"Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику."
(25 мая 1803 года, Бостон, США - 27 апреля 1882 года)
- американский эссеист, поэт, философ, пастор, общественный деятель, один из виднейших мыслителей и писателей США.
Один из самых влиятельных интеллектуалов Америки.
Отец его был унитарианским пастором, после смерти которого семья долго бедствовала.
В 1821 году Уолдо окончил Гарвард, где получил теологическое образование. По окончании университета он принял духовный сан и стал проповедником в унитарианской церкви Бостона.
Был либеральным пастором Унитарианской церкви Новой Англии. Но после скоропостижной смерти первой жены пережил идейный кризис, в результате которого, в осенью 1832 года, выступил против обряда Тайной Вечери, предложив прихожанам оставить его служение.
В ходе возникшего конфликта был вынужден покинуть свой приход, продолжив выступать с проповедями как приглашаемый пастор до 1838 года по разным приходам Массачусетса.
За свою проповедническую деятельность достопочтенный Эмерсон написал около 190 проповедей. Зарабатывал на жизнь чтением лекций и к 1850-му стал известен за пределами США.
Женившись в 1835 году во второй раз, обосновался в Конкорде (Массачусетс), хотя география его лекторских выступлений уже включала Канаду, Калифорнию, Англию и Францию.
Время от времени он переписывал свои старые лекции, составляя из них сборники: «Очерки» (1844), «Представители человечества» (Representative Men, 1850), «Черты английской жизни» (English Traits, 1856), «Нравственная философия» (The Conduct of Life, 1860).
В 1846 и 1867 вышли книги его стихов.
Некоторые его поэмы - «Брама» (Brahma), «Дни» (Days), «Снежная буря» (The Snow-Storm) и «Конкордский гимн» (Concord Hymn) - вошли в классику американской литературы. Умер в Конкорде 27 апреля 1882. Посмертно опубликованы его Дневники (Journals, 1909-1914).
Манифестом религиозно-философского движения трансцендентализм стал текст эссе Ральфа Уолдо Эмерсона «Природа».
В своей первой книге «О природе» (Nature, 1836), в исторической речи «Американский учёный» (American Scholar, 1837), в «Обращении к студентам богословского факультета» (Address, 1838 ), а также в эссе «Доверие к себе» (Self-Reliance, 1841) он говорил с молодыми диссидентами своего времени как бы от их имени. «Мы начинаем жить, - учил он, - лишь тогда, когда начинаем доверять своей внутренней силе, "я" своего "я", как единственному и достаточному средству против всех ужасов "не я". То, что называется человеческой природой, - лишь внешняя оболочка, короста привычки, погружающая врожденные силы человека в противоестественный сон».
История эмерсоновской мысли - это мятеж против созданного в XVIII веке мира механической необходимости, утверждение суверенности «я». Со временем он усвоил новую идею естественной эволюции, пришедшую к нему из источников «до Дарвина», и начал с растущим пониманием относиться к восточной философии.
Его влияние на развитие американской мысли и литературы трудно переоценить. Либералы его поколения признали его своим духовным лидером. Он оказал очень большое влияние на Г. Торо, Г. Мелвилла и У. Уитмена. Впоследствии его влияние испытали Эмили Дикинсон, Э. А. Робинсон и Р. Фрост; самое «американское» из всех философских течений, прагматизм, демонстрирует явную близость к его взглядам; его идеями вдохновлялось «модернистское» направление протестантской мысли. Однако, в Америке были и противники трансцендентализма , среди них такие видные писатели как Натаниел Готорн и Эдгар По, при этом сам Готорн говорил, что у Эмерсона лицо - как солнечный луч.
Ральф Эмерсон завоевал симпатии читателей в Германии, оказав влияние на Ф. Ницше. Во Франции и Бельгии он не был столь популярен, хотя им интересовались М. Метерлинк, А. Бергсон и Ш. Бодлер.
В России писатель произвел сильное впечатление на Льва Николаевича Толстого и ряд других русских писателей. По ряду высказываний Л. Н. Толстого в дневниках, письмах и статьях можно увидеть сходство воззрений Толстого с философией Эмерсона, которая естественно вписывается в систему взглядов русского писателя. Лев Николаевич Толстой ставил Эмерсона очень высоко, называя его «христианским религиозным писателем».
Во второй половине XIX века Ральф Эмерсон занял пустовавшее после смерти Бенджамина Франклина место духовного лидера американской нации.
"Существующий мир — не фантазия. Нельзя безнаказанно относиться к нему как к фантазии."
"... Движение или изменение и тождество или покой суть первая и вторая тайны природы: Движение и Покой. Весь свод её законов может уместиться на ногте или на печатке кольца. Кружащий по поверхности речки пузырь открывает нам секреты небесной механики. Любая ракушка на берегу — ключ к ней. Размешивая круговыми движениями воду в чашке, мы начинаем понимать, как формировались простейшие раковины, постепенное же, год за годом, прибавление материи ведёт к появлению предельно сложных форм; и, тем не менее, сколь ни искусна природа, она бедна настолько, что от начала и до конца мира пользуется одним и тем же — но двусторонним — материалом, обеспечивающим всё её фантастическое многообразие. По воле её сложены звезда и песчинка, огонь и вода, дерево и человек, но материал у всего один, и свойства он выказывает одни и те же..."
Ранее здесь: (ссылка работает, если Вы вошли как Пользователь
26 мая 1265 года родился Данте Алигьери великий итальянский поэт, мыслитель, богослов, один из основоположников литературного итальянского языка, политический деятель
26 мая 1822 года родился Эдмон де Гонкур французский писатель, прославившийся, вместе со своим братом Жюлем де Гонкуром, как романист, историк, художественный критик и мемуарист
Родился в Москве. В результате сложных семейных обстоятельств (уход отца из семьи, болезнь матери) с одиннадцати лет бродяжничал, попал в колонию «трудных» детей. Случайно встретившийся на его пути передвижной театр дал мальчику новый жизненный ориентир.
Сначала он был актером, испытав огромное влияние личности и творчества известного театрального деятеля П.П.Гайдебурова, организовавшего в Петрограде Первый передвижной театр и при нем школу; затем – режиссером «Живых газет» в Ленинграде и руководителем театра в «Агитвагоне» (1928–1929). Тогда же начал пробовать себя в драматургии (первая пьеса, поставленная профессиональными театрами, – Класс, 1930).
В начале 1930-х годов Арбузов переезжает в Москву, посещает занятия в театральной школе и вскоре становится заведующим литературным отделом театра малых форм Пролеткульта.
Отдавая дань эстетическим тенденциям «нового» искусства с его тяготением к прямолинейной лозунговости и в то же время фактографической точности и «производственному» сюжету, Арбузов формирует соответствующий репертуар, задумывает пьесу о шахтерах, для чего едет в донбасский рабочий поселок; знакомится с жизнью заводов и строек. Интерес вызывает у Арбузова театр Вс.Мейерхольда; начинающий драматург входит в кружок творческой молодежи, объединившейся вокруг Э.Гарина (А.Гладков, И.Шток, В.Плучек и др.).
Первый большой успех принесла Арбузову комедия Шестеро любимых (1935; 2-я ред. 195 , написанная для журнала «Колхозный театр». В мае 1938 Плучек, Арбузов и Гладков, решив писать коллективно и методом импровизации пьесу о первых строителях Комсомольска, создали свою «Государственную театральную московскую студию», к которой вскоре стали близки Б.Слуцкий, П.Коган, Н.Майоров, Д.Самойлов и в которой в 1940, главным образом усилиями Арбузова, была создана пьеса Город на заре (первая постановка – февраль 1941; опубл. 1957) – хроника, героем которой явилось Время, а одним из действующих лиц – Хор комсомольцев-строителей города. За несколько месяцев студийцы дали более 40 спектаклей, о которых прошли бурные диспуты в МГУ и МИФЛИ.
Во время Великой Отечественной войны часть студии превратилась во Фронтовой театр; Арбузов написал пьесу Бессмертный (1942; совм. с Гладковым) и Домик в Черкизове (1943; новая редакция – Домик на окраине, 1954).
Созданная в 1938 (окончательный вариант 1947) пьеса Таня сделала драматурга по-настоящему знаменитым. Спектакли по пьесе были сразу поставлены в театрах Новосибирска, Смоленска, Ярославля, Горького, затем почти во всех театрах страны (особенно успешной оказалась постановка 1939 в Театре Революции с Марией Бабановой в главной роли, ставшей отныне эмблематичной для актрисы).
С этой камерной лирической драмы о любви, семейном взаимопонимании и женском призвании (отдаленно проецирующейся на концепцию А.И.Герцена в романе Кто виноват? с его тезисом самостоятельной социальной самореализации женщины как залога и ее личного счастья), вызывающей до сих пор много споров и не утратившей зрительского интереса вплоть до конца 20 в., начинается разработка в драматургии Арбузова психологических проблем. Так, одна из лучших пьес Арбузова Годы странствий (1954; первоначальное назв. – Ведерников), охватывая время с 1937 по 1945, стремится дать картину не столько сюжетных перемещений, сколько «странствий» души мятущегося главного героя.
Большой и продолжительный успех (в т.ч. на зарубежной сцене) выпал на долю пьесы Арбузова Иркутская история (1959), посвященной известной актрисе Юлии Борисовой, которая и сыграла главную роль в первой ее постановке на сцене Театра имени Евг.Вахтангова (реж. Евг.Симонов).
арабский историк, философ, общественный деятель, выполнявший функции судьи, дипломата, советника в ряде правительств в Северной Африке. Ибн Хальдуну принадлежит идея о создании «справедливого общества» во главе с «правителем-философом»
— американский биолог, деятель в сфере охраны природы, писательница. В её книге «Море вокруг нас» (1951) научная точность объединяется с проникновенным описанием живой природы.
Родилась на небольшой семейной ферме около Спрингдейла, штат Пенсильвания (Springdale, Pennsylvania). Она с жадностью поглощала книги и много времени потратила на исследование 26 га хозяйства своей семьи.
В восемь лет Карсон начала сама писать истории, в которых часто фигурировали животные, и ее первый рассказ был опубликован в одиннадцать.
Природный мир, в особенности океан, всегда манил Рэйчел, и в январе 1928-го она переключилась с изучения английского на биологию, хотя не оставила работу в студенческой газете и литературном приложении.
В 1929-м Карсон с отличием окончила Пенсильванский колледж для женщин (Pennsylvania College for Women), летом прошла курс в Морской биологической лаборатории, а затем осенью продолжила учебу в области зоологии и генетики в Университете Джона Хопкинса (Johns Hopkins University).
Ее диссертационный проект был посвящен эмбриональному развитию предпочки рыбы. Карсон получила степень магистра в области зоологии в июне 1932-го.
После смерти отца в 1935-м Рэйчел ухаживала за престарелой матерью и испытывала все большие финансовые трудности. Она стала временной сотрудницей FWS, писала для образовательной радиопрограммы 'Романтика под водой' ('Romance Under the Waters'), а также выдала нескольких статей о морской жизни в Чесапикском заливе (Chesapeake Bay). В конечном итоге, успех работы в FWS обеспечил ей позицию младшего биолога.
В январе 1937-го скончалась ее старшая сестра, и Рэйчел осталась единственной кормилицей своей матери и двух племянниц. В середине 1945-го она впервые столкнулась с ДДТ, революционно новым пестицидом, который только начал проходить испытания на безопасность, но открыто высказалась о нем только в 1962-м. В 1953-м Карсон с матерью переехала в Саутпорт, Мэн (Southport Island, Maine), где стала близкой подругой Дороти Фримен (Dorothy Freeman), летом того же года отдыхавшей в Саутпорте вместе с мужем. Женщины в дальнейшем переписывались друг с другом; есть предположения, что между ними была любовная связь. По неизвестной причине незадолго до кончины Карсон Фримен уничтожила почти всю переписку.
В начале 1957-го в семье Рэйчел вновь случилась трагедия. Одна из ее племянниц скончалась в возрасте 31 года, оставив 5-летнего сына Роджера Кристи (Roger Christie). Карсон усыновила мальчика и продолжила заботиться о своей больной матери, хотя сама чувствовала себя не лучшим образом. Она переехала в Силвер-Спринг, штат Мэриленд (Silver Spring, Maryland), и в 1962-м вышла в свет ее скандальная книга 'Безмолвная весна', своим названием намекающая на мрачное будущее для всего природного мира, если не будут предприняты серьезные меры по его спасению.
"Красота живого мира, который я старалась спасти, всегда была превыше всего в моем понимании вместе с гневом по поводу осуществляемых бессмысленных жестокостей. Я ощущала себя связанной торжественным обязательством сделать все, что могу, — если бы я не попробовала хотя бы этого сделать, я бы никогда не могла ощущать себя счастливой в природе."
28 мая 1779 года родился Томас Мур поэт-романтик, песенник и автор баллад. Один из основных представителей ирландского романтизма
28 мая 1742 года в Лондоне сооружён первый крытый плавательный бассейн
28 мая 1830 года президент СШАЭндрю Джексон подписал Закон о переселении индейцев, который разрешал изгнание индейцев с их земель и отказывал им во всех гражданских правах и свободах на территории восточнее Миссисипи
28 мая 1740 года родился Федот Иванович Шубин наиболее значительный русский скульптор XVIII века, представитель классицизма
Родился в Тобольске в семье мелкого чиновника. В семилетнем возрасте лишился матери. Его сиротство скрашивали книги, которые он начал читать с очень раннего возраста, – все, какие попадались ему под руку. В девять лет поступил в томскую гимназию, однако из-за недостатка средств у отца был вынужден уйти из третьего класса. Начались годы полной лишений, полуголодной жизни.
В 1857, чтобы не быть в тягость отцу, который к тому времени вышел в отставку с пустыми руками, Николай Наумов поступил на военную службу юнкером. В эти годы он продолжал усиленно заниматься самообразованием. Через три года Наумов вышел в отставку и перебрался в Санкт-Петербург. Он поступил вольнослушателем в университет, надеясь позднее подготовиться к экзаменам по гимназическому курсу. Надеждам этим не суждено было сбыться. В 1861 вспыхнули студенческие волнения, во время которых в числе других студентов был арестован и Наумов. После этого он вступил на литературное поприще, на котором дебютировал еще в 1858 с рассказом Случай из солдатской жизни, напечатанном в «Военном сборнике» и подписанном псевдонимом Корзунов.
Первые свои произведения из военного быта Наумов издал в «Светоче», затем стал сотрудничать с «Народной беседой», «Искрой», «Очерками» Г.З.Елисеева.
Так как литературные занятия давали ему очень скромный заработок, он решил возвратиться в Сибирь. Вскоре Наумов получил в Мариинске место непременного члена по крестьянским делам, открывшее ему широкое поле для наблюдения за жизнью сибирского крестьянства. Затем Наумов перешел на службу в Томскую губернию, но здесь ему пришлось столкнуться с вопиющими злоупотреблениями и порядками, с которыми он не смог примириться. Вынужденный бросить службу, Наумов вновь поехал в Петербург, чтобы с удвоенной энергией взяться за литературную работу, для которой благодарным материалом служил обильный запас наблюдений, вынесенных им из частых и продолжительных служебных поездок по Сибири.
70-е годы были порой наибольшего расцвета литературной деятельности Наумова. Свои рассказы он печатал в «Деле» и «Отечественных записках»; позднее также в «Устоях», «Русском богатстве», «Восточном обозрении» и других периодических изданиях.
Лучшие произведения Наумова в разные годы выходили отдельными сборниками: Сила солому ломит, Спб, 1874; В забытом крае,1882, Паутина, 1888.
В 1897 в Санкт-Петербурге было издано собрание его сочинений в 2-х томах (в издательстве О.Н.Поповой).
Талантливый бытописатель сибирского крестьянства Н.Наумов по характеру и приемам своего творчества примыкает к группе беллетристов-народников 60-х и 70-х годов. Его очерки и рассказы дышат той же гуманностью, тем же глубоким сочувствием к страданию крестьянина, которыми проникнуты произведения идеалистов современной ему эпохи. Особой симпатией проникнуты образы страстных, энергичных людей, одаренных умом, ясным пониманием дела и готовностью противостоять произволу бесконтрольной сибирской администрации. Эти персонажи соединили в себе «как в фокусе могучие силы, какие таятся в народе»; вставая на защиту эксплуатируемых, они готовы к неизбежным гонениям и другим последствиям их протеста. Таков Дехтерев, бесстрашно обличающий мироедов и благоволящих им сельских властей (Умалишенный); таков Иван Николаич, который «всегда стоял за бедность» и в «любящей и честной душе» которого «все забитое горькой долей находило отголосок» (Юровая); таков Бычков, хранивший в душе «много неискоренимой веры в правду» и т.д.
[RIGHT]"Россия — госпожа Азии. Россия и есть Азия."
[/RIGHT]
(1880–1936)
— немецкий историософ, представитель философии жизни, публицист консервативно-националистического направления.
Родился в семье почтового чиновника, был старшим из четырёх детей и единственным мальчиком.
В 1891 году семья переехала в Галле, где Освальд изучал латинский язык в заведениях Франке. В Университете Галле, Мюнхенском и Берлинском университетах он изучает математику, естественные науки и философию. Защищает диссертацию на тему «Метафизические основы философии Гераклита» в университете Галле и получает докторскую степень по философии (1904). Затем работает учителем в Гамбурге.
Академическую карьеру начал в Мюнхенском университете в качестве преподавателя математики. Пытался заняться публицистикой, однако, после прихода к власти нацистов в 1933 году и изъятия одной из его книг, вёл уединённую жизнь. Незадолго до своей смерти, которая произошла из-за сердечного приступа 8 мая 1936 года, предположил, что Третий Рейх едва ли просуществует ещё хотя бы 10 лет, что оказалось пророчеством.
Предметом философско-культурологических исследований Шпенглера была «морфология всемирной истории»: своеобразие мировых культур (или «духовных эпох»), рассматриваемых, как неповторимые органические формы, понимаемые с помощью аналогий. Решительно отвергая общепринятую условную периодизацию истории на «Древний мир — Средние века — Новое Время» (поскольку она никакого значения не имеет для неевропейских обществ), Шпенглер предлагает другой взгляд на мировую историю — как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания.
Нивелирующее единство идеи всемирно-исторического процесса Шпенглер предлагает заменить иной картиной — циклической историей возникновения, расцвета и гибели многочисленных самобытных и неповторимых культур. К числу «великих культур», вполне реализовавших свои потенции, Шпенглер относит китайскую, вавилонскую, египетскую, индийскую, античную, византийско-арабскую, западную, культуру майя, а также «пробуждающуюся» русско-сибирскую. Уникальность каждой культуры обеспечивается своеобразием её «души»: в основе античной культуры лежит «аполлоновская» душа, арабской — «магическая», западной — «фаустовская» и т. д.
Умирание всякой культуры, будь то египетской или «фаустовской» (то есть западной культуры XII—XVIII вв), характеризуется переходом от культуры к цивилизации. Отсюда ключевое в его концепции противопоставление на «становящееся» (культура) и «ставшее» (цивилизация).
Так, культура Древней Греции находит своё завершение в цивилизации Древнего Рима. Западно-европейская культура, как неповторимый и ограниченный во времени феномен, зарождается в IX веке, переживает свой расцвет в XV—XVIII вв. и с XIX в., с наступлением периода цивилизации, начинает «закатываться»; конец западной цивилизации (с 2000 г.), по Шпенглеру, проделавшему колоссальную работу по сбору фактического материала о различных мировых культурах, сопоставим (или «одновременен») с I—II вв. в Древнем Риме или XI—XIII вв. в Китае.
Последовательно проводимый Шпенглером тезис об уникальности культур, их сменяемости (не преемственности) вёл к признанию их ценностной эквивалентности: все они равны по своему историческому значению и должны сопоставляться вне всяких оценочных категорий. ...
В качестве фундамента исторического метода Шпенглера выступал концепт «смысла чисел», ещё более дистанцирующий друг от друга природу и историю. По мысли Шпенглера, духовная жизнь человека, наделённого «бодрствующим сознанием», разворачивается во времени и в определённом направлении. Как результат, в сознании индивида конституируется присущая только ему, его личная картина мира: либо образно-символическая, либо рационально-понятийная. Посредством типа математического числа или слова фиксируется образное мирочувствование уже ставшего, осуществлённого — «природа», согласно Шпенглеру, «исчислима». История же как динамичное осуществление возможной культуры сопряжена с хронологическими величинами и чужда однозначным расчётам.