Форум
RSS
Знаменательные и памятные даты
 
22 июля




22 июля 1784 года родился Фридрих Вильгельм Бессель

   ...    

(22/07/1784 – 17/03/1846),  — немецкий математик и астроном. Внёс большой вклад в изучение масштабов Вселенной.
 Профессор Кёнигсбергского университета, основатель Кёнигсбергской обсерватории.



Родился в небольшом городе Минден в Германии в семье мелкого чиновника. Образования не получил – не обучался даже в гимназии, но усердно занимался самообразованием. Эти занятия были настолько успешными, что Бессель не только получил докторскую степень Гёттингенского университета и стал профессором, но и внес значительный вклад в науку.



Но трудовой путь он начал конторщиком в 15 лет. Путь в науку был предопределен самим его характером и складом ума. Систематичность, основательность, прирожденный математический талант превращали будущего коммерсанта... в ученого: он «слишком» серьезно готовился и к своей торговой карьере и, помимо изучения языков (английского, испанского, французского), географии и обычаев народов, считал совершенно необходимым досконально изучить и освоить навигационную астрономию. Вскоре он достиг и первых успехов: в 1803 г. по наблюдению покрытия звезд Луной с помощью грубых самодельных инструментов сумел определить долготу Бремена.



Труднейшую «Небесную механику» Лапласа и необходимую для ее понимания высшую математику он мог изучать лишь в свободные от работы утренние и ночные часы. В 1804 г. он знакомится с выдающимся бременским астрономом и врачом Г. В. М. Ольберсом, которого он познакомил с вычисленным им элементам орбиты кометы Галлея по наблюдениям Т. Гарриота и Лорпорлея 1607 г. Работа вызвала восторженный отзыв Ольберса, была опубликована с его предисловием, в котором он представлял Бесселя ученому миру, и положила начало большой дружбе этих двух астрономов, которая дополнилась еще и дружбой Бесселя и К. Гаусса.



19 марта 1806 г. Бессель начал в Лилиентале свою научную деятельность с проверки всех измерительных приборов и инструментов обсерватории и пересмотра методов математической обработки результатов наблюдений, хотя одновременно продолжал заниматься кометами и за вычисление орбиты кометы 1807 г. получил премию.



Работал в Кёнигсбергском университете, где под его руководством была построена обсерватория, директором которой он оставался до конца своей жизни. Он создал немецкую школу точных наблюдений в астрономии. В России во многом по его стопам пошла Пулковская обсерватория.
В историю науки Бессель вошел и как один из крупных математиков. Бессель опубликовал около 400 научных работ и оставил большую переписку с учеными, где также излагал свои идеи и результаты. Он читал и популярные лекции по физике и астрономии. Заслуги ученого были высоко оценены избранием в члены многих академий, в том числе Берлинскую (1812 г.), и в иностранные почетные члены Петербургской академии наук (1814 г.), а также многих научных обществ.





Уже в возрасте 20 лет он вычислил орбиту кометы Галлея.







Бессель предложил определять календарный (тропический) год так, чтобы он начинался в один и тот же физический момент для всей Земли, когда прямое восхождение среднего экваториального Солнца принимает значение 18h 40m (Бесселев фиктивный год).
В области геодезии Бессель известен классическими определениями длины секундного маятника и изобретением базисного прибора. В 1831-1841 совместно с И. Я. Байером он выполнил триангуляцию в Восточной Пруссии и на основании десяти лучших измерений длины одного градуса меридиана определил элементы земного сфероида, названного Бесселевым и использовавшегося в геодезии около ста лет.




[RIGHT]Бессель Фридрих на   
 
http://vikent.ru/author/2447/[/RIGHT]




Фридрих Бессель на 
Учителя физики, посмотрите





В конце августа 1944 года обсерватория была уничтожена во время бомбардировок Королевскими военно-воздушными силами Великобритании. Данная обсерватория была внесена в список кодов обсерваторий Центра Малых Планет уже после своего разрушения под названием «Kaliningrad», что создало ошибочное представление о существовании астрономической обсерватории при Калининградском государственном университете (Калининградская обсерватория), чего в реальности нет.Астрономический бастион
 
23 июля
23 июля и на след. стр.


23 июля 1874 года 


Александр Николаевич Лодыгин получил привилегию № 1619 на лампу накаливания. 




Его изобретение было запатентовано и в нескольких европейских странах, Петербургская АН присудила ему в этом году Ломоносовскую премию, а в конце года было создано «Товарищество электрического освещения А. Н. Лодыгин и Ко».




«Масса народа любовалась этим огнем с неба»




В энциклопедии Britannica имя Лодыгина не упоминалось вовсе. Не было такого ученого!

Кто? Что? Когда?
 
24 июля


24 июля 1856 года родился 
Шарль Эмиль Пикар


   ...     

 (24 июля 1856 – 11 декабря 1941) – французский математик, специализировавшийся в области математического анализа. 

Член Лондонского королевского общества (с 1909), член Французской академии (с 1924), член-корреспондент Петербургской АН (с 1895), почетный член АН СССР (с 1925).


Пикар родился в Париже. Его отец, бывший менеджером шелковой фабрики, умер в 1870 году. Это произошло во время франко-прусской войны, которая началась в том же году. 19 сентября 1870 года немецкие войска начали осаду Парижа. Это было страшное время для жителей города, которые убивали лошадей, кошек и собак, чтобы хоть как то пережить голод. Именно во время этой осады, отец Эмиля умер.
Мать Пикара была дочерью врача. Смерть мужа, наличие двух сыновей, у Эмиля был младший брат, поставили её в крайне сложное положение. Только самопожертвование и невероятное стремление позволили ей дать своим сыновьям хорошее образование, а Эмилю Пикару, в конце концов, достичь самого высокого международного признания среди математиков. Брат Эмиля Пикара Эдуард окончил Политехническую школу, потом Школу мостов и дорог и в дальнейшем был генеральным инспектором мостов и дорог.
Среднее образование, с 1868 года по 1874 год, Пикар получил в престижной школе Наполеона, ранее именуемой лицеем Генриха IV. Как ни странно Эмиль Пикар достигал блестящих результатов почти по всем предметам, особенно в переводе греческой и латинской поэзии, но он не любил математику. Он сам писал, что ненавидел геометрию, и учил лишь самое главное, чтобы избежать низких оценок.
И только после окончания средней школы, когда Пикар прочитал книгу по алгебре, готовясь к дальнейшим вступительным экзаменам, он вдруг увлекся математикой. Пикар сдал вступительные экзамены в Политехническую школу и Высшую Нормальную Школу, заняв второе место и первое, соответственно. 
В 1877 году Эмиль Пикар окончил Высшую Нормальную Школу в Париже, затем преподавал в различных учебных заведениях.
Один год он оставался в Высшей Нормальной Школе, где работал в качестве лаборанта.
В 1879 году он был назначен преподавателем в Парижском университете, а dcrjht (?) профессором в Тулузе.
С 1881 года и до конца жизни Эмиль Пикар преподавал в Сорбонне. Звание профессора Сорбонны получил в августе 1886 года и руководил кафедрой (анализа и алгебры) вплоть до своей отставки в 1931 году.
В 1881 Пикар был номинирован на членство в математическом отделении Парижской Академии Наук. Пикару ещё не исполнилось тридцати, и хотя он к этому времени уже доказал две важные теоремы, которые и сегодня носят его имя, его кандидатура ввиду возраста была отклонена, и ему пришлось ждать членства в Академии Наук ещё восемь лет, до 1889 года.
Менее чем за 10 лет, с 1877 года по 1886 год он опубликовал свыше 100 статей и заметок, содержавших весьма важные результаты.

"С этого времени, – пишет Луи де Бройль, 
– все геометры пристально следят за работами юного ученого,
 оригинальность и глубина которых были признаны единодушно."

 
24 июля
24 июля  1828 года родился Николай Гаврилович Чернышевский 


    ...   

(1828—1889) — публицист, литературный критик, прозаик, экономист, философ, революционный демократ.


Родился в семье священника. До 12 лет воспитывался и учился дома под руководством отца. В 1842—1845 годах Чернышевский учился в Саратовской семинарии, где ему прочили блестящую духовную карьеру. Однако духовное по­прище не влекло будущего пуб­лициста, и, не закончив семи­нарию, он поступил в 1846 году на отделение общей словеснос­ти философского факультета Петербургского университета, где он занимался славянской филологией.





За годы учебы в универси­тете (1846-1850) были вырабо­таны основы мировоззрения. Сложившееся к 1850 году убеж­дение о необходимости революции в России сочеталось с трезвостью исторического мышления: «Вот мой образ мысли о России: неодолимое ожидание близкой револю­ции и жажда ее, хоть я и знаю, что долго, может быть весьма долго, из этого ничего не выйдет хорошего, что, может быть, надолго только увеличатся угнетение и т.д. — что нужды?., мирное, тихое развитие невозможно».





Чернышевский попробовал свои силы в прозе (рассказ о Лили и Гете, повесть о Жозефине, «Теория и практика», «Отрезанный ломоть»). Выйдя из университета кандида­том, после кратковременной работы репетитором во Вто­ром кадетском корпусе в Петербурге, служил старшим учителем словесности в Саратовской гимназии (1851 — 1853), где говорил в классе «такие вещи, которые пахнут каторгой».





Вернувшись в мае 1853 года в Петербург, Чернышев­ский преподавал во Втором кадетском корпусе, одновре­менно готовясь к экзаменам на степень магистра и работая над диссертацией «Эстетические отношения искусства к действительности». Диспут по представленной еще осенью 1853 года профессору Никитенко диссертации состоялся 10 мая 1855 года и явился манифестацией материалистических идей в эстетике, вызвав раздражение университетского начальства. Диссертация была официально утверждена в январе 1859 года.





Параллельно шла журнальная работа, начатая летом 1853 года рецензиями в журнале «Отечественные записки». Но с весны 1855 года Чернышевский, вышедший в отстав­ку, занимался журнальной работой для «Современника» Н.А.Некрасова. Сотрудничество в этом журнале (1859 — 1861) пришлось на период общественного подъема, связан­ного с подготовкой крестьянской реформы. Под руковод­ством Чернышевского и Некрасова, а позже и Добролюбова определилось революционно-демократичес­кое направление журнала.





С 1854 года Чернышевский вел в «Современнике» отдел критики и библиографии. В конце 1857 года он передал его Добролюбову и сосредоточился преимущест­венно на политической, экономической, философской темах. Убедившись в грабительском характере предстоящей реформы, Чернышевский бойкотирует предреформенный ажиотаж; по обнародовании манифеста 19 февраля 1861 года «Современник» прямо не отозвался на него. В «Пись­мах без адреса», написанных после реформы и адресован­ных фактически Александру II (опубликовано за границей в 1874 году), Чернышевский обвинил самодержавно-бюро­кратический режим в ограблении крестьян. Рассчитывая на крестьянскую революцию, круг «Современника» во главе с Чернышевским прибегал к нелегальным формам борьбы. Чернышевский написал революционную прокламацию «Барским крестьянам от доброжелателей поклон».





В обстановке растущей пореформенной реакции вни­мание III отделения все более привлекает деятельность Чернышевского. С осени 1861 года за ним была установ­лена полицейская слежка. Но Чернышевский был умелым конспиратором, в его бумагах не находили ничего подозри­тельного. В июне 1862 года было запрещено на восемь месяцев издание «Современника».





7 июля 1862 года Чернышевский был арестован. По­водом для ареста послужило перехваченное на границе письмо Герцена и Огарева, в котором предлагалось изда­вать «Современник» в Лондоне или Женеве. В тот же день Чернышевский стал узником Алексеевского равелина Пет­ропавловской крепости, где пробыл до вынесения приго­вора — гражданской казни, состоявшейся 19 мая 1864 года на Мытнинской площади. Он был лишен всех прав состо­яния и присужден к 14 годам каторжной работы в рудниках, с последующим поселением в Сибири. Александр II сократил срок каторги до 7 лет. Судебный процесс по делу Чернышевского тянулся очень долго из-за отсутствия пря­мых улик.





В крепости Чернышевский обратился к художествен­ному творчеству. Здесь, с 14 декабря 1862 года по 4 апреля 1863 года, был написан роман «Что делать? Из рассказов о  новых людях». За ним последовали оставшиеся незакончен­ными повесть «Алферьев» (1863) и роман «Повести в по­вести» (1863), «Мелкие рассказы» (1864). Увидел свет лишь роман «Что делать?»
В мае 1864 года Чернышевского под конвоем отправи­ли в Сибирь, где он находился сначала на руднике, а с сентября 1865 года — в тюрьме Александровского завода. Каторга, срок которой истек в 1871 году, оказалась преддверием к худшему испытанию — поселению в Яку­тии, в городе Вилюйске, где тюрьма была лучшим зданием, и климат оказался губительным.





Здесь Чернышевский был единственным ссыльным и мог общаться только с жандармами и местным якутским населением; переписка была затруднена, а часто специаль­но задерживалась. Только в 1883 году, при Александре III, Чернышевскому было разрешено переселиться в Астра­хань. Резкая перемена климата очень повредила его здоро­вью.





Годы крепости, каторги и ссылки (1862—1883) не при­вели к забвению имени и сочинений Чернышевского — его слава мыслителя и революционера росла. По приезде в Астрахань Чернышевский надеялся вернуться к активной литературной деятельности, но публикации его работ, хотя и под псевдонимом, были затруднительны.





В июне 1889 года Чернышевский получил разрешение вернуться на родину, в Саратов. Он строил большие планы, несмотря на резко ухудшающееся здоровье. Умер от кро­воизлияния в мозг и похоронен в Саратове.





«...Только те направле­ния литературы достигают достигают блестящего развития, которые возникают под влиянием идей сильных и живых, которые удовлетворяют настоятельным потребностям эпохи. У каждого века есть свое историческое дело, свои особенные стремления. Жизнь и славу нашего времени составляют два стремления, тесно связанные между собой и служащие дополнением одно другому: гуманность и забота об улучшении человеческой жизни».

  
Прогресс - стремление к возведению человека в человеческий сан.




"Мы – существа, способные ошибаться, и каждому из нас очень часто случается в житейских делах ошибаться. Потому каждый рассудительный человек знает, что в житейских делах надобно всматриваться и вдумываться, когда желаешь не наделать слишком много слишком грубых ошибок. То же самое и в научных делах. Потому в каждой специальной науке выработаны правила осторожности, какие нужны в частности для нее. Кроме того, есть особая наука, Логика, говорящая о правилах осторожности, соблюдать которые надобно во всех научных делах. "






Педагогический идеал для Чернышевского — это всесторонне развитая личность, готовая к саморазвитию и самопожертвованию ради общественного блага.
Недостатками современной ему системы образования Чернышевский считал низкий уровень и потенциал русской науки, схоластичные методы преподавания, муштру вместо воспитания, неравенство женского и мужского образования.
Чернышевский отстаивал антропологический подход, считая человека венцом творения, изменчивым, деятельным существом. Социальные перемены ведут к изменению всего общества в целом и каждого отдельного индивида в отдельности. Он не считал наследственным дурное поведение — это следствие плохого воспитания и бедности.
Одним из главных свойств человеческой натуры Чернышевский считал активность, природа которой коренится в осознании недостаточности и стремлении эту недостаточность ликвидировать.
 
25 июля


25 июля 1895 года  - Свадьба будущих Пьера Кюри и Марии Склодовской  



Первая встреча Марии и Пьера состоялась весной 1894 года в гостях у Юзефа Ковальского. Наверное, она действительно была предопределена самой судьбой. Мария сразу заметила мужчину, который показался ей совсем юным. Она обратила внимание на его слегка наивную улыбку, вдумчивую, слегка замедленную речь, ясный взгляд. Впервые за много лет девушка почувствовала симпатию к мужчине.

Пьер же влюбился в ее руки, которые были все в ранках от кислоты, попадавшей на кожу во время экспериментов. Прагматик, физик, гений научной мысли был очарован не столько ее красотой, сколько трезвостью ума, ясностью научной мысли, блеском глаз первооткрывателя. Его удивили ее глубокие познания в науке, она же была тронута его серьезной и такой мальчишеской одновременно улыбкой. 



У Пьера и Марии сразу нашлось множество общих тем для разговоров. Они вместе работали в лаборатории, подолгу общались и все понимали, что не смогут быть простыми сотоварищами по науке. 

Мужчина сделал предложение и представил возлюбленную своей семье. И получил отказ. Мария по-прежнему боялась слишком близко допускать в свою жизнь мужчине, она давно хотела посвятить себя только научным исследованиям. К тому же, будучи горячей патриоткой своей страны, она планировала вернуться в Польшу. 


Но Кюри был просто поражен ее желанием трудиться в Варшаве, там совершенно не было для этого никаких условий. Он убеждал Марию пересмотреть свое решение, он считал, ее пытливый ум не выдержит испытания бездействием. Вся семья Пьера стала уговаривать девушку остаться, чтобы заниматься любимым делом. В конце концов, Мария сдалась. Она приняла судьбоносное для себя решение: остаться в Париже во имя науки и во имя любви. Она согласилась стать супругой Пьера. 26 июля (?) 1895 года состоялась свадьба гениальной пары. Она была скромной и малочисленной, разделить радость Пьера и Марии собрались только самые близкие люди. 




Молодые люди после свадьбы отправились в свое свадебное путешествие на двух велосипедах, подаренных им кем-то из кузенов в честь заключения брака. Они неслись на своих двухколесных конях по дорогам Иль-де-Франса и вели нескончаемые научные беседы, попутно наслаждаясь прекрасными видами вокруг. Они останавливались в маленьких гостиницах на ночь, чтобы утром снова отправится в путь. Завтраки на живописных полянках, бездонное небо и они, красивые и влюбленные.






Мария Склодовская и Пьер Кюри: «Моя душа следует за тобой…» 








"Жизнь нелегка, но что поделаешь - надо иметь упорство, а главное - верить в себя. Надо верить, что ты родился на свет ради какой-то цели, и добиваться этой цели, чего бы это ни стоило".










Интересные факты
  • В 1903 г. супругов Кюри пригласили в Королевский институт Великобритании выступить с докладом о радиоактивности. Женщинам не разрешалось выступать с речами, так что доклад представил только Пьер.
  • Французская пресса лицемерно оскорбляла Кюри, указывая на ее атеизм и тот факт, что она была иностранкой. Однако после получения первой Нобелевской премии о Кюри стали писать как о героине Франции.
  • Слово «радиоактивность» было придумано четой Кюри.
  • Кюри стала первой женщиной-профессором Парижского университета.
  • Несмотря на огромную помощь в годы войны, Мари не получила официальной благодарности от правительства Франции. Кроме того, сразу после начала военных действий Мария попыталась пожертвовать свои золотые медали на поддержку французской армии, но Национальный банк отказался их принять.
  • Студентка Кюри Маргарита Перей стала первой женщиной, избранной во Французскую академию наук – это произошло в 1962 году, более полувека спустя после того, как Кюри предприняла попытку попасть в эту научную организацию (вместо нее был выбран Эдуар Бранли, изобретатель, который помог Гульельмо Маркони разработать беспроводной телеграф).
  • Среди учеников Кюри - четыре лауреата Нобелевской премии, включая дочь Ирэн и ее супруга Фредерика Жолио-Кюри.
  • Записи и документы, которые вела Мария в 1890-х, считаются слишком опасными для обработки из-за высокого уровня радиоактивного загрязнения. Даже поваренная книга Кюри радиоактивна. Бумаги ученой хранятся в свинцовых боксах, а желающим поработать с ними приходится надевать специальную защитную одежду.
  • В честь Кюри был назван химический элемент — кюрий, несколько университетов и школ, центр онкологии в Варшаве, астероид, географические объекты и даже цветок клематис; ее портрет украшают банкноты, марки и монет разных стран мира.
Изменено: Елена Харьковская - 22.07.2017 09:18:49
 
26 июля


26 июля и на след. стр.






26 июля 1951 года во время археологических раскопок на Дмитровской улице в Новгороде была найдена первая новгородская  берестяная грамота 
 

  ...       Памятный знак на месте находки 1-й берестяной грамоты в Великом Новгороде (Неревский раскоп)




Берестяные грамоты – это записки, письма и документы, сделанные на березовой коре. 


Прорись берестяной грамоты № 1. 
Она сильно фрагментирована, однако состоит из длинных и совершенно стандартных фраз:
 «С такого-то села позёма и дару шло столько-то», 
поэтому легко восстанавливается




Сегодня историки уверены в том, что береста служила письменным материалом на Руси до появления пергамента и бумаги. Традиционно берестяные грамоты относят к периоду XI-XV веков, однако Арциховский и многие из его сторонников утверждали, что первые грамоты появились в Новгороде еще в IX-X веках. Так или иначе, это археологическое открытие перевернуло взгляд современных ученых на Древнюю Русь и, что куда важнее, позволило взглянуть на ее изнутри. 


Стоит отметить, что именно новгородские грамоты учёные считают самыми интересными. И это понятно. Новгород – один из крупнейших центров Древней Руси, который при этом не был ни монархией (как Киев), ни княжеством (как Владимир). «Великая русская республика средневековья», - так называл Новгород социалист Маркс.



 Грамоту нашли в щели между плахами настила на мостовой 14-го века. Перед археологами был плотный берестяной свиток, который, если бы не буквы, можно было бы принять за рыболовный поплавок. Несмотря на то, что грамота была кем-то изодрана и выброшена на Холопьей улице (именно так в средние века её называли), она сохранила достаточно большие части связанного текста. В грамоте 13 строк – всего 38 см. И хотя время их не пощадило, но содержание документа уловить несложно. В грамоте перечислялись сёла, которые платили повинность какому-то Роме. После первой находки последовали и другие.
...

На сегодняшний день в Новгороде найдено 1050 грамот, а также одна берестяная грамота-икона. Найдены грамоты были и в других древнерусских городах. В Пскове было обнаружено 8 грамот. В Торжке – 19. В Смоленске – 16 грамот. В Твери – 3 грамоты, а в Москве – пять. В Старой Рязани и Нижнем Новгороде было найдено по одной грамоте. Так же грамоты были обнаружены и на других славянских территориях. В белорусских Витебске и Мстиславле - по одной грамоте, а на Украине, в Звенигороде Галицком, - три берестяные грамоты. Этот факт свидетельствует о том, что берестяные грамоты не были прерогативой новгородцев и рассеивает популярный миф о Древней Руси - миф тотальной безграмотности простого люда. 







В наши дни каждая найденная берестяная грамота внимательно изучается специалистами и нумеруется. Две находки просто поразительны: огромные берестяные листы, на которых записаны литературные произведения. Один из них имеет номер 17, он был найден в Торжке. Другая же, новгородская, грамота известна под номером 893. Ученые нашли их на земле в развернутом состоянии. Возможно, они были когда-то выброшены, поскольку потеряли свою актуальность, но, может быть, на этом месте когда-то находился архив или другое учреждение, в котором они содержались. Тем не менее новгородские берестяные грамоты были найдены в таком большом количестве, что это явно свидетельствует о том, что на месте находки когда-то находилась какая-либо канцелярия, занимающаяся архивацией различных документов. 



Вместе с первой грамотой также были обнаружены металлические или костяные заостренные стержни, которые представляли собой примитивные инструменты для письма - своеобразные средневековые ручки. Вернее, они были найдены до открытия берестяных письмен. Только археологи изначально считали, что найденные ими заостренные предметы являются либо заколками для волос, либо гвоздями. 

     Однако их истинное предназначение было установлено только после обнаружения грамот, то есть через 15-20 лет, в 50-х годах прошлого века. Ведь из-за Отечественной Войны экспедиция, начатая в средине 30-х годов, была приостановлена. Таким образом, первая грамота была обнаружена в июле 1951 года на Неревском раскопе. В ней содержался «позём» и «дар», то есть записи феодальных повинностей в пользу Фомы, Иева и Тимофея. Эту грамоту нашла археолог Нина Акулова из Новгорода,   которая пришла на раскоп подработать во время декретного отпуска.



Поняв, в чём дело, она потеряла дар речи. Подбежавший Арциховский также в течение нескольких минут ничего не мог произнести, а потом воскликнул: «Премия — сто рублей! Я этой находки ждал двадцать лет!».










День находки, 26 июля, стал Днем берестяной грамоты. 
...

Грамота № 155 (фрагмент). Перевод: «От Полчка (или Полочка)…(ты) взял (возможно, в жёны) девку у Домаслава, а с меня Домаслав взял 12 гривен. Пришли же 12 гривен. А если не пришлёшь, то я встану (подразумевается: с тобою на суд) перед князем и епископом; тогда к большому убытку готовься…».


Перечень городов, рядом с которыми были найдены берестяные грамоты: 
Смоленск; 
Торжок; 
Нижний Новгород; 
Великий Новгород; 
Псков;
 Москва; 
Тверь; 
Витебск; 
Рязань 
и другие. 
Берестяные грамоты (рассказывает лингвист Андрей Зализняк)



Великий Новгород. Письма из Средневековья (2004)














 
27 июля

27 июля начинается здесь


 
27 июля
27 июля 1667 года родился Иоганн Бернулли 

   ...     

(1667-1748 ) — швейцарский математик, самый знаменитый представитель семейства Бернулли, младший брат Якоба Бернулли, отец Даниила Бернулли. Один из первых разработчиков математического анализа, после смерти Ньютона — лидер европейских математиков. Иностранный член Парижской (1699), Берлинской (1701), Петербургской (1725) академий наук и Лондонского Королевского общества (1712).



Иоганн стал магистром искусств в 18 лет, перешёл на изучение медицины, но одновременно увлёкся математикой (хотя медицину не бросил). Вместе с братом Якобом изучает первые статьи Лейбница о методах дифференциального и интегрального исчисления, начинает собственные глубокие исследования.
1691: будучи во Франции, пропагандирует новое исчисление, создав первую парижскую школу анализа. По возвращении в Швейцарию переписывается со своим учеником маркизом де Лопиталем, которому оставил содержательный конспект нового учения из двух частей: исчисление бесконечно малых и интегральное исчисление. В качестве концептуальной основы действий с бесконечно малыми Иоганн сформулировал в начале лекций три постулата (первая попытка обоснования анализа):
1) Величина, уменьшенная или увеличенная на бесконечно малую величину, не уменьшается и не увеличивается.
2) Всякая кривая линия состоит из бесконечно многих прямых, которые сами бесконечно малы.
3) Фигура, заключенная между двумя ординатами, разностью абсцисс и бесконечно малым куском любой кривой, рассматривается как параллелограмм.






Позже Лопиталь при издании своего учебника отбросил 3-й постулат как излишний, вытекающий из первых. В этом же 1691 году появился первый печатный труд Иоганна Бернулли в Acta Eruditorum: он нашёл уравнение «цепной линии» (из-за отсутствия в то время показательной функции построение выполнялось через логарифмическую функцию). Одновременно подробное исследование кривой дали Лейбниц и Гюйгенс.
1692: получено классическое выражение для радиуса кривизны кривой.
1693: подключился к переписке брата с Лейбницем.
1694: защитил докторскую диссертацию по медицине, женился. В ответ на письмо Лопиталя сообщает ему метод раскрытия неопределённостей, известный сейчас как «правило Лопиталя». Печатает в Acta Eruditorum статью «Общий способ построения всех дифференциальных уравнений первого порядка». Здесь появились выражения «порядок уравнения» и «разделение переменных» — последним термином Бернулли пользовался ещё в своих парижских лекциях. Выражая сомнение в сводимости любого уравнения к виду с разделяющимися переменными, Бернулли предлагает для уравнений первого порядка общий прием построения всех интегральных кривых при помощи изоклин в определяемом уравнением поле направлений.
1695: По рекомендации Гюйгенса становится профессором математики в Гронингене.
1696: Лопиталь выпускает в Париже под своим именем первый в истории учебник по математическому анализу: «Анализ бесконечно малых для исследования кривых линий» (на французском языке), в основу которого была положена первая часть конспекта Бернулли. Значение этой книги для распространения нового учения трудно переоценить — не только потому, что она была первой, но и благодаря ясному изложению, прекрасному слогу, обилию примеров. Как и конспект Бернулли, учебник Лопиталя содержал множество приложений; собственно, они занимали львиную долю книги — 95%. Практически весь изложенный Лопиталем материал был почерпнут из работ Лейбница и Иоганна Бернулли (авторство которых в общей форме было признано в предисловии). Кое-что, впрочем, Лопиталь добавил и из своих собственных находок в области решения дифференциальных уравнений. Объяснение этой необычной ситуации — в материальных затруднениях Иоганна после женитьбы Бернулли. Двумя годами ранее, в письме от 17 марта 1694 г. Лопиталь предложил Иоганну Бернулли ежегодную пенсию в 300 ливров, с обещанием затем её повысить, при условии, что Бернулли возьмет на себя разработку интересующих его вопросов и будет сообщать ему, и только ему, свои новые открытия, а также никому не пошлет копии своих сочинений, оставленных в свое время у Лопиталя. Этот тайный контракт пунктуально соблюдался 2 года, до издания книги Лопиталя. Позднее Иоганн Бернулли — сначала в письмах к друзьям, а после смерти Лопиталя (1704) и в печати — стал защищать свои авторские права. Книга Бернулли-Лопиталя имела оглушительный успех у самой широкой публики, выдержала четыре издания (последнее — в 1781 году), обросла комментариями, была даже (1730) переведена на английский, с заменой терминологии на ньютоновскую (дифференциалов на флюксии и т. п.). В Англии первый общий учебник по анализу вышел только в 1706 г. 
1696: Бернулли публикует задачу о брахистохроне: найти форму кривой, по которой материальная точка быстрее всего скатится из одной заданной точки в другую. Ещё Галилей размышлял на эту тему, но ошибочно полагал, что брахистохрона — дуга окружности. Это была первая в истории вариационная задача динамики, и математики с ней блестяще справились. Бернулли сформулировал задачу в письме Лейбницу, который тотчас её решил и посоветовал выставить на конкурс. Тогда Бернулли опубликовал её в журнале Лейбница Acta Eruditorum. На конкурс пришли три решения, все верные: от Лопиталя, Якова Бернулли и (анонимно опубликовано в Лондоне без доказательства) от Ньютона. Кривая оказалась циклоидой. Своё собственное решение Бернулли тоже опубликовал.
1699: вместе с Якобом избран иностранным членом Парижской Академии наук.
1702: совместно с Лейбницем открыл приём разложения рациональных дробей (под интегралом) на сумму простейших.
1705: вернулся в Базельский университет, профессором греческого языка. Восемь раз был избран деканом факультета философии, и дважды — ректором университета. Сразу после смерти брата Якоба (1705) Иоганн был приглашён на его кафедру в Базеле и занимал её до самой смерти (1748 ). Незадолго до кончины он опубликовал свою переписку с Лейбницем, представляющую огромный исторический интерес.





Другие научные заслуги: Иоганн Бернулли поставил классическую задачу о геодезических линиях и нашёл характерное геометрическое свойство этих линий, а позднее вывел их дифференциальное уравнение. В 1743 году опубликована монография «Гидравлика», где при исследовании успешно применяется закон сохранения энергии (живой силы, как тогда говорили). Необходимо также отметить, что он воспитал множество учеников, среди которых — Эйлер и Даниил Бернулли.





К портрету Иоганна Бернулли Вольтер написал четверостишие:

Его ум видел истину,
Его сердце познало справедливость.
Он — гордость Швейцарии
И всего человечества. 






…сохранилась небольшая рукопись, приписываемая знаменитому швейцарскому математику Иоганну Бернулли.


Это небольшой «ученый трактат» о том, как с помощью математического метода наиболее целесообразно тачать башмаки. «Трактат» пародирует манеру изложения Вольфа, его стремление растолковывать общеизвестные истины и искать во всем мелочную пользу. Он начинен всевозможными «определениями» и «аксиомами», составленными в духе Вольфа, а иногда включает и подлинные положения его философских работ, что придает сатире еще большую остроту. Приведем небольшой отрывок из этого памфлета:
«1. Определение.
§ 1. Башмак есть одежда для ног, сделанная из кожи или другого подходящего материала, которая покрывает ногу приблизительно до лодыжки.
2. Определение
§ 2. Сапожником называют человека, который делает одежду для ног (§1).
1. Аксиома.
§ 3. Так как башмаки делают для ног (§ 1), то они не предназначаются для носа («Log.», § 78 ).
2. Аксиома.
§ 4. Сапожник не гриб (§ 2) («Metaph.», § 209).
3. Аксиома.
§ 5. Вещь не может быть и не быть в одно и то же время.
3. Определение.
§ 6. Сапожной кожей называют кожу какого-либо животного, у которого она относительно плотна.
1. Изъяснение.
§ 7. Блоха, будучи животным («Metaph.», § 1201), вероятно, также обладает кожей («Metaph.», § 314), но эта кожа недостаточно плотна (per exper.) и потому не отвечает § 6. Вот почему лучше пользоваться кожей быка».



"Как показывает опыт,
 ничто с такой силой не побуждает высокие умы к работе над обогащением знания,
 как постановка трудной и в то же время полезной задачи."











Семья Бернулли - российские остановки
Изменено: Елена Харьковская - 23.07.2017 21:01:18
 
28 июля
28 июля здесь


28 июля 1458 года родился Якопо Саннадзаро 
   ...    

(28 июля 1458 г., г. Неаполь, Италия - 6 августа 1530 г., г. Неаполь, Италия) 
— итальянский поэт и писатель. 
Писал на латыни, тосканском и неаполитанском наречиях. 
Наиболее известен как автор написанного прозиметром романа «Аркадия» и поэмы «Рождение Девы». 




Якопо Саннадзаро родился в 1458 в Неаполе. Его отец умер приблизительно в 1462, отрочество Якопо Саннадзаро провел в Ночера-Инферьоре и в Сан-Чиприано-Пичентино. Сельская атмосфера этих мест украсила поэзию Саннадзаро. 
Был близок с гуманистом Джованни Понтано, являлся членом понтановской академии, в стенах которой Саннадзаро взял литературный псевдоним Actius Syncerus.

 В течение многих лет преданно служил государям Арагонского дома. В 1483-85 он с Альфонсом II дважды участвовал во вторжениях в Папскую область. Он быстро достиг известности как поэт и стал придворным поэтом. 
После смерти его главного патрона, Альфонсо II (1495), в 1499 он получил виллу Мерджеллина возле Неаполя от Федериго. После того как Федериго потерял корону, Саннадзаро последовал за ним в изгнание во Францию в 1501, откуда вернулся после смерти Федериго в Плесси-ле-Тур (1504).
 Последние годы поэт провел в Неаполе, где умер в 1530. Творчество.
 В качестве придворного поэта писал фарсы, комические монологи, развлекавшие придворное общество, любовную лирику в стиле Петрарки. 
Роман «Аркадия», написанный прозиметром, автор начал в 1480-х гг. и завершил около 1489. «Аркадия» была опубликована в Венеции в 1504 году и (в сильно отредактированном виде) там же в 1524 году. 
Саннадзаро черпал вдохновение в работах античных авторов, писавших в пасторальном жанре — латинских (Вергилия, Кальпурний) и греческих («Идиллии» Феокрита). В центре повествования страдающий от любви поэт («Sincero»), который уходит из города (в данном случае Неаполя), чтобы жить в безмятежности и простоте Аркадии. В сельской Аркадии он пускается в странствия, прислушивась к любовным или печальным песням пастухов. 
В 1526 году Саннадзаро опубликовал эпическую латинскую поэму «Рождение Девы» (De partu Virginis), обнаруживающую (в стиле и языке) влияние Вергилия. Несмотря на небольшой размер поэмы (около 1500 стихов), Саннадзаро работал над ней более 20 лет. Ныне «Рождение Девы» оценивается как образец духовно-религиозной лирики Ренессанса и выдающийся артефакт латинской поэзии как таковой в целом. 
Саннадзаро был достаточно плодовитым автором, и его творчество развивалось в нескольких направлениях. Он писал как поэтические, так и прозаические произведения, на латыни и на вольгаре; серьезно исследовал античную литературу. Он провел значительную работу по восстановлению списков произведений Марциала, Овидия и других античных авторов, обнаружил несколько неизвестных либо утерянных текстов. Саннадзаро был незаурядным филологом: его интерпретация «Элегий» Проперция оставалась одной из самых глубоких и значительных на протяжении нескольких столетий.
К ИКАРИЙСКОМУ МОРЮ


Здесь пал Икар. Здесь каждая волна 
Следы крылатого хранит поныне. 
Здесь путь его закончился в пучине, 
И поколеньям зависть суждена.

Да, эта смерть вполне искуплена, 
Паденье привело его к вершине. 
Блажен, кто так погиб, о чьей кончине 
Песнь пропоют в любые времена.

Таится радость в неизбывном горе: 
Он, словно голубь, взмыл за облака 
И принял гибель в голубом просторе,—

Но именем его уже века 
Необозримое грохочет море. 
А чья могила столь же велика?








Роман-пастораль итальянского классика Якопо Саннадзаро стал бестселлером своего времени, выдержав шестьдесят переизданий в течение одного только XVI века. Переведенный на многие языки, этот шедевр вызвал волну подражаний от Испании до Польши, от Англии до Далмации. Тема бегства, возвращения мыслящей личности в царство естественности и чистой красоты из шумного, алчного и жестокого городского мира оказалась чрезвычайно важной для частного человека эпохи Итальянских войн, Реформации и Великих географических открытий. Благодаря «Аркадии» XVI век стал эпохой расцвета пасторального жанра в литературе, живописи и музыке. Отголоски этого жанра слышны до сих пор, становясь все более и более насущными.
Изменено: Елена Харьковская - 24.07.2017 19:34:55
 
29 июля
29 июля здесь и на след.




29 (30?) июля 1889 года родился Владимир Козьмич Зворыкин 

   ...      

(30.07.1889, Муром, Владимирская губ., Россия - 29.07.1982, Принстон, штат Нью-Джерси, США) - ученый, изобретатель в области электроники. Зворыкину принадлежит изобретение "чуда XX века" - электронного телевидения. Его новаторские идеи были использованы также при создании электронных микроскопов, фотоэлектронных умножителей и электронно-оптических преобразователей.




 Окончив реальное училище, он поступил в 1906 г. в Петербургский университет, однако по настоянию отца вскоре перешел в Технологический институт. Здесь произошла встреча, во многом определившая научные интересы З.: он познакомился с профессором Б.Розингом, автором новаторских работ по электронной передаче изображения на расстояние. В 1912 г. Зворыкин оканчивает Технологический институт, получив диплом с отличием, что дает ему право поехать на научную стажировку в одну из европейских лабораторий. В течение года Владимир Козьмич занимается в Коллеж де Франс исследованием дифракции рентгеновских лучей, затем выезжает в Германию, чтобы прослушать курс теоретической физики в Шарлоттенбургском институте.



1-я мировая война прервала научные занятия Зворыкина, он возвратился в Россию, где его призвали в армию. В течение полутора лет служил в войсках связи в Гродно, затем работал в офицерской радиошколе в Петрограде. В 1917 г. по заданию Временного правительства им была налажена работа радиостанции для связи между Таврическим дворцом и Кронштадтом, затем снова вернулся на работу в РОБТиТ. В конце года завод был эвакуирован в Москву: немцы прорывались к столице, и это важное оборонное предприятие необходимо было перевести из Петрограда в более безопасное место.



В 1919 г. Эмигрировал в США. 3ворыкину дали возможность попробовать свои силы в фирме “Westinghouse Electric” в Питтсбурге. С головой уйдя в эксперименты, он принялся за реализацию давно вынашиваемых идей электронного телевидения. К 1923 3ворыкин создал телевизионное устройство, основой которого являлась оригинальная передающая трубка с мозаичным фотокодом. Возможности разработанной аппаратуры были, однако, еще очень ограниченными. Постепенно двигаясь к намеченной цели, он сконструировал к 1929 высоковакуумную приемную трубку — кинескоп, разработал еще ряд элементов для аппаратуры электронного телевидения. Основополагающим изобретением 3ворыкина, позволяющим решить главную проблему в развитии телевизионной техники, было создание передающей электронно-лучевой трубки с накоплением зарядов и высокой светочувствительностью. 3ворыкин получил в 1931 г. специальную электронно-лучевую трубку с мозаичной фоточувствительной структурой — иконоскоп. После успешных испытаний иконоскопа 3ворыкин вместе со своими помощниками принялся за разработку телевизионной системы в целом. В 1933 была создана телевизионная система с разложением на 240 строк, в 1934 — на 343 строки с чересстрочной разверткой. В 1936 в США были начаты телевизионные передачи с использованием такой системы.




Во второй половине 30-х годов Зворыкин занимается в основном проблемами электронной оптики. Начиная с 1939 г. Зворыкин вместе со своим помощником Дж.Хиллиером занимался разработкой электронных микроскопов, достигнув в короткие сроки значительных результатов. В период второй мировой войны приборы ночного видения конструкции Зворыкина были использованы армией США для оснащения танков и средств транспорта, а также в качестве прицелов.



В 1954 г., Зворыкин уходит в отставку с должности директора лаборатории электроники компании RCA. Заслуги его настолько велики, что ему присваивается должность почетного вице-президента фирмы RCA. Зворыкин принялся за активную организаторскую и научную деятельность. Он являлся директором Центра медицинской электроники при институте Рокфеллера, президентом-основателем Международной федерации медицинской электроники и биологической техники, членом профессиональных групп медицинской электроники, созданных в США и Франции.



Владимир Козьмич являлся членом Американской Академии искусств и наук, Академии инженеров, Американского философского общества, почетным членом многих академий и научных обществ. Ему принадлежат свыше 120 патентов и более 80 научных работ. З. называли "подарком американскому континенту". Он удостоен более 30 наград (включая национальную "Медаль науки США", "Премию пионера" Американской ассоциации промышленников, Президентский диплом Почета, орден "Почетного легиона" Франции и др.). Изобретательская и научная деятельность З. была отмечена занесением его имени в Американскую Национальную галерею Славы изобретателей.

«Я в ужасе от пошлости и насилия, которые пришли в наши дома вместе с голубым экраном, 
- с горечью признавался ученый. 
Это заставило меня думать: а стоило ли ради этого создавать телевидение? 
Во всяком случае, смотреть его я почти перестал».
 «Лучшая деталь в телевизоре, - добавлял Зворыкин с иронией, - это – выключатель».





Владимир Козьмич Зворыкин не только изобретатель телевидения. Например, он изобрел приборы, которые позволили в 1944 году американским летчикам успешно бомбить Берлин в условиях густого тумана. После войны ученый разрабатывал уже цветное телевидение. Кроме того, он занимался работами по созданию фотоэлементов, фотоэлектронных умножителей и электронно-оптических преобразователей для приборов ночного видения. Зворыкин известен и как изобретатель первого в мире электронного микроскопа. Он плодотворно работал в области медицинской электроники. В частности, создал устройство диагностирования внутренних органов. 




Владимир Зворыкин. Русский подарок Америке - смотреть







Отцы телевидения
Читают тему (гостей: 3)