Блоги

Школьный лагерь - 2015. Часть 2. Золото.

Много ли есть людей, которые участвовали в добыче золота? Наверное этим может похвастаться не каждый. Но те ребята и учителя, которые принимали в этом году участие в 14 Межрегиональной Экологической Экспедиции школьников России в Пермском крае, смело могут причислить себя к золотоискателям. Принимающая сторона в лице учителя школы №7 города Перми Ирины Александровны Баскевич организовала для участников экспедиции поездку на золотые прииски, на которых каждый желающий мог попытать счастья. Место, где мы искали золото, находится в районе поселка Промысла (ударение на букву «а»). Оно знаменито тем, что именно здесь 5 июля 1829 года крепостным мальчиком Павлом Поповым был найден первый в России алмаз.
Но мы приехали в Промысла не за алмазами, а за золотом (неплохо звучит, правда?). В моем представлении процесс промывки золота должен был проходить на реке с чистой прозрачной водой и быстрым течением с использованием чего-то вроде решета, в котором застревают золотые самородки. Но все оказалось не совсем так. Вместо реки мы пришли к берегу озера с глинистыми берегами и мутной желтоватой водой. Вместо решета нам выдали пластиковые тазы и алюминиевые тарелочки. Нашу команду сопровождал известнейший человек в мире золотодобычи Борис Григорьевич Шадрин. Он то и познакомил нас с процессом промывки. Вначале по берегам озера мы набрали по целому тазу глины вперемежку с камнями. Затем постепенно стали промывать эту массу, удаляя оттуда корни растений, крупные камни и все то, что растворялось в воде.
От 10-12 килограмм исходного материала осталось меньше половины. Этот остаток нужно было пропустить через сито (сито все-таки было). То, что застряло в ячейках сита, а это, в основном были камешки различного размера, следовало осмотреть на предмет наличия золотых самородков. Осмотр не дал положительного результата, и камешки были выброшены в озеро. После всех процедур на дне таза осталось небольшое количество черноватого песка, который также следовало промывать или, если следовать профессиональной терминологии, «домывать». Для домывки берется горстка этого песка, кладется в металлическую тарелочку и постепенно промывается. Более крупные и легкие частички удаляются наружу, а золото, если оно есть, оседает на дно тарелки.
Самая последняя стадия домывки – черная фракция, когда остаются только самые мелкие песчинки. Здесь нужно внимательно смотреть, не блеснет ли золотая песчинка. Если нет, то берется следующая горсть песка и все начинается сначала.
Наша группа из трех человек промыла 6 или 7 тарелок песка, пока не нашла одну песчинку золота. Радости не было предела! Тут-то мы и поняли, как начинается «золотая лихорадка». Но уже темнело, пришлось прекратить нашу работу и поехать в лагерь. По дороге я подводил итоги дня: 12 килограмм породы, несколько часов работы, одна песчинка золота и куча положительных эмоций. И пусть нашу находку можно разглядеть только в микроскоп, зато выглядит она как настоящий самородок!
1985 5
Комментарии:
Золотая лихорадка удалась. Представляю сколько радости было у ребят.
Я бы тоже с огромным удовольствием, как правильнее сказать..., вымывала бы золотце, пусть даже ничего найдено и не будет, зато сколько драйва!
Правильней сказать "намывала". Алексей Васильевич, не перестаю удивляться, какой Вы смелый человек - через полстраны привезли ребят в походно-полевые условия. Да еще лето нынче совсем уральское. Несмотря на погоду, такие путешествия не забыть! Повезло Вашим ученикам. Кстати, про первый алмаз есть повесть для подростков "Павкин алмаз" автор Леонид Печенкин. Хорошо там описывается и жизнь старателей на приисках в XIX веке.
Спасибо, Ольга Ринатовна, постараюсь найти и прочитать эту книгу.
Недавно смотрели всей семьей фильм "Территория", находимся под впечатлением. Как красива и богата наша страна! Как тяжел труд геологоразведчиков!
Согласна с Ольгой Ринатовной, что Вашим ученикам очень повезло с учителем, так любящим свою профессию и детей!

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.