Блоги
Фатеева Алена 31.01.2016 06:56

Разработка урока с использованием когнитивной технологии обучения

С сентября 2013 года ряд школ Приморского края, в том числе и наша, стали участниками эксперимента по апробации когнитивной технологии обучения (КТО), разработанной проф., к.п.н. Михаилом Евгеньевичем Бершадским. По теории педагогам известно, что термин "когнитивный" переводится как "познавательный".
Конечно, развитие познавательных способностей происходит при использовании любой педагогической технологии, но автор КТО подробно обосновал комбинации заданий, использование которых эффективно для отработки познавательных способностей учеников.
Учителя-экспериментаторы начали свою работу с создания комбинаций познавательных заданий, эффективных в преподавании определенных предметов.
В последние годы приходилось делиться опытом на заседаниях методических объединений, тематических семинарах. И всякий раз озвучивалась просьба: "Покажите разработку когнитивного урока, чтобы было понятно КАК нужно его конструировать.
Предлагаю познакомиться со сценарием моего открытого урока, разработанного в рамках краевого семинара для учителей-экспериментаторов. Это итоговый вариант, прошедший экспертизу у руководителя эксперимента Бершадского М.Е. и апробированный в работе. В настоящее время Михаил Евгеньевич использует данный сценарий при проведении курсов повышения квалификации учителей.
Познакомиться с материалами экспериментальной деятельности можно на нашем сайте: https://sites.google.com/site/ktoedu2013. Теория размещена на авторском сайте М.Е. Бершадского: http://bershadskiy.ru.


Тема: Отечественная война 1812 года

Учитель: Черенкова Елена Анатольевна, учитель истории и обществознания.
Урок № 4 по курсу «Истории России».
Класс: 8.
Тип урока: урок изучения декларативной информации.
Планируемые результаты:
1) Усвоение учащимися терминов, хронологии и фактографической информации по теме урока.
2) Развитие у учащихся умений и навыков:
- извлекать информацию из учебного текста, исторической карты, схемы Бородинского сражения;
- переструктурировать информацию (составление таблиц и схем на основе прочитанного текста параграфа и исторических документов, видеофрагмента, выполнение тезисного конспекта);
- прослеживать причинно-следственные связи между событиями;
- рассказывать (устно или письменно) об основных событиях Отечественной войны, выделяя оценочные суждения и факты (события);
- формулировать выводы.
3) Развитие у учащихся умения работать в группе в соответствии с установленными правилами поведения.
Способ формирования групп:
по результатам теста Амтхауэра экспериментальный класс был разделен на 3 группы:
низкий уровень: 5 учащихся;
средний уровень: 14 учащихся
высокий уровень: 5 учащихся
По результатам тестов Амтхауэра выявлено, что у учеников экспериментального 8а класса с низким когнитивным уровнем развития выявилась и низкая сформированность общеучебных умений.
На основании этого планируемые результаты для каждой группы учеников выделяются отдельно:
На высоком уровне когнитивной и общеучебной готовности:
- самостоятельно извлечь всю необходимую информацию (понятия, даты, персоналии, факты, суждения) из учебного текста, исторической карты, схемы Бородинского сражения, видеофрагмента;
- переструктурировать новую информацию в интеллект-карту или опорную схему;
- сформулировать вывод о причинах победы России в Отечественной войне 1812 года.
На среднем уровне когнитивной и общеучебной готовности:
- самостоятельно извлечь необходимую информацию (понятия, даты, фамилии полководцев) из учебного текста, исторической карты, схемы Бородинского сражения, видеофрагмента после необходимых пояснений учителя;
- самостоятельно переструктурировать новую информацию в таблицу.
- сформулировать вывод о роли полководцев в победе русской армии в войне.
На низком уровне когнитивной и общеучебной готовности:
- извлечь необходимую информацию (записать ответы на поставленные вопросы) по тексту учебника, готовым опорным схемам и консультирования учителя;
- усвоить понятия и термины (выявлять их признаки, выполнить задание);
- усвоить хронологию войны (определять порядок событий, выполнить задание).
- Сформулировать вывод о том, был ли победитель в Бородинском сражении.
Оборудование урока: учебная презентация, разноуровневые карточки-задания входной диагностики и первичного контроля, атласы с историческими картами, видеофрагмент «Отечественная война 1812 года», интерактивная доска.
Записи на доске:

Словарная работа:
1. Адъютант
2. Бюджет
3. Инфантерия
4. Ополчение
5. Флеши
6. Фураж
План изучения войны как исторического периода:
1. Участники войны.
2. Причины войны.
3. Повод к началу войны.
3. Соотношение сил и стратегические планы сторон
4. Основные события и даты.
5. Исторические личности, полководцы.
6. Итоги войны.
Домашнее задание:
1) Разработать маршрут экскурсии по местам боевых действий Отечественной войны 1812 г. с соблюдением хронологии.
2) Сообщения о Д.Давыдове, А.Фигнере, партизанском движении в период войны.


Структура урока:
1. Организационный момент (1 мин.).
2. Входная диагностика, взаимопроверка результатов, необходимая коррекция (6 мин.)
3. Изучение новой информации:
а) Постановка проблемы, мотивация учащихся (формулирование основных вопросов изучаемой темы) (1 мин.)
б) просмотр учебного видеоролика – (10 мин.);
в) первичное усвоение информации (работа в парах и группах) (15 мин.)
г) словарная работа (индивидуальное задание 1 ученику на интерактивной доске)
4. Диагностика первичного усвоения новой информации;
А) проверка выполнения работы в группах и парах (6 ± 2 мин.);
Б) необходимая коррекция (повторение материала по опорным схемам) – (±2 мин)
5. Рефлексия (3 мин.)
6. Домашнее задание (1 мин.).
ХОД УРОКА:


1. Организационный момент.


- Здравствуйте, ребята! Прошу занять свои места так, как мы определили на прошлом уроке и проверить, все ли вы приготовили к уроку.
2. Входная диагностика:
- На краю парт лежат карточки с заданиями. Прошу взять карточку № 1 (приложение 1) и выполнить задания, вписав ответы на карточке. На выполнение этого задания вам дается 5 минут.
(ученики выполняют задания по карточкам).
-А теперь проверим, что у вас получилось (слайд 1 – задание 1 озвучивает группа 1, задание 2 – группа 2, задание 3 – группа 3). Кто решил правильно все 3 задания? Кто выполнил правильно 2 задания? Кто решил одно задание? Кто не справился? В конце урока я прошу вложить эту карточку к тетрадь и сдать на проверку.
(ученики поднимают руку, учитель пересаживает нескольких учеников в другие группы)
- Давайте еще раз обратим внимание на свои ошибки и вспомним опорные схемы прошлого урока «Внешняя политика Александра 1 в 1801-1812 гг.» (слайд 2-4)
(ученики повторяют опорные схемы, выделяя пункты, в которых были допущены ошибки).
3. Изучение новой информации:
- На прошлом уроке мы пришли к выводу: Александр 1 хорошо понимал, что война между Россией и Францией неизбежна, открытым оставался лишь вопрос, когда именно она начнется и чем закончится. Тема сегодняшнего урока «Отечественная война 1812 года».
(ученики записывают тему в тетрадь).
А) Постановка проблемы: Ребята, войны как историческое явление имеют общие и особенные черты. На доске приведен знакомый вам примерный план изучения войн. Но война 1812 года имеет и особенные черты, которые мы должны выявить, изучив данную тему, почему эта война называется Отечественной?
(В течение урока учитель отмечает на доске вопросы, на которые были даны/не даны ответы).
Б) - Сейчас мы переходим к изучению новой информации. Сегодня материал урока вам будет представлен в виде учебного ролика (https://www.youtube.com/watch?v=iRspm6R93Y0). По ходу объяснения диктора, прошу обращать внимание на карты № 1 и 2 в атласе и схему Бородинского сражения на цветной вкладке вашего учебника, можете делать необходимые записи в ваших тетрадях.
(ученики смотрят ролик, делают записи в тетради).
В) - Поскольку вопросов мы выявили много, материал объемный, то каждая группа будет работать над собственным заданием и затем представит результаты своей работы классу. Группы 1 и 3 работают своими командами. Пожалуйста, повторите правила работы в группе (карточка с правилами работы в группе и групповое задание находятся в розовых конвертах, слайд 5). Группа 2 разбита на пары, задания выполняет каждая пара отдельно, итоговые выводы формулирует вся группа. Организация работы на уроке понятна? Прошу обратить внимание на знакомые вам термины и понятия, указанные после параграфа, а также на экране (слайд 6).
- Я прошу взять карточку № 2 (приложение 3) и приступить к работе. Время на выполнение этого задания -15 минут.
Г) – Я приглашаю одного ученика из группы 1 к интерактивной доске для выполнения задания с терминами (приложение 2)
(может пользоваться учебником; правильно выполненное задание высвечивается на экране до окончания групповой и парной работы).
4. Диагностика первичного усвоения новой информации:
А) проверка выполнения работы в группах и парах.
- Время истекло. Проверяем выполнение задания (выступление групп):
? Группа 3: демонстрирует свою опорную схему (интеллект-карту), выполненную на ватмане или на ноутбуке (по желанию), называет причины победы России в войне 1812 г. и основные итоги и особенности войны: война была справедливой, освободительной – Отечественной, в ней участвовала не только армия, но и весь народ.
? Группа 2: называет важные события, сражения, в которых проявилось полководческое искусство, которые они зафиксировали в хронологической таблице. Делают вывод об особенностях войны.
? Группа 1: представляет информацию по Бородинскому сражению, делает вывод о том, что победителя в этой битве не было (слайды 10-11).
Б) необходимая коррекция (повторение материала по опорным схемам – демонстрируются на слайдах 7-9).
(Тетради с выполненными заданиями ученики сдают на проверку).
5. Рефлексия.
- Давайте еще раз обратим внимание на те вопросы, ответы на которые мы должны были найти на уроке. На какие вопросы мы уже ответили? На какие – не нашли ответа? Что было сложным? Что понравилось?
На следующем уроке мы продолжим изучение темы и узнаем, какой вклад в победу России внесли партизаны и простой народ и что произошло после разгрома французской армии и бегства Наполеона из России.
6. Домашнее задание. § 4, представьте себе, что вы должны провести экскурсию по местам, связанным с событиями Отечественной войны 1812 г. Составьте маршрут таким образом, чтобы у туристов сложилось представление о хронологическом порядке событий.
Индивидуальные творческие задания: сообщения о Д.Давыдове, А.Фигнере, партизанском движении.
3286 6
Комментарии:
Елена Анатольевна, ваш опыт очень интересен, но было бы лучше, если вы загрузили урок в библиотеку сообщества вместе с презентацией.
Урок интересный! Ментальную карту Ваши ученики создавали в каком сервисе?
Информация интересная, хотелось бы и увидеть практическое применение.
Спасибо за отзыв, Татьяна Владимировна! на открытом уроке ученики рисовали интеллект-карту на ватмане (к сожалению, в кабинете нет интернета). Для экономии времени я представила картинки и элементы структуры уже вырезанными, а группа их приклеивала в нужном порядке и дорисовывала связи, делала подписи. А на уроках в обычном порядке - даю свой ноутбук с установленной программой Cmap Tools (она свободно скачивается и устанавливается на компьютер).
Валентина Ивановна, приходите ко мне на урок - покажу, что умеют дети, участвующие в эксперименте. Видео с уроков представить не могу - я не распоряжаюсь экспериментальными материалами. В открытом доступе мы выложили материалы по КТО эксперименту на нашем сайте (там есть и видео), посмотрите.
https://sites.google.com/site/ktoedu2013/
Как всегда педагоги Приморья отстают от всех в ИКТ. Я провела Интернет от кабинета информатики. Попробуйте. Правда не ко всем сервисам есть доступ. Но уже легче и интереснее стало работать!

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.