Форум
RSS
Знаменательные и памятные даты
 

25 сентября
Ранее здесь: (ссылка работает, если Вы вошли как  Пользователь   

25 сентября 1903 года в Парижской академии наук испанский математик, механик и инженер Леонардо Торрес де Кеведо (1852–1936) продемонстрировал в действии радиоуправляемое устройство под названием «Телекин»

25 сентября 1926 года родился Энтони Стаффорд Бир  
— британский кибернетик, был теоретиком и практиком в области исследования операций и так называемой «второй волны» кибернетики
 
25 сентября

25 сентября 1644 года родился Олаф Рёмер

   ...   
(1644-1710)
-датский астроном, первым измеривший скорость света (1676). 

Олаф (Оле) Ремер (R?mer) родился в Ааргузе в Ютландии в семье купца. 
Образование он получил в Копенгагенском университете, где сначала изучал медицину, а затем занялся физикой и астрономией под руководством Э.Бартолина.
 В 1671г. французский астроном Ж.Пикар, приехавший в Данию для определения географических координат знаменитой обсерватории Т.Браге, пригласил Ремера для работы в Парижской обсерватории. Ремер принял приглашение.
В Париже Ремер не только проводил разнообразные астрономические наблюдения, но и участвовал в решении ряда технических проблем, а также обучал математике наследника французского престола. Работая в Обсерватории, в 1676г. он сделал открытие первостепенной важности – доказал конечность скорости света.
После возвращения на родину Ремер занял кафедру математики столичного университета и продолжил астрономические исследования. Он создал первоклассную обсерваторию, где провел наблюдения, позволившие определить положение свыше 1000 звезд, которые были впоследствии использованы для установления собственных движений ряда звезд. Ремер уделял много внимания созданию новых астрономических приборов. Он изобрел и изготовил пассажный инструмент, имевший точно разделенный круг, создал меридианный круг, усовершенствовал микрометр, построил ряд других инструментов. Авторитет Ре-мера в точном приборостроении был очень высок. Сам Лейбниц советовался с ним относительно оборудования обсерватории. К сожалению, инструменты Ремера погибли во время пожара.
Несмотря на увлечение научными исследованиями, Ремер принимал активное участие в общественной и политической жизни Дании. По поручению короля он выполнял множество поручений инженерного характера (был смотрителем дорог королевства, занимался вопросами строительства портов и т.д.). Кроме того, он разработал новую систему налогообложения, исполнял обязанности сенатора, а в конце жизни стал даже главой государственного Совета. Умер ученый 19 сентября 1710г.
В 1672г. астроном Жан Доминик Кассини (1625...1712), один из многих итальянских ученых, которые были приглашены в Париж Людовиком XIV, предпринял систематическое исследование спутников Юпитера. Он заметил определенные запаздывания в моментах вхождения первого спутника в конус тени планеты и выхода из нее, как если бы время обращения спутника вокруг Юпитера было больше, когда он находится дальше от Земли. А поскольку представлялось невероятным, чтобы время обращения спутников Юпитера зависело от расстояния до Земли, то этот астрономический факт представлялся необъяснимым.
Установление Ремером конечности скорости света явилось «побочным продуктом» его наблюдений одного из спутников Юпитера. Эти наблюдения велись в надежде составить таблицу затмений спутника, которую можно было бы использовать для определения географической долготы точек земной поверхности на море. Сравнение местного времени начала или конца затемнения с табличным значением (определенным для фиксированной точки) позволило бы найти долготу места наблюдения. Во время наблюдений было обнаружено, что в затмениях первого спутника Юпитера наблюдаются отклонения от периодичности, которые Ремер объяснил конечностью скорости распространения света.
В сентябре 1676г. на заседании Парижской Академии наук он, руководствуясь этой идеей, предсказал, что затмение, которое должно было наблюдаться 9 ноября того же года, произойдет на 10 минут позже, чем следует из расчетов, не учитывающих время распространения света от Юпитера до Земли. Хотя предсказание Ремера блестяще подтвердилось, его вывод подвергся резкой критике со стороны директора Обсерватории Дж.Д.Кассини. Молодому ученому пришлось отстаивать свою точку зрения. Следует, однако, отметить, что большинство крупнейших ученых того времени, таких, как X. Гюйгенс, Г.В.Лейбниц, И.Ньютон, Э.Галлей разделяли взгляды Ремера и ссылались на его открытие. Отметим, что скорость света была первой фундаментальной постоянной, вошедшей в арсенал физических констант.
Окончательно подтвердил теорию Ремера и одновременно снял возражения Декарта астроном Бредли (1693...1762) в 1725г., когда он, пытаясь найти параллакс некоторых звезд, обнаружил, что в своей кульминации они кажутся отклоненными к югу. Наблюдения, продолжавшиеся до 1728г., показали, что в течение года эти звезды как бы описывают эллипс. Бредли интерпретировал это явление, названное в 1729г. Евстахием Манфреди аберрацией, как результат сложения скорости света, идущего от звезды со скоростью орбитального движения Земли.


 
26 сентября
Ранее здесь: (ссылка работает, если Вы вошли как  Пользователь   

 26 сентября (?) 1141 года родился Низами Гянджеви  
-персидский (азербайджанский) поэт, мыслитель, философ, писал на языке фарси.
 Творил под литературным псевдонимом Низами -
'Нанизывающий слова"

 
26 сентября

26 сентября 1641 года родился Неемия Грю 

   ...   
 (26 сентября 1641, Атерстон — 25 марта 1712, Лондон) 

-английский ботаник и врач, микроскопист, основоположник анатомии растений.

Родился в Атерстоне (графство Уорикшир). 

Окончил Кембриджский университет, в 1671 получил степень доктора медицины в Лейденском университете. Член Лондонского королевского общества, с 1677 — его секретарь. 

Основные работы посвящены вопросам строения и пола растений. 
Проводил микроскопические исследования корней, стебля, листьев, плодов, семян. 
Впервые описал устьица, радиальное расположение ксилемы в корнях, морфологию сосудистой ткани в виде плотного образования в центре стебля молодого растения и процесс формирования полого цилиндра в старых стеблях. Ввел термин «сравнительная анатомия». 
Изучая строение цветков, пришел к выводу, что они являются органами оплодотворения у растений.
 Выделил в цветке чашечку, венчик, пестики и тычинки. 
Развивал мысль о единстве строения тканей, считая, что они состоят из « пузырьков » (клеток), волокон и трубочек. 
Основные результаты исследований Грю изложены в книгах Анатомия растений и их развитие (The Anatomy of Vegetables Begun, 1670), Философская история растений (An Idea of a Philosophical History of Plants, 1672), Анатомия растений (The Anatomy of Plants, 1682). 
Карлом Линнем в честь Неемии Грю был назван род Grewia из семейства Мальвовые.


 
Спасибо за познавательный материал.
 
30 сентября

30 сентября 1550 года родился Михаэль Мёстлин
   ...   

(30 сентября 1550 - 20 октября 1631)

-германский астроном и математик, более всего известный как наставник астронома Иоганна Кеплера


Изучал богословие, математику и астрономию в Тюбингенской семинарии в Тюбингене, Вюртемберг. 

В 1571 году получил степень магистра и в 1576 году стал лютеранским диаконом в Бакнанге, продолжив там своё обучение.


В 1580 году он стал профессором математики — сначала в Гейдельбергском университете, затем в университете Тюбингена, где преподавал в течение 47 лет с 1583 года. В 1582 году Мёстлин написал работу, представляющую собой доступное введение в астрономию.

Хотя первоначально он в основном преподавал традиционную на то время геоцентрическую систему Птолемея, Мёстлин был одним из первых, кто принял и затем преподавал гелиоцентрическую систему Коперника. Среди его учеников был Иоганн Кеплер. Мёстлин часто переписывался с Кеплером и сыграл значительную роль в принятии им системы Коперника. Принятие идеи гелиоцентризма Галилео Галилеем было также связано с лекциями Мёстлина.

Первый известный расчёт золотого сечения в виде «примерно 0,6180340» был обнаружен в письме Мёстлина к Кеплеру, датированном 1597 годом.

В 1961 г. Международный астрономический союз присвоил имя Михаэля Мёстлина кратеру на видимой стороне Луны.
Мёстлин ввел молодого Кеплера в круг немногих своих воспитанников, пользовавшихся его особым доверием, среди которых он пропагандировал коперниканское учение, Именно Мёстлин зажег ту искру в своем ученике, которая, разгоревшись вскоре в пламя, побудила его без колебаний и оглядок учителя, открыто и храбро вступить в борьбу за новое астрономическое учение.
Позже сам Кеплер писал: «Уже к тому времени, когда я внимательно следовал в Тюбингене преподаванию знаменитого Мёстлина, я ощутил, насколько несовершенно со многих точек зрения употребительное до сих пор представление о строении мира. Поэтому я был так сильно восхищен Коперником, о котором мой учитель очень часто упоминал на своих лекциях, что не только часто защищал его взгляды в студенческих диспутах, но и сам тщательно подготовил диспут на тему, что первое движение (вращение небесной сферы неподвижных звезд) проистекает от вращения Земли. При атом я исходил из приписывания Земле также и движений Солнца из физических или, если хотите, метафизических причин, как это делает Коперник, исходя из математических оснований. С этой целью я постепенно, отчасти из лекций Мёстлина, отчасти из собственных соображений, собирал все достоинства, которыми Коперник превосходит Птолемея с математической точки зрения».
Тесные связи Кеплера с Мёстлиным сохранились и после того, как Кеплер уехал из Тюбингена. Длительное время учитель выполнял роль советчика и даже помощника своего ученика, поощряя и облегчая его научные занятия. Кеплер на всю жизнь сохранил почтение и верность своему учителю, пережившему его на две недели.
 
2 октября
Ранее здесь: (ссылка работает, если Вы вошли как  Пользователь  

2 октября 1608 года  Иоганн (Ханс) Липперсхей (Hans Lippershey) представил голландскому правительству своё изобретение — прототип оптического телескопа 
 
2 октября
2 октября 1852 года родился Уильям Рамзай
   ...   
 "Разрешение загадок обладает для многих людей большой притягательной силой. 
Природа окружает нас загадками,
 и попытки их решения принадлежат к величайшим радостям жизни".
(1852 - 1916)
-английский химик и физик, открывший несколько благородных газов, лауреат Нобелевской премии.?
Уильям Рамзай родился в Глазго (Шотландия) в семье, где занятия наукой не были диковинными. Он закончил среднюю школу в 1866 г. и поступил в университет. В это время у него появился интерес к химии и полвая антипатия к математике. Декан химического факультета не советовал Рамзаю заниматься химией, так как она "исчерпала свои возможности и является бесперспективной". Однако в 16 лет (под влиянием семейных традиций) Уильям принял, окончательное решение стать химиком, и с 1869 г. начал работать в химической лаборатории Р. Тетлока.
Закончив университет в Глазго, Рамзай некоторое время работал в Гейдельберге и Тюбингене (Германия). После возвращения в Шотландию в 1872 г. он был принят ассистентом профессора химии Г. Бишофа в Андерсон-колледже. В своей первой научной работе, опубликованной в 1876 г., Рамзай впервые синтезировал пиридин. Впоследствии он занялся физической химией и быстро достиг успехов, опубликовав (совместно с С. Юнгом и Дж. Шильдсом) около 50 работ по испарению, диссоциации и поверхностной энергии жидкостей.
С марта 1880 г. Рамзай стал профессором Бристольского университета. Через три года он впервые встретился с Д. И. Менделеевым в Эдинбурге. Эта встреча положила начало большой личной и научной дружбе ученых. Рамзай постоянно поддерживал дружбу с другими русскими химиками П. И. Вальденом, Н. А. Меншуткиным, Ф. Ф. Бельштейном. В 1887 г. он был приглашен как преемник А. Вильямсона на должность профессора кафедры химии университетского колледжа в Лондоне, где работал (выезжая множество раз с научными целями в различные страны) до отставки в 1912 г. После этого он занимался радиохимией и технической химией в домашней лаборатории.
Лишь перечисление основных открытий Рамзая позволяет говорить о нем, как о выдающемся ученом. Всего за 4 года (1894-1898 ) он открыл (совместно с Дж. Рэлеем, лауреатом Нобелевской премии по физике -1904 г. и М. У. Траверсом) аргон, гелий, криптон, неон, ксенон, назвал эти элементы "инертными газами" и определил их место в нулевой группе периодической системы Д. И. Менделеева, чем утвердил ее жизненность! Причем, существование криптона, неона и ксенона он вначале предсказал теоретически, пользуясь методом Д. И. Менделеева. За эти работы в 1904 г. Рамзаю была присуждена Нобелевская премия по химии.
Исследуя радиоактивность, Рамзай и Ф. Содди открыли превращение эманации радия в гелий (1903). Рамзай изучал физические свойства эманации радия, занимался радиотерапией. Его также интересовали проблемы сточных вод; он разработал метод подземной газификации твердого топлива, который высоко оценил В. И. Ленин. Он был крупным общественным деятелем и борцом за мир.
Уильям Рамзай был человеком большой культуры. Он великолепно знал мировую литературу, был прекрасным оратором, виртуозно играл на фортепиано, в совершенстве владел русским, французским, немецким, итальянским, греческим, латинским языками. Несмотря на все свои научные знания (Рамзая называли "химическим папой", так как он был членом почти всех академий мира и имел большинство существующих научных наград), выдающийся ученый был чрезвычайно прост и скромен. Он любил повторять: "Непогрешимым быть невозможно, а в случаях ошибок всегда найдутся добрые друзья, которые исправят твою погрешность".
Многочисленные книги Рамзая до сих пор читаются с интересом. Среди них "Система неорганической химии", "Газы в атмосфере, история их открытия", "Современная химия", "Из истории химии", и другие, написанные в 1897 -1901 гг.
Уильям Рамзай умер в Хай-Викомбе (графство Букингэм) 23 июля 1916 г., после тяжелой операции. На могиле своего соотечественника Ф. Содди сказал: "Рамзай был олицетворением оригинальности; он был уникальной личностью... В зените славы и расцвете работы над инертными газами он бесстрашно и безошибочно шествовал трудной дорогой первооткрывателя... Он был гениален, велик и в то же время доступен...".


 
2 октября
2 октября - День рождения электронной почты   ...   


Изобретателем нового средства связи был ученый Дуглас Энгельбарт, являющийся сотрудником Стенфордского исследовательского института. Кроме этого, именно ему принадлежит идея по созданию компьютерной «мышки».
Внес свой вклад в изобретение под названием «электронная почта» также сотрудник BBN Technologies – Рэй Томлинсон. Собственно, этому инженеру и принадлежит идея знаменитой «собачки», вернее символа @, который и сегодня используется в рамках использования электронного адреса.


2 октября 1971 года Рэй Томлинсон написал и отправил адресату первое электронное письмо. При всем том, что компьютеры находились в одном помещении, данная операция произвела настоящий фурор и стала новым каналом для обмена информацией. Поэтому именно эта дата и была выбрана в качестве Дня рождения электронной почты.




Первая программа, с помощью которой отправляли сообщения состояла из 200 строк и применялась не в Интернете, так как его просто еще тогда не было, а в военной сети ARPA Net. Появилась она еще в 1968 году, а в 1975 году уже сделали первую почтовую рассылку. Тогда же и возникла возможность отвечать на письма и пересылать их.


В 1979 году появился значок «смайлик», а в 1994 стало известно такое понятие как «спам». На сегодняшний день во всемирной паутине зарегистрировано более миллиарда человек, которые создали почтовый ящик, и пользователи продолжают добавляться. Только в России владельцами такой почты являются около 15 млн. человек, поэтому данное изобретение считается одним из важных событий XX века.


Впервые словосочетание «электронное письмо» было процитировано со слов Авраама Линкольна. Он еще в 1863 году произносил речь в Геттисберге (Пенсильвания), где и сказал слова – «первое электронное письмо». Главной целью изобретения символа @ было разделение имен компьютера и пользователя. Впервые данный символ использовали в военной сети США.

Самым популярным паролем, который используют при регистрации является набор цифр – 123456. В 2009 году им воспользовались 10 тыс. пользователей Hotmail. По статистическим данным, в 2010 году данный пароль также занимал лидирующую позицию.

Граждане США отдают предпочтение сервису Yahoo!, а вот россияне – Mail.ru. Второе место по популярности занимает Yandex, а замыкает тройку – Rambler. В 1991 году экипаж STS-43 МТКК «Атлантис» отправил первое электронное сообщение из космоса.
           Неизвестная жизнь «собачки»
 
5 октября

5 октября - Всемирный день учителей 
   ...   
(на других официальных языках ООНангл. World Teachers' Day, исп. D?a Mundial de los Docentes, фр. Journ?e mondiale des enseignants).

Был учреждён ЮНЕСКО в 1994 году. Отмечается 5 октября. В этот день в 1966 году созванная ЮНЕСКО и Международной организацией труда конференция приняла Рекомендацию «О положении учителей» — первый международный документ, определяющий условия труда учителей. Всемирный день учителей входит в систему всемирных и международных дней ООН.
Этот день призван привлечь внимание к положению учителей в обществе, их роли в образовании и развитии. Свыше 100 государств отмечают Всемирный день учителей, иногда отмечается отдельный национальный День учителя.


 
РЕКОМЕНДАЦИЯ О ПОЛОЖЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
5 октября 1966 г.

Памятник Русской Учительнице в  Махачкале, Дагестан, Россия





Говорят, наступает время, когда Учитель становится не нужен. Он научил, чему мог научить, и — поезд отправился дальше, а Учитель остался один на пустой платформе. И если высунуться из окна, то долго еще будешь видеть маленькую, одинокую фигурку человека, провожающего поезд. Потом поезд превратится в точку, замрет железный стук колес, а он все будет стоять. И ему мучительно захочется остановить поезд, вернуть его, ведь с этим поездом навсегда уходит частица его самого, самая дорогая частица. А потом, когда вопреки его желанию поезд скроется и как бы растворится в тумане, сольется с полями и рощами, Учитель оглянется и с удивлением увидит, что платформа полна ребят. Они нетерпеливо переступают с ноги на ногу, дышат в затылок друг другу, толкают соседей — ждут своей очереди. И в их глазах написано: «Поторопись, Учитель, мы ждем тебя! Ты наш, и мы тебя ни с кем не желаем делить. Идем же, Учитель







Читают тему (гостей: 3)