Форум
RSS
Знаменательные и памятные даты
 
5 мая
5 мая 1926 года в «Комсомольской правде» напечатано первое в этой газете стихотворение В. МАЯКОВСКОГО «Четырехэтажная халтура».
 




...



(И-1)                 (И-2)


 
4 мая 1113 года на Киевский Великокняжеский престол вступил Владимир Мономах, один из самых выдающихся деятелей древней Руси, первый серьезный реформатор. В 60 лет став великим князем, энергичный и умный Владимир правил твердой рукой, не допуская усобиц, с помощью своих сыновей. При Владимире и его сыне Мстиславе был создан наиболее полный свод законов – «Пространная Русская Правда», трактовавший вопросы собственности, наследования, правового положения женщин, ограничивавший права князя по отношению к боярству и тому подобное. Понимая необходимость морального авторитета для собирания рассыпающейся страны, Владимир ввел культ Бориса и Глеба, поддерживалось летописание. Большую роль играли собственные литературные произведения Мономаха, обладавшего незаурядным писательским даром. 
 
5 мая

5 мая 1818 года родился Карл Генрих Маркс 
    (5 мая 1818, Трир, Пруссия — 14 марта 1883, Лондон, Великобритания) — немецкий философ, социолог, экономист, политический журналист, общественный деятель. Его работы сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике — теорию прибавочной стоимости, в политике — теорию классовой борьбы. Эти концепции стали основой коммунистического и социалистического движения и получили название «марксизм».

В 60-х годах XIX века в Англии и Германии довольно широкое распространение получило заполнение анкеты, иногда называемой «Исповедью», а иногда «Познай самого себя». В 1865 году Карл Маркс ответил на эту анкету в дневнике дочери, Женни Марк. Хотя он дал ответы в полушутливой форме, они представляют интерес для характеристики его как личности (перевод с английского):

·   Достоинство, которое Вы больше всего цените в людях — простота.
·   В мужчине — сила.
·   В женщине — слабость.
·   Ваша отличительная черта — единство цели.
·   Ваше представление о счастье — борьба.
·   Ваше представление о несчастье — подчинение.
·   Недостаток, который Вы скорее всего склонны извинить — легковерие.
·   Недостаток, который внушает Вам наибольшее отвращение — угодничество.
·   Ваша антипатия — Мартин Таппер [английский поэт-моралист XIX в.]
·   Ваше любимое занятие — рыться в книгах.
·   Ваши любимые поэты — Шекспир, Эсхил, Гёте.
·   Ваш любимый прозаик — Дидро.
·   Ваш любимый герой — Спартак, Кеплер.
·   Ваша любимая героиня — Гретхен.
·   Ваш любимый цветок — лавр.
·   Ваш любимый цвет — красный.
·        Ваше любимое имя — Лаура, Женни.
·   Ваше любимое блюдо — рыба.
·   Ваше любимое изречение — Nihil humani a me alienum puto (ничто человеческое мне не чуждо).


У Тюссо: 

Читать-Капитал (А Вы почитайте, кто не читал)


  Музей-https://ru.foursquare.com/v/karlmarxhaus/4b730e67f964a52081982de3
 
5 мая
5 мая 1915 года родился Евгений Аронович Долматовский
   (19151994) — советский поэт. Автор слов многих известных советских песен.
В годы учёбы в педагогическом техникуме начал публиковаться в пионерской прессе. 
В 1932-1934 годах работал на строительстве московского метро. В 1937 году закончил Литературный институт. Первая книга лирических стихов Долматовского была опубликована в 1934 году.

С 1939 по 1945 год Долматовский в качестве военного корреспондента находился в действующих частях Советской армии. В 1941 году попал в окружение и был взят в плен, из которого бежал снова на фронт (эти события отражены в повести «Зеленая брама»).

Наибольшую известность Долматовскому принесли написанные на его слова песни («Офицерский вальс», «Песня о Днепре», «Добровольцы» Марка Фрадкина, «Сормовская лирическая» Бориса Мокроусова, «Моя любимая» Матвея Блантера, «Любимый город» Никиты Богословского), многие из которых звучали в популярных кинофильмах («Истребители», «Встреча на Эльбе»).

Между ребер мне вонзали клевету,
Заставляли выгибаться, я не гнулся,
И мерзавили мою мечту,
Чтобы рухнул и уснул без пульса.

Все стихи на одной странице


 
6 мая


6 мая 1868 года родился Гастон Леру
  ( полное имя Гастон Луи Альфред Леру (фр. Gaston Louis Alfred Leroux) (6 мая 1868,ПарижФранция — 15 апреля 1927НиццаФранция) — французский писатель, журналист, признанный мастер детектива.
6 мая 1868 года родители будущего писателя ехали из Ле Мана домой в Нормандию, где у его отца, 
Альфреда Леру
, строительного подрядчика, было свое дело. Они должны были пересесть на другой поезд в Париже. Мать Гастона, Мари-Альфонсина, в девичестве Бидо, думала, что ребенок родится уже в Нормандии, но роды начались, когда они ехали через Париж и застряли в пробке. (Да, в те времена тоже были пробки, только вместо автомобилей были экипажи, запряженные лошадьми). Случилось это событие за месяц до бракосочетания родителей, которое произошло в Руане 13 июня. 

Соучеником Леру
 был Филипп Орлеанский, потомок королевской династии. Оба учатся отлично, но это не мешает им быть большими проказниками, которые постоянно подшучивают над преподавателями. Гастон будет вспоминать об этом в интервью, которое даст в 1925 году Фредерику Лефевру для "Литературных новостей" (Les Nouvelles litteraires): "Мы очень дружили с Филиппом. И оба были страшными драчунами". 

Принц со своей стороны тоже часто вспоминал эту дружбу, благодаря которой Леру получил боевое крещение как журналист. Действительно, в 1895 году Филипп Орлеанский, возглавлявший партию сторонников новой реставрации, даст ему в Лондоне, где он жил в изгнании, интервью, в котором он отказывал другим представителям прессы. Это интервью будет опубликовано на первой странице газеты "Утро" (Le Matin). 

Лучший ученик, он часто получал призы за способности, и его учителя предсказывали, что он станет хорошим юристом. В этот колледж позже Гастон "отправит" своего персонажа Рультабия. Сам же Леру пишет свои первые вирши и лелеет мечты о славе. 

"Еще с коллежа меня начал мучить демон литературы. 

Я сочинял трагедии, писал новеллы. 
Стоит ли говорить, что и те, и другие ничего не стоили?"
  [img]http://st2.prosto.im/1169957_230x[/img]  Цитаты:

"Он очень любил здешнее море, говоря, что оно того же цвета, что у него на родине, и, часто стоя на пляже, наигрывал свои самые печальные напевы и уверял, что море замолкает, чтобы их послушать."

Читать книги
 
6 мая
6 мая 1904 года на станции Кучино, под Москвой, открыт Аэродинамический институт (будущий ЦАГИ), основателем которого является профессор Н. Е. Жуковский.

      Кучинский аэродинамический институт был  первым подобным учреждением в Европе и вторым в мире. Его создатель Дмитрий Павлович Рябушинский был одиннадцатым ребенком в семье владевшего тогда старинной подмосковной усадьбой Кучино крупного промышленника, банкира, политического и государственного деятеля Павла Павловича Рябушинского (1871-1924). Дмитрий окончил Московскую практическую академию коммерческих наук, потом физико-математический факультет Московского университета. 
Д.П.Рябушинский.

(Купец-старообрядец Павел Михайлович Рябушинский в XIX веке в результате незаурядной природной смекалки, коммерческого чутья и организаторских способностей добился солидного положения в промышленном мире. Он был владельцем нескольких текстильных фабрик. Его наследниками стали восемь сыновей, основавших в начале XX века «Банкирский дом братьев Рябушинских». Среди них был и Дмитрий Павлович Рябушинский.)-Здесь



В 1904 году, захваченный господствовавшей тогда над умами идеей воздухоплавания, он начинает неподалеку от усадебного кучинского дома на правом берегу Пехорки строительство аэродинамической лаборатории с целью «установления точных данных для практического осуществления динамического способа летания». В организации будущего института непосредственное участие принимал член-корреспондент Петербургской Академии наук Николай Егорович Жуковский. 
Строительные работы и закупка оборудования обошлись Д. П. Рябушинскому в 100 тысяч рублей; на научные исследования ежегодно тратилось 36 тысяч рублей.

Институт представлял собой небольшое двухэтажное деревянное здание с угловой башней. На первом этаже в главном зале располагались аэродинамическая труба и механическая мастерская, в башне - прибор для проведения экспериментов с винтами.

Руководила исследовательским процессом специальная воздухоплавательная комиссия Общества любителей естествознания при Московском университете, председателем которой был Н. Е. Жуковский, заместителем председателя - Д. П. Рябушинский. В состав комиссии входили такие корифеи аэродинамики, какК. Э. Циолковский и С. А. Чаплыгин. У института установились тесные связи с Международной комиссией по научному воздухоплаванию и с Николаевской главной физической обсерваторией (по соглашению с ними проводился запуск воздушных шаров-зондов для исследования атмосферы).

С июля 1906 года Д. П. Рябушинский начинает издавать «Бюллетени Кучинского института», выходившие на французском языке. Вот как отзывался о них уже в 1954 году генеральный директор Министерства авиации Франции Альбер Како: «В начале века мы с нетерпением ожидали публикаций бюллетеней Кучинского института, из которых узнавали много новых фактов. Наш аэроклуб со страстью следил за этим завоеванием воздушного пространства и неизменно воздавал должное молодому ученому и его далеком институту».

В сентябре 1906 года в Милане проходила международная аэродинамическая выставка, принесшая кучинцам заслуженный успех. Много лет спустя инженер Ла Черва воспользовался результатами изысканий Рябушинского при создании своего «автожира» - одной из первых моделей вертолета.

С 1911 года Кучинский институт начинает заниматься вопросами гидродинамики. На Пехорке строится гидродинамическая лаборатория.

Празднование десятилетия института в 1914 году стало шумным событием в научном мире. В те дни Рябушинский неожиданно для многих заявил: «Задача аэродинамического полета разрешена, но на смену ей выдвигается новая, гораздо более трудная и грандиозная проблема – проблема перелета на другую планету. В Аэродинамическом институте в Кучино будут также предприняты исследования в этом направлении». Эти слова  вызвали немало иронических острот в том духе, что Дмитрий Павлович вздумал конкурировать с господином Жюлем Верном. Между тем сам Рябушинский в том же 1914 году одним из первых назвал работы Константина Эдуардовича Циолковского «блестящими», пророчески предсказав им колоссальное будущее.

Первый в мире аэродинамический институт был создан в России в подмосковном Кучине — и мы имеем право этим гордиться! — в 1904 году. Лишь спустя четыре года, в 1908-м во Франции образовалась лаборатория Эйфеля, в 1912-м — Немецкий институт аэродинамики и только в 1915-м — NASA (тогда — NACA) в США. Создал институт в Кучине на свои средства Д. П. Рябушинский — член известнейшей в России семьи предпринимателей, промышленников и меценатов. Он пригласил руководить работой учреждения Н. Е. Жуковского, который и занимался этим в течение двух лет. К слову, Рябушинский на тот момент и диплома о высшем образовании не имел, он только в 1912 году закончил физмат МГУ. Зато потом не без успеха работал под руководством Жуковского и позднее стал профессором. Сразу после революции 1917 года Рябушинский по своей инициативе передал институт государству. Аэродинамический институт в Кучине существовал до 1921 года, а потом был передан геофизикам, у которых тоже были организованы там лаборатории.

Подробнее - Наука и жизнь, ОНИ УЧАТ ЛЕТАТЬ САМОЛЁТЫ.

1 декабря 1918 года в Москве пионером отечественной авиации Н. Е. Жуковским на базе Аэродинамической лаборатории МВТУ (в Кочино) и Авиационного расчетно-испытательного бюро (РИБ) был основан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) — крупнейший государственный научный авиационный центр. С 1935 расположен в городе Жуковский Московской области (в Москве остался филиал — «Московский комплекс ЦАГИ», сокращённо «МАГИ») и носит имя Н. Е. Жуковского. 




Картинки:
1. Большая зала главнаго корпуса.
2. Библiотека воздухоплавательной станцiи г.Рябушинскаго.
3. Залъ для научныхъ занятiй.
4. и далее - ЦАГИ - день сегодняшний
5. Аэродинамическая труба Т-104.
6. Аэродинамическая труба в Кучино
7. Будущее-Модель сверхзвукового делового/пассажирского самолета
 
6 мая
6 мая 1715 г. в Российском государстве был издан первый военно-уголовный и военно-процессуальный кодекс – «Артикул воинский».
Он был разработан царем Петром I в период создания регулярной армии. Воинский артикул Петра I 1715 г. состоял из 24 глав, которые были разделены на 209 артикулов (статей) и его включили в качестве второй части в Воинский устав. Воинский артикул действовал вплоть до правления императора Николая I, когда был введен Свод законов Российской империи.


Артикул воинский содержал основные принципы уголовной ответственности, понятие преступления, цели наказания, перечень воинских преступлений и устанавливал меры наказания за них. В неё также было положение о необходимой обороне и крайней необходимости, список смягчающих и отягчающих обстоятельств.


Воинский артикул был заимствован из иностранных источников, в первую очередь были использованы шведские артикулы Густава Адольфа в их позднейшей обработке 1683 г. (при короле Карле XI). Правда, были сделаны значительнее изменения в системе наказаний, они стали более суровыми, и в определительной части, а также были добавлены толкования для каждой статьи. Кроме того, в составлении артикула были использованы и другие европейские правовые документы, имперские немецкие законы, датский и голландский уставы, ордонансы Людовика XIV. Таким образом, Артикул воинский фактически был компиляцией различных европейских источников. Подготовили его несколько лиц, среди которых был царь и кабинет-секретарь Макаров. 
ВОИНСКИЙ АРТИКУЛ ПЕТРА I 1715 г. - крупнейший правовой памятник России.
В учении о юртадическом составе преступления продолжали выясняться его существенные элементы, в особенности, например, условия вменения и вменяемости— об обстоятельствах, влияющих на меру ответственности и т. д.; между прочим, впервые было внесено в наше право постановление о признании опьянения обстоятельством, усиливающим вину: «Когда кто пьяна напьется и в пьянстве своем что злое учинит, тогда тот не токмо, чтобы в том извинением прощение получил, но по вине вящшею жестокостью наказан имеет быть». Далее, в артикулах впервые в нашем праве появляются постановления о причинной связи, как условии вменения результатов и т. д.
Кодекс был поделен на 24 главы, в свою очередь состоящих из 209 артикулов (статей), входил в состав Воинского устава как вторая его часть. 

Соответственно «Артикулу воинскому» преступлением следовало считать любое социально опасное действие, наносившее вред государству. Было выделено три вида преступлений: случайные, умышленные и неосторожные. Уголовная ответственность была предусмотрена лишь в случае совершения умышленного или неосторожного преступления. Выделялись три ступени преступления, первой из которых был умысел, затем следовало покушение на преступление, а последней стадией считалось законченное преступление. В некоторых случаях закон предусматривал наказание непосредственно за умысел (к примеру, это касалось государственных преступлений).

Должностным преступлением считалось взяточничество, уклонение от уплаты налогов и казнокрадство.

Корень всему злу есть сребролюбие.
Устав воинский, 1716 г.1
И того вашего величества указа нигде не исполняют,
и везде берут взятки великие.
Подметное письмо, 1724 г.2
[RIGHT]«Судья должен удалятися от всякого лихоимства и подарков» 
[/RIGHT]
[RIGHT]главы 4 книги 1 проекта Уложения 1723—1726 гг.
[/RIGHT]


Источники права, Воинские артикулы Петра I.
 
6 мая
6 мая 1758 года родился Максимилиан Робеспьер
  (Максимилиан Франсуа Мари Исидор де Робеспьер6 мая 1758Аррас — 28 июля 1794, или 10 термидора II года РеспубликиПариж) — французский революционер, один из наиболее известных и влиятельных политических деятелей Великой Французской революции.
Учился в родном городе, в школе ордена ораторианцев, откуда в 1768 был направлен стипендиатом в знаменитый коллеж Людовика Великого в Париже. 
После 12 лет усердных занятий получил диплом юриста и вернулся в Аррас, где начал карьеру адвоката. 
Подобно многим впечатлительным молодым людям своего времени, был увлечен идеалистическими идеями Руссо и вскоре стал критиком политического строя. 
Когда Людовик XVI собрал в 1789 Генеральные штаты, Робеспьер уже был готов принести все в жертву «справедливости, человечности и свободе». 
Был избран депутатом от третьего сословия в Аррасе в 1789.
Робеспьер обратил на себя внимание в Генеральных штатах и в сменившем их Национальном собрании (1789—1791). К нему относились с уважением и восхищением разделявшие его взгляды депутаты и журналисты, члены Якобинского клуба, чьи собрания он постоянно посещал, но в первую очередь — парижане, санкюлоты
Честность Робеспьера не подвергалась сомнению, его называли «Неподкупным». 
Широта его взглядов производила впечатление даже на его политических противников.
Целью Робеспьера было разрушение норм, привилегий и ценностей старого режима, создание нового демократического общества. 
Во всех своих обращениях и статьях он выступал как страстный и последовательный поборник равных политических прав для всех граждан — гражданских прав для мужчин всех вероисповеданий и для негров французских колоний, свободы слова и печати, права собраний и подачи прошений, государственной помощи престарелым, инвалидам и нуждающимся. 
Робеспьер полагал, что для достижения этих целей необходимо неустанное сопротивление королю, различным привилегированным группам и отдельным личностям, которые препятствовали этим великим изменениям. 
Когда же начались разногласия среди прежде единых революционеров, он понял, что такая же бдительность необходима в отношении депутатов.
Первая революционная конституция, в создании которой он активно участвовал, была принята в сентябре 1791, но эксперимент с конституционной монархией длился меньше года. 
Робеспьер не был членом Законодательного собрания, так как члены Национального собрания не имели права избираться в этот новый орган. В то же время он играл активную роль в Якобинском клубе, где резко выступал против войны с Австрией, опасаясь, что она будет выгодна сторонникам короля. 
Так начался его конфликт с группой умеренных депутатов, позже получивших название жирондистов.
10 августа 1792 толпы парижан штурмовали королевский дворец и положили конец правлению Людовика XVI. Робеспьер выступил с оправданием этого восстания, считая его выражением законных прав народа. Он был избран членом Парижской коммуны, а затем и Конвента (21 сентября). Заняв место в Конвенте, стал готовиться к объединению сил санкюлотов под руководством Конвента, чтобы воплотить в реальность свои представления о демократии.

«Где же еще найти любовь к родине и верность общей воле,

 если не у самого народа?»

«Тот, кто угнетает какую-либо одну нацию, 

этим самым объявляет себя врагом всех наций.»

«Всякое ограничение свободы печати становится средством

 направлять общественное мнение в пользу своих личных интересов и 
основывать свое господство на невежестве и всеобщей испорченности. 
Свободная печать — страж свободы; печать связанная — её бич.»

Катакомбы Парижа (Catacombes de Paris) - cеть извилистых подземных туннелей и пещер искусственного типа под Парижем. Общая протяжённость, по разным данным, от 200 до 300 километров. Во время Всемирной парижской выставки 1878 года в подземных галереях открылось кафе под названием «Катакомбы». Во время Второй мировой войны в одной из каменоломен был оборудован сверхсекретный бункер немецкой армии. В 500 метрах от него находился штаб Сопротивления. Сегодня для посещения туристами оборудовано 2,5 км подземных ходов. В катакомбах Парижа покоятся останки почти шести миллионов человек. Здесь захоронены Робеспьер, Фуке, Лавуазье, Паскаль, Перро, Рабле.

Биография очень подробно

Левандовскнй Анатолий - Максимилиан Робеспьер читать онлайн книгу 


Максимиллиан Робеспьер-https://www.youtube.com/watch?v=GJ Zw0y30A0Картинки:
1. Национальный Пантеон в Париже.
2. Робеспьер и Дантон.
3. Памятник Робеспьеру.
 
6 мая
6 мая 1889 года родилась Любовь Сергеевна Попова 

  (24 апреля (6 мая1889 — 25 мая 1924МоскваСССР) — русский и советский живописец, художник-авангардист (супрематизмкубизмкубофутуризмконструктивизм), графикдизайнертеатральный художник.

Первые уроки рисования Л. Попова брала у художника К. М. Орлова, который был другом её семьи.
В 1906 году она переехала в Москву, где получила среднее образование в гимназии С. А. Арсеньевой. В 1908 году Попова брала частные уроки в художественной школе Константина Юона.
В 1910 году Любовь Попова поехала в Италию, где брала частные уроки живописи.
В 1912 году посетила Париж, занималась живописью у Ле Фоконье и Ж. Метценже.
Попова увлеклась супрематизмом, стала членом группы Казимира Малевича Супремус, вместе с другими художниками-супрематистами работала в селе Вербовке и Скопцы.
Художник-оформитель двух спектаклей Театра им. Мейерхольда в стиле «сценического конструктивизма» — «Великодушный рогоносец» Ф. Кроммелинка (1922) и «Земля дыбом» С. Третьякова по пьесе М. Мартине «Ночь» (1923).
Любовь Сергеевна Попова, «Пространственно-силовое построение»

Картины
 
7 мая
7 мая 1780 года Екатерина II официально жаловала герб Санкт-Петербургу.
      
К началу 1710-х годов с городом и Ингерманландской (впоследствии — Санкт-Петербургской) губернией в качестве территориального знака ассоциировалось изображение скрещенных ключа и меча (символов апостолов Петра и Павла), помещенных на колонне, завершаемой короной.

Впоследствии эта пиктограмма была изображена на знамени Невского полка и личной печати Петра I. Одновременно для Санкт-Петербургских полков в 1712 году был разработан и другой знак — золотое пылающее сердце под золотой короной и серебряной княжеской мантией.

В 1722 году Петр I учредил особую герольдмейстерскую контору, которой было поручено сочинение гербов, в том числе и городских. Вскоре появилась новая эмблема для знамени Санкт-Петербургского полка: золотой скипетр с перекрещенными морским и речным якорями на красном поле, которая потом стала гербом Санкт-Петербурга. Скипетр указывал на столичный статус города, а якоря характеризовали его как морской и речной порт.

В 1729 году граф Б. Миних составил гербовник, в котором герб Санкт-Петербурга был представлен с некоторыми уточнениями: скипетр завершен государственным гербом — двуглавым орлом, а над щитом помещена императорская корона. Этот герб вместе с другими был представлен в Военную коллегию и удостоился высочайшего утверждения.

7 мая 1780 года Екатерина II специальным рескриптом закрепила существовавший и одобренный Сенатом герб Санкт-Петербурга. Тем самым императрица официально жаловала герб граду Петра, также была выдана грамота "На права и выгоды" с изображением герба: "В красном поле два серебряных якоря, положенные крестом и на них золотой скипетр". Якоря расположены по диагоналям лопастями вверх. Один из якорей двухлопастный — это морской якорь, другой, четырехлопастный — речная кошка. Скипетр завершен двуглавым орлом. Екатерина Великая в жалованной грамоте обязывала всех служащих использовать герб во всех городских делах.

Читают тему (гостей: 2)