Или задать задание в конкретной программе, отличной от Word. Например, уже несколько лет использую в работе Ментальные карты, от общепринятых в школе СХЕМ они отличаются эмоциональной раскраской (через цветовое решение) и графическими элементами. Они очень хорошо показывают знания учащихся и умение систематизировать знания по любой теме. Стала практиковать, остро желающим повысить оценку, предлагать сделать ментальную карту по конкретной теме предмета в редакторе Edraw Mind Map без каких-то преобразований в общепринятые форматы (поставила эту программу к себе на компьютер), пока что увидела, что из того что дети нашли в интернете в таком ограничении - чаще всего студенческие работы, а там теоретическая база более высокого уровня, если увижу то, что мы не изучали, то задаю вопрос по содержанию темы и засчитываю работу только, если ученик может объяснить неизученный материал. По крайней мере, ученик эту тему изучал самостоятельно. Пока срабатывает в мою пользу.
 
Елена Анатольевна, спасибо за идеи. Ментальные карты... приведите пример, пожалуйста или ссылку, если можно...
Читают тему (гостей: 1)